Кирилл Туровский

KirylaTurauski.jpg

Кирилл Туровский (Туровский, около 1130 г. - После 1182 г.) - епископ Туровский, мыслитель, блестящий проповедник (сохранилось около 10 проповедей), автор многих наставлений, торжественных Слов и молитвенных текстов.

Канонизирован Православной церковью.


Жизнь

Материал к биографии Кирилла Туровского дает его Житие, написанное, скорее всего, в XIII в. и включалось в рукописные Прологи под 28 апреля.

Он происходил из зажиточной семьи г. Туров (ныне - Гомельская область), получил хорошее образование (знал несколько иностранных языков, греческий и византийскую литературу), с молодых лет посвятил себя Богу, выбрав подвиг столпничество; уже будучи Столпника стал знаменит как проповедник "божественных писаний"; впоследствии был поставлен Туровским епископом (в 1169 г.) и, надо полагать, после этого особенно много подвизался как церковный оратор и учитель. Житие сохранило свидетельство об успешном выступлении Кирилла против ереси Владимиро-Суздальского епископа Федора, "Федорца" (о которой известно и из летописных упоминаний). Очевидно, около 1182 г. (Или ранее) Кирилл Туровский оставил епископскую кафедру и вышел на покой в ​​один из Туровских монастырей, это ясно из того, что 1182 года, по летописным свидетельствам, в Турове значился уже другой епископ, Лаврентий, а также из того, что молитвенный цикл (или часть его), как свидетельствует источниковедческой анализ, создавался старым Кириллом уже после ухода епископства, в одном из монастырей Турова. Житие уважает Кирилла Туровского в первую очередь именно как выдающегося церковного проповедника, называя его вторым Златоустом.

До нашего времени дошло большое число торжественных Слов и проповедей Кирилла: Притча о душе и теле, Повесть о билоризця и монашество, Сказание о чорноризький чин, восемь Слов на церковные праздники (в неделю Цветной, на Пасху, на Фомин неделю, на неделю жен мироносиц, о расслабленном, о слепого на Вознесение, на собор св. отцов Никейского собора), кроме того, сохранилось Послание Кирилла к архимандриту (с 1182 ) Киево-Печерского монастыря Василия и целый ряд молитвенных текстов (около 30 молитв, каноны). Во всех этих произведениях Кирилл проявляется как церковный писатель высокого уровня. Его писания по содержанию всегда направлены к толкованию евангельских истин (как "Слово на Фомин неделю", в котором автор, напоминая содержание праздника, объясняет пастве, как следует применять к себе пример апостола Фомы и поучаться от слов Христа, обращенных к нему, или Сказание о чорноризький чин, рассказывает о смирении, терпение, внимание к своей душе, которым проповедник стремится научить своих слушателей и читателей). Форма произведений Кирилла выполнена в большом мастерства, он был искусным ритором, обладавший сложными уподоблениями, тонкими реминисценциями, всеми риторическими правилами украшений языка. Он писал как прямой наследник школы византийских проповедников, недаром в разных сборниках и Торжественник его Слова содержались рядом с произведениями Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофилакта Болгарского и других знаменитых христианских учителей. Молитвы Кирилла, так же как и его слова и проповеди, органично вписываются в церковную традицию. И по содержанию, и по форме они соответствуют лучшим образцам этого жанра. Проповеди Кирилла повлияли и за пределами Украины и вошли в различных сборников проповеднической литературы. Молитвы строго аскетический характер у потребления до наших дней. Тема о слепого хромого распространенная в фольклоре, тема второго рассказа - заимствована из "Варлаама и Иоасафа".

В "Слове на новую неделю по Пасхе" Кирилл так восхваляет праздник, уподобляя радость верующих в воскресенье Христа весеннему пробуждению природы (текст в переводе):

Сейчас весна красуется, оживляя все сущее на земле бурные ветры, тихо вея, умножают плоды, и земля, семена питая, рождает зеленую траву. Весна же прекрасная - это вера Христова, через крещение к жизни пробуждает человеческую природу, бурные же ветры - греховные помыслы покаянием обращаются в добродетели и душеспасительной плоды умножают, земля же естества нашего, слово божье как семена приняв и соблюдая в себе страх перед им, всегда дух спасения рождает. Сейчас новорожденные ягнята и тельцов быстро тропы пробегая, скачут и сразу, к матерям повернув, радуются, и пастухи, на свирелях играющие, с весельем Христа славят! Ягнятами именую кротких людей из язычников, а тельцами - жрецов из неверных (т.е. не христианских) стран, видя воплощение Христа и (слыша) апостольское учение и чудеса, к святой церкви поспешно обратившись молоко учение ее сосут, и учителя паствы Христовой, о всех моля, Христа Бога славят, что собрали в единую стадо волков и ягнят.


Произведения

Памятники российской словесности XII в., Изданные ... К. Калайдовичем.-М., 1821. - С. X-XII, 3-152; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского / / ТОДРЛ. - 1955.-Т. 11.-С. 342-367; 1956.-Т. 12. - С. 340-361; 1957.-Т. 13. - С. 409-426; 1958. - Т. 15.-С. 331-348; Из "Притчей" и "Славянский" Кирилла Туровского / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова / / ПЛДР: XII век.-М., 1980. - С. 291-324, 660-669; Кирилл Туровский. Торжественный слова / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой / / Красноречие Древней Руси. - С. 70-99, 396-399; Послание Кирилла Туровского к игумена Киево-Печерского монастыря Василию / / Эпистолярное наследие Древней Руси.-С. 155-170.


Источники

Викискладе по теме: Кирилл Туровский
Википедия содержат высказывания, автором которых является: Кирилл Туровский
  • Украинская литература XI-XIII вв.
  • Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского / / СОРЯС. - 1908. - Т. 85. - С. 273-349;
  • Еремин И. П. Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности / / ИОРЯС. - 1925. - Т. 30. - С. 323-352.
  • Еремин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского / / Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.-М.; Л., 1968.-С. 132-143;
  • Колесов В. В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского / / ТОДРЛ.-1981. - Т. 36. - С. 37-49;
  • Творогов О. В. Кирилл / / Словарь книжников.-Вып. 1.-С. 217-221.


Святой Это незавершенная статья о святого.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.