Коллегия выборщиков США

Коллегия выборщиков в США - система косвенных (двухступенчатых) выборов, с помощью которой избираются Президент США и Вице-президент США - единственные два должностных лица Соединенных Штатов, которые избираются по федеральному (охватывающей всю территорию страны) избирательному округу.


1. Голосование

День голосования выборщиков приходится на 41-й день после дня всенародного голосования. Всенародное голосование происходит в первый вторник после первого понедельника ноября. В Коллегии отдельно происходит голосование по кандидатуре вице-президента, на всенародном голосовании включена в бюллетень как единственный пункт с президентской кандидатурой от той же партии. Случаи, когда выборщиков голосуют не так, как предписывает штат, крайне немногочисленны и на результат выборов ни разу не влияли. Штаты имеют право управлять своими выборщиков, а в 24 штатах неправильное голосование выборщиков от этих штатов карается по закону (см. подробнее en: Faithless electors), хотя эти законы и ни разу не применялись на практике. Коллегия реально не существует как единый совместно заседая орган: в один и тот же день выборщиков каждого штата собираются в столице своего штата и голосуют (в каждом штате, кроме тех, где выборщиков назначаются пропорционально, это голосование единогласно), затем их голоса суммируются.


2. Состав коллегии

Количество выборщиков по штатам на выборах-2004 и 2008

Число выборщиков от каждого штата равно количеству его представителей в Конгрессе (2 сенаторы и члены палаты представителей, количество которых равно количеству избирательных округов на территории штата). Также, федеральный округ Колумбия, на территории которого находится столица страны - Вашингтон, в Конгрессе не представлен, но на президентских выборах имеет столько выборщиков, сколько бы он имел, если бы был штатом, но не более, чем наименее населенный штат (Двадцать третья поправка к Конституции США). Наименее населенный штат Вайоминг представлен тремя выборщиков, столько же имеет и округ Колумбия. Наибольшее количество выборщиков (55 человек) приходится на самый населенный штат - Калифорния, (представленной в Конгрессе 53 членов Палаты представителей и 2 сенаторами), а наименьшее - Монтана, Аляска, Вермонт, Делавэр, Вайоминг, Южная Дакота и Северная Дакота (по три). Флориду представляли 27 выборщиков, Техас - 34.

Каждый штат сам решает, как распределить отведенные ему голоса. В большинстве штатов голоса всех выборщиков автоматически получает тот кандидат, который набирает простое большинство голосов избирателей. Исключение составляют штаты Мэн (4 выборщиков) и Небраска (5), законы которых предусматривают иной порядок. В каждом из избирательных округов этих штатов избирается по одному выборщиков, а другие два места определяются в соответствии с голосованием в штате в целом. Впервые такое разделение голосов реально имел место на выборах 2008 в Небраске, где 4 голоса выборщиков (2 по двум избирательным округам и 2 по штату в целом) достались Джону Маккейну, а 1 голос выборщиков от 1 избирательного округа Небраски - Бараку Обаме. В истории штата Мэн случаев деления голосов еще не было.

Существует т.н. "План Амара" (en: Amar Plan), согласно которому штаты, которые присоединились к соглашению, будут отдавать свои голоса кандидату, который получил большинство голосов в масштабе всей страны, как только количество голосов выборщиков этих штатов превысит необходимый для победы минимум (270 голосов), что должно привести к введению на практике всенародных прямых выборов при условии соблюдения выборщиков этого соглашения. В настоящее время [ Когда? ] к соглашению присоединились штаты Мэриленд, Нью-Джерси, Иллинойс, Гавайи и Вашингтон, имеющих в сумме 61 голос.


3. Решение сложных случаев

Побеждающий кандидат, набравший абсолютное большинство голосов выборщиков. В случае, если никто из кандидатов не получил этого большинства, президент избирается Палатой Представителей из числа не более трех кандидатов, получивших большинство (так были избраны Томас Джефферсон, который набрал одинаковое количество голосов с Аароном Берри в 1800, и Джон К. Адамс, когда ни один кандидат не получил большинства в 1824, причем Адамс набрал меньше голосов выборщиков и избирателей, чем Эндрю Джексон). В 12-й поправке к Конституции США существует процедура на случай, если и это не приведет к результатам. На практике при фактической двухпартийной системе все голоса выборщиков уже 40 лет получают два кандидата от двух основных партий - Демократической и Республиканской (и уже примерно 150 лет "третьи партии", эпизодически получали голоса выборщиков до 1968 г., не могут составить им достойной конкуренции). Поэтому побеждает тот кандидат, который набирает больше голосов, чем его единственный соперник.


4. Дискуссия коллегии выборщиков

В современном американском обществе система коллегии выборщиков неоднократно обсуждается с точки зрения ее справедливости и современности, поднимается вопрос о ее реформу или отмены. Неоднократно выдвигались как аргументы "за", так и аргументы "против" [1].

4.1. Аргументы "за"

4.1.1. Федерализм

Сторонники сохранения коллегии выборщиков утверждают, что, при всей своей кажущейся нелогичности, система виборникикив отражает принципы федерализма в государственном устройстве: каждый субъект (штат) однозначным образом определяет ?своего? президента из общего числа кандидатов.

4.1.2. Для победы нужна широкая народная поддержка

Организация победы на выборах требует привлечения интересов многих штатов, а не только мест концентрации элит в крупных городах. Исключена победа кандидата, которого поддерживают лишь несколько штатов. Преобладание столиц и некоторых ключевых областей стало причиной гибели многих великих держав и империй.

Есть примеры и обратного, например, Авраам Линкольн победил в 1860 году, проиграв во всех южных штатах. Правда, вскоре началась Гражданская война в США.


4.1.3. Права меньшинств

Утверждается, что принцип "победитель забирает все" заставляет кандидата обращать особое внимание на интересы меньшинств, которые могут оказать ему решающую поддержку.

4.1.4. Чрезвычайные ситуации

Коллегия выборщиков - не автоматическая система, она состоит из людей, и хотя обычно они голосуют за стандартным предписанием закона, они имеют право принимать решения в сложных случаях. Например, если избранный президент умрет до голосования Коллегии выборщиков, она может выбрать другое лицо от той же партии. При прямых выборах нет такой возможности и нужны еще одни выборы.

На выборах 1872 г. демократический кандидат в президенты Хорас Грили действительно умер до голосования в коллегии выборщиков. Проблемой это не стало, поскольку он и так был кандидатом в. Республиканцы-выборщиков проголосовали за Улисса Гранта, который и победил, в то время как демократы символически распределили голоса между разными деятелями партии (по некоторым данным, трое проголосовали за покойного).

На выборах 1912 года за неделю до всенародного голосования умер кандидат в вице-президенты при Уильяма Тафта (и действующий вице-президент) Джеймс Шерман, его имя осталось в бюллетене. Тафт также проиграл выборы, был избран демократ Вудро Вильсон.


4.1.5. Борьба с фальсификациями

Благодаря системе массовое "вброс" голосов в одном штате может повлиять на распределение выборщиков только в этом штате. Пересчет голосов происходит только по штатам, а не на федеральном уровне.

4.2. Аргументы "против"

4.2.1. Победитель всенародного голосования может проиграть голосование в Коллегии

Как победитель всенародного голосования может набрать меньше голосов выборщиков

Три раза (не считая уже упомянутого казуса Адамса, избранного Палатой представителей) президентом избирался кандидат, который набрал меньше голосов избирателей (но не выборщиков), чем его противник: Р. Хейз в 1876 ​​, Б. Гаррисон в 1888, Дж. Буш-младший в 2000.

После всех этих выборов критики системы утверждали, что мнение большинства народа не учтено. Выборы 1876 ​​и 2000 гг. сопровождались обвинениями в фальсификациях (причем взаимными), и победа в ключевых "штатах, колеблющихся" была достигнута очень небольшим перевесом голосов.


4.2.2. Роль "штатов колеблются" (swing states)

Распределение поездок кандидатов (карта слева) и финансовых вложений (карта справа) перед выборами-2004. Максимум того и другого приходится на одни и те же определенные "колеблющиеся штаты"

Особую роль в результатах выборов играют штаты, в которых нет устойчивого преобладания республиканского или демократического электората. Например, в штате Нью-Йорк большинство уже десятки лет постоянно посылает демократических выборщиков. Таким образом, республиканские голоса в Нью-Йорке просто пропадают. Понимая это, некоторые сторонники республиканского кандидата часто просто не тратят свое время на выборы и не голосуют. Так же поступают и некоторые демократы, зная, что штат и без них лично проголосует за демократа. В традиционно республиканских штатах (например, Техасе) происходит то же самое. К тому же в таких штатах заведомо проигрывая сторона практически не ведет пропаганду и не тратит там денежные средства. Так, например, Джордж Буш (младший) в период предвыборной кампании 2004 г. пять раз побывал в маленьком "зыбкой штате" и ни разу в Нью-Йорке. Если бы Буш смог сагитировать один-два миллиона избирателей в свою пользу, он все равно бы проиграл.


4.2.3. Неравенство избирателей

С точки зрения Джейми Раскина, сенатора от штата Мэриленд, специалиста по конституционному праву, что выступает за реформу коллегии выборщиков [1], избиратели из разных штатов находятся в неравных условиях:

Каждый голос имеет одинаковый вес - но только не при странной арифметике коллегии выборщиков, где голос жителя Делавэра или Северной Дакоты имеет математически гораздо больший вес (измеряется отношением количества избирателей к числу выборщиков от штата), чем голос в больших штатах - таких, как Калифорния, Техас или Нью-Йорк. Однако если сравнить, с какой вероятностью избиратели могут повлиять на то, кто будет назначен выборщиков от штата, условия изменятся и несоответствия станут еще более впечатляющими. Например, в 2004 году выборы завершились отрывом в 365 голосов в штате Нью-Мексико и отрывом в 312 043 голоса в штате Юта, есть у избирателя в Нью-Мексико была вероятность повлиять на назначение выборщиков в сотни раз больше, чем у избирателя в Юте.

Этот феномен возникает именно в результате принципу "победитель забирает все", в результате которого итог выборов определяют не самые стабильные штаты, а "колеблющиеся штаты" (swing states).

С точки зрения сенатора Раскина, данная система нарушает равенство избирателей и тем самым принцип демократии.

Однако, те же недостатки имеют выборы в Конгресс, а особенно, в Сенат. Таким образом, подобные нюансы является исключительно вопросом точки равновесия противовесов во власти.


4.2.4. Роль недобросовестных выборщиков

Каждый выборщиков пишет имя того человека, которого он сам считает нужным. В частности, он может нарушить свое слово и записать не того, которого обещал или воздержаться от голосования. Такие выборщиков называются недобросовестными выборщиков (англ. faithless elector).

Примечания

  1. а б Или исчерпала себя Коллегия выборщиков? - www.kontinent.org/article_rus_477eb681a91d3.html

См.. также