Надо Знать

добавить знаний



Кинопленка



План:


Введение

16mm кинопленка

Кинопленка - это светочувствительная пленка для киносъемки и печать кинофильмов. Разновидность фотопленки. Изготавливается в виде ленты с перфорацией по краям. Выпускается шириной 8, 16, 35 и 70 мм. Кинопленка может быть цветной и черно-белой, негативной и позитивной. На кинопленках шириной 35 и 70 мм перфорация сделана с обеих сторон, на кинопленке шириной 8 мм - с одной, а на кинопленках шириной 16 мм - как с одной, так и с двух сторон.



1. Форматы кинопленки

Основные форматы кинопленки с параметрами сведены в таблицу. Все размеры указаны в миллиметрах.

Ширина
пленки
Формат Размеры кадра Шаг Размеры
перфорации
Ширина
фоно-
грамма
ширина высота кадра перфора-
ции
ширина высота
8 8 4,4 3,25 3,81 3,81 1,83 1,27 0,69
5,36 4,01 4,23 4,23 0,91 1,41
16 с фотографической фонограммой 10,26 7,49 7,62 7,62 1,83 1,27 1,5
с магнитной фонограммой 2,35
Super-16 12,52 7.41 фотоаппарата
35 обычная 21,77 16 19 4,75 2,8 1,98 1,9
широкоэкранная 18,6
с кашетованим кадром 1:85 12,8
70 широкоформатная 49,7 23 23,75 4,75 2,8 1,98 6 ? 1,6

1.1. 35-миллиметровая кинопленка

Схема кадра звуковой 35-миллиметровой кинопленки

Кинопленка шириной 35 мм исторически появилась первой. Сначала на ней круглые отверстия, но потом их заменили на прямоугольные. В эпоху немого кино размеры кадр а были 18 ? 24 мм, но после внедрения звука кадр пришлось уменьшить до 16 ? 21,77 мм, чтобы осталось место для звуковой дорожки. На пленку 35 мм снимают также и широкоэкранные фильмы, сжимая кадр по горизонтали при съемке и расширяя его при проекции с помощью насадок на объектив (т. н. анаморфування).


1.2. 70-миллиметровая кинопленка

Кинопленка шириной 70 мм используется для съемки широкоформатных фильмов. Больший размер кадра позволяет получить хорошее качество изображения на больших экранах. На положительную пленку наносятся 6 магнитных звуковых дорожек, на 5-ти из которых записан сигнал для 5-ти заэкранные динамиков, а на одном - сигнал для нескольких динамиков по периметру кинозала.

На 70-мм кинопленку был снят, например, музыкальный фильм "The Song Remains The Same" с участием рок-группы "Led Zeppelin", а также фильм Блейка Эдвардса "Большие гонки", который с удовольствием смотрели и наши зрители. В СССР лишь единицы широкоформатных кинотеатров были оснащены полноценным 6-канальным стереозвуком.

Достаточно много фильмов снято на 70-миллиметровую кинопленку с шестиканальным звуком, однако для достижения массового кинопрокат а из них изготавливались широкоэкранные 35-миллиметровые прокатные копии с анаморфуванням изображения.


1.3. 16-миллиметровая кинопленка

Стандарты Super 16 и 16 мм.
16 мм звуковой фильм.

Кинопленка шириной 16 мм позволяет уменьшить размеры кинокамеры. Часто ее использовали для съемки сюжетов, которые должны были показываться по телевидению (качество телевизионного и 16-миллиметрового киноизображения примерно одинакова, в этом случае частота кадров при съемке устанавливается равной 25 кадров в секунду).

Кроме того, соотношение сторон кадра в стандартной 16 мм пленки близко к телевизионного. 16-миллиметровая кинопленка выпускалась в двух модификациях: без звуковой дорожки - с двусторонним перфорацией, и "звуковая" - с односторонней. В втором последней располагалась монофонические или стереофоническая магнитная или оптическая звуковая дорожка. В кинопроекционных аппаратах, выпускаемых в СССР поддержка стереофонических фонограмм отсутствовала, фильмокопии также выпускались исключительно с монофонической фонограммой.

Существует еще одна разновидность 16 мм фильма - Super 16. Здесь увеличена ширина кадра за счет отсутствия звуковой дорожки и перфорации с одного края пленки. Этот стандарт в СССР не применялся.

Существует еще несколько редких стандартов для 16 мм кинопленки: они базируются на стандартном фотоматериале с одно-или двусторонним перфорацией, а отличия заключаются в размере кадра. Один из стандартов, например, предполагает использование всей ширины пленки под кадр, размер которого уменьшен по вертикали, чтобы не задевать перфорацию. При этом увеличивается ширина межкадрового промежутка. Другой стандарт предусматривает кашетирование кадра звукового фильма по вертикали с целью сохранения соотношения сторон кадра, аналогичного 35 мм фильма.

В СССР осуществлялся массовый выпуск 16-миллиметровых кинокопий и проводились звуковые кинопроектор и для школьного обучения и для кинопересувок ("Школьник", "Украина"), а также стационарные ("Черноморец"). Так, в кинофильме "Мимино" показан пример работы такой кинопередвижка, реально действовала в тот период времени. Поскольку на 16-миллиметровой аппаратуре не применяется анаморфування изображения, 16-миллиметровые прокатные копии с широкоэкранных фильмов изготавливались деанаморфованимы с обрезкой изображения по горизонтали.

С применением 16-миллиметрового оборудование снят известный фильм "Ведьма из Блэр" (аппаратура показана в фильме). В СССР выпускались как любительские ("Киев", "Альфа"), так и более продвинутые ("Красногорск") кинокамеры под 16-миллиметровую кинопленку. Для профессионального назначения выпускались кинокамеры "Русь 16-СК", "Конвас", "Кинор" "Спутник" и "16-СП".


1.4. 8-миллиметровая кинопленка

Стандарты S8, N8 и 2x8.
Обычная и Super8 пленки.

Кинопленка шириной 8 мм используется для любительских съемок; качество изображения получается невысокая. Размер кадра на такой пленке вего 4,4 * 3,25 мм. Перфорация - односторонняя, размер перфорационного окна и его ориентация - такие же, как и в 16 мм пленки (1,83 * 1,27 мм), но физически шаг перфорации на пленке ровно вдвое чаще. Такой стандарт получил название N8 или просто 8мм. Существуют фильмокопии с частотой проекции 24 и 16 кадров в секунду (последняя распространена в основном в любительской киносъемке).

В последнее время получил широкое распространение формат Super 8 или S8, который практически вытеснил собой стандарт N8. Размер кадра S8 увеличен за счет уменьшения размеров перфорации (5,36 * 4,01 мм и 0,91 * 1,41 мм соответственно), причем перфорационные отверстия расположены длинной стороной параллельно краю пленки и находятся по центру кадра. Частота проекции, принятая для стандарта S8 обычно составляет 16 кадров в секунду.

Ширина поля, отведенного под звуковую фонограмму по стандарту одинакова для обоих форматов и составляет всего 0,69 мм. Для N8 это поле находится на противоположном относительно кадра свободном от перфорации края пленки, в S8 - на одном, находясь между перфорацией и краем.

Известны камеры, записывали на 8-миллиметровую пленку синхронный звук оптическим методом, но они не получили широкого распространения. Фирма "Истмен Кодак" в 70-х гг. выпустила пленку с магнитной звуковой дорожкой, а также оборудование для записи и воспроизведения звука из нее [1].

Однако все такие решения не получили широкого распространения из-за чрезвычайно малой ширины отводится звуковой дорожке и низкой стабильности скорости протяжки пленки как в камере, так и в проекторе. Подавляющее большинство любительских съемок на 8-миллиметровую пленку происходило без звука.

Также в отношении 8-миллиметровых фильмокопий встречается термин дрибноформатний фильм [1].

В СССР выпускались фильмокопии, в основном мультфильмов и детских короткометражных фильмов, на 8-миллиметровой пленке.

Фильмокопии наматываются на бобины, емкостью 30, 60 и (очень редко) 120 метров. В любительских условиях часто используются бобины для магнитной пленки от катушечных магнитофонов. Продолжительность демонстрации фильма длиной 60 метров составляет примерно 10 минут при частоте проекции 24 кадров в секунду.

Для любительской киносъемки 8-миллиметровая кинопленка выпускалась также удвоенной ширины (2 ? 8), соответственно было выпущено много моделей киносъемочных камер, рассчитанных на данный стандарт. Такую пленку экспонируют дважды, переворачивая ее после первой экспозиции и прогоняя в обратную сторону (без промежуточной перемотки). При этом кадры первой экспозиции оказываются у одного края пленки, а кадры второй - в другой. Бобины имеют механическую защиту от повторного экспонирования, которая обеспечивается наличием 4-х фиксируют зубцов (вместо 3-х) на одной из сторон бобины-носителя. После проявления пленку разрезают вдоль на две части. Это позволяет держать в кинокамере двойной запас пленки на бобине того же диаметра, а также значительно увеличить производительность химико-фотографической обработки материала. В 70-х годах прошлого века весьма широкое распространение получил стандарт 1x8S в кассетах, емкостью 15 м. Этот стандарт был предложен и реализован фирмой "Истмен Кодак". Пленка, заправляют в такие кассеты не требует ручной укладки в лентопротяжный механизм киносъемочной камеры. Это обеспечивает максимальную оперативность при перезарядке камеры. Кроме того длина зажигает участки пленки составляет всего несколько сантиметров, что позволяет максимально эффективно использовать светочувствительный материал. Существуют модификации кассет как разборные, для многократного использования, так и неразъемные (заправляет пленкой на заводе-изготовителе) для однократного применения. Пленка в таких кассетах выпускается в мире и в настоящее время.

В СССР выпускалось несколько модельных рядов любительских кинокамер ("Лада", "Лантан", "Турист", "Экран", "Аврора", "Нева", "Спорт", "ЛОМО", "Кварц"), кинопроекторы ("Луч" , "Русь", "Волна"), бачки для проявки кинопленки (УПБ-1А), монтажные столики ("Купава") и масса другого сопутствующего оборудования.

По способу зарядки в камеру и вида пленки встречается несколько основных видов 8-миллиметровых киносъемочных аппаратов:

  • Пленка одинарной ширины в кассетах емкостью 8 м (полезная емкость - 7,5 м), что требует ручной зарядки в тракт:
    • 1 ? 8 ("Кама");
  • Пленка двойной ширины на бобинах емкостью 10 м (полезная емкость - 2 x 7,5 м отснятого материала):
    • 2 ? 8 ("Спорт", "Аврора"),
    • 2 ? 8S, ("Аврора-С 2 ? 8", "Кварц-2 ? 8S-1М");
  • Пленка одинарной ширины в кассетах емкостью 15 м, не требует подзарядки в тракт:
    • 1 ? 8S ("ЛОМО-214/216/218", "Аврора-215/217/219", "Кварц-8XL").

По поддерживаемыми форматами 8 мм фильма кинопроекционные аппараты существуют двух видов:

  • Одноформатни:
    • Для демонстрации фильмокопий формата N8 ("Луч", "Луч-2"),
    • Для демонстрации фильмокопий формата Супер-8 ("Луч-2 S");
  • Двоформатни - для демонстрации фильмокопий форматов N8 и S8 ("Русь", "Волна").

В фильме "8 миллиметров" любительская киносъемка используется как сюжетно важная деталь. Во многих художественных фильмах образ 8-миллиметрового проектора, имитация нем любительской киносъемки, используется для получения эффекта воспоминаний, обозначения исторического периода времени.


2. Классификация по типам фотослоя и применение

2.1. Негативные

Изопанхроматични пленки, предназначенные для киносъемки при искусственном и естественном освещении. Цветные кинопленки выпускаются обычно замаскированы, что, в конечном итоге, улучшает цветопередачу на позитиве.

2.2. Положительные

Предназначены для получения конечных прокатных копий путем контактного или проекционного копирования. Низкочувствительными и высококонтрастные. Цветные позитивные пленки имеют обычно дополнительные фильтру слои и повышенную чувствительность верхнего, сине-чувствительного слоя для правильной цветопередачи при копировании с маскированных негатива.

2.3. Обертувана

По большинству характеристик аналогичные отрицательным, выпускаются двух типов - для кино и для телевидения.

2.4. Контратипни

низкочувствительными пленки (0,2-0,7 ISO) с высоким разрешением. Производятся:

  • Для контратипування черно-белых фильмов комплект из дубль-негативной (коэффициент контрастности около 0,6) и дубль-позитивной (коэффициент контрастности около 1,6) пленки. Произведение контрастности дубль-позитива на контрастность дубль-негатива дает единицу, что приводит к тому, что контрастность контратипы (дубликата негатива) не отличается от оригинального исходного негатива.
  • Для цветного контратипування - кинопленка типа интермедиата с коэффициентом контрастности единица. Кинопленки такого типа является замаскированными. На интермедиата изготавливают и дубль-позитив и дубль-негатив. Также интермедиата используют для вывода изображения с компьютера (цифровой интермедиата, англ. digital intermediate , Шаблон: Lang-en2). При этом кинопленка экспонируется с помощью лазерного луча ("Аррилазер") или проектируется с матрицы через объектив ("Синеватор").

Литература

  • В. Д. Коровкин. Техническая эксплуатация фильмокопий. М. 1983 (для кинопленки 16, 35 и 70 мм)
  • К. Б. Данилов. Кинопроекция. М. 1979 (для кинопленки 8 мм; данные для других форматов в Этой книге несколько отличаются)
  • Л. Я. Крауш. Кинопленки / / Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

Источники

  1. а б Мелкоформатный фильм / / Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам