Козлов (пгт)

Козлов - поселок городского типа в Украина, Тернопольской области, Козивском районе. Расположен на востоке района реках Восушка и Цицорка. Центр поселкового совета, которому подчинено село Дмуховцы. К Козлова присоединены хутора Бойко, Габазивка, Грицайка, мазеповки, Поплави.

В связи с переселением жителей хутора Каспривка, Пидзабойкы, Подлесы, Хрипки исключены из учетных данных.

Население - 1944 человека (2002).


1. История

Началом существования того или иного населенного пункта принято считать дату, впервые упомянутая в том или ином документе. И в нашем случае такой документ - это королевская грамота на пергаменте с датой - 23 cерпня 1448 г., когда король Казимир IV Ягеллон, находясь в селе Козлов, издал грамоту о предоставлении пункты деревне Зушици (или Дзушици, теперь в Городокском районе Львовской области; записан Яном с Конецполь - королевским канцеляристом). [2]
31 октября 1467 г. король Казимир IV Ягеллон издал грамоту, по которой польскому шляхтичу Альберту Боровском предоставлено 200 польских марок на развитие королевского села (королевщин) Козлов. Согласно упомянутой грамотой, Козлов и окрестные поселения принадлежали польским королям.
31 декабря 1474 г. король Казимир IV Ягеллон издал грамоту (датирована в Радоме), по которой записал Альберту Боровскому 50 гривен обычных денег в селах королевских Козлове и Таурове в тогдашнем Теребовлянском уезде Галицкой земли, которые находились на тот момент у него в залоге. [3]

В течение I века со времени основания постоянными арендаторами села были потомки Альберта Боровского - Мацей и Войцех, о чем свидетельствуют другие документы, хранящиеся в государственном архиве Тернопольской области.

Происхождение названия населенного пункта краеведы объясняют тем, что первых поселенцев была авторитетный человек, возможно, их поводырь по кличке "Козел", потому что имел больше коз. Он стал основателем этого поселения, которое в его честь получил название Козлов. (Диалектный вариант "Кизлов").

27 мая 1502 года польский король Александр Ягеллон в Сандомире издал грамоту, согласно которой передал Козлов с приселками шляхтича Анджею Руже герба "Порай" - львовском латинском архиепископу, позволил ему повысить статус села на город. [4] В том же году он стал собственностью львовского римо-католического епископства. В Теребовлянском Гродского актах по 1581 Козлов также проходит как городок, находящегося в собственности Анджея Ленинского.

Трагическим в истории Козлова был, в частности, 1575. Возвращаясь из похода татары неожиданно, с западной стороны, напали на Козлов и уничтожили его полностью, а его жители оказались в татарском плену. Откуда почти никто не возвращался. По сути, поселения пришлось основывать снова. И это произошло через два года после упомянутой трагедии. В сентябре 1577 вышел королевский указ, чтобы на месте разрушенного села Козлов заложить одноименный городок с Магдебургским правом. В то время окружающие земли и территории будущего города принадлежали польскому магнату Людвигу Будзиновский. Именно ему и удалось заново отстроить Козлов с хорошо развитой инфраструктурой.

После королевского указа 1577 в Козлове жизни очень оживилась, ведь на развалинах вчерашнего села строили новый городок с другим укладом общественной жизни. Сюда в поисках лучшей доли начали отовсюду съезжаться малоимущие шляхтичи, польские мещане, а также евреи, чтобы найти здесь более-менее приличные условия для жизни. С приобретением нового статуса Козлов постепенно перестраивался, население быстро росло, и, как видим, становилось интернациональным. Поляки и евреи появлялись здесь, как грибы после дождя. Те наши далекие предки по своей вере были православными христианами, но октябрь 1596, согласно Брестской церковной унии, они стали вновь православными, а в 1991 году 95% козливчан на местном референдуме высказались в пользу греко-католицизма.

Веками наши предки были унижены. Им разрешалось только работать до седьмого пота. Освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого не принесла им облегчения. Они только почувствовали, что могут бороться за свое национальное освобождение.

После Зборовской битвы 1649 г. Козлов получил разрушений от татарских отрядов. Особенно опустошительной была турецко-татарское нашествие 1672 г.. Немецкий путешественник В. фон Вердум оставил в своем дневнике запись о разрушенном м ко.

С 1772 по 1918 годы Галичина входила в состав Австро-Венгрии. За это время положение крестьянства изменилось к лучшему. Крестьяне даже имели право обороны в судах. Стала доступной образование для каждого человека. Украинский язык стал вторым государственным языком. Галичина имела свой парламент и правительство. Собственно, во времена Австро-Венгрии через развитие образования, культуры были заложены основы демократии в Галицком обществе. Козлов не был исключением в тех общественных процессах, происходивших в те благоприятные для национального развития времена. В 1848 году было отменено крепостничество. В каждом селе ставили памятник по случаю этого события. В Козлове, в начале улицы Пригород, был такой памятник. Но в 1950-х годах, антинародная советская власть сбросила этот памятник в реку. Сняла, потому запрягла наш народ в новое, коммунистическое иго, а памятник напоминал о свободе, которую более ста лет назад дарил австрийский император. Поэтому такие памятники были советские власти, как бельмо на глазу.

Принадлежа к Австрии, Козлов сохранял статус заштатного городка в Бережанском по-вите. В 1875 г. львовский краевед Антон Шнайдер создал для города проект герба: на красном фоне серебряный цветок розы (родовой герб одного из бывших владельцев Козлова, епископа Боришевский).

Летом 1990 Козловское общество им. Тараса Шевченко вместе с церковным комитетом сделали все для того, чтобы реставрировать этот памятник, благодаря реке, которая сохранила его (видимо, сам Бог велел). Надо выделить должное в этой величественной деле покойному Роману Миляну, его сыну Богдану, Михаилу и Мирону Миляна, Иосифу ДЕМКОВИЧ и другим, приложились к тому, чтобы возродить святыню.

Что касается Козлова, то Австро-Венгерская империя оставила добрую память. Церковь, костел, дмухавецька церковь, школа (старый корпус), несколько административных зданий, лес - все это было сделано во времена Австро-Венгрии. В народе сохранился афоризм, "Небежка Австрия была хорошей мачехой".

В 1880 году в Козлове проживало 3470 человек, из них поляков - 1501, евреев - 1038 и украинского - 931. Козлов был 5586 моргов пахотной земли, 7 моргов леса, 20 моргов пруда 115 моргов дорог. Относительно костела, то польская община построила его в 1870 - 1880 годах. Костел был построен в готическом стиле, старые люди говорят, что был очень хорош как снаружи, так и внутри. Но война не пощадила этого храма. Весной 1944 года, когда в Козлове стоял фронт, костел разрушили гитлеровцы.

О евреев, то они должны свою хорошую синагогу, которую после войны переоборудовали в жилой дом (ныне - на улице Независимости, 1). Кстати, евреи имели и свое кладбище, под лесом, с правой стороны, когда ехали "на аренду". Сегодняшние козливчаны хорошо знают это место, только не всем известно, что там когда-то было.

В 1910 году была основана изба-читальня святого Андрея, который сыграл значительную роль в патриотическом воспитании населения. Это общество просуществовало до 1944 года.

Уже весной 1915 наш городок оказался в руках московских янычар. Они своими варварскими методами хотели истребить украинскую жизнь и его культурные силы. Поэтому неудивительно, что молодые ребята и их родители предпочитали умереть за свободу Украины, чем гибиты в снегах чужой империи. Десятки Козловский юношей и мужчин среднего возраста оказались в рядах украинского сечевых стрельцов. За пять лет войны стрельцы принимали участие в сотнях сражений на разных поприщах Украины. Сегодня можно гордиться такими предками, которые отдали жизнь за свободу Украины. Но ... в июле 1919 года Польша вновь оккупировала Галичину, сделав ее колонией. В сентябре 1930 года была проведена так называемая "пацификация", целью которой было физически и морально наказать непослушных украинского за то, что они посмели подняться на борьбу за создание независимого украинского государства.

Стоит также отметить и положительные моменты в отношениях между поляками и украинского - это освящение воды на Иордан на реке Восушци. Греко-католический священник отец Зарицкий и католический ксендз Годом поочередно отправляли Литургию, а затем освящали воду в реке. Отец Зарицкий, в отличие от ксендза рокоша, который разжигал вражду между украинским и поляками, был украинским патриотом, был на высоте своего звания и призвания, болел за общественные дела, положительно влиял на прихожан, воспитывая в них чувство национального достоинства. Пользовался большим авторитетом и уважением в козливчан.


К 1939 действовали "Просвита", "Родная школа", "Сельский хозяин" и другие украинские общества и организации.

1940 - 1962 Козлов - райцентр.

5 июля 1941 - 21 июля 1944 находился под немецко-нацистской оккупацией.

1955 выпал сильный град, уничтоживший около половины урожая.


2. Население

По данным переписи населения 2001 года языковой состав населения поселка был таким [5] :


Язык Число чел. Процент
Украинская 99,54
русский 0,46

3. Достопримечательности

Есть церковь Вознесения Господня ( 1896; каменная).

Построен мемориал на братской могиле воинов РА ( 1953), памятники павшим в немецко-советской войне односельчанам ( 1965), Тарасу Шевченко ( 1992, скульптор В. Мельник), Борцам за свободу Украины ( 1993), установлен памятный крест в честь отмены барщины (1990), на хуторе Грицайка насыпана могила трем борцам за свободу Украины (1991).

4. Социальная сфера

Действуют ЗОШ 1-3 ступ., Дом культуры с залом на 460 мест, библиотека, дошкольное учреждение, участковая больница № 2, поликлиника, спиртовой и кирпичный заводы, с.-хоз. ООО "Звезда", торговые заведения.

В советское время действовали кинотеатр, 2 библиотеки, районный больница на 75 коек, аптека и дисадок.

В поселке есть народный (от 1996) женский вокальный ансамбль, шахматный клуб.


5. Церковная сфера

6. Некрополи

Есть военное кладбище. На нем похоронено 1260 воинов и офицеров советской армии погибли при освобождении от нацистов. Их тела похоронены на сельском кладбище в 10 братских могилах. Позже этот участок могил (1952 г.) выделена из общей площади кладбища, там установлен памятник и стелы с фамилиями погибших [6].

7. Персоналии

Здесь родились:

  • д-ра наук Д. Бучко, И. Мриглод, А. Осел,
  • скульптор Ц. Гошовский,
  • врач и общин. деятель И. Кушнир,
  • засл. врач Украины В. Пришляк,
  • живописец И. Шуйским.

Учились геолог И. Вовк, архитектор Б. Мриглод, д-р физ.-матем. н. А. Овсяников, работал д-р., Проф. П. Кузив.

Примечания

  1. Государственный комитет статистики Украины. Численность населения Украины на 1 января 2011, Киев-2011 (doc) - stat6.stat.lviv.ua/PXWEB2007/ukr/publ/2011/chnas.zip
  2. Акты гродские и земские - лат.) с.133-135
  3. Акты гродские и земские - лат.) с.212
  4. Акты гродские и земские - лат.) с.239-242
  5. Распределение населения по родному языку, Тернопольская область - database.ukrcensus.gov.ua / MULT / Dialog / varval.asp? ma = 19A050501_02_061 & ti = 19A050501_02_061. Распределение населения по родному языку, Тернопольская область (1,2,3,4) & path = ../Database/Census/05/01 / & lang = 1 & multilang = uk
  6. Богдан Андрушкив. "Некрополи Тернопольщины, или о рассказывают молчаливые могилы", Тернополь, "Ранок", 1998

Литература

Города :
Пгт :
Kozovskii rayon fl.gif Населенные пункты Козовского района
Пгт :
Козлов ? Козова
Села :
Августовка ? Бартошевка ? Бышки ? Будилов ? Строение ? Большая Плавучая ? Великий Ходачков ? Веснивка ? Выбудов ? Вымысловка ? Вився ? Викторовка ? Геленки ? Глина ? Холмы ? Городище ? Двор ? Денисов ? Дыбще ? Дмуховцы ? Драгомановка ? Заберезки ? Залесье ? Золотая Слобода ? Золочевка ? Ишков ? Осиповка ? Кальные ? Козовка ? Конюхи ? Кривое ? Купчинцы ? Маковисько ? Малая Плавучая ? Медовая ? Блины ? Олесино ? Плоское ? Плотыча ? Покропивная ? Поток ? Росоховатец ? Сеньков ? Слободка ? Тауров ? Теофиполка ? Урытва ? Хоробров ? Хоростец ? Ценев ? Цицоры ? Щепанов ? Ястребово
Города пункты на Тернопольщине
XIV века
XV века
XVI века
XVII века
XVIII века