Надо Знать

добавить знаний



Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого



План:


Введение

050.454 0030 .507 Координаты : 50 ? 27ь14 "с. ш. 30 ? 30ь25 "вост. д. / 50.453889 ? с. ш. 30.506944 ? в. д. (G) 50.453889 , 30.506944

Корпус по ул. Ярославов Вал, 40
Центральный вход

Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого - высшее учебное заведение в Украина. Многопрофильное учреждение художественного образования - является активным участником общего процесса гуманитарного развития общества, сохранение и приумножение духовных ценностей, интеграции Украины в европейское и мировое культурное пространство.


1. Обучение

1.1. Факультеты

  • Актерское искусство
  • Театроведение
  • Театральное дело
  • Хореография
  • Сценическая речь
  • Музыкальное воспитание
  • Кинорежиссура
  • Телевидение
  • Звукорежиссура
  • Кинотелеоператорство
  • Киноведение
  • Организация кино-, теле
  • Драматургия кино и телевидения

2. История

2.1. До 1917

В XIX веке, когда шел процесс становления украинского профессионального театра, в Украине не было специальных школ, готовящих украинских актеров, потому что не существовало украинской школе вообще.

Понимая тяжелое положение с театральным образованием в Украине, М. Л. Кропивницкий и М.П.Старицкий посылали своих дочерей на учебу в театральных училищ в Санкт-Петербурге и Москве. Учредить же собственную, украинскую театральную школу не было возможности из-за запрета вообще преподавание на украинском языке в любых школах в пределах Российской империи.

Не без личного участия и поддержки одного из крупнейших украинских театральных деятелей Михаила Петровича Старицкого великий украинский композитор Николай Витальевич Лысенко, имя которого еще при жизни был назван в славном кисти корифеев украинской сцены, еще в 1898 года возбудил перед царской властью вопрос о создании не просто музыкальной, что, казалось бы, было ему более с руки, а именно музыкально-драматического школы в Киеве. Через год, 5 марта 1899 г., Министерство внутренних дел в Петербурге утвердило устав этой школы. Однако из-за отсутствия необходимых средств открытия частной Музыкально-драматической школы Н. Лысенко произошло через пять лет - в сентябре 1904-го, на средства, собранные в конце 1903 г. украинским гражданством как дар Лысенко по случаю 35-летнего юбилея его творчества для приобретения дачи под Киевом. Присутствовал на юбилейных торжествах известный общественный деятель и кооператор Николай Левитский предложил поклонникам таланта М. Лысенко открыть в Киеве Музыкальную школу. Эта мысль исходила от самого Лысенко, который ждал такие средства, чтобы направить их на основания школы, и арендовал для нее помещение в доме профессора-психиатра И. Сикорского на ул. Большой Подвальной (теперь: Ярославов Вал).

После смерти Н. Лысенко, которое произошло 24 октября (7 ноября) 1912 г. не без негативного влияния на его здоровье упомянутой бюрократической волокиты под угрозой закрытия школы, основанный им учебное заведение получило имя М. Лысенко. Руководство школы взяла на себя директорская коллегия во главе с преподавателем скрипичной игры Н. Вонсовский, по выбору наследников Лысенко, а через год - дочь композитора - пианистка Марьяна Николаевна Лысенко, которая в 1914 году окончила Московскую консерваторию. К работе на драматическом отделении, кроме М. М. Старицкой, были привлечены ведущие актеры и режиссеры киевских русских театров

Именно по этой школы в 1916-1917 годах учащаяся молодежь потянулась к театральной студии Леся Курбаса, на базе которой возник руководимый им "Молодой театр" - революционное явление в истории украинского театра.


2.2. Революционные годы 1917-1919

Как только созрела общественно-политическая ситуация после падения царского режима в России и после провозглашения Украиной сначала автономной (1917 г.), а затем и независимым государством (1918 г.), это учебное заведение пожелал узаконить статус, он фактически имел к этому, то есть признать себя высшей школой. Подготовительные мероприятия по этому принимались еще с 1917 года, за Украинской Центральной Рады, но представление, подписанное директором Музыкально-драматической школы имени Лысенко, рассматривался 1918 уже при новой власти, в короткий период существования украинского государства, возглавляемой гетманом Павлом Скоропадским. Учитывая заявление директора Марьяны Лысенко, где высказывалось просьбе "позволить превратить (реформировать) Музыкально-драматическую школу в Высший музыкально-драматический институт, который давал бы ученикам законченную художественно-техническое образование и по окончании - звание свободного художника с правом носить по званию нагрудный признак ", а также приложены к заявлению проект устава и учебный план, Главное управление искусств и национальной культуры Министерства образования украинского государства подготовило законопроект" О преобразовании Музыкально-драматической школы имени Лысенко на Высший музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко с программой и правами консерватории ". Этот документ утвердил 2 сентября 1918 по № 180 Головноуправляючий делами искусств и национальной культуры Петр Дорошенко. Но до утверждения этого законопроекта Советом Министров Украинского Государства дело не дошло. Поэтому упомянутый законопроект фигурирует в различных делах 1918-1919 годов как законодательный акт по реформированию этого, еще частного тогда, учебного заведения, который ставил своей задачей готовить "свободных художников". Ректором Высшего музыкально-драматического института имени Н. Лысенко в 1919-1920 гг был Феликс Михайлович Блуменфельд (1863-1933), родом из Украины, один из трех братьев - известных украинских и российских музыкальных деятелей.

После распада гетманата (14 ноября 1918 г.) правительство восстановленной Украинской Народной Республики не оставлял вновь институт без своей опеки. 17 января 1919 Совет Министров УНР издала постановление об ассигновании в распоряжение Министерства народного образования 72 тысяч рублей на единовременную субсидию Вы-щому музыкально-драматическом институте имени Лысенко на второе полугодие 1918/1919 учебного года, но успел институт получить указанные средства от этой власти, которая очень скоро в Киеве изменилась, неизвестно.

Новый советский орган - Комиссариат по охране культурно-просветительных учреждений и организаций - где-то в конце февраля - начале марта 1919 года, приняв делегацию института, удовлетворил ее просьбу о предоставлении другого, лучшего помещения: перевел институт Большой Подвальной, 15 на ул. Большую Владимирскую, 45 (теперь здесь - Дом ученых Национальной академии наук Украины).


2.3. Довоенный период

Деникинская нашествие на Киев с общей экономической трудностями, репрессиями и реквизицией имущества института не способствовала становлению института. Только с 1922 года Народный Комиссариат просвещения УССР (по терминологии тех лет - Украинской Социалистической Советской республики) обращает внимание на это учебное заведение музыкального и театрального искусства, помогая ему определенными ассигнованиями. Тогда же институту было предоставлено лучшее помещение на ул. Крещатик, 52. С тех пор и до сих пор институт арендует это помещение в городской государственной администрации.

Обучение в институте оставалось платным, но в 1924/1925 учебном году 83% студентов из рабочих и крестьян были освобождены от платы за обучение.

В 1924 г. была введена так называемую соцакадемичну проверку состава студентов и определено иное целевое направление художественного образования: выпускать не просто исполнителя, а организатора музыкального и театрального процесса. Это, во-первых, влияние на социальный состав студенчества, а во-вторых - определило потребность в подготовке работников на фронте культурно-театрального строительства, иначе говоря - высокообразованных режиссеров организаторов не только профессионального театра, но и любительской работы в клубах, сильбуд, школах и т.д.. Все это требовало огромной работы по реконструкции учебного плана на драматическом факультете. Иначе говоря, были объединены обучения актеров и режиссеров профессиональных театров, а также организаторов художественной самодеятельности: есть институту было предоставлено функцию, которую в послевоенные десятилетия были переданы создаваемым институтам культуры по подготовке актеров и режиссеров для непрофессиональных театра. Разница между ними тогда, в 20-х годах, заключалась, однако, не в уровне квалификации, как это произошло с образованием институтов культуры, а в методах самой работы.

Во главе Высшего музыкально-драматического института имени Н. Лысенко стоял в 1924-1928 гг выдающийся музыковед Николай Алексеевич Гринченко.

1930 года по единственный прием на польский актерский курс, поскольку в Киеве с 1929 г. существовал Польский государственный театр, творческий состав которого в 1937-1938 гг почти все были репрессированы, и в конце театр закрыт. Зато, 1937 года возобновился массовый прием на российский ак-торский курс.

В 1930 г. умирает профессор М. М. Старицкая. В конце 20-х - начале 30-х годов началась "чехарда" в руководстве институтом: после освобождения М. А. Гринченко, с последующим его арестом по политическим причинам, в 1928 году на должность ректора назначили хормейстера С. М. Романюка, а в 1932 году его сменил (уже в должности директора) С. П. Тышкевич-Азважинський (несмотря на проведение ими партийной линии, оба были репрессированы в середине 30-х годов).

1934 после нескольких публичных проработок был освобожден от должности профессора института выдающегося театроведа П. И. Рулина из-за его якобы апологетическое отношение к А. С. Курбаса (уволенного из театра "Березиль" в Харькове в конце 1933 г. арестованного в 1934 г. и расстрелянного на Соловках в 1937 г.) и за сотрудничество с репрессированным в 1930 г. академиком С. А. Ефремовым.

С различных должностей в институте тогда было устранено и других, менее известных личностей, а некоторых и арестованы и уничтожены.

1934 года, когда столица Советской Украины была переведена из Харькова в Киев, произошли изменения не только в государственных, но и культурно-образовательных структурах. Именно в том году Музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко был реорганизован: музыкальные факультеты объединены с музыкальным техникумом, который существовал после ликвидации Киевской консерватории в 20-х годах, и таким образом восстановлено Киевскую государственную консерваторию, за которой, однако, не было оставлено имени Н. Лысенко, потому что именно в то время был объявлен украинским буржуазным националистом (1940 г. консерватории присвоено имя я русского, а объективно - и украинские, композитора П. И. Чайковского), а на базе драматического факультета создан отдельный Киевский государственный театральный институт, который стал единственным театральным высшим учебным заведением в республике, поскольку музыкально-драматические институты в Харькове и Одессе в начале 30-х годов были ликвидированы.

С тех пор в стенах Киевского государственного театрального института имени Л. Курбаса произносилось только в сопровождении бранных эпитетов, а все бывшие сторонники были "убраны" из учебного заведения. Воцарилась шаблонная ориентация на единую, канонизированную "систему" К. С. Станиславского, отступление от которой расценивалось как идеологическая диверсия с соответствующими репрессивными последствиями. Теперь реалистические традиции украинского театра корифеев накладывались на "систему" К. С. Станиславского и определялись как столбовая дорога в украинском театре за господствующего тогда так называемого метода социалистического реализма. Наконец, именно "система" К. С. Станиславского в творческом ее восприятии положена в основу современной украинской театральной педагогики.

В 1934 г. при Киевском государственном театральном институте был создан учебный театр, работавший до начала войны.


2.4. Военные годы 1941-1945

С взрывом войны в 1941 г. институт эвакуировался в Харьков, оттуда - в Саратов, затем переехал в Москву, где был объединен с Государственным институтом театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне - Российская академия театрального искусства). Художественным руководителем украинского отдела был назначен выдающийся российский актер, народный артист СССР, профессор М. М. Тарханов, рядом с ним работал И. И. Чабаненко.

Между тем в 1941-1943 гг преподаватели и студенты, которые не смогли эвакуироваться из Киева, работали и учились в объединенной Музыкально-театральной академии, которую по инициативе украинской интеллигенции было открыто в конце 1941 г. в помещении на углу бульвара Шевченко и улицы Пирогова, где сейчас размещен Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. Во главе этого учебного заведения стал сын Н. В. Лысенко - Остап Николаевич Лысенко. Однако, в начале 1943 г. немецко-фашистская власть, которая не желала развития украинской культуры и развернула репрессивные меры в отношении отдельных украинских политических и культурных деятелей, закрыла этот украинский выше художественное учебное заведение.

В ноябре 1943 года институт переехал из Москвы в Харьков, где вскоре было восстановлено отдельный государственный театральный институт, а летом 1944 г. он был реевакуйований в Киев. Поскольку Крещатик лежал в руинах, то, несмотря на то, что дом, в котором работал институт до войны, остался целым, в нем занятия еще не восстановились, и поэтому институт примистилы в школе на ул. Маловасилькивський, где он пробыл до 1951 года, после чего его перевели снова на Крещатик, 52.


2.5. Послевоенный период

Послевоенный период истории института обозначен важными событиями. Из Москвы он вернулся несколько модифицированное названием "Киевский государственный институт театрального искусства", а в 1945 г., по случаю столетия со дня рождения выдающегося украинского драматурга и театрального деятеля И. К. Карпенко-Карого, институту присвоено его имя.

В 1965 году институту предоставлено помещение прежней экономической школы Терещенко по ул. Ярославов Вал, 40, но учебный процесс здесь был налажен после ремонта в 1968 году. Тогда же здесь после длительного перерыва возобновил свою работу учебный театр. А в 1986 году институту предоставлено нежилое помещение под учебный корпус на ул. Ярославской, 17/22. Начатое в 1986 году строительство нового корпуса института на Львовской площади прекращено в 1995 году из-за отсутствия государственных средств.

В 80-90-х годах XX в. в институте впервые в Украине открыто специализации "хореография", "диктор и ведущий телепрограмм", "звукорежиссура", "режиссура цирка", в 2003 г. - "актер кукольного театра".

В 90-х годах XX в. институт прошел государственную аттестацию (1999 г.), лицензирование всех специализаций (1997, 1999, 2001 гг), аккредитацию по третьему (1999 г.) и по четвертому уровню (2002 г.).

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 апреля 2003 г. Киевский государственный институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого переименован в Киевский государственный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого. С июля 2003 г. университет возглавляет бывший выпускник института по специализации "организация театрального дела", заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения, профессор А. И. Безгин.


3. Университет сегодня

Сейчас в штате Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого среди 188 штатных преподавателей - 9 докторов наук, профессоров, 27 профессоров без ученой степени доктора наук, 62 кандидата наук и доцента. Многие преподаватели удостоены высоких почетных званий: 14 народных артистов, 20 заслуженных деятелей искусств, 1 заслуженный деятель науки и техники, 10 заслуженных артистов, 3 заслуженных работника культуры, 1 заслуженный работник народного образования. Университет в разные годы закончили, работали и сейчас работают 15 академиков, 12 членов-корреспондентов и один почетный действительный член Академии искусств Украины. Сегодня Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого - это мощный высокопрофессиональный образовательное учреждение, в котором осуществляется подготовка кадров по целому арсеналу лицензированных художественных специальностей и специализаций. Учебно-методическая, научно-исследовательская, профессиональная подготовка и воспитание будущих специалистов осуществляется в университете на двух факультетах - театрального искусства и искусства кино и телевидения по дневной (стационарной), вечерней и заочной формами обучения (по отдельным специализациям). Организацию этой работы под руководством высококвалифицированных специалистов осуществляют ректорат, три деканаты, 14 кафедр университета, учебный театр и учебный кинотелекомплекс.


4. Фигуры

Именитые из тех, кто учился здесь во второй половине XX в., Занимали, а некоторые и до сих пор занимает лидирующие места на цени и в кино, в театроведение и киноведении. Это, в частности:

театроведы

Лидия Белецкая, Юрий Бобошко, Аркадий Драк;

актеры

Василий Селезенка, Элина Быстрицкая, Ада Роговцева, Константин Степанков, Евгения Золотова, Валентина Зимняя, Виктор Цимбалист, Нонна Копержинская, Анатолий Скибенко, Владимир Аркушенко, Александр Гринько, Виталий Розстальный, Анатолий Пазенко, Марина Герасименко, Степан Олексенко, Иван Миколайчук, Раиса Недашковская, Бронислав Брондуков, Зоя Недбай, Михаил Голубович, Олег Шаварский, Тамара Стратиенко, Иван Гаврилюк, Лариса Хоролец, Валерий Ивченко, Богдан Ступка, Петр и Богдан Бенюк, Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев, Татьяна Назарова, Ольга Сумская, Виталий Линецкий, Галина Кияшко, Юрий Горбунов, Миронец Виктория Владимировна, Валькова Владислава Витальевна, Щеголева Радмила Валентиновна, Загорянская Екатерина Федоровна;

кинорежиссеры и операторы

Безручко Александр Викторович, Вильнер Владимир Бертольдович, Горчинский Анатолий Аркадьевич, Грозак Валерий Михайлович, Гузеев Игорь Яковлевич, Денисенко Владимир Терентьевич, Елизаров Петр Алексеевич, Ильменский Евгения Александровна, Ильменский Александра Александровна, Кисин Виктор Борисович, Козырь Александр Фомич, Кордун Василий Иванович, Кривонос Игорь Васильевич, Левчук Виктор Алексеевич, Лысенко Оксана Георгиевна, Махньов Валерий Алексеевич, Мерзликин Николай Иванович, Митницкий Эдуард Маркович, Нахманович Рафаил Аронович, Оноприенко Андрей Михайлович, Познанский Сергей Владимирович, Санников Дмитрий Захарович, Соболев Феликс Михайлович, Танюк Леонид Степанович, Тартишников Сергей Александрович, Ткаченко Владимир Иванович, Томашпольский Дмитрий Львович, Хорев Юрий Михайлович, Шумович Александр Владимирович, Яковлев Игорь Викторович, Яровенко Игорь Адамович, Ясинская Людмила Петровна, Ящишин Андрей Романович и другие;

а также

Загребельный Павел Архипович.

Среди преподавателей: Вонсовский Н., Лысенко М. М., Астафьева В. Л., Зубавина И. Б., Лисецкий С. А., Иванок Г. М., Скуратовский В. Л. и др..


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам