Киевский троллейбус


Киевский троллейбус - троллейбусная сеть Киев является крупнейшей сетью в Украине. Троллейбусная сеть открыта 5 ноября 1935 года.


1. Краткая история киевского троллейбуса

Движение первой в Киеве и Украине троллейбусной линией был открыт 5 ноября 1935. Первым был маршрут ("ул. Загородная - пл.Льва Толстого" ​​), который проходил Красноармейской улице (большинство той линии сохранилась и по сей день). Движение открывало 4 троллейбуса модели ЛК-5. Тогда же в конце Красноармейской улице было открыто депо, просуществовавшее до начала 2008 года. Впоследствии троллейбус появился на Крещатике (1936), троллейбусная линия пролегла также к железнодорожного вокзала. По состоянию на 1940 действовало 3 троллейбусные маршруты, связывающие между собой железнодорожный вокзал, Загороднюю улицу (ныне улица Панаса Любченко, недалеко от станции метро "Лыбидская") и площадь 3-го Интернационала (сейчас - Европейская площадь). Парк троллейбусов состоял из 47 машин моделей ЛК-5, ЯТБ-1 и ЯТБ-2.

Во время войны троллейбусное движение было приостановлено, сеть частично разрушен. 5 ноября 1944 троллейбусное движение было восстановлено. В течение 1940-1960-х годов было построено около 150 км троллейбусных линий, парк троллейбусов вырос с нескольких десятков до почти 300 троллейбусов, было построено еще 2 новых депо - № 2 (1961) и № 3 (1968).

Были построены, в частности, линии по улице Владимирской, Брест-Литовским шоссе (ныне - просп.Победы), Воздухофлотским пр-ту, бульваром Дружбы Народов, троллейбус появился в таких районах города, как Печерск, Лукьяновка, Нивки, Куреневка, Приорка, Чоколовка, Мышеловка, Голосеево, Сырец, Отрадный.

троллейбус ЛАЗ-Е183 16-го маршрута на Софиевской площади

1960-е годы в СССР были "золотым временем" троллейбусов, не стал исключением и Киев. Если 1947 действовало только 3 маршрута, то в 1970 году - уже 24. Соответственно и количество троллейбусов возросло до 737. Киев начинает выпускать собственные троллейбусы под таким же названием "Киев", всего было несколько моделей.

Вместе с развитием троллейбусной сети изменялся и подвижной состав. 1960 киевляне впервые познакомились с новыми троллейбусами производства Чехословакии - Шкодами 8тр, а с 1962 года начались закупки троллейбусов Жаль 9Тр, продолжавшиеся до 1981 года (всего таких троллейбусов было получено 1220, что является абсолютным мировым рекордом). Также было предложено и технически внедрены можливить сцепления по два троллейбуса Шкода 9Тр в поезда. И в 1980-е годы таких поездов было около 300.

В дальнейшем (1970-е годы) несколько замедлилось развитие троллейбусной сети - фактически было построено всего 4 линии - по пр. Чубаря (ныне - Отрадный), на жилые массивы Виноградарь и Теремки-2 и ответвления по Сырецкой улице. 1974 г. было списано последние отечественные троллейбусы МТБ-82 и с тех пор до 1991 года в Киеве парк троллейбусов составляли исключительно троллейбусы зарубежного производства - чехословацкие Шкоды 9Тр, 14 мая и 15тр, а также, с конца 1980-х - румынские ГАКи-217Е.

троллейбус Шкода-14Тр 22-го маршрута на улице Вадима Гетьмана

В 1980-е годы было построено несколько крупных троллейбусных линий - от массива Сырец через новый Московский мост впервые троллейбус пошел на новостройки левобережные массивы - Выгуровщину-Троещину и Радужный, было продолжено линию по проспекту Победы в направлении Святошино и Беличи, а также несколько небольших линий. Было открыто еще одно - четвертое по счету Куреневское троллейбусное депо (1984).

В конце 1980-х годов протяженность троллейбусной сети составляла около 280 км, насчитывалось 30 троллейбусных маршрутов, парк троллейбусов составил около 1100 троллейбусов - это была своеобразная вершина развития. Появились новые чехословацкие и румынские сочлененные троллейбусы Жаль 15тр и ДАК-217Е.

В начале 1990-х годов появляются первые признаки кризиса - сокращаются троллейбусные маршруты (в конце концов к началу 2000-х годов почти все троллейбусные линии в центральной части города был ликвидирован), массово списываются старые троллейбусы в условиях отсутствия новых поступлений. Начинается выпуск собственных киевских троллейбусов - Киев-11 и Киев-11у, что впоследствии "превратятся" на массовые ЮМЗ-Т1 и ЮМЗ-Т2, но уже производства Днепропетровская.

Число троллейбусов стремительно уменьшается и уже через 10 лет - в начале 2000-х годов, составляет около 500 - менее половины прежнего количества. Однако в это время, вместе с закрытием линий в центральной части города, продолжается бурное развитие троллейбусной сети уже на окраинах - с середины 1990-х и до 2005 года было построено линии на массив Оболонь (1995), вместо закрытых трамвайных линий были открыты новые троллейбусные линии на Соломенку улицам Саксаганского и Урицкого, был пущен вместо трамвая троллейбус мостом им. Патона до Ленинградской площади, а также линии через улицу Протасов Яр, на массивы Теремки-1 и Лесной, Никольская Борщаговка, по ул. Академика Заболотного, Кольцевой дороге, по улицам Кутузова и Московской, по Краснозвездном проспекта, а также расширилось количество линий на массивах Оболонь, Виноградарь и Выгуровщина-Троещина. Однако в условиях недостатка троллейбусов все эти меры приводили только к напряжению работы уже действующих линий (подвижной состав для новых маршрутов просто убирался из уже существующих).

И хотя за это время (с 1993 по 2005 годы) было приобретено 150 троллейбусов ЮМЗ-Т1 и Т2, около 80 троллейбусов киевского производства Киев-12 и около 60 белорусских троллейбусов МАЗ-103Т (впервые в истории киевского транспорта - частично низкопидлогових), этого все равно не хватало. Также было начато модернизацию троллейбусов Жаль 14Тр.


2. День сегодняшний киевского троллейбуса

троллейбус МАЗ 8-го маршрута на площади Победы

В течение 2005-2008 годов произошли некоторые изменения к лучшему - кроме появления еще ряда новых линий - от Ленинградской площади на массив Выгуровщина-Троещина, к перенесенного в район массива Теремки-2 троллейбусного депо № 1 и ряда линий в центре вследствие реогранизации движения (на ряде улиц было введено одностороннее движение), было начато закупки полностью низкопольных троллейбусов отечественного производства - Львовского и Луцкого автобусного и Южного машиностроительного заводов. Всего было приобретено троллейбусов Львовского производства - как сочлененных, так и одиночных - вместе более 150. Наряду со списанием старых троллейбусов происходит небольшой прирост троллейбусного парка.

По состоянию на декабрь 2010 года парк киевских троллейбусов насчитывает 533 подвижного состава, действует 36 маршрутов, протяженность линий составляет около 500 км.


3. Возможные перспективы

Рассматривается возможность строительства новой линии по улице Старонаводницкая и Кловским спуском. Есть проекты восстановления троллейбусной линии, связывавшей железнодорожный вокзал и Софийскую площадь. В Генплане Киева предусматривается строительство линий Днепровской набережной, Русановской набережной, проспектом Гагарина, улице Братиславской, проспекту Королева. Также планируется дальнейшее обновление подвижного состава с максимально полной заменой на низкопольные троллейбусы.

4. Оплата проезда

В первые десятилетия существования троллейбуса в городе стоимость проезда была дифференцированной в зависимости от расстояния. В 1960-е годы ввели единый тариф, затем - с 1960-х годов, окончательно отказались от кондукторов и ввели специальные кассы для оплаты проезда, а впоследствии-установили компостеры. В 1970-1980-е годы стоимость проезда составляла 4 копейки, впоследствии произошло повышение до 15 коп., Затем - до 30 коп. С 2000 года по 4 ноября 2008 года стоимость прозду составляла 50 копеек. Сейчас стоимость проезда составляет 1 гривну 50 копеек. Билеты можно приобрести в специализированных киосках на остановках, а также киосках с прессой, размещенных возле остановок, а также у кондуктора (следует учитывать, что большинство троллейбусов (в дневное время), а также все (рано утром и вечером после 7-8 часов вечера ) работают без кондуктора. Также билеты можно приобрести у водителя во время остановки. Билет необходимо сразу закомпостировать - без отметки компостера билет считается недействительным. Штраф за безбилетный проезд (незакомпостований билет) составляет 30 гривен. Есть проект внедрения троллейбусного движения ночью, после 22:00 и до 6:00 действовать тройной тариф, но для льготных категорий населения тариф будет, но обычный, при этом следует интервал одинаков в рабочие и выходные дни.


5. Маршруты киевских троллейбусов

5.1. Современная маршрутная сеть

Номер Конечная А Конечная Б Примечания
1 Станция метро "Лыбидская" Ул.Маршальская
2 Ул.Юрия Смолича Кибцентр На пути от Кибцентра до ул. Юрия Смолича выполняет заезд до станции метро "Выставочный центр"
3 Дворец спорта Железнодорожный массив
5 Площадь Льва Толстого Ул.Белицкая
7 Станция метро "Шулявская" Ул.Чернобыльская
8 Площадь Льва Толстого Ул.Смелянская
11 Станция метро "Выставочный центр" Музей народной архитектуры и быта Украины
12 Ул.Юрия Смолича Ул.Саксаганского В полном объеме работает в рабочие дни с 7:00 утра до 19 часов вечера остальное курсирует только до станции метро "Лыбидская"
14 Железнодорожный вокзал Ботанический сад НАН Украины
16 Ул.Академика Щусева Площадь Независимости
17 Площадь Льва Толстого Площадь Космонавтов Работает только в рабочие дни
18 Ул.Сошенко Площадь Независимости
19 Ул.Ольжича Площадь Космонавтов
21 улица Дегтяревская ул.Кадетский гай Действовал до 2010 г. Восстановлен 7.05.2012 г.
22 Ул.Ольжича Аэропорт "Киев"
23 Ул.Академика Туполева Лукьяновская площадь
24 Ул.Северная Проспект Свободы
25 Станция метро "Петровка" Проспект Свободы
26 Проспект Свободы Станция метро "Нивки"
27 Станция метро "Петровка" железнодорожная станция Киев-Волынский
28 Железнодорожная платформа Зенит Станция скоростного трамвая "Ватутина" Маршрут ускоренного движения
29 Железнодорожная платформа Зенит Ул.Валентина Серова Восстановлено 6.05.2011
30 Железнодорожная платформа Зенит Ул.Милославская Через просп.Маяковского
31 Железнодорожная платформа Зенит Ул.Милославская Через ул.Радунская
32 Ул.Северная Ул.Сошенко
34 Станция метро "Петровка" Станция метро "Минская"
35 Ул.Ярослава Ивашкевича Станция метро "Дорогожичи" Работает только в рабочие дни
37 Станция метро "Лесная" Ул.Милославская
Тридцать седьмой Станция метро "Лесная" Ул.Лисковская (Поликлиника)
38 Станция метро "Выдубичи" Музей истории Великой Отечественной войны
39 Ул.Чернобыльская Проспект Леся Курбаса
40 Ул.Кадетский гай улица Жилянская
41 Станция метро "Святошин" Ул.Тулузы
42 Станция метро "Лыбидская" Ул.Дегтяревская
43 Кибцентр Ленинградская площадь
44 Ул.Северная Московский проспект
45 Станция метро "Выставочный центр" Станция метро "Васильковская" через ул.Трутенко, ул.Вильямса, ул.Якубовского, ул.Касияна
46 Ул.Милославская Ленинградская площадь
46-к Ул.Милославская Станция метро "Дарница"

5.2. Отменены и исторические маршруты

Номер Конечная А Конечная Б Примечания
1-к Станция метро "Лыбидская" Ул. Павла Грабовского (первоначально - до ул. Маршальский) Действовал в течение 1985-1993 (первый вариант) и 2004-2009 годов
2 Железнодорожный вокзал Софийская площадь Действовал в течение 1964-1998 лет.
2 Станция метро "Лыбидская" Кибцентр Временно отменен 15.12.2010 г. в связи с продолжением Куреневско-Красноармейской линии и соответствующим изменением маршрутов, затем восстановлен, но только Станция метро "Выставочный центр".
3 Проспект Свободы Ул.Чернобыльская Действовал в течение 1988-2001 лет, в 2001-2002 годах - 31.
4 Площадь Калинина Кабельный завод (Мотозавод) Действовал в течение 1950-1973 лет.
4 Станция метро "Лыбидская" Ул.Ю. Смолича Отменен 15.12.2010 г. в связи с продолжением Куреневско-Красноармейской линии и соответствующим изменением маршрутов.
6 Станция метро "Лукьяновская" Ул.Сошенко Официально закрыт 20.02.2009 г. С тех пор выполняется как сокращенный рейс маршрута № 18
9 Железнодорожный вокзал (Южный) Аэропорт "Киев" Работал с 1952 года, с 2001 года курсировал мимо Южный вокзал. Отменен на период новогодних и рождественских праздников 2008-2009 года, восстановлен в феврале, но вскоре снова отменен.
10 Железнодорожный вокзал
(В последнее десятилетие - станция метро "Лыбидская")
Мост имени Патона Действовал в течение 1951-2004 лет, отменен и открыт в удлиненном виде под номером 43.
10 Ул.Милославская Поликлиника Действовал в течение 2005-2009 годов.
11-к Государственный музей народной архитектуры и быта Украины ст.м. "Васильковская" Действовал 25-28.06.2011 при реконструкции Голосеевской площади.
13 Европейская площадь Мост имени Патона Действовал в течение 1960-1992 лет.
15 Бессарабка Опытный завод ( Железнодорожное шоссе) Действовал в течение 1966-2004 лет, частично заменен маршруту 38.
20 Площадь Льва Толстого Киево-Печерская Лавра Действовал в течение 1960-2001 лет.
21 улица Ольжича ДСК-3 Действовал в течение 1967-1991 лет. Первоначально курсировал к Медгородка
24 Наводницкая площадь ВДНХ Действовал в течение 1972-1992 лет.
25 Лукьяновская площадь Ул.Демьяна Бедного Действовал в течение 1970-1987 лет.
27-к Индустриальный путепровод Станция метро "Петровка" Ранее - 13.
28 Станция метро "Лукьяновская" Проспект Свободы
31 Станция скоростного трамвая "Индустриальная" Ул.Александра Сабурова Действовал с января 1986 года по январь 1992.
33 Станция метро "Дорогожичи" Ул.Валентина Серова Действовал в течение 2000-2004 годов.
36 Ул.Ярослава Ивашкевича Станция метро "Нивки" Действовал в течение 2000-2009 годов.
42-к Станция метро "Лыбидская" Индустриальный путепровод Действовал несколько дней 2008 года во время закрытия движения Шулявским мостом.
43-в Кибцентр ст.м. "Васильковская" Действовал 25-28.06.2011 при реконструкции Голосеевской площади.
43-к Ленинградская площадь Станция метро "Лыбидская" Действовал 25-28.06.2011 при реконструкции Голосеевской площади.

6. Подвижной состав

Всего в 2012 году украинская столица получит более 280 новых троллейбусов Богдан - 182 троллейбусы Т90110 и 105 - марки Т70110.

Ранее эксплуатировались троллейбусы ЛК-5, ЯТБ-1, ЯТБ-2, МАН, Киев-4, Киев-6, МТБ-82, ЗиУ-5, ЗиУ-9, Шкода-8тр, Шкода-9Тр, ДАК-217Е, К11, К11В, ЮМЗ Т1.


7. Троллейбусные депо

Существовал проект строительства 5-го депо на Левом берегу, среди возможных мест рассматривался район Ленинградской площади или массив Выгуровщина-Троещина.


Примечания