Надо Знать

добавить знаний



Колизей


Колизей ночью

План:


Введение

0041.89 0012.492 Координаты : 41 ? 53ь24 "с. ш. 12 ? 29ь31 "вост. д. / 41.89 ? с. ш. 12.491944 ? в. д. (G) 41.89 , 12.491944 Колизей ( лат. Colosseum ) - Самый амфитеатр Древнего Рима, символ императорского могущества.

Расположен в Риме, в ложбине между Еквиллинським, Палатинским и Целиевським холмами, на том месте, где когда-то был пруд, принадлежавший к "Золотого Дома" Нерона. Вмещал около 50 000 зрителей.


1. История

1.1. Античность

Строительство этого сооружения началось императором Веспасианом после его побед в Иудеи и закончено в 80 г. н. н.э. императором Титом, который ознаменовал открытие устройством в нем игр, продолжавшихся сто дней и стоивших жизни многим сотням гладиаторов и 5 тысячам диких зверей.

Сначала Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) закрепилась за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, или от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и гостей города главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, травли диких зверей, морские сражения (наумахии). Вопреки укоренившемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф [ ], Создан католической церковью в последующие годы. При императоре Макрина цирк сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 император Филипп еще праздновал в нем тысячелетия Рима. Гонорий в 405 запретил гладиаторские бои как несовместимые с духом христианства, которое было введено после Константина Великого господствующей религией римской империи; однако, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Феодосия Великого. После этого для Флавийового амфитеатра наступили печальные времена.


1.2. Средневековье

Нашествие варваров привело амфитеатр Флавиев в запустение и положило начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривали друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были вынуждены уступить Колизеем императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этого времени началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только камни, видвалювалося, но и умышленно выломаны из него, стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI веках Папа Римский Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риариo - дворца канцелярии (Cancelleria) Павел III - паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталась искаженной. Сикст V намеревался воспользоваться ею для оборудования суконной фабрики, а Климент IX действительности превратил Колизей в завод для добывания.


2. XVIII века

Лучше отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не ранее середины XVIII века, и первым, кто принял его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрены кровью многих христианских мучеников, и приказал поставить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, хода на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, особенно Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, которые могли обвалиться, а Пий IX реставрировал в нем некоторые из внутренних лестниц.


3. XX века

Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством археологов найдено много обломков здания, которые валялись, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места. Раскопаны также подвальные помещения, служившие когда-то для размещения людей и животных, деревьев и других декорации и реквизита, или наполнять арену водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии (бои на воде). Несмотря на все проблемы, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные прошлой внешнего и внутреннего убранства, сей производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, какими были его расположение и архитектура.


4. Конструкция Колизея

Подобно другим римских амфитеатров, Амфитеатр Флавиев в плане представляет собой эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и концентрическими кольцами зрительских мест, которые его окружают. От всех сооружений такого рода Колизей отличается огромными размерами. Это грандиозный античный амфитеатр: длина его внешнего эллипса равна 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, ее ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей.

Амфитеатр Флавиев построен из больших глыб травертинського камня, которые некогда были соединены между собой железными связями, для внутренних частей использованы также местный туф и кирпич. Дыры, видимые ныне в различных местах стен, - гнезда упомянутых связей, исчезнувших в средние века - эпоху, в которую железо очень ценилось и повсюду розшукувалося. С внешней стороны здание представляли три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе - тосканского, в среднем - ионического и в верхнем - стиля Коринфа. Изображение Колизея на древних монетах, сохранившихся свидетельствуют о том, что в проемах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртом высокий этаж, который является сплошной стеной, расчлененную коринфскими пилястрами на компартимента с окном в середине каждого компартимента. На верхушках большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде триаркових ворот. Двое из этих ворот (на краях малой оси, со стороны Еквиллинського и Целиевського холмов) были предназначены для императора; последние служили для торжественных маршей перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.

Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подиум (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причем император имел особое, возвышенное нишу для сидения (лат. pulvinar). Подиум отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы защитить зрителей от нападения выпущенных на арену животных. Далее следовали места для публики, составляющие три яруса (лат. maeniana), согласно яруса фасада здания. В первом ярусе, который содержал в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников, второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на крутой наклонной поверхности; этот замысел имел целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим состояний. Над этим ярусом находился портик, опоясував все возле здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время зрелищ, помещались матросы императорского флота, которые выстраивались для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза еще до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты упирались своим нижним концом в выдвинуты со стены камни, есть кронштейны, доныне уцелевшие там, где еще сохранился четвертый этаж. Места для зрителей пидпиралися снизу мощной сводчатой ​​конструкцией, которая включала в себя проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведущей в верхние ярусы.


5. Колизей - фабрика убийств

Раскопаны подвальные помещения под ареной.

Под ареной, в фундаменте внутренней стены, размещали клетки для хищников, а ближе к середине арены обнаружено, как уже было сказано выше, множество стен, столбов и сводов, поддерживавших арену или служивших для мгновенного появления из-под нее людей, животных, машин и декораций. Хотя новейшие раскопки распространились более чем на половину всего пространства арены, назначение многих из этих стен и столбов пока достоверно неизвестно. Достоверно известно лишь, что Колизей был самым фабрикой убийств в империи.

Колизей потерял две трети своей первоначальной массы; однако, он и поныне несомненно огромен: один архитектор в XVIII веке взялся приблизительно вычислить количество строительного материала, использованного на строительство Колизея, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1 миллион скудо (около 8 млн. франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. "Пока Колизей стоит? - говорили пилигримы в VIII веке - "стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир".


6. Хищническое использование человеческих и природных ресурсов

В день открытия Колизея в Риме в 80 году нашей эры был убит около девяти тысяч екзотичих для римлян животных - львов, пантер, тигров. Количество незащищенных гладиаторов-бестиарии, погибших в день открытия, никто не считал. Рабы и нарушители римских законов считались мусором. Но диких животных и людей убивали в Иберии, на Аппенинах, в Греции и римских городах Северной Африки, на островах Средиземного моря, в Галлии и в Британии. Это было хищническое, затратное, нерациональное использование человеческих и природных ресурсов, уязвимых и не бесконечных. Римская империя предстает огромным механизмом убийств, хуже кровожадного бога Молоха, который действовал веками.


Источники

Файл: Museum of Sousse - Mosaics 2 detail.jpg
Смерть гладиатора бестиария, мозаика.
  • Heinz J?rgen Beste: Neue Forschungsergebnisse zu einem Aufzugsystem im Untergescho? des Kolosseums. In: Mitteilungen des Deutschen Arch?ologischen Instituts. R?mische Abteilung. Nr. 106, 1999, ISSN 0342-1287, S. 249-276.
  • Filippo Coarelli: Rom. Ein arch?ologischer F?hrer. Verlag von Zabern, Mainz 2000, ISBN 3-8053-2685-8, S. 185-194.
  • Peter Connolly, Hazel Dodge: Die antike Stadt. K?nemann, K?ln 1998, ISBN 3-8290-1104-0.
  • Peter Connolly: Colosseum. Arena der Gladiatoren. Stuttgart 2005, ISBN 3-15-010551-X.
  • Heinz-Joachim Fischer: Rom. Zweieinhalb Jahrtausende Geschichte, Kunst und Kultur der Ewigen Stadt. DuMont Buchverlag, K?ln 2001, ISBN 3-7701-5607-2, S. 187-189.
  • Anton Henze: Kunstf?hrer Rom. Reclam, Stuttgart 1994, ISBN 3-15-010402-5, S. 115-118
  • Keith Hopkins / Mary Beard (Althistorikerin): Das Kolosseum, Reclam Universalbibliothek, Stuttgart 2010 ISBN 978-3-15-018611-4
  • Brigitte Hinzen-Bohlen: Rom. K?nemann, K?ln 2000, ISBN 3-8290-3106-8.
  • Giuseppe Lugli: Das Flavische Amphitheater. Bardi, Roma 1971.
  • Fik Meijer: Gladiatoren. Das Spiel auf Leben und Tod. Artemis & Winkler, D?sseldorf 2004, ISBN 3-7608-2303-3.
  • Sofia Pescarin: Rom. Antike Bauwerke der Ewigen Stadt. K. M?ller, K?ln 2004, ISBN 3-89893-562-0.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам