Китайско-Восточная железная дорога

Карта КВЖД

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) ( рус. Китайско-Восточная железная дорога ) Или Восточно- цинские железная дорога ( кит. 东 清 铁路 ) - Бывшая железная на северо-востоке Китай ( Маньчжурия). Соединяла Читу и российский Дальний Восток.

Южное ответвление КСЗ - Юго-Маньжурська железная - стала фактором и частично Casus belli для русско-японской войны и Второй китайско-японской войны.

Администрации КСЗ и Зоны КВЖД находились в Харбине.

Несмотря на то Китай, имел стандартную колею 1435 мм на конец 19 века, маршрут КСЗ имел русский путь 1524 мм. После передачи железной дороги в собственность Китая в 1952, путь перешить на стандартную.


История железной дороги

Китайско-Восточная железная дорога была построена за для сокращения маршрута Транс-Сибирской магистрали от сибирского города Чита через Харбин через север внутренней Маньчжурии на российского порта Владивосток.

Концессия на строительство была предоставлена ​​Китаем в 1896, строительство резко ускорилось после того как Россия заключила договор на двадцать пять лет аренды что в Ляодунского полуострова с Китаем.

Строительство КВЖД началось в июле 1897, по линии Тарского (восточнее г. Чита) - Хайлар - Харбин - Никольск-Уссурийский. Официально движения железной началось в ноябре 1901, но регулярные пассажирские перевозки Санкт-Петербург - Владивосток по Транссибу начались в июле 1903 года.

В 1898 г., начато строительство 880 км железной дороги, большая часть которой позже вошло в состав Юго-Маньчжурской железной дороги, из Харбина через восточную Маньчжурию до Ляодунского полуострова, в незамерзающий глубоководный порт Люйшунь, который Россия укрепляла и проводила капитальный ремонт за для создания первоклассной стратегической военно-морской базы и морской угольной станция для своего Дальневосточного военного и торговых флотов.

Китайско-Восточная железная дорога была в основном завершена в 1902 году, опередив строительство Кругобайкальской железной дороги на несколько лет.

В русско-японскую войну, Россия потеряла Ляодунского полуострова и большую часть Юго-Маньчжурской ветки на пользу Японии. Железная дорога Чанчуня в Люйшунь переданы под японский контроль, пока это Юго-Маньжурська железная.

В 1917 - 1924, (русский гражданской война) российская часть КСЗ была под управлением Белой армии.

После 1924, СССР и Китай имели КСЗ в совладении, а Япония сохранила контроль над Юго-Маньчжурской железной дорогой.

Китайско-советский конфликт произошел за обладание КСЗ.

В 1935 году СССР был вынужден продать все свои права по КСЗ правительства Маньчжоу-го.

С августа 1945 года, КСЗ опять попала под общий контроль СССР и Китая. Пытаясь возместить потери 1904-1905, после Второй мировой войны советское правительство настаивал на оккупации Ляодунского полуострова, но допускал на совместный контроль над южной ветке с Китаем, общее название за для обеих железных дорог Китайская Чанчуньська железная дорога.

В 1952, Советский Союз передал (бесплатно) все свои права на Китайскую Чанчуньську железную КНР.