Надо Знать

добавить знаний



Клинопись



План:


Введение

Древняя форма клинописи

Клинопись - система письма, которой пользовались жители древней Месопотамии, первая система письма, изобретенная человечеством.


1. История

Одна из глиняных табличек из Амарны.

Система клинописи была в использовании более 35 веков, прошла через несколько стадий эволюции, от 34-го века до н.э. до 1 века нашей эры. Он был полностью заменен алфавитным письмом в ходе римской эпохи и с начала I в. н.э. в мире не используется ни клинописной системы. По этой причине, она должна быть заново расшифрована в 19 веке (см. ассириологии). Успешное завершение расшифровки датируется 1857 годом. Система состоит из сочетания знаков для слов и слоговых знаков. Клинописные знаки претерпели значительных изменений в течение более чем двух тысячелетий. Изображение внизу показывает развитие знака SAG "голова".

Эволюция клинописных знаком SAG

Этап 1 показывает, значок, как он был составлен около 3000 до н.э. Этап 2 показывает, как вращается значок, написанная около 2800 г. до н.э. Этап 3 показывает, знак в архаическом монументальном надписи, от ок. 2600 до н.э., и 4-стадия является знаком, который написан в глине, современником этапу 3. Этап 5 представляет знак конца III-го тысячелетия, и этап 6 представляет староасирийський знак в начале II тысячелетия, принятый в хеттского клинописи. Этап 7 является упрощенной знак, написанный в ассирийскую книге в начале первого тысячелетия, и к исчезновению знака.

Письмо в своем развитии прошло три последовательные стадии: значок, идеограмму и фонограмму (в Месопотамии использовался составляющая фонетическая письменность - отдельные символы соответствовали складам слова). Сначала клинописное письмо было очень громоздким, насчитывало около 2000 знаков. Постепенно вавилонцев и ассирийцы уменьшили количество знаков до 350 - 400. При этом отдельные клинописные идеограммы служили детерминативамы, т.е. указывали как следует читать и понимать соседние знаки. В эпоху Средневавилонского царства клинопись стал международным дипломатическим письмом на Ближнем Востоке, его использовали даже египетские чиновники. Поэтому месопотамский клинопись иногда образно называют "латиницей Древнего Востока". Однако с последней трети II тыс. до н. е. клинопись начали вытеснять древние алфавиты. Ассириологы считают, что клинописное письмо уступило место алфавитном не столько потому, что последнее проще и удобнее, сколько вследствие распространения на Ближнем Востоке арамейского языка.

В начале I тыс. до н. н.э. в Месопотамии глиняные таблички меняются деревянными, покрытыми воском. Такие деревянные таблички потом зброшуровувалы в книги - ширмы с помощью шнурка. Пользоваться такими "книгами" было удобнее, чем тяжелыми и хрупкими глиняными табличками.


2. Дешифровка клинописи

Цилиндр Тейлора с Ниневии

Старомесопотамськи письменные источники "заговорили" с историками только в XIX в.. Ключ к дешифровки клинописного письма в начале XIX в. изобрел учитель немецкого лицея Георг Гротефенд. Ему удалось прочитать короткую надпись, сделанная на колонне царского дворца в Персеполе трех языках: староперсидською эламский и вавилонской. Усилиями Георга Гротенфендом было установлено 9 знаков, но в его открытие никто не поверил, даже напечатали его труд. Поэтому клинопись был окончательно дешифрован лишь в середине XIX в. норвежцем Д. Лассен, французом Э. Бюрнуф и англичанином Г. Роулинса. Эти учении воспользовались сенсационной находкой Г. Роулинса - Бехистунской надписи, которого было высечено на отвесной Бехистунський скалы в иранской долине по приказу царя Дария. После, специально устроенных под наблюдением комиссии Британской Академии наук, видео было признано, что ассириологам действительно удалось перевести текст Тиглатпаласар И. Таким образом, 1857 считают годом рождения - ассириологии. Клинопись представлял собой ряд клинообразных условных знаков, которые передавали значения соответствующих изображений.

Однако для обозначения объектов и идей уже тогда начали использовать звуковую систему. И хотя клинопись также состоял из сотен знаков, он был более универсальным и разноплановым. Именно поэтому клинопись удивление быстро распространялся и прижился в шумеров, ассирийцев, вавилонян, персов и жителей государства Урарту.


3. Поэзия

Древнейшей известной современному человечеству есть шумеро - аккадский, ассиро- вавилонская поэзия. Клинописные глиняные таблички с ее текстами стали откапывать только в середине позапрошлого века, и в дальнейшем мы не застрахованы от приятных неожиданностей. Таким образом, человеческое познание в этой области имеет шансы развиваться как в будущее, так и в прошлое. Но пока мы должны учитывать данность, что именно поэзия Шумера и Вавилонии является древнейшей в этом мире. Клинопись обладает удивительной способностью очаровывать с первого взгляда на него, он имеет какую-то магическую притягательную силу. Клинопись, как вера, как любовь, - его мусово понимать, чтобы увлечься им, чтобы попасть под его чарующую действие.

Письмо, которое прислал первосвященник Lu'enna царю Лагаша (возможно Урукагины), сообщив ему о смерти его сына в бою, ок. 2400 до н.э., найденный в Теллохи

Итак, клинописную поэзию мы воспринимаем прежде всего на глаза, а не умом и слухом. Аудиовосприятия шумеро-аккадской поэзии может быть только виртуальным, его понимание должно быть научно подкованным, зато визуальное его восприятие является, в принципе, изначально доступным для современного человека. Клинописная поэзия - это искусство, визуальное искусство. Произведение искусства воспринимается прежде чувственно; есть три основных способа такого чувственного постижения: через глаза, через ухо и через разум. Осмысление древнейшей поэзии есть хоть и доступным, зато довольно излишне усложненным процессом: для этого нужны переводы и толкования текстов, соответствующий понятийный аппарат, знания из смежных областей, и вообще - очень широкий антураж. Но для чувственного восприятия древнейшей поэзии, для мгновенного и пролонгированного смакование им хватает визуального ряда. А уж это визуальное увлечение может перерасти в поезд к дальнейшему познанию этой материи. Можно назвать древнюю поэзию человечества визуальной, без фигур.

А стихотворение (именно однострочный стих) ох намо поедим [?] является одним из древнейших образцов нашей визуальной поэзии, нашей поэзии вообще, наряду с другими, такими похожими и непохожими на себя образцами. Прото шумерский клинопись Каменной Могилы, изделия из спижу (бронзы) времен, предшествовавших расцвету культуры в Греции и Риме, трипольские города IV-III тысячелетий до нашей эры, гигантский (даже по нынешним меркам) объем работ при сооружении Змиевых валов во II-м тысячелетии до нашей эры говорит о расцвете древних цивилизаций в Поднепровье и Причерноморье.


4. Использование клинописи

К середине 3-го тыс. до н. е. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерской и аккадском как, развился в более-менее стабильную словесно- составляющую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофоны. В последующие веке все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте, и в каком-то смысле дальнейшая история клинописи - это история выборок форм знаков и их значений, в зависимости от времени, места и жанра, с добавлением некоторых значений и неиспользованием многих других, упрощением отдельных знаков и формированием характерных местных форм письма.

Вслед за распространением по Передней Азии шумеро-аккадской культуры повсеместно начинал распространяться и клинопись. В первую очередь вместе с аккадским языком, но постепенно адаптируясь и для местных языков. От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты (касситского, Аморитская, амарнский-ханаанском, хаттском) языков. Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большой части текстов: хеттский, эламский, хурритских и урартская. Кроме того, клинописными по форме, но функционально отличными являются древнеперских клинопись и угаритский алфавит.


Источники

Получено

п ? о ? р Письменности
Азбуки *
(Полностью фонетические)

Линейные: азбука Фрейзера EN ? авестийский EN ? басса EN ? письмо Бейт Кукью EN ? борами EN ? видимая речь EN ? армянский ? глаголица ? готский ? греко-иберские EN ? греческий ? грузинский ? скоропись Габельсбергера EN ? скоропись Грегга EN ? дезеретська EN ? скоропись Дуплое EN ? эвбейско EN ? эклектичный скоропись EN ? ельбасанська EN ? этрусский ? каддарська EN ? Кириллица ? коми ? коптский ? латинский ? мандейська EN ? маньчжурская EN ? международная фонетическая ? монгольское EN ? неотифинаг ? нко EN ? огамическими ? олл-чики EN ? Османие ? тай-лу (новая) EN ? Тюркские EN ? венгерский EN ? хангыль ? шавська en

Нелинейные: шрифт Брайля (еврейский EN ? корейский en) ? морские флаги EN ? азбука Морзе ? нью-йоркский шрифт для незрячих EN ? оптический телеграф EN ? семафорная азбука EN ? шрифт Муна en
Абугиды en

Индийские: ахомська EN ? байбаин ? Балийская EN ? батакська EN ? бирманский EN ? брахми ? бухидська EN ? Варанг-кшити EN ? Аннон EN ? грантха EN ? гуджарати EN ? Гупта EN ? гурмукхи EN ? деванагари ? дхивес-акку EN ? кофе EN ? кадамба EN ? кайтхи EN ? Калинга EN ? каннада EN ? кхмерская EN ? лаосские EN ? лепча EN ? лимбу EN ? лонтар EN ? малаялам EN ? манипуры EN ? моде EN ? мон EN ? монгольский квадратная EN ? нагаре EN ? ория EN ? ранджана EN ? реджанг EN ? ренконг EN ? Саураштры EN ? сиддха EN ? силоти-нагрева EN ? сингальский EN ? сойомбо EN ? сунданська EN ? схиднонагарська EN ? тагбанва EN ? тай-ле EN ? тайский EN ? ТАКР EN ? тамильский EN ? телугу EN ? тибетский EN ? тирхута EN ? тохарский EN ? чакма EN ? чамська EN ? шарада EN ? яванский en


Другие: азбука Полларда EN ? эфиопская EN ? канадская составляющая EN ? кхароштхи EN ? мероитська EN ? скоропись Бойда EN ? скоропись Томаса EN ? сора-сомпенг EN ? тана EN ? японский шрифт Брайля en
Идеограммы / Значки
ацтекское EN ? Блис EN ? донгба EN ? запись жестов EN ? микмак EN ? нсибиди EN ? танцевальная en
Консонантные *
абджадия EN ? арабский ? арамейский EN ? еврейская ? давньоханаанська EN ? Джаве ? набатейская EN ? пахлаве EN ? побеги EN ? пивденноарабська EN ? самаритянские EN ? сирийский EN ? скоропись Питмена EN ? Согдийская EN ? тифинаг EN ? угаритский ? финикийская
Логографического en

Китайская письменность : традиционные китайские EN ? упрощенные китайские EN ? Ханча ? хиньти EN ? японские

Производные от китайского: киданське EN ? тангутский EN ? забором EN ? Чжуанский EN ? чжурчженське en

Другие лого-слоговые: Хеттское ? клинопись ? майя ? й en

Лого-консонантные: демотическое ? египетское ? иератическое

Цифры: арабские ? абджадия EN ? греческие ? римские
Напивскладови en *

Полные: кельтиберське EN ? иберийское en и en

Растянутые: китанське (малое) EN ? пагавмон EN ? тартесське EN ? чжуинь
Составляющие *
Афак EN ? ваи EN ? волеаи EN ? древнеперских клинопись ? Геба EN ? катакана ? кипрское ? кпелле EN ? линейное письмо Б ? Манъегана ? менде EN ? нюйшу EN ? хирагана ? чероки ? югтунське en
являются подгруппами фонетической письменности.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам