Коллекционные карточные игры

Коллекционные карточные игры - разновидность настольных игр, для игры в которые используются специально разработанные наборы карточек. Эти карточки, кроме игорной, имеют также самостоятельную коллекционную ценность: они продаются и обмениваются среди собирателей, из-за чего собственно и возникло название "Коллекционные карточные игры" (ККИ). Хотя коллекционные карточки известны очень давно, логические игры с использованием таких карт появились лишь в начале 1990ьх лет, и очень быстро приобрели популярность. Одной из первых и успешных ККИ есть игра Magic: The Gathering, которая считается родоначальницей всего этого класса игр. [1]

Карточка с игры Yu-Gi-Oh!

1. Основа игры

ККИ очень близки к настольных ролевых игр. Сюжеты этих игр базируются или на реальных спортивных соревнованиях (автогонки, баскетбол, бейсбол, футбол, хоккей и другие популярные виды спорта), или на воображаемых мирах (это могут быть любые сочетания фэнтези, научной фантастики, мистики и других приключенческих жанров). В последнем случае сюжет обычно заимствуется из известных книг, комиксов, фильмов, а может и популярных компьютерных игр (например Покемон), и иногда это могут быть и вполне оригинальные сюжеты. Ярким примером является игра Магия: Сбор, которая сама стала источником многочисленных книжных новелизаций, сопутствующих товаров и различных перепевов. Так, игра Ю-Ги-О! основывается на изображенной во втором томе одноименной манги вымышленной игре "Магия и Колдуны, или Дуэль Монстров", что является аллегорическим отображением той же Магия: Сбор.

Каждая карточка ККИ имеет собственное название, кроме того несет на себе оригинальную иллюстрацию и / или художественный текст, а также может иметь в игре соответствующие специальные свойства. Все эти элементы служат для поддержания атмосферы игры, что позволит игроку лучше вжиться в свою роль, и должны соответствовать сюжету, на котором построено игру. Так карточку, которая называется "Shivan Dragon", несет на себе изображение крылатого ящерицеобразных создания, текст следующего содержания: "В то время как большинство драконов просто жестокие, Шиванський Дракон похоже получает удовольствие от страданий других, часто развлекаясь со своей жертвой, подобно тому как кот играет с мышкой, прежде чем нанести финального удара "и имеет способности полета и огненного дыхания.


2. Процесс игры

Коллекционные карточные игры - это достаточно сложные стратегические игры. В игре участвуют два (иногда и более) игроков. В отличие от традиционных картярских игр, таких как бридж, преферанс или покер, где все игроки играют одной общей бревном, количественный и качественный состав которой ограничен и определен заранее, в ККИ каждый игрок имеет свою колоду карт, состав которой он определяет сам, выбирая на свой ​​вкус из доступного ему набора карточек. Поэтому в игре почти никогда не увидишь двух одинаковых бревен. Составление бревна (deck construction) - крайне важный элемент подготовки к игре, не важнее сам процесс игры. Это позволяет игроку практически бесконечно варьировать стратегию игры, используя свои любимые комбинации карт, способы их взаимодействия, и другие элементы игры.

Каждая система ККИ имеет основной набор правил, описывающих цели игроков, типы карт, используемых в игре, и базовые принципы взаимодействия этих карт. Каждая карта может иметь дополнительный текст, определяет особые эффекты этой карты в игре.

Практически все ККИ построены на использовании какой-либо системы ресурсов. Ресурсы могут сами быть типа карточками игры, или определяться другими средствами (такими как особые фишки, счетчики какого резерва ресурсов, отметки на карточках и т.д.). Использование ресурсов является общим методом контроля темпа игры. Ресурсы также служат для установления баланса относительной силы карт. Мощные карты или эффекты требуют больше ресурсов для их разыгрывания. Также контроль над темпом может осуществляться потоком карт, входят и выходят из игры (например, чтобы ввести в игру сильную карту, надо вывести из нее одну или две менее сильные).

Во время игры обычно игроки поочередно делают ходы, разыгрывая свои карточки и выполняя связанные с игрой действия. Ход игрока можно разделить на отдельные шаги, на каждом из которых выполняются свои специфические виды игровых действий. Порядок и названия этих шагов отличаются в разных системах ККИ, однако типична следующая последовательность:

  • Восстановление (Restore) - все карты в игре приводятся в состояние готовности к следующему ходу (может быть как в начале, так и в конце хода игрока).
  • Подготовка (Standby) - выполняются все эффекты, обусловленные карточками, в настоящее время находятся в игре.
  • Взятие карт (Draw cards) - берутся карты из колоды, для обеспечения циркуляции карт в руке игрока.
  • Розыгрыш карт (Play cards) - карты с руки игрока вводятся в игру, влияя на игровую ситуацию (этот шаг может выполняться дважды, до и после фазы конфликта).
  • Конфликт (Conflict) - выполняются основные действия, направленные на достижение победы в игре; распространенным методом таких действий является бой (combat).
  • Сброс карт (Discard cards) - в большинстве ККИ максимальное количество карт, которые могут находиться в руке игрока, ограничена, или необходимо их обновить для следующего хода.

3. Распространение карт

Все ККИ являются коммерческими продуктами, и их выпуск находится под эксклюзивным контролем владельцев коммерческих прав. Конкретные игровые карты могут печататься с различными степенями относительной распространенности, что общим образом сказываются как "обычные" (common), "необычные" (uncommon) и "редкие" (rare), хотя в некоторых играх могут использоваться альтернативные или дополнительные определения ступеней распространенности. Особые карты могут быть доступны только во время презентаций, рекламных и благотворительных акций. Также распространена практика, когда небольшая часть тиража выпускается в улучшенном "блестящими" (foil) варианте. С точки зрения игры такие карточки ничем не отличаются от своих обычных аналогов, но имеют значительно более высокую коллекционную стоимость.

Большинство ККИ поступают в продажу как запечатанные наборы, содержащие в себе карты с какой-то подмножества доступных карт (так же как и любые коллекционные карточки). Наиболее распространенными разновидностями наборов, находящихся в продаже, являются:

  • Набор для начинающих (Starter set) - содержит достаточное количество карт для двух игроков. Эти карточки обычно не очень сильные (упрощенные), и их количественный и качественный состав определен заранее с таким расчетом, чтобы можно было сразу начать игру. Также это единственный вид набора, в состав которого кроме карточек и некоторого игрового оборудования (игрового поля, фишек и т.д.) входит буклет с правилами игры, а иногда и диск с учебной программой. Набор для начинающих обычно используется только для обучения игре.
  • Турнирный набор (Tournament pack) - содержит достаточное количество карт для одного игрока. Обычно эти карточки подобраны случайным образом, но с соблюдением некоторых базовых пропорций, так чтобы этот набор целом был сразу пригодный для игры.
  • Тематическая колода (Theme deck) - содержит достаточное количество карт для одного игрока. Карты контекстной колоде подобраны так, чтобы подчеркнуть какую-то тему, фактор, сюжетный ход или стратегию игры. Состав такой колоды обычно не случайный, а предопределен заранее.
  • Наборы для развития, или "бустеры" (Booster packs) - самый распространенный вариант продажи ККИ. Бустеры содержащие небольшое число (обычно от 7 до 15) случайно подобранных карт, которые используются не для того, чтобы сразу начать с ними игру, а чтобы улучшить уже существующую свою колоду, заменив или добавив в нее какие-то карты с бустера.

Очевидно, что при формировании турнирной бревна (или просто сувенирной коллекции) у владельцев остается некоторое количество неиспользованных карт. Это способствует формированию вторичного рынка карт, когда карточки продаются и обмениваются (наборами и поштучно) уже не официальными поставщиками игры, а приобретая их игроками и коллекционерами. Такая торговля почти всегда происходит в игровых клубах, либо в пунктах продаж карт. Стоимость одной карты, в зависимости от редкости карты, ее игровой силы и спроса на нее, колеблется обычно в пределах от нескольких центов до нескольких десятков долларов США. Впрочем, в отдельных случаях, рыночная стоимость редкой карты достаточно часто достигает сотен, и даже тысяч долларов США.
Современные ККИ также разрабатываются с возможностью игры через Интернет. Вместо того чтобы приобретать реальные карты, игрок начинает "виртуальную" коллекцию, которая существует только в электронной памяти и карточки не могут продаваться или обмениваться вне компьютерным окружением. Бывают сетевые версии игр, которые изначально возникли как реальные ККИ, так же как есть несколько игр, которые существуют исключительно в сетевом варианте.

ККИ пользуются огромной популярностью по всему миру. В них играют как на любительском, так и профессиональном уровне. Игроки некоторых ККИ объединены в международные спортивные федерации (например, Международное созыва дуэлист), под эгидой которых проводятся регулярные спортивные соревнования самого высокого уровня. Но в Украине эти игры пока мало распространены, из-за высокой стоимости и труднодоступности игровых наборов.


См.. также

Источники

  1. Патент США № 5662332