Надо Знать

добавить знаний



Кобзарь



План:


Введение

О.Г.Сластион Портрет кобзаря Самуила Яшного
Кобзари Древченко и Кравченко в Харькове в 1902 г.
Памятник репрессированным кобзарям в Харькове
О.Г.Сластион.. Портрет кобзаря М.С. Кравченко 1902
Кобзарь с лирой в Полтаве

Кобзарь - украинский народный певец и музыкант. Кобзари были создателями, хранителями и передатчиками народного творчества в форме исторических песен, дум (мелодических речитативов изменяемых форм), религиозных песнопений, а также сказок и преданий, сопровождаемых игрой на кобзе, лире или бандуре, откуда другое их название - лирники или бандуристы. Значение их для украинского народа можно сравнить со значением древнегреческих поэтов в Древней Греции, арабских поэтов для Аравии, или степных певцов-акынов для людей Средней Азии, Монголии и Казахстана.

В своем творчестве кобзари утверждали дух украинского народа, основы христианской морали в обществе и быту.


1. История

Значение народных певцов (поэтов и музыкантов) было чрезвычайно велико для развития человечества, особенно в письменным эпоху. Ведь именно они хранили и передавали следующим поколениям важнейшие знания о прошлом и мировоззрение их предков, в доступной форме, которая легко запоминается - песен-рассказов. Недаром они существовали у всех народов - скальды в викингов Скандинавии, поэты-кифаредов в древней Греции, трубадуры в средневековой Европе, поэты-певцы Аравии, певцы-акыны Великой Степи, русские кобзари, лирники и гусляры. Многие учебники по философии утверждают, что именно в среде поэтов в Древней Греции зародилась философия, арабские поэты (равно как и поэты других народов) имели большое значение в формировании общеарабской народной речи. Обратим внимание, что в древние времена народные певцы выполняли функцию новостников, независимых от власти масс-медиа. Постоянно путешествуя именно они знали последние новости и могли ими поделиться, предупредить людей об опасности нападения чужаков, феодалов и т. д. Так же как и журналисты в нынешних общественных условиях, они понимали, что есть в определенном смысле властью и потому требовали надлежащего отношения к себя. В свою очередь, религиозная и светская власть пыталась ограничить их влияние, чтобы поставить под контроль передачу информации на подконтрольных им территориях. Об этом можно встретить упоминания в литературе, в частности художественный. Напр. Константин Паустовский в своих воспоминаниях упоминает случай из своего детства, во время пребывания на украинском Полесье (конец XIX - начало XX вв.) Когда одного лирника выгнали со двора одного помещика и жестоко избили. В ответ неизвестные сожгли его имение.

Кобзарство корнями уходит во времена Киевской Руси. "Генеалогическое дерево наших украинских бандуристов очень высокое, - писал Хоткевич. - Прямой их предшественник - это вещий Боян, "соловей старого времени". Предшественниками кобзарей были также музыканты, изображенные на фресках в Софии Киевской. С княжеских времен дошло до нас имя Мануйла, "певца гораздо". В Галицко-Волынской летописи упоминается, что в 1240 году жил и творил при дворе галицкого архиепископа певец Митуса. Кобзари были создателями знаменитых дум и исторических песен, отображающие важнейшие события жизни украинского народа на протяжении многих веков и призвали его на борьбу против поработителей. Сюжеты дум и песен о борьбе против турецко-татарских завоевателей и польской шляхты стали важными историческими источниками, созданными кобзарями - непосредственными участниками событий - во время походов или после них. Героями произведений кобзарей становились любимые в народе исторические фигуры: Самойло Кошка, Байда, Маруся Богуславка, Богдан Хмельницкий, Петр Сагайдачный, Петр Дорошенко, Иван Богун... Кобзари всегда прославляли боевые походы Войска Запорожского, а казаки больше всего любили песню. "На войну было идут с радостью, а с войны возвращаются с музыкантами и песнями, побьют турка, или пошарпають ляха, сейчас же и песню составят на тот случай", - писал Яворницкий. Польский историк XVI века Папроцкий гласил: "Казаки показывали удивительные штуки, пели, стреляли и играли на кобзах" . Гоголь считал кобзарей охранниками боевой славы Украины, талантливыми поэтами и летописцами. Безымянные народные певцы передавали из поколения в поколение свое искусство, которое воспитывало у народа патриотизм, чувство национальной гордости, высокую духовность. Недаром Тарас Шевченко, который признавался, что как поэт рос на думах и песнях кобзарских, из уважения к этим народных певцов назвал сборник своих произведений "Кобзарь", а в повести "Прогулка с удовольствием и не без морали" отметил, что если бы греческий слепец Гомер воскрес и послушал хоть одну думу в исполнении украинского слепого певца, "то разбил бы в щепки свой ​​лукошко, называемое лирой, и пошел бы михоношу до самого бедного нашего лирника".

Незрячие певцы образовывали братства или группы вроде ремесленных цехов. В братствах существовали мастера и ученики, которые в течение двух лет осваивали не только кобзарскую мастерство, но и тайную так называемую "лебийськои" язык и имели придерживаться установленных корпоративных правил, нарушение которых каралось. Незрячие кобзари были не попрошайками, что выпрашивают милостыню, а профессиональными исполнителями, игрой на бандуре и пением зарабатывали себе на жизнь.

Исторически сложились три типа кобзарей. Певцы первого типа выполняют думы и песни, не внося в исполнение творческого элемента, то есть поют и играют на кобзах так, как они научились от своих учителей. Второй, наиболее распространенный тип - кобзари-импровизаторы, которые все вносят в исполняемый произведение какие-то изменения, зависящие от их таланта, а также от условий и времени исполнения произведения. К третьему типу относятся кобзари-творцы собственных песенных произведений.



2. Уничтожение и возрождение

В 1930 -х г. была развернута кампания борьбы против украинского национализма. Много кобзарей были арестованы и исчезли без следов. Слухи о том, что было созвано Съезд кобзарей где всех участников были казнены, доказательств не нашли. В конце XX в. Киевский Кобзарский Цех начал возрождение традиции кобзарства.

Сейчас в Украине действует Национальный союз кобзарей Украины.


3. Известны кобзари

До нас дошли имена лишь нескольких таких творцов, в частности это:

Аутентичные кобзари:

Советские кобзари

Современные кобзари


4. Репертуар

Кобзарская "песенная наука" содержала:

  1. Молитвы, псалмы и канты;-каждый певец (стихивничий, кобзарь или лирник) до Одклинщин должен знать не менее 12 псалмов.
  2. "Грустные" песни - (например, "Сиротка", и т.д.).
  3. "Запросницьки" песни, (например, жебранкы и другие).
  4. "Причиты"; (среди этого и причитания).
  5. "Бедные благодарности".
  6. "Битовщины" - спивани рассказ о жизни бытия.
  7. "Старины" (былины) - спивани сказания о "богатырские времена".
  8. "Казацкие псалмы", или "казацкие песни" - это жанр с начала XIX в. стали называть думами (среди дум - также и бытовые - например, "О сестре и брате" и т.д.).
  9. "Обычные" - светские и обрядовые песни.
  10. "Гуртоправськи", "пияцьки", "разгульные" и похабные ("срамные") песни.
  11. Кроме "песенной навукы", в кобзарском репертуаре есть счесть инструментальных произведений - танцев, всяких казачков подобное.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам