Надо Знать

добавить знаний



Кинематограф Украины



План:

Источники
Литература

Введение

Украинский кинематограф - этим термином обозначают киноиндустрию Украина.


1. Первые киносъемки

В 1893 году главный механик Одесского Новороссийского университета Иосиф Тимченко изобрел и сконструировал прототип современного киносъемочного аппарата и аппарата для кинопроекции. Тогда же он осуществил первые в мире киносъемки - снял всадников и метателей копий. С 7 ноября в 20 декабря 1893 года в гостинице "Франция" (Одесса) демонстрировались эти две ленты. 9 января 1894 изобретение демонстрировалось на 6-м заседании секции физики IX съезда русских естествоиспытателей и врачей в Москве. Сейчас съемочный аппарат в фондах московского Политехнического музея [1]

В сентябре 1896 года в Харькове фотограф Альфред Федецкий снял несколько хроникальных сюжетов. А уже в декабре - почти год в год с первым публичным киносеансом в Париже - Альфред Федецкий устроил киносеанс в Харьковском оперном театре. В Львове 13 сентября 1896 начались регулярные киносеансы французских фильмов в Пассаже Гаусмана (проезд Кривая Липа), продолжавшиеся несколько дней.

Первый украинский фильм - "Запорожская Сечь", снял в 1911 Даниил Сахненко в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). [2]

Пионеры украинского кинематографа начала 1900-х годов предпочитали экранизации популярных украинских спектаклей "Наталка Полтавка" (с участием известной актрисы Марии Заньковецкой), "Москаль-волшебник", "Служанка". Тогда же была предпринята попытка создать фильмы на украинскую историческую тематику, тоже на театральной основе ( "Богдан Хмельницкий" по пьесе Михаила Старицкого). С дореволюционным кино в Украина связано творчество многих популярных актеров. Королевой экрана тех времен была Вера Холодная, которая родилась в Полтаве и много снималась в Одессе.

В течение 1912-1913 гг во Львове был создан студии "Фабрика-фильм" М. Мленця, "Видеофильм" Е. Порембского, "Полония" Е. Лорембського, "Леополия" А. и Л. Крогульських, на которых попытались начать постоянное кинопроизводство .


2. Кино сталинской эпохи (1920-1950-i года)

2.1. Немое кино

Иван Кавалеридзе (1887-1937)

С 1919 г. в Советской Украины начинается тотальное огосударствление кино. 1922 года было основано Всеукраинское фотокиноуправление, которому удалось реконструировать одесское и Ялтинское предприятия, а в 1928 году ввести в действие киевскую кинофабрику (будущую Киевскую киностудию им.А.Довженко) - одна из крупнейших и самых современных на то время в мире. Вместе с тем, игровое кино пыталось соединить революционную тематику с традиционной для предыдущего периода мелодрамой и приключенческими жанрам ( "Укразия" П.Чардинина; "Сумка дипкурьера", "Ягодка любви" Александра Довженко). В настоящее время в Украина появились также экранизации классических произведений национальной литературы - "Тарас Трясило", "Николай Джеря", "Борислав смеется".

В Одессе проходили съемки многих фильмов, которые ставили московские кинорежиссеры. В 1925 г. на экраны страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", который вошел в десятку лучших фильмов мирового кинематографа и стал визитной карточкой Одессы.

В конце 1920-х гг в украинском кинематографе все громче стала заявлять о себе новое модернистская течение, сформировавшееся в сотрудничестве режиссера Леся Курбаса с писателями Майком Йогансеном и Юрием Яновским. Неторовани пути преодолевал в кино самобытный режиссер и сценарист, известный скульптор Иван Кавалеридзе ( "Ливень", "Перекоп").

Особую роль в становлении украинского киноискусства сыграли фильмы А.Довженко "Звенигора" (1928), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930). Интересно также то, что Довженко, который находился в рядах Армии УНР, теперь снимал фильм Арсенал "с другой стороны". Его творчество преподнесла отечественный кинематограф до мирового уровня. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе ( Бельгия) в результате опроса, проведенного Бельгийской синематеки среди 117 выдающихся критиков и киноведов из 26 стран мира, фильм "Земля" был назван в числе 12 лучших картин всех времен и народов. Стилистика, созданная Довженко, положила начало направлению, которое определяют как "украинское поэтическое кино".

Во Львове Соня Куликовна начала издавать журнал "Кино" (1930-1936) и создала киностудия "Соня-фильм", где сняли фильмы "Праздник молодежи", "С киноаппаратом по Львову", "Троицу", "Гуцульщина", заказанные до распространение компаниями "Гомон" (Франция), "Фебусфильм" (Германия), фирмой В. Авраменко (США). Также студия занималась прокатом фильмов, снятых в СССР.


2.2. Звуковое кино

Братья Давид (Дзига Вертов) и Михаил Кауфман
Довженко на съемках фильма, 1932 г.

В 1930 г. в Украина появляется первый звуковой фильм - документальная лента Дзиги Вертова "Симфония Донбасса", а в следующем году зрители услышали голоса актеров в художественном фильме Соловьева "Фронт".

В конце 1930-х тотальный террор в СССР сочетается с конъюнктурным возвращением к национально-исторической тематики. Фильмы "Щорс" (1939) Александра Довженко и "Богдан Хмельницкий" (1941) Игоря Савченко - удивительное сочетание вынужденной заангажированности госзаказа и очевидной режиссерской и актерской одаренности.

Украинское кино времен Второй мировой войны, частично эвакуировано на восток, было преимущественно подчинено идеологическим задачам военной поры. Вместе с тем, в это время были сняты и настоящие киношедевры. К ним можно отнести фильм ?Радуга? Марка Донского по сценарию Ванды Василевской, который с необыкновенной художественной силой передает трагедию оккупированного фашистами украинского села. Фильм получил ряд международных наград, но, несмотря на распространенные слухи, так и не получил "Оскар"

Сценарий Александра Довженко ?Украина в огне", который Сталин сначала воспринял одобрительно, затем подвергся разгромной критике, а автора - шельмованию. Одной из причин этого, о чем Довженко намекнули, было то, что в сценарии ничего не было сказано о решающей роли Сталина в победе над врагом. Кроме того, в фильмах военных лет по указанию "вождя" пропагандировалась идея быстрой и легкой победы над фашизмом.

Хотя украинские фильмы 1945-53 гг были ограничены жесткими канонами "Социалистического реализма", их большую ценность составляют высокий уровень актерской игры (на экране в это время появляются Михаил Романов, Амвросий Бучма, Дмитрий Милютенко, молодой Сергей Бондарчук) и высокопрофессиональные работы кинооператоров (?Подвиг разведчика?, режиссер Борис Барнет, оператор Даниил Демуцкий; "Тарас Шевченко", 1951, режиссер Игорь Савченко, оператор Даниил Демуцкий и другие).


3. От оттепели до перестройки (1950-1980-i года)

3.1. Кино "Оттепели"

Владимир Денисенко

Во времена политической "Оттепели" второй половины 1950-х - нач. 60-х гг стремительно растет украинский кинопродукция. Появляются фильмы, которые до сих пор пользуются большим зрительским успехом: "Весна на Заречной улице" (1956, режиссеры Марлен Хуциев и Феликс Миронер), "Жажда" (1959, Евгений Ташков), "Иванна" (1960, Виктор Ивченко), "Сон" (1964, Владимир Денисенко) "За двумя зайцами" (1961, режиссер Виктор Иванов).


3.2. Украинское поэтическое кино

Украинский кинематограф 1960-70-х годов представлен именами мирового значения: режиссеры Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Леонид Осыка, Николай Мащенко, актеры Иван Миколайчук, Юрий Шумский, Гнат Юра, Константин Степанков, Николай Гринько, Богдан Ступка.

В это время появляются ленты, которые положили начало уникальному феномену ?украинского поэтического кино": "Тени забытых предков" Сергея Параджанова (1964), который получил вторую премию на 7 Международном кинофестивале в Аргентине; "Колодец для жаждущих" Юрия Ильенко (1965); "Каменный крест" Леонида Осыки (1968), "Верность" Петра Тодоровского (1965).

Однако реакционная политика т.н. "Застоя" фактически уничтожила украинское поэтическое кино. Режиссер Параджанов был удален из кинематографа и гражданской жизни. "Авторский" шедевр Киры Муратовой "Долгие проводы" (1971) оказался под запретом. Драматическая судьба также постигла фильмы Юрия Ильенко "Вечер на Ивана Купала" (1968) и "Белая птица с черной отметиной" (1971), который триумально получил Золотой приз Международного Московского фестиваля.

Впоследствии эстетика украинского поэтического кино стимулировала режиссерский дебют актера Ивана Миколайчука ( "Вавилон-ХХ", 1979), а существенные элементы поэтического кино проявляются в лентах Николая Мащенко "Комиссары" (1971) и "Как закалялась сталь" (1973).


3.3. Советское кино Украины 1970-80-х годов

Иван Миколайчук

В годы "Застоя" в СССР разворачивается новый виток борьбы против национальной украинской культуры. Уничтожаются украинские учреждения, становится тотальной русификация, производится методическое и целенаправленная травля украиноведов, начинаются волны арестов и серии политических процессов (см. Диссидентское движение). Украинское поэтическое кино было признано властями архаичным, оторванным от жизни, имя Довженко начали вспоминали с оглядкой. На много лет, вследствие идеологической цензуры, попали на полку некоторые снятые кинофильмы (среди них "Колодец для жаждущих", "Комиссары").

Несмотря бюрократизм украинского кинопроцесса времен брежневской реакции в 1970-80 гг появляется ряд фильмов, созданных сильными творческими личностями. На пороге "Застоя" Леонид Быков снимает картину "В бой идут одни" старики "" (1972), а в 1983 г. Роман Балаян, после нескольких высокопрофессиональную экранизаций русской литературной классики, в фильме "Полеты во сне и наяву" точно передает феноменологию того времени.

Украинских киностудиями было снято также киноленты, которые пользуются большой популярностью во всем СССР : "ДьАртаньян и три мушкетера" (1978, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич), "Приключения Электроника" (1979, режиссер Константин Бромберг), "Место встречи изменить нельзя" (1979, режиссер Станислав Говорухин), "Зеленый фургон" (1983, режиссер Александр Павловский), "Чародеи" (1982, режиссер Константин Бромберг), "Одинокая женщина желает познакомиться" (1986, режиссер Вячеслав Криштофович).


3.4. Обучающие и анимационное кино

В 1970-80-е годы настоящий расцвет переживало украинское неигровое кино. Киевская киностудия научно-популярных фильмов сняла огромный массив лент, среди которых встречались настоящие шедевры жанра ("Язык животных", "Думают ли животные?" "Семь шагов за горизонт" режиссера Феликса Соболева и др.)..

Чрезвычайно успешным был этот период и для украинского анимационного кино. Ленты режиссеров Владимира Дахно (сериал "Как казаки ..."), Давида Черкасского ( "Приключения капитана Врунгеля", "Крылья" и др.)., Леонида Зарубина ("Соломенный бычок"), Владимира Гончарова ("Млечный путь") прославили украинскую анимацию за пределами страны.


3.5. Кино "перестройки"

Юрий Иллленко
Кира Муратова, 2006

За "перестройки" создается много фильмов, посвященных острой социальной проблематике - "Астенический синдром" Киры Муратовой (1989), "Бич Божий" Олега Фиалко (1988), "Распад" Михаила Беликова (1990) и другие. Фильм Юрия Ильенко ?Лебединое озеро. Зона" (1989) получил широкий международный успех, став своеобразной антитоталитарной киноемблемою.


4. Современность

В 1990-х украинское телевидение начало освоения распространенного во всем мире жанра телесериала ("Роксолана", режиссер Бориса Небиеридзе, "Остров любви", режиссер Олег Бийма).

На рубеже 2000-х г. ряд украинских актеров снимается в зарубежных фильмах. Величезний успіх мав фільм польського режисера Єжи Гофмана "Вогнем і мечем", у якому український актор Богдан Ступка зіграв роль гетьмана Богдана Хмельницького. З цього часу Богдан Ступка став головним гетьманом українського екрану - йому належать також ролі в історичному серіалі "Чорна рада" Миколи Засєєва-Руденка (2000) та фільмі Юрія Іллєнка "Молитва за гетьмана Мазепу" (2001).

Iсторичні теми також стали провідними у творчості режисера Олеся Янчука. Впродовж 1990-х - першої половини 2000-х ним було знято такі фільми, як "Голод-33" (1991) про трагічну долю української родини часів Голодомору, "Атентат - Осіннє вбивство у Мюнхені" (1995), "Нескорений" (2000) і "Залізна сотня" (2004), які стали спробою донести до глядача правду про життя та бойовий шлях командирів та воїнів Української повстанської армії.

Протягом останніх років в український кінематограф прийшло нове покоління кіномитців. У 2001 р. початківець-постановник Тарас Томенко здобув перемогу в конкурсі "Панорам" Берлінського фестивалю. У 2003 році, вже в основному конкурсі того ж Берлінале, отримав Срібного ведмедя фільм українського аніматора Степана Коваля "Йшов трамвай № 9". У 2003 році фільм "Мамай" Олеся Саніна вперше представляв Україну на премії "Оскар".

У 2005 році стрічка "Подорожні" молодого українського режисера Ігоря Стрембіцького отримала Золоту пальмову гілку за короткометражний фільм [3].

Після 2004 знято декілька фільмів про Помаранчеву революцію [4] [5]. Її добу було висвітлено у декількох кінострічках, зокрема: "Помаранчеве небо" (2006, режисер Олександр Кірієнко), "Прорвемось!" (2006, режисер Іван Кравчишин), "Оранжлав" (2006, Алан Бадоєв). Фильм "Оранжлав" отримав приз за ліпшу режисуру на XV Міжнародному фестівалі "Кіношок" в Анапі (Росія).

В 2006 році відбулася також прем'єра першого українського трилеру " Штольня" (продюсер та оператор Олексій Хорошко, режисер Любомир Кобильчук). [6]

В 2008 году вышел фильм " Иллюзия страха" , украинского кинорежиссера Александра Кириенко. Фильм снят по мотивам одноименного произведения Александра Турчинова. Был выдвинут от Украины на награждение кинопремию " Оскар" . Того же года в конкурсной программе Международного кинофестиваля в Роттердаме состоялась мировая премьера Las Meninas (режиссер Игорь Подольчак) [7] [8]. Фильм принимал участие в 27-х международных кинофестивалях, в 10 из них в программе [9], в других в официальной селекции.

Среди фильмов с крупнейшими бюджетами можно отметить Сафо ($ 6 млн) [10], Двое и война ($ 2 млн) [11] [12]


5. Галерея киноплакаты


См.. также

Режиссеры

  • Майя Дерен (1917 - 1961) - американанська режисерка та теоретик кіно українського пожодження (з Києва).
  • Сергій Бондарчук (1920 - 1994) - російський режисер та актор українського походження.
  • Холоденко Ліза - американський теле- і кінорежисер, продюсер та сценарист українського походження.
  • Яків Леві - український режисер.
  • Анатоль Литвак (1902 - 1974) - російський режисер, сценарист та оператор українського походження.
  • Стівен Спілберґ (1946) - відомий американський режисер, лауреат премії Оскар. Єврей українського походження (з Одеси) [1] [2].
  • Григорій Чухрай (1921 - 2001) - російський режисер та актор українського походження.
  • Лариса Шепитько (1939 - 1979) - російський режисер, сценарист та актор українського походження.

6.1.2. Кіноактори

Всесвітньо відомі актори пов'язані з Україною і українцями.
  • Леонід Броневой (1928) - радянський і російський актор театру і кіно українського походження (з Києва).
  • Кірк Дуглас ( Іссур Данилович Думський) (1916) - відомий американський актор, лауреат премії Оскар. Єврей українського походження (з Одеси).
  • Мілла Йовович (1975) - американська актриса, музикант і модель українського походження (з Києва).
  • Ольга Куриленко (1979) - українська модель і актриса.
  • Міла Куніс (1983) - американська актриса. Єврейка українського походження (з Чернівців).
  • Василь Лановий (1934) - радянський і російський актор театру і кіно українського походження.
  • Сергій Маковецький - радяьский і російский актор театру і кіно українського походження.
  • Нонна Мордюкова - радянська і російська кіноакторка українського походження (з міста Константиновка Донецької области).
  • Джек Паланс ( Володимир (Волтер) Палагнюк) (1919-2006) - відомий американський кіноактор українського походження, лауреат премії Оскар, голова Голлівудської фундації "Тризуб".
  • Дастін Гоффман (1937) - відомий американський кіноактор та продюсер, лауреат премії Оскар. Єврей українського походження (з Києва). [3] [4]

6.2.3. Кінооператори

6.3.4. Композиторы кино

6.4.5. Кинофестивали

6.5.6. Киностудии


6.6.7. Киноленты


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам