Надо Знать

добавить знаний



Киприан (митрополит Киевский)



План:


Введение

Митрополит Киевский и всея Руси Киприан

Киприан (Киприан, Киприана) (ок. 1330 - 16 сентября 1406) - Святитель, митрополит Киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик и книжник.


1. Биография

1.1. Происхождение и начало служения

По происхождению болгарин. Свой путь он начал в Болгарии, в Келифаревському монастыре Феодосия Тырновского, где сблизился с Евфимием Тырновский. Вероятно, родственник митрополита Григория (Цамблака). Из монастыря Киприан пошел в Константинополь, затем в Афон, там познакомился с Филофеем Коккин - Патриархом Константинопольским ( 1353 - 1354, 1364 - 1376). Стал впоследствии келейником патриарха.

Около 1373 года был послан Патриархом Филофеем в Литву и на Русь для примирения литовского и тверского князей с митрополитом всея Руси Алексеем.

9 марта 1374 года он присутствовал в Твери на посвящении тверского епископа Евфимия, затем с митрополитом отправился в Переславль-Залесском, город великого князя Московского. Киприан заверил святителя Алексея, что будет ходатайствовать за него в Константинополе, и получив от богатые дары, с Залесье вернулся в Литвы.


1.2. Митрополит Киевский, Руский и Литовский

В 1375 году, когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовский князь Ольгерд отправил Киприана с грамотой в Константинополь, в которых просил Патриарха посвятить Киприана митрополитом Литовским, иначе угрожал просить себе митрополита в латинской Церкви.

Патриарх Филофей удовлетворил просьбу литовского князя и 2 декабря 1375 года поднял Киприана в сан Митрополита Киевского и Литовского с правом на всю Русь после смерти Митрополита Алексея. Он носил титул "митрополита Киевского, Русского и Литовского", а впоследствии должен был стать "Киевским и всея Руси". 6 июня 1376 года Киприан прибыл в Киев и оттуда через послов тщетно пытался добиться признания своего права от московского князя, Новгорода и Пскова.


1.3. Противостояние с Дмитрием Донским

Летом 1378 года (Митрополит Алексей умер 12 февраля 1378 года), списавшись с игуменами Сергеем Радонежским и Феодором Симоновский, Киприан предпринял попытки вступить в свои права наследования. Но великий князь Дмитрий Донской не захотел признать Киприана, поскольку имел своего кандидата на русскую митрополию - Михаила (Митяя). Киприана не признали в Москве, надругались и выслали за пределы Московии. Оскорбленный до глубины души, митрополит Киприан вернулся снова к Киев и руководил литовским духовенством.

Зимой 1378 / 1379 года Киприан отправился в Константинополь и пробыл там до июня 1380 года. 1380 года, после смерти избранного великим князем кандидата Михаила (Митяя), Киприан был признан митрополитом всея Руси, но ненадолго.

Князь Дмитрий Донской, изменив после гибели Мамая свое отношение к Киприана, весной 1381 года вызвал его из Киев в Москвы.

Во время нашествия на Москву Тохтамыша ( 26 августа 1382 года) Митрополит и великая княгиня, только что вернувшиеся из Новгорода, едва успели выбраться из города, являясь при этом ограблены горожанами. Киприан отправился в Твери, откуда съездил в Новгород. В начале октября князь Дмитрий Иванович вызвал его из Твери в Москву и той же осени выгнал, из-за подозрений в союзе с Ольгердом. Сосланного после возвращения Пимена перевел из Чухлома, места его ссылки, сначала в Тверь, а потом на место Киприана в Москву.

1383 года митрополит Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд. Дальняя поездка оказалась напрасной; при жизни великого князя Дмитрия он так и не смог добиться Киевской Митрополии. Собор Патриарха Нила поставил в митрополиты Киевские и Великой Руси Пимена, за Киприаном оставил звание Митрополита Малой Руси и Литвы, а в случае его смерти дал Пименом право распространить свою власть на Малую Русь и Литву и стать таким образом митрополитом Киевским и всея Руси". Только Собор 1389 года в Константинополе подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси.

29 мая 1387 года Киприан был послан императором Иоанном V Палеологом в Малую Русь с обязательством вернуться в течение года.


1.4. Митрополит Киевский и всея Руси

В феврале 1389 года патриарх Антоний снял великорусского Митрополита Пимена и восстановил Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси. 1 октября 1389 года Киприан оставил Константинополь и, переплыв Черное море (попал при этом в бурю), через Белград ( Акерман) и Киев 6 марта 1390 года вернулся в Москвы.

В дальнейшем Киприан занимался разграничением церковных и светских прав и владений, пытался добиться восстановления утраченного в 1385 году при Пимен митрополичьего права на апелляционный суд в Новгороде.

Судя по грамот Киприана в Пскове, он добился включения в церковные "многолетия" на Руси имен византийских императоров (преодолеть сопротивление этому великого князя ему помог своей грамотой патриарх Антоний), а в Синодник - такие же, которые провозглашались в Константинополе, поминовения защитников православия и анафематствования еретиков.

26 августа 1395 года, во время приближения к Москве Тимура (Темир-Аксака), по инициативе Киприана с Владимира в Москвы была перенесена икона Богоматери Владимирской (Вышгородская икона Богоматери), а затем, после ухода Тимура, на месте ее встречи основаны церковь и монастырь Сретения.

В 1398 году по совету Киприана московские князья послали в Византию 20 тысяч рублей, в ответ на что получили икону "Спас в билоризицех", которые поставили в церкви Благовещения.

Митрополит Киприан объединил под своей властью Московскую и Киевскую митрополию и все время святительства управлял единолично. Большое внимание Киприан уделял подвластным Литве и Польше западным епархиям, пытаясь связать их духовно с восточными. Чтобы сохранить свой титул Митрополита Киевского, долгое время жил в Киеве ( 1396 - 1397, 1404 - 1406), неоднократно встречался с литовским князем и польским королем.

Принимал участие в Соборе, который осудил патриарха Константинопольского Макария. Привел в Православие трех ханских вельмож. Примерно в конце 90-х годов распространил свою власть на Молдовлахию и Галичину.

Скончался святитель 16 сентября 1406 года. Похоронен в Московском Успенском соборе.

27 мая 1472 года во время строительства нового Успенского собора Московского Кремля на месте старого была обнаружена гробница митрополита Киприана и обретены его нетленные мощи.


2. Духовные труда

Сохранились три его послания игуменов Сергея и Феодора, из которых и известно о его высылке из Москвы Дмитрием Донским в 1378 году. Второе из них, написанное сразу после изгнания, является публицистическим произведением, рассчитанным на то, чтобы читатели - под угрозой церковного отлучения - сохраняли его и распространяли. В нем Киприан обосновывает свои права и подвергает проклятий князя Дмитрия Ивановича, которого однако продолжает рассматривать как великого князя.

Отрывок Киприана "От другого послания о виновных" относится к 1381 года (когда Дмитрий Донской ненадолго принял Киприана), или в 1390-х, когда Киприан окончательно стал Митрополитом Киевским и всея Руси. При последнем датировке послания слова о "совращениы" "от злобы на добро" отца адресата можно отнести к великому князю Дмитрия Ивановича и связать их с намеком в "Слове о житьи и в преставлениы великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго" на какое-то совершенное тем зло. С "Словом" послание роднит также неоднократное, почти назойливое величание здесь адресата царем, а его владения царством.

В том же 1381 году Киприан создал "Службу митрополиту Петру", написав при этом, как ее составную часть, свою редакцию "Жития митрополита Петра". В уста Петра Киприан заключил здесь пророчество о предстоящей политической величие Москвы при поддержке ней Православия. Как рассказ о чуде, сделанное Петром, Киприан добавил к Жития автобиографический рассказ о своих мытарствах в Константинополе и о том, как - с чудесной помощью Петра - он был принят в Москве и смог там занять когда надлежащий Петру престол митрополитов всея Руси.

К первому периоду пребывания Киприана митрополитом в Москве должны относиться и его "Ответы" игумену Афанасию, касающиеся монастырской жизни.

Около 1385 - 1386 года Киприан написал письмо, адресованное, вполне вероятно, Феодору Симоновскому. В нем он ставит адресата в известность, что отправляется в Царьград, и выражает уверенность в скорой победе над "лживым человеком и льстивым".

27 апреля 1387 года в константинопольском Студийского монастыря Киприан закончил переписывать "Лествица" Иоанна Синайского.

Очевидно, в последние годы своей жизни Киприан сделал незначительные дополнения к своему Жития митрополита Петра". Несомненное влияние Киприана на местные и общерусские летописи, что оживились при нем. С его именем связывают, в частности, завершен уже после его смерти (статья 1408 года) Троицкая летопись.

Киприана принадлежит ряд литургико поэтических произведений и переводов таких произведений с греческого языка на славянский. При Киприаном в восточнославянскую практику входит Учительне Евангелие, Иерусалимский богослужебный устав и литургия в редакции патриарха Филофея. Исправлял церковные обряды и книги, до придерживались т. н. студитского устава, и приспосабливал к новому - Иерусалима, который распространился в 14 веке на Востоке и среди славян.

За четыре дня до смерти Киприан продиктовал духовную грамоту, которую велел прочесть при своем погребении.

При Киприаном стала быстро увеличиваться в своем составе за счет переводов с греческого (часто южнославянских) восточнославянская книжность; активизировалась монастырская колонизация новгородской Севера, церковное строительство и украшение церквей на Руси и в Московии. На его время приходится московский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути Андрея Рублева. При Киприаном была проведена реформа и некоторая унификация церковного пения, музыкальной нотации и начался переход летоисчисление с "мартовского" года на "сентябрьский".


3. Библиография

3.1. Список произведений

  • Три послания Сергия Радонежского и Феодора Симоновского
  • От другого послания о виновных ( 1381 / 1390-е)
  • Служба Митрополиту Петру ( 1381)
    • Житие Митрополита Петра ( 1381, редакция)
  • Ответы игумену Афанасию ( 1381)
  • Письмо [Феодору Симоновском] ( 1385 / 1386)
  • Литургико поэтические произведения и переводы
  • Духовная грамота ( 1406)

3.2. Издание произведений

  • Прохоров Г. М. Повесть о Митя: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978;
  • Прохоров Г. М. Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы / / ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 186-304.

3.3. Критика

  • Глубоковский Н. Н. Св. Киприаном. митрополит всея Руси (1374-1406), как писатель / / Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1892. Февраль. С. 358-424;
  • Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприаном в истории древнерусской литературы: К истории русско-болгарский литературных связей XIV-XV вв. / / ТОДРЛ. 1963. Т 19. С. 215-254;
  • Прохоров Г. М. Древнейшая рукопись с произведениями митрополита Киприаном / / Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1978 г. Л., 1979. С. 17-30;
  • Прохоров Г. М. Киприаном / / Словарь Книжников. Вып. 2, ч. 1. С. 464-473.
  • Андреев В. Ф. Из истории Русской Церкви XIV-XV веков. Митрополит св. Киприаном. Великий Новгород, 2008.
  • Чешмеджиев, Д. Митрополит Киприаном и култовете на български светцы - Studi Slavistici, V (2008), 15-30



Предшественник: Митрополит Киевский и всея Руси
1375 ( 1390) - 1406
Преемник:
Алексей (Бяконт)
Михаил (Митяй)
Пимен
Пимен
Дионисий
Фотий
Избранная статья

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам