Надо Знать

добавить знаний



Клод Дебюсси


Claude Debussy ca 1908, foto av Flix Nadar.jpg

План:


Введение

Claude Debussy ca 1908, foto av Flix Nadar.jpg

Клод Ашиль Дебюсси ( фр. Claude-Achille Debussy * 22 августа 1862 - 25 марта 1918) - французский композитор, пианист, дирижер, критик.

Писал в стиле, который часто называют импрессионизмом, термином, который он никогда не любил. Дебюсси был не только одним из крупнейших французских композиторов, но также одной из крупнейших фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков, его музыка является переходной формой от поздней романтической музыки к модернизма в музыке XX века.


1. Биография

Родился в местечке Сен-Жермен-ан-Ле, близ Париж. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории (1872-84), где занимался у А. Ф. Мармонтеля (класс фортепиано), Э. Гиро (класс композиции). В 1881 и 1882 посетил Россию. После окончания консерватории получил Римскую премию (за кантату "Блудный сын"), в 1885-86 как стипендиат жил в Риме. В 1887 вернулся в Париж, сблизился с группой поэтов и художников - представителей символизма и импрессионизма, возглавляемым C.Малларме. Дебюсси выступал как пианист и дирижер с исполнением собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901). В последние годы жизни много концертировал в Англии, Италии, России (в 1913 - в Петербурге и Москве) преимущественно с собственными произведениями. Умер в Париже.


2. Творчество

Дебюсси - основоположник музыкального импрессионизма. В своем творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов ( Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс ( Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки ( М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую "Прелюдия к" послеполуденные отдыху фавна "" (по Эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористических гармонии.

Один из наиболее значительных созданий Дебюсси - опера "Пеллеас и Мелизанда" (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздает сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению, вместе с общим импрессионистских окраской и недосказанностью символиста, присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отголоски этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И.Ф.Стравинского, CC Прокофьева. Блистательностью и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза "Море" (1905) - крупнейший симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистскую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время, расплывчатостью.

В некоторых произведениях - "Бергамаська сюита" для фортепиано (1890), музыка к мистерии Г. д'Аннунцио "Мученичество св. Себастьяна" (1911), балет Игры (1912) и др.. - Проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизма, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Дебюсси создал новый фортепианный стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-й тетрадь - 1910, 2-я - 1913), с поэтическими названиями ("Дельфийские танцовщицы", "Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе", "Девушка с волосами цвета льна" и др.). , создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров ХХ века, оказала существенное влияние на композиторов многих стран.

Версию в электронной музыке произведения Дебюсси "Танец снежинок" сделал японский композитор Томита Исао.


3. Произведения

3.1. Для фортепиано

  • Арабески (1888)
  • Маленькая сюита (1889)
  • Бергамаська сюита (1890)
  • Rverie (1890)
  • Романтический вальс (1890)
  • Ноктюрн (1892)
  • Pour Le Piano (1899)
  • Эстампы (1903)
  • Остров радости (1904)
  • Образы, тетрадь 1 и 2 (1905, 1907)
  • Детский уголок (1909)
  • Прелюдии, тетрадь 1 и 2 (1910-1913)
  • La plus que lente (вальс для фортепиано) (1910)
  • Этюды, тетрадь 1 и 2 (1915)

3.2. Для 2 фортепиано или фортепиано в 4 руки

  • Six pigraphes antiques для ф-но в 4 руки (1914, from the music for Chansons de Bilitis)
  • En blanc et noir для 2-х ф-но (1915)

3.3. Опера

  • Пеллеас и Мелисанда (1893-1902)

3.4. Кантаты

  • L'enfant prodigue для сопрано, баритона, тенора и оркестра (1884)
  • La demoiselle lue для 2-х солистов, женского хора и оркестра (1887-1888, текст Dante Gabriel Rossetti)
  • Ода Франции для сопрано, смешанного хора и оркестра (1916-1917, completion by Marius Francois Gaillard)

3.5. Для оркестра

  • Le printemps для голоса, 4 солистов и оркестра (1884)
  • Послеполуденные отдых фавна (1894)
  • Ноктюрны для оркестра и хора (1899)
  • Dances Sacre et Profane для арфы с оркестром (1903)
  • Музыка для Le roi Lear, 2 пьесы для оркестра (1904)
  • Море, симфонические эскизы (1905)
  • Images pour orchestre (1905-1911)
  • Le martyre de St. Sbastien, симфонические фрагменты (from the music for the play by d'Annunzio, 1911)
  • Khamma, балет (1911-1912, оркестрован Charles Koechlin)
  • Jeux, балет (1913)
  • La bote joujoux, ballet (1913, orchestrated by Andr Caplet)

3.6. Музыка для сольных инструментов с оркестром

  • Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1890)
  • Premiere Rhapsody для кларнета с оркестром (1909-1910)
  • Petite pice для кларнета с оркестром (1910)
  • Рапсодия для альт-саксофона с оркестром (1901-1911)

3.7. Камерная музыка

  • Струнный квартет соль минор (1893)
  • Музыка для Chansons de Bilitis для 2 флейт, 2 арф и челесты (1901, текст Pierre Louys)
  • Syrinx для флейты (1913)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1915)
  • Соната для флейты, скрипки и арфы (1915)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1917)

Источники

5. Библиография

  • Vladimir Janklvitch, Debussy et le mystre, Neuchtel, La Baconnire, 152 p. ; 1976, Debussy et le mystre de l'instant, Paris, Plon, De la musique au silence, t. 2.
  • Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М., 1964
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978
  • Дебюсси К. Избранные письма. Л., 1986


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам