Надо Знать

добавить знаний



Классицизм



План:


Введение

Церковь La Madeleine в Париже

Классицизм ( англ. classicism , От лат. classicus - Образцовый) - направление в европейском искусстве, впервые заявил о себе в итальянской культуре XVI - го века. Наибольшего расцвета достигает в Франции (XVII в.). Определенной степени присущ искусству всех стран Европы, в некоторых сохранял свои позиции вплоть до первой четверти XIX в.


1. Истоки классицизма в литературе

Для классицизма характерна ориентация на античную литературу, которая провозглашалась идеальной, классической, достойным подражания. Теоретическим основанием классицизма была античная теория поэтики и прежде "Поэтика" Аристотеля, теоретические основы которого воплощала французский "Плеяда" (XVII в.). В выработке своих общетеоретических программ, особенно в области жанра и стиля, классицизм опирался на философию рационализма.


2. Классицизм и палладианство

Палаццо Кьерикати в Виченце

Со всей силой классицизм проявил себя в архитектурных произведениях Андреа Палладио (1508-1580). Если утренний дворец Тьене еще имеет черты дворцов Флоренции, то следующие совсем на него не похожи. Палладио выработал свой вариант магнацького дворца и варьировал его всю жизнь. Он разработал новую систему пропорций ордеров. Теперь ордер был не декором фасада, а главным принципом построения. Палладио изучал Десять книг об архитектуре" Витрувия и пошел дальше, разработал новый вид городского дворца с перистилем и внутренним двором.

Принципы утреннего классицизма особенно обнаружены во многих загородных усадьбах - виллах. Заказчиками были магнаты Венеции и Виченце, что покупали участки земли. Особенно много их было в долине реки Брента. В России даже долго пели романс, где упоминается именно эта небольшая речка.

  • Церковь Мадлен, первоначальный проект, фасад

  • Девоншир Хаус, фасад и план

  • Палаццо Барберини, 1831 г., план

  • Большой театр в Варшаве

Виллы похожи и не похожи друг на друга. От Ренессанса идет построение на оси всего ансамбля. Но дворец и его формы - из арсенала древнего Рима: треугольные фронтоны, колонны, портики - все довольно сдержанно, почти строго. Декор - беден: несколько скульптур, горизонтальные тяги, простые карнизы, иногда гирлянды. Связь с внешней средой идет через колонные портики и ступеньки. На обогащения достаточно аскетичного силуэта вилл работают только объемы разной высоты простых геометрических фигур: прямоугольника, цилиндра, куба.

Фасады его городских дворцов более приветливы и не такие аскетические за счет колоннада и лоджий (палаццо Кьерикати в Виченце). Многие архитекторы увлекся произведениями Андреа Палладио. Их изучали и копировали протяжении нескольких веков. Появился особый стиль в архитектуре многих стран - палладианство (Великобритания, США, Россия, Польша, Бразилия и др.).


3. Классицизм во Франции XVII века

Первой важной попыткой формулирования принципов классицизма была Поэтика Ж. Шаплен (1638), но последовательным, основательным был теоретический трактат "Искусство поэтическое" Н. Буало (1634), написанный после того, как литературный классицизм во Франции сформировался. Применив философский метод Декарта к литературе, который заключался в обобщении опыта классицистов, Н. Буало установил строгие рамки для каждого жанра, узаконил жанровую специфику. Для классицизма был характерен рационализм, представители которого считали, что красота и истина достигаются через ум, путем природы, которая мыслилась как открытая умом сущность вещей. С рационализмом связана нормативность классицизма, которая регламентировала искусство и литературу, устанавливала вечные и незыблемые правила и законы. Для драматургии - это закон "трех единств" (действия, времени и места).

В области языка классицизм составлял требования ясности и чистоты, идеалом была речь афористическая, понятийная, которая отвечала бы принципам теории трех стилей. Для классицизма характерен аристократизм, ориентирование на требования, вкусы высшего общественного слоя. Героями классицистических произведений были преимущественно люди аристократического происхождения. Важной составляющей теории и практики классицизма была установлена ​​иерархия жанров, среди которых наиболее важными считались античные эпопея, трагедия, дидактическая поэма, ода, байка, сатира.

Практиками классицизма были прежде всего французские писатели: поэт Франсуа Малерб, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, романистка М. де Лафайет, писатели-афорист Ф. де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер, баснописец Ж. Де Лафонтен, позднее - просветители Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и другие.


4. Объятия барокко с классицизмом Франции XVII-XVIII вв.

Моретермар, Франция. Алтарная картина. 17 в.

На утреннем этапе развития классицизм Франции удивительным образом сосуществовал и переплетался со стилем барокко. Особенно это отразилось в моде на одежду, отделке интерьеров, живописи мастеров Франции, даже в архитектуре.

Вполне барочным стал фасад церкви Валь де Грас в Париже 1645-1665 гг (арх. Франсуа Мансар), тем более, что церковь строили за барочными образцами церквей Рима.

Переходные формы от пышного барокко до сдержанного классицизма имеет и выдающийся образец усадьбы нового типа - замок Во-ле-Виконт для министра финансов Франции Николя Фуке, что за 55 км от Парижа (арх. Луи Лево ок. 1612-1670).

Классицизм Франции так и не дал теоретических трактатов в области эстетики и художественной творчества. Образцы классицизма - были, теоретического обоснования - нет. Даже творчество классическое за чертами художника Николя Пуссена не избавилась влияния барокко. А некоторые его картины вполне барочные ("Баталия Иисуса Навина с Аморреев" Москва, "Захват" Иерусалим ", Вена, "Похищение сабинянок" Метрополитен, Нью-Йорк, "Триумф Нептуна и Амфитриты", Филадельфия, США). Лишь с годами манера художника становится проще и напоминает древнеримские барельефы. А доля полотен превращается в настоящие формулы классицизма - "Аркадских пастухи", Лувр, "Иоанн Богослов на острове Патмос", Чикаго, институт искусств.

То же самое - в религиозных картинах Симона Вуэ ("Мадонна с младенцем"), тогда как его "Портрет королевы Франции Анны Австрийской в виде Минервы "( Эрмитаж) целиком принадлежит классицизма. Вполне барочный и Жан-Батист Наттье-отец ("Жена Пентефрию ухаживает за Иосифа Прекрасного").

Так, барокко мастеру Лоренцо Бернини были заказаны достройки до дворца Лувр (теперь Восточный фасад). Бернини поехал в Париж с чертежами и барочной модели достройки. Художники Франции сделали все возможное и невозможное, чтобы помешать и сорвать выполнение проекта конкурентом. Бернини вынудили уехать прочь. Официально барочный стиль во Франции были закрыты.

Достройку совершил француз Клод Перро в 1657-1678 гг, а здание стало образцом классицизма в архитектуре.

Восточный фасад Лувра

И барокко (стиль живуч, прочный, всесторонний) не исчез и после его официального закрытия во Франции. Посмотрим на парадные портреты кисти художников Франции: Ларжильер "Автопортрет с семьей" 1712, Луи Токе "Маркиз Мариньи" 1755, Кантен де Латур "Маркиза Помпадур с нотами" 1755, Наттье-сын "Императрица Екатерина Первая" 1717 - все барочные.

Барокко не сдало позиций и в скульптуре стране (Пюже "Гибель Милона Кротонского льва", Куазевокс "Бюст гравера Одрана"). Чего только стоит "Бюст короля Луи 14го" того же Бернини (шедевр барокко), что было положительно принято королем и размещено в Версале.


5. Компромиссный классицизм Кристофера Рена, Англия

Главным представителем классицизма Англии считают архитектора Кристофера Рена (1632-1723). Это ему поручили постройку собора св.Павла в Лондоне после Великой пожара 1666р. Сдержанные формы нового собора действительно довольно классические. Но барокко ощущается в размерах здания и завершении колоколен. Отклонялся Рен от классицизма и в построенных им приходских церквах, где нашли свое место формы барокко и даже любимой в Великобритании готики. Все это в эпоху классицизма Англии.


6. Классицизм во Франции XVIII в.

Жак-Луи Давид. "Присяга Горациев" (1784).

Известно, что частные заказчики Франции были сторонниками сдержанных вариантов барокко или французского рококо. Но классицизм подпитывал закажем и деньгами королевский двор видел в нем идеальные условия одобрения абсолютизма. Именно королевский двор создал Школу изящных искусств, где преобладал классицизм как официальный государственный стиль.

Показательной стала художественная судьба Жака-Луи Давида ( 1748 - 1825). Он - ученик мастера рококо Ж. М. Вьена. И его первые произведения вполне в стиле рококо.

Посмотрим на картину Давида утреннего периода "Смерть философа Сенеки". Фигурки людей - маленькие, все суетятся вокруг умирающего, жесты - слишком театральные, а колорит - как на обертке конфеты. Забываешь, что это рассказ о смерти.

После получения Римской премии и пребывания в Риме возникает совершенно другой художник, последователь классицизма, его лучший представитель в искусстве Франции 18 века. Программным произведением этого периода стала картина "Присяга Горациев". Никаких маленьких фигур, никакой суеты, никаких слащаво-конфетных красок. Братья клянутся перед военным походом и идут на смерть. Смерти нет (два брата из трех погибнут), а смерть уже ощущается в суровых красках и торжественно подавленном настроении произведения.

Творческие периоды Давида условно можно разделить на:

  • начальный (в стиле рококо)
  • классицизм римского периода
  • революционный классицизм
  • ампир.

Итак, Давид не сразу стал представителем классицизма. В отличие от его последователей - Жерара, Герена, Гро, Ан-Луи Жироду где Руси-Триозона и др.. Особенно интересно сосуществования классицизма Давида, лучшего представителя некласицизму в искусстве того времени, с произведениями откровенного сторонника рококо Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806).


7. Классицизм в живописи Европы (известные представители)

Ан-Луи Жироду где Руси-Триозон, "Патриот Гиппократ видмосляе посланцам Персии"

Классицизм не мог согласовать противоречие между двумя началами человеческой природы - между материальным и духовным, между разумом и чувством. Отсюда идет рационалистическое противопоставление разума, трактуемого как самодостаточный. Единственный и абсолютный метод познания, чувственным связям человека с окружающим миром. Отсюда крайне одностороннее понимание вдохновения и творческого процесса, который исключает присутствие индивидуального опыта, эмоциональных факторов, интуиции, а главное - постоянной обусловленности формы художественного произведения конкретным жизненным содержанием.

  • Депутат революционного Конвента -Ж.-Б. Мийо, 1794.

  • Худ.Давид, "Смерть философа Сократа", 1787, Метрополитен-музей

  • Бенджамин Уэст, Король Лир, III акт спектакля, Бостонский музей изящных искусств

  • Худ.Давид, портрет мадам Тальен.

  • Гэвин Гамильтон, "Присяга Брута", 1764

  • Худ. А.Лосенко, "Зевс и Тетис"

  • Худ. А.Лосенко, "Прощание Гектора с Андромахой"

  • Жак Реаттю, "Триумф Цивилизации", 1793, Гамбург, Кунстхалле

  • Титульная страница с декором классицизма, опера Л. Керубини "Медея". 1797


8. Надгробие эпохи классицизма


9. Классицизм в Российской империи

Красный корпус Киевского университета со стороны сада.

Уже с 1760-х гг. в искусстве Российской империи начался поворот к классицизму. Он имел мощную поддержку от царского двора и императрицы Екатерины Второй. В переходных формах от сдержанного барокко к классицизму работал приглашенный в Петербург архитектор Валлен Деламот (1729-1800). В формах французского классицизма работали и архитекторы Баженов Василий Иванович и Старов И.Е., обучавшихся в Париже.

Известные представители стиля классицизм в Москве -

Мощную линию западноевропейского классицизма поддерживали и произведения архитекторов Джакомо Кваренги и Чарльза Камерона, что поселились в империи. Возникают и свои мастера-архитекторы классицизма - Львов М.О, Волков Ф.И., позднее - Стасов В.П. (1769-1848) и др..

В Киеве прекрасным образцом классицизма является Красный корпус Киевского университета, построенный в 1837-1843 гг по проекту В.Беретти.

Наибольшее распространение имел классицизм в сельских районах, где по проектам архитекторов классицизма строили барские усадьбы - от прославленный подмосковных к усадьбам в провинциях. Образцами прекрасных усадеб в стиле классицизма под Петербургом были Сиворицы, Тайцы и Пела, Марьино и Ропша, Павловск и усадьба Жерновка.

Образцами прекрасного классицизма в Украине стали усадьбы в Батурине, Сокиринцах, Качановке на Черниговщине, Вороновице и Серебринцы в Винницкой, Микулинцах на Тернопольщине.


10. Класицизм в Україні. Сакральні споруди


11. Черты классицизма в литературе Украины

В Украина классицизм не смог в силу неблагоприятных исторических обстоятельств развиться как целостная структурированная система, преимущественно ориентировался на низкие жанры (очевидно, под влиянием низового барокко). Некоторые тенденции классицизма нашли свое отражение в трагикомедии "Владимир" Феофана Прокоповича, поэзии Ивана Некрашевича, школьных "пиитика" XVIII в., поэме "Энеида" Ивана Котляревского, травестийний оде "Песни Гараська" Петра Гулака-Артемовского, рассказах Григория Квитки-Основьяненко и др..

Шедевром украинского классицизма становится героико-комическая поэма Ивана Котляревского "Энеида" - произведение бурлескные и травестийный. Распространяется также травестийная ода (И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский) и байка (П. Белецкий-Носенко, П. Писаревский, С. Рудыковский). "Низкие" классицистические жанры превалируют и в драматургии ("Москаль-волшебник" и "Наталка Полтавка" И. Котляревского, "Сватовство на Гончаровке" и "Шельменко-денщик Г. Квитки-Основьяненко), а в активе Квитки -Основьяненко развивается нетипичная для литературы классицизма проза. С "высоких" жанров на рубеже XVIII-XIX веков была распространена ода (И. Фальковский, И. Максимович, И. Шатович), которая создавалась по поводу торжественных дат или визитов светских и церковных властей.

Классицизм в Украине, в отличие от других национальных литератур, родился и существовал без борьбы с барочной литературой. Во второй половине XVIII века, когда Украина становится российской провинцией и теряет национальные литературные и культурные центры (в частности Киевскую Академию), барокко исчезает само собой. Украинских классицизм, несмотря на свой не очень разнообразный проявление, знаменует собой переход к единой литературного языка. Употребление народного языка требовали существующие в литературе украинского классицизма жанры - травестия, басня, комедия, народное повествование. Такой переход от билингвичного барокко (церковнославянский и украинский языки) становится для Украины настоящим литературным ренессансом.


Источники

  • Литературоведческий словарь-справочник. Второе издание исправленное, дополненное, Киев 2006, с.344-345.
  • История зарубежного искусства, М, "Искусство", 1971 (рус).
  • Каптерева Т., Быков В., "Искусство Франции 17 века", М. "Искусство", 1971 (рус).
  • Всеобщая история искусств, т 4, М, "Искусство", 1963 (рус).

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам