Кий (князь)

Памятный знак в честь основания Киева, 1982
Кий, Щек, Хорив и Лыбидь ( миниатюра Радзивилловской летописи)
Скульптурная композиция в честь легендарных основателей Киева - Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди на Майдане Незалежности
Кий с отцом принимают гуннских послов. 450 год.
Кий, Щек, Хорив и Лыбидь основывают город Киев. 482 год.
Князь Кий на приеме у императора Византии Зенона. 484 год.
Князь Кий защищает крепость Киевець.487 год.

Кий - легендарный основатель Киев, Полянский князь, один из трех братьев (Кий, Щек и Хорив, имели сестру Лыбидь), которые, согласно " Повести временных лет ", построили город и назвали его в честь старшего брата Киевом.


1. Параллельные показания

В армянской "Истории Тарона" Зеноба Глака ( VIII в.) упомянуто, что три брата: Куар, мелт (Миле) и Хореан основали три города в стране Полун, а через некоторое время они вместе построили поселение на горе Керкей, где был простор для охоты, много трав и деревьев. Это повествование своими именами и деталями очень напоминает свидетельство киевского летописца. Объяснение этому можно найти как в общем источнике (вероятно, скифском) украинского и армянского легенд, так и в общем мифологическом сюжете, использованном для объяснения основания города.

Византийские источники сообщают, что Полянский князь Кий (в оригинале Кувер) в юношеские годы воспитывался при дворе императора Юстиниана I, в Константинополе принял христианство, здесь же получил образование. "Имел большую честь от царя", получил бенефиций в Нижнем Подунавье, где основал "градок Киевец", но из-за сопротивления местных племен не смог там закрепиться. Поэтому Кий вернулся домой, где "заложил" (наверное, расстроил или перенес из другого города) свою столицу Киев.

По другим свидетельствам византийцев, Кий был современником императора Ираклия. Как подробно пишет его современник Иоанн с Ники, силой Святого и Животворящего Крещения, им принятого, он побеждал всех варваров и язычников ". Об дружеские связи древнерусского князя с византийским императорским двором свидетельствует и" Повесть временных лет ".


2. Археологические свидетельства

На Полянский земли - Киевской - в VI-VII вв. сходились границы трех культурных групп памятников - пражской, пеньковской и колочинской культур, а в VIII-X вв - Луки-Райковецкой и Волынцевской. Киев изначально был центром не одного, а нескольких племенных группировок.

3. Текст "Повести временных лет"

"И быша 3 брата, единому имя Кий, другой Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра их Лыбѣдь. И сѣдяше Кий на горѣ, кдѣ нынѣ увозъ Боричевъ, а Щекъ сѣдяше на горѣ, кдѣ нынѣ зовется Щековица, а Хоривъ на третьей горѣ , отнюдуже прозвася Хоривица; створиша городокъ, во имя брата ихъ старѣйшаго, и наркоша и Киевъ. И бяше около города лѣсъ и боръ великъ, и бяху ловящий звѣрье. бяхуть потому мудрѣ и смыслены, и нарицахуся Поляне, отъ нихъ же суть Поляне Кияне и в сего дни.

Инии же, НЕ вѣдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть, у Киева потому перевозъ бяше тогда съ оноя страны Днепра, тѣмь глаголаху: на перевозъ на Киевъ. Аще бо быль перевозникъ Кый, то ни бы ходилъ къ Царюграду; но сий Кий княжаше в роду своем; и приходя ему къ Царю свѣмы, но токмо в семъ вѣмы, якоже сказають, которой большую честь приялъ есть от царя, котор вѣмъ и при которомъ приходы цари. Идущий же ему опять, приде къ Дунаеви, и възлюбы мѣсто и срубить городокъ малъ, и хотяше сѣсты с родомъ своимъ, И не даша ему близъ живущие; еже и в нынѣ нарѣчють Дунайце Городище Киевѣць. КИЕВ же пришедшю въ свой ГородЪ Киевъ, то и сконча животъ свой, и брата его Щекъ и Хоривъ и сестра ихъ Лыбѣдь ту скончашася. И по сей братьи почаша дѣржаты родъ ихъ княжение въ Поляхъ ... "

(Печатается по Ипатьевской списку.)


4. Фрагмент Длугоша

Absumptis deinde Kyg, Szczyek et Korew, filii eorum et nepotes linea directa succedentes principabantur apud Ruthenos annis multis, donec successio huiusmodi ad duos fratres germanos Oszkald videlicet et Dyr pervenit.

Перевод:

"После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешло к двум родным братьям Аскольда и Дыра ".

5. Князь Кий в Велесовой книге

Сторонники подлинности Велесовой книги относят время жизни Кия, Щека и Хорива до VII в. до н. е. считать, что они не основали, а лишь укрепили древний город Куява, по преданию, "мать городов русских".

Согласно этим воззрениям, Кий и его братья - сыновья легендарного патриарха Ора (Ория), которые возвели кремле на киевских горах в 640 году до н. е.: "Там и поселился Кий, который был основателем Киева" (Велесова книга, д. 4г).

После нашествия скифов в VII в. до н. е. старотець Орий построил Голунь на Ворскле (аналог древнего Гелон, упомянутого Геродотом), а его сыновья разошлись по Руси, вероятно после смерти отца в 640 году до н. е. (согласно д. 6в: "От отца Ора до Дира (860 г.) прошло 1500 лет"). Сначала Кий вместе с братьями укрепил древнюю Куявах на Днепре, после чего Щек и Хорив пошли на Дунай, где построили Старокарпатську государство, просуществовавшее около тысячи лет, служа заслоном от римлян.

Сведения о Кие встречаются во многих дощечках "ВК", причем речь идет как о легендарном Кие И (братья: Щек, Хорив), так и о Кие ИИ.

Кия ИИ упомянуто в "Велесовой Книге" в конце VIII в. нашей эры во время военных суточок с волжскими болгарами. Этот легендарный князь якобы правил на Руси 30 лет (780-810) был сын по имени Лебедян (он же Славер).

Время правления Кия и его преемников, согласно "ВК" (д. 36б):

780-810 - правление Кия ИИ: "Кий II умер, будучи нашим обладателем тридцать лет".

810 -830 - правление Лебедянь-Славер: "Лебедян, именем Славер, и тот был двадцать лет".

830-850 - правление Вареная: "Верен с Великограддя также двадцать лет".

850-860 - правление Сережень: "Сережень - десять, и он последний", имеется в виду последний перед варягами, захвативших Киев в 860-882 гг


См.. также

Памятная монета "Кий" номиналом 10 гривен посвящена князю Кию