Киевский Париж

Киевский Париж или Дом Гинзбурга - доходный дом ( 1900) в Киеве, на ул. Николаевской (теперь ул.Арх.Городецкого, 9; не путать с "Небоскребом Гинзбурга"), первый на территории Украина дом, имевший лифт.


1. Архитектура

Историк, краевед и киевовед Н.А. Рыбаков стилем дома Гинзбурга указывает "Ренессанс".

Фасад здания украшали скульптуры античных богов, химеры и отделки, характерные для ренессансного стиля. Здание имело 21 балкон. В первые годы XX века это был самый высокий дом Киева - высотой 15 саженей (32,5 м), на его крыше было 5 деревянных башен оцинкованных, высотой по 3 сажени (6,4 м) (высота куполов, над которыми есть еще надстройки различной высоты).

Войдя в дома, жители и гости поднимались по парадной мраморной лестнице с коваными витыми перилами и поручнем из дуба. Ее изящество подчеркивали стены, покрытые художественной росписью и лепниной. Рядом в отдельном помещении располагался лифт, который тогда именовался "подъемной гидравлической машиной". Установка данного устройства обошлось Гинзбургу в 11 500 рублей.

Вид на здание

В подвале находились склады, отопительная техника и мотор лифта. 1-й и 2-й этажи занимали магазины, а на этажах с 3-го по 6-й располагались 11 -, 9 -, 3 -, и 2-комнатные квартиры с просторными кухнями и ванными комнатами. Полы во всех внутренних помещениях дома (номеров и магазинах) были изложены паркетом, а потолки украшены лепниной и расписаны краской, серебром и позолотой. Дополняли великолепие интерьера дорогие обои на стенах. Всего дом имел 14 квартир.

Кроме собственно коммерческого назначения, здание служило наглядной рекламой строительной конторы Л. Б. Гинзбурга: качество строительных работ была очень высокой. Магазинные витрины были двухэтажными, надежно перекрыты балками без промежуточных опор. На уровне 3-го этажа находился ажурный мостик к дому на ул. Институтской (через 10 лет на месте этой усадьбы был возведен "Небоскреб Гинзбурга"). Для защиты от возможных грунтовых оползней позади дома установлено капитальную опорную стену.


2. История здания

Построенный 1900 года.

Два нижних этажа занимал известный в Киеве мебельный магазин "Я. и И. Кон".

Горожане назвали дом Гинзбурга "Киевским Парижем", и это название вскоре распространилось на всю Николаевскую улицу.

В 1905 - 1912 годах в доме проживал Зилов Петр Алексеевич ( 1850 - 1921) - физик. Получил образование в Московском, Гейдельбергском и Берлинском университетах. С 1877 преподавал в Москве и Варшаве, был ректором Варшавского университета. Внес значительный вклад в развитие экспериментальной физики, проводил исследования и измерения в подтверждение теоретических соотношений физических величин, в частности, теории Максвелла. Первым ( 1877) измерил диэлектрическую проницаемость некоторых жидких диэлектриков. 1905 - 1912 занимал должность попечителя Киевского учебного округа, при этом выступал активным проводником правительственного курса.

После 1917 года здесь размещалось Общество бывших политкаторжан и клуб "Художественный погреб".

Во взрывах 24 - 27 сентября 1941 года (подрывная операция Красной армии), здание было частично уничтожено.


3. Восстановление

Восстановление здания закончилась в 1950 году, но дом уменьшился в объеме. Реставрационные работы на фасаде выполнен в 1986 - 1987 годах.

"Киевский Париж" ( 1943 год)

Теперь дом семиэтажный (шесть основных и подвальный этаж) кирпичный, с тинькована уличным фасадом, первоначально в плане подобный, с центрально расположенными парадной лестницей и двумя лестницами черных ходов в крыльях, завершенных декоративными башенками.

С промежуточной площадки между третьим и четвертым этажами парадная лестница имели выход на специальный мостик, ведущий на верхнюю террасу дома на улице Институтской, (16-18). Во время восстановления разобрано крылья и мостик, дом стал в плане прямоугольным; перепланирована интерьеры, заменены лестницы, ограждение, остался (с потерями) только пышно украшенный уличный фасад. Его декор характерен для периода позднего эклектизма, отмечается репрезентативностью и некоторым перегрузкой за счет усиленной пластики, в основе которой - стилизация ренессансно-барочных форм.

Пьятидильна композиция фасада образована четырьмя розкриповкамы, акцентированными тричвертевимы колоннами большого коринфского ордера по четвертому и пятом этажах и тремя гранеными, купольной формы башнями со сложным декоративным завершением (утраченные во время пожара).

Торговые помещения двух нижних этажей обнаружено на фасаде крупномерные застекленными проемами витрин (перестроены после пожара). Парадный вход и проезд во двор по центру фасада украшен массивными порталами с архивольтами, фланкованой в импоста большими грифонами. В простенке между последними помещен лепной картуш со скрещенными молотом и кувалдой под пятиконечной звездой, в обрамление колосья, внизу - рельефные буквы "МУП СССР" (Министерство угольной промышленности, которое восстанавливало дом конце 1940-х годов). Эта же эмблема помещена в верхней части дворового фасада и в упрощенном варианте - между волютами порталов.

Сегодняшний вид здания

Цоколь облицован полированным лабрадоритом. Горизонтальные членения обозначены межэтажными профилями, карнизом большого выноса над пятым этажом, боковыми аттиками с круглыми окнами в обрамление грифонов. На краю крыши сохранился кованый парапет между тумбами. В центре венечного парапета осталась также люкарна со скульптурами Гермеса и Геи, сидящих вдоль. В простенках верхнего этажа, в розкриповках также помещены аллегорические скульптуры в полный рост: Деметры, Гермеса, Афины.

Сохранилось лепное убранство вестибюля и сводчатой ​​арки проезда во двор, кованые металлические художественной работы кронштейны для фонарей между витринами. Лепной высокопрофильная орнамент, преимущественно растительный, круглая скульптура и множество отдельных архитектурных деталей (консоли, капители и т.д.) отмечаются художественной оригинальностью и мастерством моделирования. Как своеобразная реклама строительной конторы Льва Гинзбурга, отличаясь богатством и выразительностью фасада, дом вошел в состав архитектурных достопримечательностей города начала ХХ века.

Установленные в 1990-х годах кованые створки ворот, выполненные в духе ретро, ​​не только не соответствуют общему монументальном стиля сооружения, но и содержат ложную дату - "1904".


4. Лев Гинзбург и Киевский Париж

Свою недвижимость Лев Гинзбург нередко закладывал для получения денежных ссуд, и роскошный особняк на Николаевской также подвергался данной процедуре. Сохранились залоговые свидетельства Киевского общества взаимного кредита, в которых отмечено, что здание "состоит под запретом", поскольку в разные годы Гинзбург брал взаймы средства у предпринимателей Семена Могилевцева и Льва Бродского. К счастью, займы возвращались вовремя, и дом оставался у своего владельца.


Источники

6. Рекорды

Предшественник: Самый высокий небоскреб Украины
1901 - 1912
46 м
Преемник:
? Небоскреб Гинзбурга