Надо Знать

добавить знаний



Кокоринов Александр Филиппович


Levitsky kokrinov.jpg

План:


Введение

Кокоринов Александр Филиппович ( рус. Кокоринов Александр Филиппович 10 июля 1726, Тобольск - 21 марта, 1772, Санкт-Петербург) - русский архитектор середины 18 века, представитель переходного периода от барокко к раннему классицизма.


1. Жизнеописание. В Тобольске.

Тобольск, гравюра.

Родился в городе Тобольск. Удаленное географически город в 18 веке было пунктом наказания и ссылки. Именно сюда пешком гнали шведских воинов, плененных в дни Полтавской баталии 1709 года. Удаленность города способствовала некоторому ослаблению режима наказанных. Пленных задействовали на строительстве каменных сооружений города, страдавшего от частых пожаров. Шведы вели себя организованно и культурно. Так, известно, что грамотные и образованные шведы в Тобольске создали общество, имело собственный оркестр. Количество только пленных гобоиста, барабанщиков, флейтистов достигала 150 человек. В Тобольске проводили ассамблеи, как в Петербурге, ставили школьные драмы (тогдашние театральные представления). Специалисты - шведы были чертежниками, инженера, гидротехника, прорабами. Их ссылки растянули на 15 лет. И сосланы шведы переживут короля Карла XII, и казнокрада губернатора, князя Гагарина, которого казнили в Петербурге.

Впоследствии часть пленных взяла брак с женщинами Тобольск, где позже веками жили семьи со шведскими фамилиями.

Именно сюда попала в ссылку и семья Бланков, приближенная к противникам мощного Бирона, фаворита-любовника императрицы Анны Ивановны. Семья Бланков потеряла мать, которая умерла по дороге в ссылку в город Тобольск. Очередной дворцовый переворот в Петербурге снесут на царский престол дочь Петра I - Елизавету Петровну. Ситуация изменилась в пользу ссыльных и семье Бланк было разрешено вернуться и поселиться в Москве. Во время пребывания в Тобольске они познакомились со способным молодым-тобольцем по имени Александр Кокоринов. Бланки взяли юношу к себе в ученики и заберут того с собой в Москву.


2. Московский период. Школа Ухтомского.

Москва понемногу оправилась после запрета царя Петра I на каменное строительство (строительные материалы возами переправляли на строительные площади новой столицы). После смерти царя строительство возобновили, но уже на новых принципах (застройка на красной линии улиц, регулярное план, обязательное создание проекта). Надзор за строительством на новых принципах поручено главному архитектору "Московской полиции", руководившая гражданским строительством в Москве. (Военные имели собственный департамент). Архитектором "Московской полиции" и был Ухтомский Дмитрий Васильевич.

В 1747 году после смерти архитектора Коробова учеников последнего передали Ухтомского. В 1749 г. Сенат утвердил создание Архитектурной школы, которой руководил Ухтомский. Учениками к Ухтомского и отправились молодежи Карл Бланк и Александр Кокоринов. Обидва пройдут замечательную школу. Настойчивость и способности обоих, увеличены самообразованием, создадут основания для удачной архитектурной карьеры в будущем. Бланк Карл Иванович успешно сдал экзамены самом Варфоломей Растрелли, надворном архитектору императрицы Елизаветы Петровны. Так он отвоевал звание гейзеля (помощника архитектора). Его зачислили в помощники московском архитектору Алексею Евлашову.


3. Усадьба Петровско-Разумовский

Церковь Петра и Павла конца 17 века, фото 1891

Имение Кирилла Григорьевича Разумовского в 18 в. был в семи вести от тогдашнего города Москва. В наследство обладатель получил садибку и каменную церковь Петра и Павла конца 17 века. А талантливого Александра Кокоринова вельможа-обладатель пригласил в усадьбу, перехватив того у других заказчиков. Кокоринов и создал новый ансамбль сооружений усадьбы, превратив ее в небольшой городок.

Он удачно соединил высотный объем церкви 17 века с дворцом в стилистике раннего классицизма, а парадный двор замкнул длинными циркумференциямы ломаной линией. Центр двухэтажных циркумференций подчеркивала роскошная Триумфальная арка, выше крыши соседних корпусов. Силуэт усадебных сооружений чрезвычайно обогатил и Конный двор в виду небольшой крепости. Прямоугольник Конного двора имел четыре башни с купольными крышами. Все они усиливали декабря разновысотных объемов, известных еще с предыдущих ансамблей барокко. В комплекс усадьбы также входили Оранжерея, Смотровая башня, сооружение зимнего манежа, конюшни и т.п.. Ансамбль производил огромное впечатление на посетителей, несмотря на отказ от пышных украшений, сдержанный декор фасадов и ризнохарактернисть объектов.

Петровско-Разумовская перешло по наследству к одному из пяти сыновей Кирилла Григорьевича - Льва, который владел им до смерти. Законных детей он не имел, а передать внебрачным не мог ... Роскошную усадьбу продали, а новые титулованные обладатели существенно перестроили все сооружения, разрушив ансамбль. В 19 в. ее остатки приобрел делец-аптекарь Шульц, безжалостно перестроил ее в прибыльный дачный район. В 1860 году Петровско-Разумовская продали в казну. Правительство распорядилось создать на ее базе Петровскую сельскохозяйственную и лесную академию. Во времена СССР - она стала Тимирязевською сельскохозяйственной академией. До 20 века от сооружений бывшей усадьбы сохранился только прамокутник Конного двора, приспособленный к требованиям учебного заведения. Вид старинной усадьбы известен лишь по старым рисункам, мемуарными описаниями и реконструкциями художника К.К. Лопяло, сотрудника Петра Барановского.

  • Конный двор, современный вид

  • Купола башен превращены в крыши-шатер

  • Timiryazev Academy Farm 7.JPG
  • Угловая башня.


4. Петербургский период

Гравер Чемесов. Портрет Шувалова И.И.

Хорошую карьеру архитектора сделает и Александр Кокоринов, которого переведут на работу в Петербург. Способствовал этому Шувалов Иван Иванович, доверенное лицо императрицы, образованный и патриотически настроенный вельможа. Он деятельно и активно поддерживал русские таланты, не очень гнушаясь незнатного их происхождения. Среди поддержанных Шуваловым были -

Последнему и поручил он строительство собственного дворца в Петербурге, обойдя Закажи и деньгами надворного архитектора Варфоломея Растрелли. Влиятельного и близкого к Елизаветы Петровны вельможу пленили яркие способности россиянина Кокоринова, которого переведут на работу из Москвы в новую столицу.


5. Дворец для Демидова

Среди первых значительных задач Кокоринова в Петербурге - здание ( дворец) для Г. А. Демидова. Богатые заводчики быстро делались дворянами, не порывая ни с промышленностью в пользу войны (империя постоянно воевала), ни с капризами "барство дикого" и желанием превратить зиму на жаркое лето. Притеснения рабочих и крестьян на землях Демидовых были такими значительными, что те отсылали ходоков в Петербург за защитой. Разочарование в прежних хлопот по защите от притеснений Демидовых было таким значительным, что очередной ходатаем повесился в помещении одного из департаментов. В империи всегда ощущались отсутствие "... внутренней хорошей администрации, правильного ограждения собственных и личных прав, строгого и скорого исполнения правосудия как в общественных сделках, так и в нарушении личной безопасности; капиталов, путей сообщения и нравственности жителей".

Исследователь архитектуры о дворце Демидова в Петербурге пишет (на русском): "Следует отметить важную особенность дворца Демидова - чугунную наружную террасу и чугунные лестницы, дугообразным расходящимися маршами соединявшие дворец с садом. Это как бы символизировавшем источник богатст семьи известных промышленников ... Использование чугуна в во дворце Демидова как конструктивного материала является однрим из первыхв России примеров проникновения чугуна в строительную практику ". (Дворец 18 века был чрезвычайно перестроен в 19 ст.и практически исчез).


6. Дворец для Разумовского

Herzen uni.jpg
Петербург, дворец Кирилла Разумовского на реке Мойка.


Четыре года ( 1762 - 1766) отдал Кокоринов и строительству дворца для Кирилла Григорьевича Разумовского, тогдашнего президента Петербургской Академии наук. Он расположен в аристократическом районе столицы по берегам реки Мойка. От реки падац отделяли металлическое ограждение и широкий парадный двор - курдонер. Трехэтажный дворец височив над курдонером и двухэтажными флигелями. Планировка земельного участка было симертичне и по единой осью, как в привычных еще ансамблях эпохи барокко. Но фасады величественного дворца с роскошными инрерьерамы уже достаточно сдержанны. Центр сооружения пидкресював портик из шести колонн коринфского ордера, а окна и аттик здание несли лишь лепленные гирлянды. Вельможный Разумовский вовсе не отказался от роскоши (залы дворца декорировал в модном стиле Французский архитектор Валлен Деламот, работавший для императрицы Екатерины II в Зимнем дворце). Роскошным оставался и сад барокко за дворцом - с партнерами, вистриженимы деревьями и кустами и мраморной скульптурой итальянских мастеров.

Дворец сохранился и во времена СССР преобразован в главный корпус Педагогического института имени Герцена. Дворец потерял роскошные интерьеры, а сад - барочное геометрическое планировки и стал пейзажным. После восстановления капитализма советский институт реорганизован в Российской государственный педагогический университет имени Герцена.

  • Курдонер дворца К. Разумовского. Двор современного университету.2010 год

  • Sankt Petersburg-Universit?t 2.jpg
  • Парадная ворота бывшего дворца

  • Худ. Луи Токке. Портрет К.Г. Разумовского. Третьяковская галерея


7. Здание Академии художеств

Петербургская Академия художеств

История с проектированием здания Петербургской Академии искусств несколько запутанная из-за не все сохранившиеся документы, их рассеянность по Европе и отступления от предыдущих проектов. Имеем точность лишь в этапах строительства.

Идея создания Академии художеств долго блуждала светлыми головами русских и нерусских деятелей в Петербурге. Ее планировали основать еще при царе Петре I, но не успели. Идеей создания Академии художеств долго занимался немец на русской службе Якоб Штелин. Но мешало незнатное происхождения. И даже близость к императорскому двору сдвинуть дело не позволили. Ограничивались то классами при Академии наук, то Архитектурной школы в Москве.

Идея начала реализовываться, когда к делу подключился влиятельный фаворит Елизаветы Петровны - Иван Иванович Шувалов. Вельможа, сторонник французской культуры, заказал проект Академии художеств французскому архитектору по имени Жак-Франсуа Блондель ( 1705 - 1774). Закажи оплатили, а присланный проект Блонделя - Шувалов потребовал реализовать в Москве. Императрица настаивала, чтобы Академию построили в Петербурге. Шувалов уступил императрицы. К реализации проекта привлекли талантливого Кокоринова, потому Блондель в столицу не приезжал. Присланный проект доработал еще один француз в Петербурге - Валлен Деламот. Но хитрый француз всячески отклонялся от реального строительства, перекладывая ответственность на архитектора-строителя. Найденные подписи именно Валлен Деламота (но только на проектах главного фасада, вестибюля и Актового зала), а не Кокоринова. Но несомненно, что тот принимал участие в ПЛАН огромной сооружения, готовил проекты во время самого строительства и сам строил заведение годами. Кокориновську участие в строительстве прервала только смерть в 1772 году. Валлен Деламот покинул Петербург, а сооружение доводил до окончания архитектор Юрий Фельтен уже по готовым чертежам.

Именно с чертежами здания Петербургской Академии искусств изобразил архитектора Кокоринова и художник Левицкий Дмитрий Григорьевич, подчеркнув его важную роль в создании огромной сооружения. Хотя как и всякая огромное сооружение она - коллективное произведение нескольких авторов разного дарования и разной судьбы ...


8. Избранные произведения

  • участие в ремонте и укреплении оборонительных стен и башен Кремля, Китай-города и тому подобное.
  • здания и циркумференции, усадьба Петровско-Разумовский, Москва
  • Дом (дворец) Г.А. Демидова на набережной Мойки, Петербург (перестроен внутри)
  • Парковый павильон для Ораниенбауме (проект)
  • Дом (дворец) Л.Г. Разумовского, президента Академии художеств, на набережной Мойки, сохранено, перестроено
  • Сооружение Петербургской Академии художеств (вместе с арх. Валлен Деламотом)

Источники

  • же "Архитектурное наследство", № 7, 1955 (Крашенинников А. Ф. статья "Новые данные по истории здания Академии художеств")
  • Коваленская Н. "История русского искусства 18 века", М, 1962
  • Пилявский В.И. и др. "История русской архитектуры", Л, Стройиздат, 1984
  • Крашенинников А. Ф. Архитектор Александр Кокоринов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 192 с. - ISBN 5-89826-205-9

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам