Надо Знать

добавить знаний



Клавишные музыкальные инструменты



План:


Введение

Клавишные музыкальные инструменты - инструменты, звук в которых добывается с помощью рычагов - клавиш, расположенных в определенном порядке, составляют клавиатуру. По старинной музыки, все многообразие клавишных инструментов иногда называют одним словом "клавир" (например, Хорошо темперированный клавир Баха). Применительно к современной поп- и рок-музыки используют упрощенный термин - "клавиши", при этом исполнителя на клаившних называют клавишником.


1. Виды клавишных музыкальных инструментов

По способу добычи звуков клавишные музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы:


2. Типа клавиатур

Клавиатуры могут быть статическими и динамическими. При игре на динамической клавиатуре можно влиять на громкость (на синтезаторах - также и на другие параметры звука) силой нажатия клавиши. Статическая клавиатура лишь фиксирует момент нажатия и отпускания клавиши, при этом громкость звука регулируется другими средствами.

Клавиатура органа и аккордеона статическая, клавиатура фортепиано - динамическая. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.


3. История возникновения клавишных инструментов

Клавишные инструменты существовали еще в Средние века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднем средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел строение, похожее на строение современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорды, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным домашним инструментом, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое строение. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднят демпфер позволял струне вибрировать. В клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, тогда как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорды все же позволял делать крещендо и диминуендо.

Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук добывался птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то подходит для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.

Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути спинет - это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато декорирован и потому был такой же украшением дома, как и красивая мебель.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "Gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Чуть позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофор Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиш, войлочного молоточка и специального "вращатель". У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Вращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы ее вибрацию. Позже была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и нот, быстро повторялись.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам