Ковалев Герман Васильевич

Герман Васильевич Ковалев
рус. Герман Васильевич Ковалев
Kovalev Gr Vsl gst43.jpg
Родился 24 июля 1894 ( 1894-07-24 )
Громославка, Волгоградская область
Умер 10 августа 1952 ( 1952-08-10 ) (58 лет)
Киев Киев
Гражданство СССР СССР
Национальность русский
Партия КПСС
Награды
Герой Социалистического Труда
Георгиевский крест 1 степени
Георгиевский крест 2 степени
Георгиевский крест 3 степени
Георгиевский крест 4 степени
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
Орден Красной Звезды
Орден Трудового Красного Знамени

Герман Васильевич Ковалев ( рус. Герман Васильевич Ковалев ; 24 июля 1894, Громославка - 10 августа 1952, Киев) - заместитель Народного комиссара путей сообщения, вице-генерал-директор 2-го ранга, Герой Социалистического Труда.


Биография

Родился 24 июля 1894 в слободе Громославка Донской области (ныне Октябрьского района Волгоградской области России), в семье рабочего. Русский. Окончил только два класса церковно-приходской школы. С 12 лет батрачил у кулаков из хутора терновому (ныне Ростовская область), учеником в кондитерской на станции Обливская. В 1909 году поступил учеником в бондарные мастерскую в городе Царицыне ( Волгоград), через два года работал уже бондарем.

Участник Первой мировой войны. Воевал на Западном фронте, полный Георгиевский кавалер. В 1916 году был ранен. После госпиталя два месяца служил в пулеметному полку в Ораниенбауме. В ноябре 1917 года оставил фронт и вернулся домой.

В мае 1918 года вступил в ряды Красной Армии. В боях при обороне Царицына был ранен. После лечения в службе военных сообщений 10-й армии К. Е. Ворошилова. Был помощником военного коменданта на станциях Царицын, Качалин, Арчеда, Саратов. В 1919 году по личной просьбе был направлен в стрелковую часть, командиром пулеметной роты, затем командиром роты при штабе Северо-Кавказского военного округа. В том же году поступил в ВКП (б).

В 1920 году был возвращен в службу военных сообщений, предназначен для железнодорожного участка Новороссийск-Туапсе. После изгнания войск Врангеля с Крыму в зоне ответственности Ковалева большая морской участок от Севастополя в Новороссийск и Батуми. В 1922 году переведен на участок Самара-Казань, а оттуда в Астрахани военным комендантом железнодорожного участка. В марте 1926 года - начальник отделения эксплуатации Волжского бассейна с центром в Нижнем Новгороде. Затем военный комендант железнодорожного участка Дно Октябрьской железной дороги, Ленинград-Варшавский.

В 1935 году окончил Военно-транспортную академию и был направлен на работу в Народный комиссариат путей сообщения. Работал в оперативно-распорядительном отделе Главного управления эксплуатации старшим ревизором, диспетчером, заместителем начальника, начальником отдела.

В мае 1937 года принял руководство Московско-Киевской железной дороге. К первому кварталу 1939 года магистраль вошла в группу дорог, которые работали ударно по погрузке и выгрузке.

В 1939 году Г. В. Ковалев назначен заместителем наркома путей сообщения и начальником оперативно-эксплуатационного управления (с 1942 года - Центральное управление движения) НКПС. Ему пришлось организовывать перевозки при войны с Финляндией и с первых дней советско-нимнцькои войны.

24 июня 1941 года на всех магистралях СССР был введен военный график движения. Особая ответственность легла на всех работников управления во главе с Г. А. Ковалевым: организация всех без исключения перевозок в глубоком тылу и для фронта. Особое внимание уделялось увеличению провозной способности дорог, организовано движение спаренных поездов курьерский движение эшелонов с воинскими частями к фронту.

В феврале 1942 года при ГКО был создан Транспортный комитет в состав которого был включен Г.В. Ковалева. В марте того же года он назначается начальником Центрального управления движения НКПС. Большая заслуга Ковалева в организации осенью 1942 года переброски войск в район Сталинграда : 3269 эшелонов с войсками и 1052 - с боеприпасами, горючим и продовольствием. На фронтовых участках Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог под выгрузку подавалось в сутки более 30 поездов, что в 10 раз превышало нормы мирного времени. Перевозка проводились в темное время суток и враждебная разведка не смогла зафиксировать сосредоточение в междуречье Волги и Дону крупной группировки войск.

После разгрома гитлеровцев под Сталинградом Г.В. Ковалев приложил все усилия для ускоренного переброски войск Донского фронта под Курск, своевременного снабжения войск Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронта, которые участвовали в битве на Курской дуге.

Могила Германа Ковалева

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года "за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени" Ковалеву Герману Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

За всю войну по железным действующая армия получила 19 миллионов вагонов воинских грузов, а народное хозяйство - почти 67 миллионов тонн необходимых грузов.

В январе 1945 года по состоянию здоровья Ковалев был переведен на более легкую работу - начальником Литовской железной дороги.

В октябре 1946 года Г. В. Ковалев назначен начальником только что организованного Донецкого округа железных дорог, затем руководил Юго-Западным округом железных дорог, а после отмены округов - Юго-Западной магистрали.

Жил в городе Киеве. Умер 10 августа 1952 года после тяжелой и продолжительной болезни, сказались нагрузки военных лет. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.


Награды

Награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени (февраль 1942), Отечественной войны 1-й степени ( 1945), Красной Звезды ( 24 ноября 1942), Трудового Красного Знамени ( 1948), медалями; четырьмя знаками "Почетный железнодорожник", знаком "Отличный руховец".


Литература

  • Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000 (Рус.)
  • Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001 (Рус.)