Надо Знать

добавить знаний



Китай



План:


Введение

Это статья о Китайскую цивилизацию. На сегодня два государства используют название "Китай". Это Китайская Народная Республика ( КНР), которая контролирует территорию материкового Китая, Гонконг и Макао, а также Республика Китай, обладающий островами Тайвань, Мацу и Киньмень. Для значений слова "Китай" смотрите Китай (значения).

Карта Китая с указанием основных регионов

Китай ( традиц. : ; упро. : 中国 ; пиньинь : zhōnggu, Чжунго, "центральная страна") - культурный регион и древняя цивилизация Восточной Азии. Китай относится к числу наиболее древних цивилизаций, которая вобрала в себя большое количество государств и культур на протяжении 6 тысяч лет. Гражданская война в Китае в конце Второй мировой войны вызвала разделение этого региона на два государства, которые продолжают использовать в своем названии слово "Китай". Это - Китайская Народная Республика ( КНР), которая владеет материковым Китаем, и Республика Китай, которая контролирует остров Тайвань и прилегающие к нему острова.

Китай имеет долгую и почти непрерывную цивилизационную историю и одну из старейших и сложнейших систем письма. К 19 века он был одним из передовых мировых полет и основным культурным центром Восточной Азии. Китайский влияние на соседние государства остается существенным поныне. Китай - родина многих технических изобретений, которые изменили судьбу человечества. Среди них - бумага, компас, порох и книгопечатание.


1. Этимология

В разных языках Китай имеет различные названия. Здесь представлены наиболее употребительные из них.

1.1. Центральная страна - "Чжунго"

"Чжунго" (中国 / 中国) - самоназвание Китая. Первый иероглиф "чжун" (中) означает "центр" или "середину". Второй знак "го" (国или国) толкуется как "страна" или "государство". Начиная с 19 века в западной и отечественной историографии это название Китая переводят как "Срединное государство" или "Срединная империя". Однако такой перевод не совсем верным, поскольку слово "Чжунго" издавна обозначало центр Поднебесной - государство китайского императора, т.е. собственно Китай. Соответственно, точным переводом является Центральная страна" или "Центральная государство".

Термин "Чжунго" не использовался в истории Китая постоянно. Он имел широкий культурный и политический подтекст в зависимости от эпохи.

В период "весен и осеней" (722-481 до н. Э) словом "Чжунго" обозначались государственные образования, которые выводили свою политическую генеалогию от дома Западная Чжоу (1122-771 до н. н.э.) в долине реки Хуанхэ. Этим они противопоставляли себя государству Чу на реке Янцзы и государству Цинь на варварском Западе. Однако во времена правления династии Хань ( 206 до н.е. - 220) государства-изгои Чу и Цинь стали составляющими китайской империи, поэтому они были автоматически включены в "Чжунго". Таким образом сложилось более широкое понятие "Центральной страны".

Всего до начала 1 тысячелетия Р.Х значение слова "Чжунго" эволюционировало в сторону расширения границ срока. Как отмечает "Книга Песен", составленная около 1000 года до н. е., сначала им сказывалась окрестности вокруг столицы или императорского имения. Впоследствии этим понятием стали именовать территории подчинены "центральной" власти. Как свидетельствуют "Исторические Записки" Сыма Цяня : "Восемь гор известны в империи. Три из них у варваров Ман и Й. Пять - в" Чжунго ". Существовало также понимание" Чжунго "как земель Северной китайской равнины. Так," Хроники трех королевств "( 3 века) ​​противопоставляют эти территории, называя их "центральными", краям в долине реки Янцзы - Ву и Юэ. В этом смысле "Чжунго" ассоциируется этническими китайскими (хуа 华 или 华, ся 夏) землями.

Изменения в значении термина произошли с началом вторжения северных кочевых племен в Китай, захватившие "колыбель" китайской цивилизации и создали в равнине реки Хуанхэ собственные государства. Новые, этнически некитайские династии Севере Китая стали называть свои владения "Чжунго", а вражеские южные правительства этнических китайцев Южного Китая - "варварами". Соответственно, в середине 1 тысячелетия имела место трансформация термина "Чжунго", перешедший из плоскости этнической в политическую. С тех пор понятие "Центральная государство" стало ассоциироваться больше с определенной географической и политико-цивилизационной общностью, чем этнической группой.

Однако в средние века "Чжунго" не потерял окончательно своего этнического пидконтексту. В период правления династии Тан китайские земли севера и юга были объединены, что способствовало распространению применения названия "Чжунго" на южные территории. Дальнейшие расколы Китая в связи с набегами северных кочевников, закрепили название "Центральной страны" в юго-китайскими землями именно потому, что они были традиционным местом изгнании этнической китайских властей.

В начале 20 века термин "Чжунго" был впервые применен в названии государства Республики Китай (中华民国, "Народное государство Чжунго"). С 1949 года Китайская Народная Республика (中华人民共和国) также вписала в свою официальную это слово.

Современная национальность "китаец" (中国人, Чжунго-жень) также содержит этот срок. Частое использование слова "Чжунго" способствует формированию китаецентричного мировоззрения жителей Китая, и постепенной "китаизации" национальных меньшинств КНР и Республики Китай.


1.2. "China"

Латинское название Китая "China", которая перекочевала в многих европейских языков, вероятнее происходит от имени китайской династии Цинь ( 221 - 206 до н.е.). Скорее всего, китайские купцы, торговавшие на шелковом пути и отправлялись в Римской империи называли себя циньнцямы. Это название "Цинь" записывалась римлянами как Cina", впоследствии превратилось в "China".

1.3. "Китай" и "Катай"

Слово "Китай" происходит от имени "Катай", которое, в свою очередь, произошло от названия не китайской, а протомонгольскои группы кочевых племен с Маньчжурии - киданей (Китай). В 907 году они захватили Северный Китай и основали в нем свою династию Ляо. Их место в 12-13 веках заступили другие кочевники - чжурчжэни и монголы, однако этноним предыдущих закрепился как топоним северного Китая. Благодаря европейским купцам, в частности, Марко Поло, это название в форме "Катай" ("Cathay") попала в средневековой Западной Европы, вытеснив латинское "China". Оттуда оно перешло к украинскому языку, где превратилась в "Китай". На Западе "Катай" изредка употребляется как поэтическое название "Китай".

Термином "Китай" может также обозначаться:

Слово "китайский" или "китаец" означает принадлежность к Китаю, как универсального образования "Чжунго" - "Центральной государства", а не этнической группы. В этом смысле оно близко к значениям "СССР-овский" или "американский". Однако не следует забывать, что в Китае издавна существует господствующая этническая группа хань (титульная нация, которая составляет более 90% населения КНР и Республики Китай), с которой преимущественно, как и с русскими СССР и англосаксами США, ассоциируется населения страны. Эта этническая группа изначально называлась китайцы, и впоследствии экстраполировали ее на покоренные этносы. Поэтому неразборчивое в этническом смысле употребления названия "китайцы" для выходцев из современных КНР или Республики Китай только способствует ассимиляционные политике правительств этих стран по отношению этнически "некитайских" народов.


1.4. Серес (Σηρες)

Серес (Σηρες) является греческим названием Китая, которую употребляли греки и римляне древнего мира. Она означает шелковый или страна шелка". Скорее происходит от китайского "си" (丝,丝- шелк). Это название дала рождение латинскому слову "serica" ​​- "шелк"

1.5. "Sinae"

"Сине" ("Sinae") - другое название Южного Китая, которую использовали греки и римляне наряду с "Cina" ("China"). В источниках упоминается "метрополис Сине", однако ученые до сих пор не могут локализовать его. "Сине" было изменено на латинские префиксы "Sino-" and "Sin-", которым стали обозначать касаются Китая предметы и явления. В украинском языке эти префиксы используются в словах "синологии", "синолог" и других.

1.6. Хина и "Кино"

Словом "Хина" ("Kina") обозначают Китай в Центральной Европе, в частности Германии и Польши, а слово "Кино" применяется преимущественно в Северной Европе, в частности Швеции. Они происходят от другого прочтения "Cina" ("China").

2. История

Китай является одной из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в ряд с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индейцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Ее достижения, прежде логографического система письма, используются сегодня в странах Восточной Азии


2.1. Доисторические времена

Археологические находки доказывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн. - 250 тыс. годами до н. е. В Пещере Чжоукоудянь близ Пекин были найдены останки так называемого синантропа, которые датируются 550-300 тыс. годами до н. е. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

Примерно в 100.000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее раннее остеологические подтверждение существования современных людей на территории Китая датируется 67,000 годом. Это человеческие останки со стоянки Люцзян.


2.2. Династии

Исторические регионы Китая.

Согласно китайской официальной историографии первой династией Китая была Ся. Доказательством ее существования служат раскопки городских поселений и могил близ Эрлитоу в провинции Хэнань. Однако большинство ученых мира считают эту династию мифологической, а не реальной.

Первым исторически достоверным династией считается династия Шан (другое название Инь), которая контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между 18 и 12 веками до н. н.э. Ее уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу, правившая с 12 по 5 век до н. е. Центральная власть новой династии ослабла в связи с ростом политической и экономической мощи удельных владетелей, которые создали на середине 8 века до н. е. ряд формально независимых государств. С 5 по 2 век до н. н.э. эти государства постоянно воевали между собой, однако в 221 до н.е. были объединены Цинь Шихуанди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Период господства династии Хань продолжался с 206 до н.е. по 220 года. Он отличился началом формирования китайцев как единой этнической общности. После дезинтеграции Китая в 3-6 веках в связи с нападениями кочевников с севера, империя была объединена династией суи в 580 году. 7-14 века, время господства династий Тан и Сун, считаются золотым веком Китая. Именно в этот период имели место большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 году монгольский вождь Хубилай хан провозгласил новую династию Юань, владения которой простирались от Венгрии в Кореи. В 1368 году, в результате анти-монгольского восстания, возникла новая этно-китайская династия Мин, которая управляла Китаем в 1644 года. Последней императорской династией стала династия Цин, которую начали завоеватели Китая маньчжуры. Она была сброшена революцией в 1911 году.

Большинство китайских режимов были авторитарными и часто использовали жестокие методы для обеспечения стабильности своей власти и лояльности населения. Так во времена господства маньчжурской династии Цин, этнических китайцев-ханьцев заставляли носить длинную косу как у маньчжуров в знак верности новой династии.

В 18 веке технологически мощный Китай проводил активную политику покорения народов Центральной Азии, которых китайцы изначально считали "варварами". Однако в 19 веке он сам стал жертвой "варваров Запада" - колониальной политики стран Западной Европы и США.


2.3. Республиканский Китай

1 января 1912 года с падением династии Цин была образована Республика Китай (другое название Китайская Республика). Сунь Ятсен, лидер Национальной Партии Гоминьдан, был провозглашен первым президентом. Вскоре его сместил с этого поста бывший генерал цинских войск Юань Шикай, который провозгласил себя новым императором, но его империя умерла вместе с ним.

После Юань Шикая Китай оказался де-факто раздробленным на ряд провинциальных правительств, хотя де-юре международное сообщество признавало центральной только Пекинскую власть. В 1920 году партия Гоминьдан под лидерством Чан Кайши смог объединить страну. Столица была перенесена в город Нанкин. Поскольку националисты захватили власть и создали однопартийное правительство, в стране появилась мощная оппозиция - коммунисты. Длительная борьба между правительственными войскам и красными партизанами ослабляла Китай и тормозила проведение демократических реформ.

Китайско-японская война 1937 - 1945 лет на время объединила националистов и коммунистов против общего врага. Однако после капитуляции Японии в 1945 году, государственная казна Республики оказалась пустой. Это стало причиной взаимных обвинений Гоминьдана и Компартии Китая, которые привели к гражданской войне. Победа коммунистов вынудила правительство Республики Китай перебраться на остров Тайвань, где он существует по сей день.


2.4. "Два Китае"

С победой в гражданской войне Коммунистическая партия Китая провозгласила себя правопреемницей Республики Китай и 1 октября 1949 году основала новое государство - Китайскую Народную Республику ( КНР). Военные действия между КНР и тайваньским правительством были прекращены в 1950 году, но фактически обе стороны до сих пор остаются в состоянии войны.

В 1970-х годах Тайваньская Республика Китай и материковая Китайская Народная Республика ступили на путь головокружительных реформ. В случае с Тайванем, это были демократические преобразования направлены на создание многопартийной системы и либерализацию экономики. КНР пошла другим путем - усиление диктатуры КПСС, огосударствление хозяйства и реализация сокрушительное "культурной революции".

В 1978 годах правительство КНР начала курс на либерализацию экономики, однако оставил монополию власти в стране за коммунистами. Выступления студенчества в 1989 году на пекинской площади Тяньаньмэнь, которое требовало политических изменений, были жестоко подавлены.

В 1997 году КНР вернула себе остров Гонконг от Великобритании и в 1999 году остров Макао от Португалии.


2.5. Современность

Два государства - Китайская Народная Республика и Республика Китай - настаивают на легитимности своей власти и утверждают, что именно они являются полноправными обладателями "Китая". КНР является коммунистическим государством, в то время как Тайваньская республика - демократической. Хотя в 1949 году международное сообщество признавало за Республикой Китай право на владение материковым Китаем, с 1970-х годов большинство стран изменила внешнеполитическую ориентацию на КНР и перенесли свои представительства с Тайпея до Пекин.

Хотя островной правительство не отказалось от своих требований на Китай, Тибет, Внутреннюю и Внешнюю Монголию, он все больше идентифицирует себя как "Тайваньский" правительство. Политические круги Тайваня находятся в постоянной диалектической борьбе по вопросу провозглашения независимости острова. КНР считает Тайвань неотъемлемой частью своей страны, а потому постоянно пытается вытеснить представителей Тайваня из различных международных организаций, усиливая его изоляцию.

По состоянию на 2010 год 22 государства, включая Ватиканом продолжают признавать Республику Китай официальным Китаем. В противоположность этому, большинство правительств мира рассматривают КНР как законного обладателя Китая.


3. Территория

Китай состоит из собственно этнического Китая (18 исторических провинций Китайской империи), Внутренней Монголии, Синьцзяна, Маньчжурии и Тибет - территории КНР и Тайваня - территории Республики Китай. Побережье континентальной части Китая на востоке и юге омывается водами Бохайского, Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. В морях, омывающих Китай, разбросано 5 400 тысяч островов. Китай граничит с Монголией, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Мьянмой, Вьетнамом, Бутаном, Лаосом.


3.1. Исторический раздел Китая

Административные единицы высшего уровня в Китае менялись в зависимости от правящей династии или правительства. В этих единиц относят, прежде всего, края и провинции. Среди единиц низшего уровня существовали префектуры, пидпрефектуры, департаменты, командирства, уезды и округа. В современных административных единиц входят города уровня под префектуры, города уровня округа, поселки и городские общины.

Большинство китайских династий располагали свои резиденцию в сердцевине Китая, его этнически китайской части - долине реки Хуанхэ. Эти династии расширяли свои владения за счет иностранных территорий Внутренней Монголии, Маньчжурии, Синьцзяна, Тибета, Вьетнам и Кореи. Хотя последняя маньчжурская династия Цин, наследниками которой определяют себя КНР и Республика Китай, включила в Китай большинство вышеупомянутых земель, сам Китай имеет определенные древние границы - Великая китайская стена на севере, Тибетское плато на западе и джунгли Индокитая на юге.

На севере Великой китайской стены находятся Внутренняя Монголия и Маньчжурия, исконные места проживания евразийских кочевников, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Синцзянський и Тибетский автономный округа, в которых существовали государства европеоидных уйгуров и монголоидных тибетцев. Сейчас там также ускоренными темпами ведется ассимиляция. Юг Китая был родиной многих народностей южно-азиатского расового типа, малочисленность и раздробленность которых практически никогда не представляла угрозы для китайских властей.

К традиционному разделению Китая относят разделение на Северный и Южный Китай, граница между которыми пролегает по реке Хуай и горам Циньлун.


3.2. География и климат

Спутниковый снимок Китая
Метеорологическая карта Китая

Китай имеет много разнообразных ландшафтов. Горы и плато преобладают на западе, а низины - на востоке и юго-востоке. В результате этого, основные реки текут с запада на восток, включая крупные реки Хуанхэ, Янцзы, Амур, а некоторые - на юг (Река Жемчуга, Меконг, Брахмапутра). Большинство рек Китая впадают в Тихий океан.

На востоке, вдоль побережья Желтого и Восточно-Китайского морей находятся аллювиальные равнины, плотно заселены. На севере, на краю плато Внутренней Монголии можно увидеть травянистый степь. Юг Китая покрыт холмами и небольшими горами. В центрально-восточной части расположены дельты Хуанхэ и Янцзы. Большинство пахотных земель находятся вдоль этих рек. Южная провинция Юннань является частью так называемого субрегиона "Большой Меконг", в который входят Мьянма, Лаос, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам.

Западная часть Китая на севере большую аллювиальную равнину, а на юге известняковая плоскогорья пересечен холмами средней величины. Там же расположены Гималаи, с высочайшей горой мира Эверестом. Северо-запад покрыт пустынями такими как Такла-Макан и пустыня Гоби, постоянно разрастаются. На протяжении тысячелетий горы провинции Юннань служат естественным кордом, который отделяет Китай от Мьянмы, Лаоса и Вьетнам

Климат Китая разнообразен. Северная зона, которая включает Пекин, особая очень холодными зимами. Центральная зона, которая включает Шанхай, является умеренной. Южная зона, которая включает Гуанчжоу, характерна субтропическим климатом.

Через частые засухи и несовершенное хозяйствования, часто случаются пылевые или песчаные штормы весной. Ветер разносит пыль в восточном направлении, в Тайваня и Японии. Штормы иногда достигают Западного побережья США. Вода, эрозия почв и загрязнение окружающей среды Китая перерастают из внутренних китайских проблем в международные.


4. Общество

4.1. Демография

Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет более 1,3 миллиарда человек. Это пятая часть всего населения Земли. Хотя в КНР существует более 100 этносов, коммунистическое правительство признает только 56. Крупнейшей этнической группой Китая является ханьцы (собственно китайцы) - 91,9%. Она неоднородна и делится на ряд этнографических групп, большинство из которых - это бывшие самодостаточные этносы, ассимилированные китайцами-ханьцами.

Ассимиляция является древнейшим методом правителей Китая, направленный на увеличение количества лояльных режиму подданных. Многие некитайских этносов северных степей или южных джунглей исчезли в "плавильном котле" китайской культуры. Как правило начало импорта китайских технических и культурных ноу-хау этническими группами, которые стояли на низком научном и социальном уровне от китайцев, знаменовал начало исчезновения самобытной культуры этих групп, с последующим абсорбирования их представителей в ханской сообщества.

Хотя сегодняшние термины "китаец" (中国人, Чжунго-жень, "человек Центральной государства") или "китайская нация" (中华民族/中华民族Чжунхуа минцзу, "народ Центральной государства") являются политическими трансетничним понятиями, они этнический пидконтекст. Концепция "Чжунго" - "Центральной государства" - была придумана именно этническими китайцами. Ее пропаганда среди некитайских сообществ в виде надэтнической категории уменьшало сопротивление китаизации этих сообществ и, соответственно, пришвидшувало ассимиляцию некитайских этносов.


4.2. Языки

Большинство языков Китая относятся к сино-тибетской языковой семьи, которым разговаривают около 29 этносов. Существует также несколько основных и малых диалектов собственно китайского языка. Среди них наиболее употребляемыми являются мандаринский (им розмовлять около 70% населения), В (шанхайский), Юэ (кантонcька язык), Мин, Сян, Ган и Хакка. К не-китайских языков относятся языки чжуан (тайцев), монголов, тибетцев, уйгуров (тюрок), хмонг и корейцев. Этими языками говорящих преимущественно этнические меньшинства.

" Путунхуа "- мандаринский диалект, который принят за литературный язык, - является официальным языком КНР и Республики Китай. Она происходит от наречий Пекин, севере и юго-запада Китая. Мандаринский вариант китайского языка преподают в школах, используются в средствах массовой информации, литературе, правительстве. Не-китайские языки признаны официальными в некоторых автономных регионах, где компактно проживают этнические меньшинства. Однако сфера использования этих языков ограничивается домом и начальной школой.

"Разговорный китайский" или "байхуа" является письменным стандартом для мандаринского диалекта, который используется официально с 20 века. К этому стандарту письменной речи была классическая китайский язык " вэньянь ", наподобие средневековой латыни. Этот язык является еще обязательным для изучения в высшей школе.

Китайские языки основаны на иероглифической письменности, в то время как языки чжуан, тибетская, уйгурский и монгольский имеют собственные азбуки.


4.3. Религия

500 Будд в шанхайском храме Лонгхуа (эпоха Троецарствия)

Благодаря "культурной революции" 59% населения КНР (767 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство. В отличие от КНР, большая часть населения Тайваньского Китая считает религию необходимой составляющей собственной жизни. 93% исповедуют буддизм, даосизм и конфуцианство, 4.5% - христианство разных течений, и 2.5% - ислам, иудаизм и другие верования.

Главными верованиями КНР являются:

Главными верованиями Республики Китай являются:

КНР является атеистической секулярной государством, однако в ней разрешается соблюдение религиозных практик, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, правда ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая на протяжении 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

Республика Китай не ограничивает правительственными постановлениями никакие религии или вероучения. В ней не существует препятствий для реализации права на свободу совести.


4.4. Культура

Каллиграфия выполнена Мифа (Династия Сун)

Конфуцианство служило официальной философией Китая на протяжении длительного исторического времени. Отличное знание китайских классических текстов было условием вступления в китайской бюрократии. Упор на книжности и литературе иерархизував составляющие китайской культуры, в которой каллиграфия считалась высшим искусством чем живопись, графика или театр. Китайские традиционные ценности происходили от разных идеологем конфуцианства и других консервативных учений. В частности, в управленческой и военной практике эффективно использовались положения легизма. Даосизм, а точнее его народная версия, распространил среди китайцев культуру выгоды способствовала развитию коммерческих талантов. В современном Китае много неоконфуцианцив противопоставляют "права человека" Запада традиционным китайским ценностям, как "почитание семьи", "преданность государству и другие.

Бурные события 19-20 века заставили китайцев задуматься над необходимостью демонтации или сохранения собственной цивилизационной модели. Западники обещали Китаю светлое будущее при тотальной вестернизации и ставили в пример Японию. Политика насаждения демократии в традиционном китайском обществе потерпела крах - отчасти из-за авторитарной "традицию" управления, а частично через внутренние и внешние войны.

Китайское общество сохраняло средневековые традиции к началу КНР так называемой "культурной революции". Ее целью было реформирование китайского села, пропаганда новых коммунистических ценностей, создание новой передовой китайской культуры "обремененной конфуцианскими догматами". В результате "революции" много культурных деятелей были репрессированы и большинство традиций ликвидированы как "регрессивные практики или феодальные пережитки. Было проведено реформирование иероглифической письменности, что сделало недоступными для последующих поколений тексты произведений, которые складывались их предшественниками. Однако с 1980-х годов "культурная революция" была приостановлена, а коммунистическое правительство взяло курс на формирование "патриотически настроенной нации", начав реставрацию уничтоженных традиций.

На Тайване подобных культурных реформ не проводили. Отмечая традиции литературы и чиновничества львиная доля бюджета Республики Китай шла на формирование образованных специалистов в области культуры.


4.4.1. Система письма

Китайская иероглифика насчитывает более 50 тысяч знаков. Она изменялась и имела различные стили написания. Первые знаки появляются на костях для гадания 2 тысячелетия до н. е. Каллиграфия, умение красиво писать иероглифы, считается в Китае вершиной искусства. Большинство священных текстов буддизма, даосизма и конфуцианства написаны от руки.

Книгопечатание развилось во времена правления династии Сун. Академии ученых, которые занимались изданием и переписыванием классики традиционно спонсировались государством. Члены императорской семьи нередко принимали участие в совещаниях ученых.


4.4.2. Экзамены

Одной из основных черт традиционной китайской культуры были государственные экзамены. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат не зависимо от социального происхождения, который в совершенстве знал классические тексты, был способен занять ранг чиновника. Последние имели высокий социально-экономический статус. Люди гуманитарных занятий - писатели, философы, ученые - были людьми "второго сорта" в Китае. Государство их всячески поддерживала.

4.5. Наука

Треугольник Паскаля был впервые нарисован китайцами.

Технологические открытия Китая:


Другие области знаний:


5. Экономика

Китай экономически развитой страной, главная часть отраслей экономики которого работает на экспорт.

См.. также

6. Источники и литература

  1. Крыжановский О. П. История древнего Востока: Учебник. - Киев.: Лыбидь, 2000. - 592 с.
  2. Рубль В. А. История средневекового Востока: Курс лекций: Учебное пособие. - Киев: Лыбидь, 1997. - 464 с.
  3. Рубль В. А. История средневекового Востока. Тематическая хрестоматия. - Киев: Лыбидь, 2000. - 624 с.
  1. (Рус.) Кравцова М. Е. История культуры Китая. - СПб., 1999.
  2. (Рус.) Маслов А. А. Китай: колокольцы в пыли. Странствиям мага и интеллектуала. - М., 2003.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам