Киевский скоростной трамвай

Киевский скоростной трамвай - сеть скоростных линий киевского трамвая, состоящий из двух линий, по которым курсирует пяти маршрутов. Первая линия соединяет железнодорожный вокзал и жилой массив Борщаговка (правый берег Днепра), а вторая - с.п. Троещина 2 с жилым массивом Выгуровщина-Троещина (левый берег Днепра).

Киевский скоростной трамвай, первый участок которого была открыта 1 февраля 1975 года, стал первым на территории бывшего СССР. Он физически интегрированный в городскую трамвайную сеть. Однако из-за того, что левобережная и правобережная сеть киевского трамвая не имеют связи, фактически две линии полностью отделены друг от друга. Киевский скоростной трамвай считают классическим примером скоростного трамвая.


1. История

1.1. Строительство и расширение правобережной линии (1975-1980-е)

Правобережная линия Киевского скоростного трамвая стала первой линией скоростного трамвая в СССР. Первая очередь была введена в эксплуатацию 1 февраля 1975 года. Единственным маршруту стал № 3, который ездил от вокзала к редукторным завода (8 км). 1 января 1977 года был открыт маршрут № 1 Дворец Спорта - Улица Семьи Сосниных (26 км), а маршрут № 3 продлен до Кольцевой дороги.

1 сентября 1977 года маршрут № 3 изменено: "Площадь Победы" - "Кольцевая дорога" (19 км). 28 декабря 1984 года маршрут № 1 продлен до улицы Булгакова (30 км).

Станция "Полевая" правобережной линии до реконструкции.

Существовали планы по продлению линии скоростного трамвая от площади Победы до железнодорожного вокзала, в район Красноармейской улице, дальше тоннелем к бульвара Леси Украинские и Моста Патона с пересадкой на станции метро Вокзальная, Дворец Украина, Печерская, однако эти планы не были реализованы [1]


1.2. Строительство левобережной линии (1980-е-2000-е)

После того как для удешевления проекта было отложено строительство Левобережной линии Киевского метро, было решено строить вторую линию скоростного трамвая с целью сообщения жилмассива Выгуровщина-Троещина со станцией метро "Левобережная".

Строительство началось в 1993 году. Был сооружен строительную площадку близ современной станции "Каштановая", туда были завезены рельсы. Однако впоследствии появились значительные проблемы с финансированием проекта. Первый из четырех путепроводов над трамвайной линией (вблизи станции "Сабурова") был сдан в эксплуатацию в 1995 году. Строительство других велось крайне медленно.

В 1999 году руководством города было приказано закончить строительство линии ко Дню Киева в 2000 году. Но участок до станции метро "Левобережная" построить за год было крайне трудно. В связи с этим первая очередь строительства было вдвое уменьшено.

Весной 2000 года было закончено работы по возведению трамвайного моста над проспектом Ватутина, где находится одноименная остановка. В начале мая 2000 года осуществлено испытание линии, а в День города, 26 мая 2000 года, линия была торжественно открыта мэром Киева Александром Омельченко.

Станция "Гната Юры" правобережной линии после реконструкции. 2011 год

Второй линией скоростного трамвая курсировал маршрут № 2: скоростной участком от проспекта Ватутина до остановки "Милославская" и нескоростного от остановки "Милославская" до остановки 28-го трамвайного маршрута "Улица Сабурова". В отличие от первой линии, по этой линии трамваи курсировали только до 18 часов, а в выходные - до 15 часов, при этом интервал движения трамваев достигал полчаса и больше. Основной пассажиропоток составляли отдыхающие, ехали с Вигуровщины-Троещины на пролив Десенку, так как маршрут был убыточным и ненужным, потому пролегал в пределах одного микрорайона.


1.3. Реконструкция правобережной линии (2000-е)

Трамвай типа Tatra KT3UA на правобережной линии скоростного трамвая

С конца 1999 года власти города планировали начать реконструкцию скоростной линии. 1 июня 2001 года состоялось закрытие пассажирского движения по улице Саксаганского и демонтаж трамвайного разворотного кольца возле Дворца Спорта, поэтому трамвайный маршрут № 1 (Дворец спорта - Улица Булгакова) был закрыт, вместо него открылся маршрут 1-к Улица Старовокзальная - Михайловская Борщаговка. В 2005 году маршрут № 1-к перенумерованы в маршрут № 1.

9 июня 2007 года началась реконструкция скоростного трамвая. Согласно проекту планировалось реконструировать линию за 30 месяцев. На первом этапе было закрыто участок "Гната Юры" - "Кольцевая дорога", с 1 августа 2007 года - участок "Улица Старовокзальная" - "Площадь Победы". В это время трамваи трамвайный маршрут № 1 был вновь перенумерована в 1-к и сокращен до станции "Площадь Победы", а маршрут № 3 временно закрыт.

26 ноября 2007 года была завершена реконструкция разворотного кольца на улице Старовокзальной, а 7 апреля 2008 года - на участке "Гната Юры" - "Кольцевая дорога" и восстановлено движение маршрута № 3.

8 апреля 2008 года закрыто участок "Площадь Победы" - "Воздухофлотская", а для разворота трамваев построено временное кольцо возле Центрального ЗАГСа. В настоящее время конечной остановкой для маршрутов № № 1-к и 3 была станция "Политехническая". Разворотное кольцо на станции "Площадь Победы" демонтирован

10 октября 2008 года была закрыта участок "Политехническая" - "Ивана Лепсе", а движение трамвайных маршрутов № № 1 и 3 был восстановлен до Старовокзальной улице в объезд через Лукьяновке, для чего была построена временная соединительная ветвь у станции "Ивана Лепсе".

13 июня 2009 года в связи с закрытием на реконструкцию участка "Ивана Лепсе" - "Гната Юры" временно полностью прекращено движение трамвайных маршрутов № № 1 и 3 , А также работу депо имени Шевченко.

Начиная с осени 2009 года на 4-х станциях участка "Кольцевая дорога" - "Ивана Лепсе" строятся накрытия над пасажирськими платформами и ведется ремонт подземных переходов. Возле станции "Гната Юры" построен дополнительный трамвайный поворот от Кольцевой дороги в направлении депо.

Сроки окончания реконструкции линии постоянно переносились, и вместо запланированного конца 2009 года первая очередь была открыта 16 октября 2010 года. Через несколько дней 12 из 13 станций трамвая были открыты для пассажиров [2].

Кроме двух существующих маршрутов № 1 и № 3 был открыт также новый - № 2 с Кольцевой дороги на Михайловскую Борщаговку [3].


1.4. Развитие левобережной линии (2010-е)

Панорама левобережной линии скоростного трамвая на Троещине

1 января 2009 года движение на левобережной линии был отменен [4] [5] Изначально планировалось, что в будущем, вместо левобережного скоростного трамвая, на его месте пройдет Левобережная линия Киевского метро. 2010 года городские власти решили отложить строительство метро и продолжить трамвайную колею в с.п. Троещина, однако осуществлению этих планов долгое время мешал водозабор, три водоводы и гаражный кооператив [4]. Поэтому длительное время работы продвигались довольно медленно, и наконец было решено трамвайную линию до платформы "Троещина" не строить, а создать новый пересадочный узел с трамвая на городскую электричку. Лишь в начале 2012 года был разобран разворотное кольцо за станцией проспект Ватутина и началось прокладки путей к новой железнодорожной платформы, строительство которой началось одновременно с удлинением трамвайной линии [6] [7].

В 2012 году линия была продлена на одну станцию ​​- Троещину-2, которая расположилась рядом с нововыстроенной одноименной станцией городской электрички. 24 октября состоялось торжественное открытие, а 25 октября линия была открыта для пассажирского движения [8]. Были запущены два маршрута - № 4, который стал чисто скоростным и пролегает только по ул. Оноре де Бальзака до станции "Ул. Милославская", и № 5, курсирующий по улицам Оноре де Бальзака, Милославской и Закревского до остановки "Улица Сабурова", которая расположена на пересечении улиц Сабурова и Закревского. С трамваев маршрута № 5 возможно пересесть на трамваи № 28, 33 и 35 . К 31 января 2013 проезд был бесплатным.


2. Инфраструктура

Турникеты для оплаты проезда на станции "Кольцевая дорога"

2.1. Правобережная линия

Правобережная линия киевского скоростного трамвая насчитывает 12 станций скоростного трамвая, одну закрытую станцию ​​и семь станций обычного трамвайного сообщения. Линия от станции "Кольцевая дорога" до станции "Старовокзальную" полностью отделена от проезжей части, что исключает препятствия на пути вагонов, то есть полностью соответствует стандартам скоростного трамвая. Линия от остановки Михайловская Борщаговка до поворота на перегон между станциями "Гната Юры" и "Ромена Роллана" является обычной трамвайной линией со светофорами и перекрестками. Согласно единственным полностью скоростным маршруту правобережной линии есть только № 3.

Для оплаты проезда для прохода на станции установлены специальные турникеты.

Линию обслуживает переведено из центра города на Борщаговку (построено в 2004 - 2005 годах) Трамвайное депо имени Шевченко (пр. Академика Королева, 7).


2.2. Левобережная линия

Левобережная линия насчитывает 7 станций скоростного трамвая, восемь станций обычного трамвайного сообщения и недостроенный пункт технического обслуживания. Линия отделена от проезжей части забором, что исключает препятствия на пути вагонов, поэтому полностью соответствует стандартам скоростного трамвая.

3. Маршруты

Станции и остановки
1 ост. "Михайловская Борщаговка" - ост. "Улица Булгакова" - ост. "Улица Григоровича-Барского" - ост. "Улица Жолудева" - ост. "Улица Зодчих" - ост. "Бульвар Кольцова" - ост. "Улица Генерала Потапова" - ст."Гната Юры" - ст."Семьи Сосниных" - ст."Ивана Лепсе" - ст."Героев Севастополя" - ст."Национальный авиационный университет" - ст."Индустриальная" - ст."Полевая" - ст."Политехническая" - ст."Площадь Победы" - ст."Старовокзальная"
2 ост. "Михайловская Борщаговка" - ост. "Улица Булгакова" - ост. "Улица Григоровича-Барского" - ост. "Улица Жолудева" - ост. "Улица Зодчих" - ост. "Бульвар Кольцова" - ост. "Улица Генерала Потапова" - ст."Ромена Роллана" - ст."Кольцевая дорога"
3 Ст."Кольцевая дорога" - ст."Ромена Роллана" - ст."Гната Юры" - ст."Семьи Сосниных" - ст."Ивана Лепсе" - ст."Героев Севастополя" - ст."Национальный авиационный университет" - ст."Индустриальная" - ст."Полевая" - ст."Политехническая" - ст."Площадь Победы" - ст."Старовокзальная"
4 ст."Троещина-2" - ст."Генерала Ватутина" - ст."Каштановая" - ст."Теодора Драйзера" - ст."Александра Сабурова" - ст."Марины Цветаевой" - ст."Милославская"
5 ст."Троещина-2" - ст."Генерала Ватутина" - ст."Каштановая" - ст."Теодора Драйзера" - ст."Александра Сабурова" - ст."Марины Цветаевой" - ст."Милославская" - ост. "Улица Милославская" - ост. "Проспект Владимира Маяковского" - ост. "РПС" - ост. "Соцобеспечение" - ост. "Улица Марины Цветаевой" - ост. "Бульвар Леонида Быкова" - ост. "Бульвар Владимира Высоцкого" - ост. "Улица Александра Сабурова"

Примечания

  1. Киев: Энциклопедический справочник / Под редакцией Кудрицкий А.В. - К. : Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1981. - 736 с., Ил.
  2. [1] - kmv.gov.ua / news.asp? IdType = 1 & Id = 232137
  3. Скоростной трамвай возобновил свою работу. В течение недели киевляне смогут ездить на трамвае бесплатно (фото) - Официальный сайт КГГА - www.kmv.gov.ua/print/news.asp?Id=222760
  4. а б Троещина останется без метро, ​​но с трамваем - www.utro.ua/ua/zhizn/troeshchina_ostanetsya_bez_metro_zato_s_tramvaem1255523657
  5. Киев - Трамвайные линии: Скоростной трамвай № 2 (закрыт 01.01.2009) - transphoto.ru/articles/832 /
  6. Началась реконструкция скоростного трамвая на Троещине - www.kievpress.net/news/Nachalas_rekonstrukciya_skorostnogo_tramvaya_na_Troeschine-15506/ / / Киевпресс. - 2012. - 5 апреля. (Рус.)
  7. Тоцкий Олег. Реконструкция скоростного трамвая на Троещине - tov-tob.livejournal.com/71454.html / / tov-tob.livejournal.com. - 2012. - 5 июля. (Рус.)
  8. Азаров открыл линию скоростного трамвая на Троещине - www.ukrinform.ua/rus/news/azarov_otkril_liniyu_skorostnogo_tramvaya_na_troeshchine_1459180