Надо Знать

добавить знаний



Кобза


Кобза

План:


Введение

Кобза

  • (1) украинские лютнеподибний струнный щипковый музыкальный инструмент, в котором струны расположены как на грифе, так и на корпусе (пристрункив).
  • (2) украинский вариант 6 или 7 струнной гитары.
  • (3) название волынки на Полесье, а также в Белоруссии и в Польше.

На гуслях играют, прижимая пальцами струны на грифе в сочетании с щипком открытых струн на корпусе.

Горнбостель-Закс номер 321.32-5:


1. История

Казаки с кобзой. 18 века.

Существование кобзы как нар. щипки. инструмента в Украине прослеживается по документам 13 века [1].

Представление о первоначальной К. дают старинные картины про казака Мамая (инструмент Фев-неподиб. Формы). Кобза существовала в Украине еще в XV-XVI веках, принадлежала к типу февральских инструментов (див.mandora), издавна существовали на Западе. В литературных источниках она звалась бандурой * на латинский манер *. Впоследствии кобза вышла из употребления, и на смену ей пришла более усовершенствованный гибрид барочной лютне с кобзой торбан и * старосветская * бандура. Органологичну отличие этих инструментов достаточно трудно понять, но обильно иллюстрированный работа с доскональной информацией о кобзу, бандуру и торбан находится здесь: http://polyhymnion.org/torban.

Большое распространение кобза получила среди украинского казачества. На ней играли странствующие кобзари, которые исполняли народные песни разных жанров - исторические, лирические, бытовые, думы, псалмы и тому подобное.

Еще в XV в. украинских кобзарей приглашали к королевскому двору Польши, а в XVIII-XIX вв. - К российскому императорскому двору. Крупнейшие давние кобзари - Билоградський, Нижевич, Любисток, Ум (XVIII в), А.Шут (XIX в), О.Вересая (XIX в) и другие.

Одно из древнейших свидетельств существования кобзы в Украине находится в польском записи 1584 Папроцкого: "Kozacy z wielkiej radosci ... spiewajac, na kobzach grajac" (Bartosz Paprocki. Herby rycerstwa polskiego. Krakow, 1584, С.107).

Правда, звали такого кобзаря в XVII в. - Кобезник (kobeznik - Zimorowicz. Sielanki. C. 147.). В определенных кругах и поныне считают, что кобза в древние времена исчезла с музыкального быта Украины, а ее название ототожнилася с другим музыкальным инструментом - бандурой. Такой тезис родилась в связи с неудовлетворительным состоянием инструментоведения в XIX-ХХ вв. Несмотря на подробное описание М. В. Лысенко в нескольких исследованиях бандуры О.Вересая, путаницу в ее классификации вызвало существование нескольких коротеньких струн - "пристрункив", которых по убеждению исследователей на кобзе не должно было быть. А комментарии относительно способа игры "... левой рукой играющий охватывает гриф, прижимая большие струны ... сопровождение мелодии происходит главным образом на длинных струнах (на грифе), играющий по мере надобности то понижает звук, продлевает или сокращает струны, прижимая их к грифу на той или другой высоте. Малых струн Кобзарь не прижимает ", считались" рудиментами исчезнувшего кобзы ".

В 1970-е произошла попытка изготовления "новой" кобзы. В мастерской Василия Зуляка Мельнице-Подольского комбината Борщивськоо района Тернопольской области изготавливали 6-струнный инструмент Домброва-гитарного образца, который был введен в оркестры украинских народных инструментов [1].

1978 года преподаватель класса гитары киевской консерватории Я. Пухальский обратил внимание на неуместность таких утверждений. Не заботясь существующими бандурными стереотипами, он признал, что: "... шесть струн (на грифе) не относятся к басовых струн бандуры и могут выполнять полноценную самостоятельную функцию ... если сделать исполнительский анализ возможностей игры на грифе Вересаев инструмента и существующих шести пристрункив, то сравнение будет не в пользу последних ?.

Последней точкой в ​​возвращении Украинской кобзы из небытия была ее реконструкция мастером М. Будником и исполнителем этого музыкального проекта В. Кушпетом - игры и пения. Практический анализ всех произведений записанных Лысенко доказал, что за всеми характеристиками (конструкцией, строем и способом игры) этот музыкальный инструмент - образец лютнеподибнои кобзы, а Остап Вересай, таки, - последний кобзарь (по словам Русова).


2. Ладкова кобза

Ладкова кобза П. Конопленко-Запорожца - Канада

Первые упоминания об использовании ладковои кобзы относятся к воспоминания В. Емца с 20-х годов в Черновцах где автор имел возможность встретить ансамбль Кобзистый в Черновцах.

Канадский исполнитель на ладковий гуслях Павел Конопленко-Запорожец приобрел свою ладкову кобзу в Киеве в 1914 от бандуриста Василия Потапенко.

Киевский домровий мастер М. Лупич сделал ладкову кобзу бас для Киевской капеллы бандуристов в 1936 г. Аналогичные инструменты использовались в инструментальной группе Государственного Украинского народного хора им. Г. Г. Веревки.

В 1970-80 х гг семьи пятиструнных ладкових кобз изготавливали В. Зуляк на Тернопольской, а также Мельница-Подольская музыкальная мастерская.

В начале 70-х гг в руках отдельных бардов, порой называли себя кобзарями, появились шести-семиструнной инструменты, с гитарным строем называемые аккомпанирующим кобзами. Подобный инструмент использовал П. Конопленко-Запорожец в Канаде.

В 70-х гг также в Киевском оркестре народных инструментов зазвучали четырехструнная ладком кобзы, квинтового строю, именуемых оркестровыми. Автор этих инструментов М. Прокопенко.


Литература

  • Хоткевич, Г. - Музыкальные инструменты украинского народа - М. 1930
  • Гуменюк, А. - Украинские народные музыкальные инструменты - К. 1968
  • Черкасский, Л. М. - Украинские народные музыкальные инструменты - К. Техника, 2003
  • Mizynec V. - Ukrainian Folk Instruments - Melbourne: Bayda books, 1984

См.. также

Примечания

  1. а б М. Евгеньева. Бандура, Кобза / / Тернопольский энциклопедический словарь. - М.: Издательско-полиграфический комбинат "Збруч", 2004-2010. - ISBN 966-528-197-6 , Том 1, 2004.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам