Надо Знать

добавить знаний



Классическая музыка



План:


Введение

Классическая музыка - неоднозначное понятие, употребляемое в зависимости от контекста, в трех значениях:

  1. В смысле качественной оценки ( лат. classicus - Образцовый): музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня как классические воспринимаются не только жемчужины "высокого" музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской и венской оперетты XIX - начала XX вв., вальсы Иоганна Штрауса и т.п.. Показательны в этом смысле выражения "классики джаза", "классическая эстрада" и др.. В устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков есть и определенная доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции. В музыкальных энциклопедиях такое толкование классической музыки, как правило, подается под лозунгом "Музыкальная классика" [1] [2].
  2. В вузькоисторичному и музыкально-теоретическом смысле: музыка второй половины XVIII в. - начале XIX в., традиционно соотносится с эпохой классицизма). Исторически классицизма в музыке предшествует эпоха барокко, а следует - эпоха романтизма. Центром становления классической музыки стала Венская классическая школа, благодаря чему в музыковедении закрепился также срок "Венский классицизм".
    Наиболее характерные черты этого периода - прозрачность и ясность, четкое членение музыкальной ткани на относительно короткие построения, превалирование гомофонии (в отличие от барочной полифонии). В творчестве композиторов-классиков происходит становление классического восьмитактового периода, классической гармонии, становления сонатной формы и жанров классической симфонии, квартета, квинтета и других жанров, формируется классический состав симфонического оркестра). Самые яркие представители этого направления - Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Западноевропейское музыковедение в композиторов-классиков относит также предшественников венской классической школы - Кристофа Виллибарльда Глюка, К. Ф. Э. Баха, В. Ф. Баха. До эпохи классицизма относятся также итальянские композиторы Муцио Клементе, Луиджи Боккерини, Луиджи Керубини, Доменико Чимарозы, украинские композиторы Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский и Артем Ведель, польский композитор М. Огинский и другие. Переходным этапом от классической до романтической музыки считается творчество Франца Шуберта.
  3. В типологическом смысле - т.н. академическая музыка, подражающий прежде жанры (например, соната, симфония, опера и т. д.), принципы композиции (в частности гармонии, формы, фактуры и т.д.), инструментарий (преимущественно - инструменты симфонического оркестра), а также традиции исполнения, которые формировались в европейской музыке XVII - нач. XX в. В XX веке отдельные композиторы-академисты (в начале века - композиторы нововенской школы, позже - авангардисты) вступают в конфликт с музыкальной традицией, ища новых форм музыкальной выразительности, однако острота таких конфликтов является проявлением напряженного диалога с академической традицией, в то время как другим типам современной музыки - от поп-музыки до джаза такой диалог несвойственное.

1. Противопоставление классической и развлекательной музыки

В современной культуре бытует противопоставление "классической музыки" любой другой как серьезной развлекательной или высокой низкой. Такое противопоставление непоследовательным: сам по себе выбор музыкального языка не гарантирует содержательности художественного высказывания или развлекательного задора, ведь, с одной стороны, симфония может быть примитивной и поверхностной, но, с другой, джазовая композиция может быть скорее содержательным, чем развлекательной.

В том или ином виде противопоставление высокого и низкого всегда существовало в культуре вообще и в музыкальной, в частности: так, для музыкальной культуры XVIII в. "Высокой" музыкой выступали, прежде всего, музыка церковная, тогда как комическая опера или танцевальная сюита соответствовали музыке "низкой", развлекательной. Более значительный разрыв, образовавшийся между серьезной и развлекательной музыкой в ​​XX в., Связан с целым рядом причин: культурная глобализация приводит к экспансии неевропейских музыкальных традиций в европейское музыкальное пространство, радикальные изменения в социально-экономическом устройстве кардинально расширили аудиторию авторской музыки, отобрав эту аудиторию в фольклора, углубление разнообразия форм общественного быта и т.д.

В то же время, известны многочисленные произведения, когда "классическая музыка" включает в себя элементы "популярной". Например, И. Брамс использовал застольную студенческую песню в в академической торжественной увертюре, Трехгрошовая опера Курта Вайля, многочисленные произведения середины 20 века, включающие элементы джаза, как например часть скрипичной сонаты М. Равеля под названием "Блюз". [3] Влияние популярной признавали многие "классических" композиторов 20 века, постмодернгого, минималистичного и постминималистичного направлений. [4]


2. Срок в других языках

Путаница значений, присущая понятию "классическая музыка", характерна большинстве европейских языков.

В частности английском словосочетание ( англ. classic music ) Появляется еще в Оксфордском словаре английского языка 1836 издания [5] и связано с попыткой "канонизировать" период от Баха до Л. ван Бетховена, как "золотой век" [6]. При этом классический период в музыке (примерно 1750-1830 роки) также именуется "classical" [7]

Подобные неоднозначные термины существуют в немецком ( нем. klassischer Musik ), Французской ( фр. musique classique ), Итальянской ( итал. Musica classica ), И многих других, ставших особенно применяемыми с распространением англоамериканських стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.

Однако, например, в польском языке сохраняется четкое разграничение понятий между классической как таковой, что относится к эпохе классицизма ( пол. Muzyka klasycystyczna ) И академической музыкой (Muzyka poważna). В русском языке также распространено словосочетание ( рус. классическая музыка ), Аналогом которого в научной литературе есть или "академическая музыка" или "опус-музыка" [8]



3. Хронологическая таблица

Ниже подается хронологическая таблица с годами жизни композиторов, которых считают представителями классической музыки в типологическом смысле этого словосочетания. Авторов классической музыки в музыкально-историческом смысле этого слова выделены желтым цветом:


Примечания

  1. Классика музыкальная / / Словарь-справочник музыкальных терминов онлайн (по книгам Ю.Е. Юцевич) - term.in.ua / indeks.html? term = КЛАССИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ
  2. (Рус.) Классика музыкальная / / Советская музыкальная энциклопедия (онлайн) - enc-dic.com/enc_music/Klassika-Muzykalnaja-3424.html
  3. Kelly, Barbara. L. "Ravel, Maurice, ? 3: 1918-37", Grove Music Online, ed. L. Macy (accessed July 23 2007), grovemusic.com - www.grovemusic.com/ (subscription access).
  4. Si?n, Pwyll Ap. "Nyman, Michael", Grove Music Online, ed. L. Macy (accessed July 23 2007), grovemusic.com - www.grovemusic.com/ (subscription access).
  5. The Oxford English Dictionary (2007). "classical, a." - The OED Online . Проверено May 10, 2007 .
  6. "Classical", The Oxford Concise Dictionary of Music, ed. Michael Kennedy, (Oxford, 2007), Oxford Reference Online. Retrieved July 23, 2007.
  7. см.. Classical period
  8. см.. монографию Т. Чередниченко

Литература

  • Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Монография. В двух томах. Долгопрудный, "Аллегро-пресс", 1994 (2-е изд.: Однотомник (344 с.)


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам