Надо Знать

добавить знаний



Колокол



План:


Введение

Колокол Зигмунта, Краков
Царь-колокол, Москва
Большой Мингунський Колокол ( Мьянма)

Колокол ( рус. колокол , англ. bell , нем. Glocke итал. campana ) - Ударный музыкальный, а также сигнальный подвесной инструмент, обычно с стали или бронзы, в виде полой, срезанной снизу груши, в середине которой подвешен ударник (сердце).


1. Исторический очерк

Колокола - один из древнейших и наиболее распространенных инструментов мира. Одними из древнейших колоколов считаются китайские колокола "Жонг" [1], датируемые 2000 - 3600 г. до н. е.

Большая часть истории колоколов в Европе тесно связана с историей христианства. Первое использование колоколов в христианской Европе церковное предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431), согласно которому прообразом первых колоколов были полевые цветы - колокольчики. Исторические памятники Запада вспоминают о колокола только в VII в. при храмах в Риме и Орлеане. Значительное распространение на Западе колокола получили в VIII ст.завдякы Карлу I Великом. Изготавливались колокола из сплава меди и олова, позднее в этих металлов стали добавлять железо и в редких случаях серебро. На православном Востоке колокола впервые появились в IX веке при императоре Василия I Македонянина, но широкого распространения при храмах получили лишь после захвата Константинополю крестоносцами в 1204 году (см. Крестовый поход).

Об определенный уровень распространения колоколов на украинских землях можно говорить примерно со второй половины XI века, их происхождение по мнению историков - Западная Европа. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси датируется 1066 годом. В Киеве колокола были при Десятинной и Ирининской церквях. Также упоминаются колокола в храмах Новгорода ( XI века), Полоцкая, Новгород-Северского и Владимира-Волынского (конец XII века). В летописях упоминаются также мастера колокольного дела Суздаля и Киева. [2] старый руский колокол, сохранившийся до наших времен, были найдены во время раскопок 1906 г. в Киеве на Подоле.

После нашествия монголо-татар (1237-40р.) Колокольная дело в русских землях на время угасает на несколько веков. Возрождение колокольного дела в северо восточной Руси происходит с конца XIV века, центром литейного дела становится Москва. Максимальный вес колоколов постепенно увеличивается от сотен до тысяч пудов.

После Октябрьской революции в СССР колокола получили беспрецедентного в мировой истории преследований по идеологическим и экономическим мотивам. Церковный звон был запрещен, а с 1930, с началом деятельности т.н. "Союза Воинствующий безбожников" колокола массово уничтожались и переплавлялись для нужд металлургии.

Колокол Свободы ( Филадельфия)

2. Самые колокола

  • Царь-колокол ( рус. Царь-колокол ), Находится в Москве в Кремле - вылитый в 1733 году по приказу императрицы Анны Ивановны. Имеет высоту с ушками - 6,14 м, диаметр - 6,6 м, вес около 10 000 пудов (160т).
  • Большой Мингунський Колокол ( Мьянма) - крупнейший действующий на сегодня колокол - вес 90 тонн.
  • Колокол Зигмунта (Dzwon Zygmunta), находящийся в замке Вавель в Кракове, 1520 г. - В этот колокол звонят только при чрезвычайных происшествиях, последний раз - 2 апреля 2005 г. в объявление смерти Папы Иоанна Павла II. Вес: 10 980 кг; Сердце 350 кг. Диаметр: 2,424 м
  • Большой Том (Great Tom), находящегося в Церкви Христа в Оксфорде - 1545 г., вес около 7 тонн, высота 215 см, диаметр 175 см.
  • Колокол Свободы (Liberty Bell), который находится в Филадельфии - является символом американской истории борьбы за независимость от Великобритании. Этот колокол созывал жителей Филадельфии на провозглашение Декларации независимости Вторым континентальным конгрессом в 1776 году. Вес - 2000 фунтов (более тонны). сделан из сплава меди (70%) и олова (25%). Надпись: "И объявите свободу на земле всем жителям ее" В этот звон и сейчас ежегодно звонят (осторожно) в день независимости США.
  • Наибольший по весу колокол в Украина - 14, 5 тонн, установлен в Спасо-Преображенском соборе города Одесса (данные на 2008 год).

3. Изготовление колоколов

Процесс изготовления колоколов включает несколько этапов:

  1. с помощью круги изготавливается сердечник, повторяющий внутренний профиль колокола (болван, стенания, ступа).
  2. С помощью круги на него наносится временная рубашка (фальшивый звон, модель) с поверхностным слоем из воска.
  3. По фальшивому колокола производится кожух.
  4. После высыхания кожуха воск вытапливается.
  5. Форма разбирается и кожух, повторяющий внешний профиль колокола, прорабатывается изнутри.
  6. Форма собирается в обратной последовательности и прожаривается огнем, который разводится внутри сердечника.
  7. К форме прикрепляется верхняя часть с формой коронки колокола и системой литника.
  8. Проводится том, скрепления частей формы, обмазка и сушка.
  9. В одной или нескольких печах готовится колокольная бронза и направляется по системе литника в полость формы.
  10. Залитая форма остывает до комнатной температуры, после чего она разбивается для извлечения отливки.
  11. Отливка очищается от частиц формы, пригоревшие питатели системы литника обрубаются, начинается доказательства наружных поверхностей для придания эстетичный вид.
  12. Подвешивается ударник и проводятся контрольные удары для определения качества отлитого колокола. [3]

4. Звон в православии

Звонарь

Колокола являются одними из необходимее принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

  • созывать верующих к богослужению;
  • выражать торжество Церкви и ее Богослужений;
  • уведомлять не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.

Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.


4.1. Виды церковного колокола

В церкви различают 4 канонических виды звона: благовест, перебор, перезвон и звониння.

  • Благовест - один из наиболее древних колоколов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале богослужения. Этот колокол также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других колоколов.
  • Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопших и состоит из двух частей: непосредственно канонической (перебора как такового) и свободного (звониння).
  • Перезвон - более сложный по сравнению с благовестием и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (звониння). Классически перезвон есть колокол поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до наименьшего (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.
  • Звониння - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокола, так звониння по своей форме не ограничено церковными уставами и поэтому разное как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку. [4]

Кроме того, звоном созывался народ на вече. Звоном указывали дорогу путникам, заблудившимся в ненастье. Звоном оповищалася опасность или несчастье, напр., Пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповищався народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с войны и проч. [5]


5. Звон в славянской мифологии

Колокольня колокол в народных представлениях является принадлежностью культурного пространства. Поверья и обряды, относящиеся к звону, получили наибольшее развитие в славянских католических традициях, а также на западе украинской-белорусской территории.

5.1. Звон и сфера мистического

В славянских заговорах отсутствие колокола, как и других звуков, принадлежащих человеку и его ближайшему окружению, указывает на сферу небытия: в частности, болезни "посылают" в "тот мир", где поет петух, не звонит колокол подобное. По польским поверьям, уж, оказавшийся в таком месте, где в течение семи лет не слышно человеческого голоса и колокола, превращается в крылатого змея, чрезвычайно опасного для человека.

Колокол показателен с точки зрения разграничения "чистого" и "нечистого" времени. Во всех славянских традициях известны поверья о том, что некоторые мифологические персонажи показываются на глаза людям и занимаются своей коварной деятельностью только после того, как видзвонить колокол. Специально это относится к периоду от Страстного четверга до Страстной субботы, когда колокола, согласно церковному канону, не звонят вообще. Молчание колоколов - это время их "говение" и "скорби" по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять звон другими звуками - ребята ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старые били ветками по церковному полу или скамьям в костеле (в Словении это называлось "Идти на барабан ").

Колокол как нечто освященное сверху и, в определенном смысле, такое, что представляет присутствие этой силы (колокол - "голос Божий"), связывается в народных представлениях с истиной. В украинской заговорах-клятвах, произносимых накануне суда, звон сопоставляется с правдой: "как сговоре, как в колокол зазвонит ... так чтобы была правда моя". По украинским поверьям, звон вынуждает раскаиваться клятвопреступника. Согласно сербским верованиям, если во время какого-либо разговора зазвонит колокол, то все сказанное в настоящее время считается непреложной истиной. У восточных славян и поляков звон останавливает вора, убегающего с места преступления, вынуждая его вернуться назад: вожжи, привязанные к церковному колоколу, заставляют конокрада оставить свою добычу или удавиться.

На Подолье в случае какой-либо кражи принято было мазать ударник церковного колокола чесноком и звонить в него, после чего вор терял всякую надежду остаться неузнанным.

Самоубийцам и людям, умершим внезапно без отпущения грехов и покаяния, колокол заменял церковный обряд, например, обычай хоронить таких покойников под колокол и собирать пожертвования на литье колоколов в спасении их душ.


5.2. Магические свойства

Все содеянное в то время, когда звучал колокол, освящалось присутствием высшей силы, ее соучастием в деятельности человека. Именно поэтому, вероятно, праздничный звон (особенно на Рождество - у южных славян и на Пасху - в католических традициях) воспринимался как сакральное время, благоприятное для начала ("закладки") многих хозяйственных работ и осуществления различных магических действий.

В Сербии и Македонии под звон на Рождество женщины трижды пускали челнок по ткацкому станку, чтобы в течение года им легко ткалось Кузнец трижды ударял по наковальне, а колесник - по дереву, чтобы в течение года у них была работа; в хлеву хозяин проводил скребницей по каждому животному и задавал им немного корма, чтобы скот был здоров и приносил приплод; хозяйка завязывала в это время "очаговые" цепи, "закрывая" тем самым в год пасти волкам и змеям подобное. В Сербии пасечник под колокол Рождество обвязывал ульи специальной нитью, чтобы рои не разлетались; в Моравии делали то же самое, чтобы кто-нибудь не похитил пчел; в Ярославской губернии во время звона колоколов на Пасху желающие избавиться от бородавок должны были потереть их костью мертвеца: во многих славянских традициях под пасхальный звон люди умывались в источнике, чтобы быть здоровыми, а девушки - чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек; под звон на Рождество девушки гадали о замужестве и т.д..

Колокол, который стал частью славянской народной культуры на достаточно позднем этапе, воспринял магические функции, традиционно приписываемые ею другим формам интенсивного звука (громкой голоса, стрельбе, крика и др.).. Колокол наделяется способностью влиять на вегетацию культурных растений. В Украине и восточной Польше на Пасху парни попеременно забирались на колокольню и звонили в колокола: считалось, что у того, кто сделает это раньше и громче других, лучше уродится гречиха. В России женщины звонили в колокола на Пасху, надеясь на то, что у них вырастет высокий лен. У западных славян под звон в Страстную субботу, когда он восстанавливался после перерыва, трясли плодовые деревья, чтобы они лучше плодоносили.

Вместе с другими формами обрядового шума, звон использовался для разгона градовых облаков, при приближении которых принято было звонить в колокола, иногда для этого даже устанавливали специальные колокола. Словенцы считали, что тот колокол, который раньше других зазвонит на Троицу, иметь большую силу воздействия на градоносние облака. Считали также, что колокола боится нечистая сила, посылающая облака или управляет ими (например, планетникив). Звонили в колокола и при солнечном и лунном затмении, чтобы демонические существа похищают или пожирающее солнце и луна, оставили их.

В случае тяжелой агонии умирающему мог помочь звон "по востоку души", который отгонял от него нечистых духов. Колокола приписывается колоссальная сила воздействия и на другие природные стихии. В российских заговорах, произносимых при отыскании клада, звон (как "глас Божий") колеблет землю, обнажает заложенные в ней сокровища и поражает нечистую силу, охраняет их.


5.3. Ассоциации и поверья

Колокол ассоциируется, с одной стороны, с человеческим голосом, с другой - со слухом. В приметах и ​​сноттлумаченнях звон нередко предвещает получение известия. Чтобы хорошо петь, девушки пьют воду, которой предварительно омыли церковный колокол (напр. в гуцульской заговоре, произносительной при этом: "йик ты громкий, чтобы i я такая громкая была"). Желающие исцелиться от глухоты, становятся на Пасху под большой колокол. На свадьбе во время венчания звонят в колокола, чтобы молодожены и их дети не страдали глухотой подобное.

Колокол соотносится и со смертью. Напр. обычай креститься при звуке церковного колокола, поминая умерших, и намеренно звонить в колокола на Пасху в память о них. Как угроза смерти воспринималась в народе обещание, данное живому человеку, "заплатить ему на позвонне", то есть дать в церковь деньги за поминальный звон по нему. К этой угрозы прибегали при различных жизненных недоразумений, при неуплате долга, при ссорах и обидах т.д. Провожая из дома или из села нелюбимого всеми человека или нежеланного гостя, устраивали ему "позвонне", т.е. имитировали звон, стуча по горшкам и металлической посуды. Так делали для того, чтобы он никогда назад не вернулся.

Колокол обычно предвещал смерть. Если во время движения свадебного поезда раздастся звон, это грозит смертью молодоженам или одному из них; увиденный во сне звон предсказывает смерть одному из домочадцев; колокол, услышанный девушкой в ​​Сочельник во время гаданий, предвещает ей смерть в течение года и т.д. Если человек услышит ночью, как звонит на колокольне упырь или "ходячий" покойник, он непременно умрет до утра. Мабуть, з цією особливістю народного сприйняття дзвону і пов'язані ті, що зрідка зустрічаються повір'я про те, що сильний дзвін перешкоджає роїнню бджіл, цвітінню і колосінню хлібів тощо.

Як і іншим видам звуків, дзвін приписується медіативна функція. Вважають, зокрема, що звуки дзвону в одне з весняних свят можуть розбудити предків і донести до них звістку про настання свята. [6]


6. Музей дзвонів

В Україні влаштовано музей дзвонів у замку Любарта (місто Луцьк) у так званій Владичій вежі.

7. Фестиваль дзвонів

У вересні 2011 р. на Полтавщині пройде Другий міжнародний фестиваль церковного дзвону "Диканьські передзвони". Фестиваль традиційно проходить у два етапи: перша частина фестивалю відбудеться 3 вересня при Свято-Троїцькому храмі села Великі Будища Диканського району, а основна частина фестивалю відбудеться 4 вересня при Свято-Миколаївському храмі Диканьки. [7]


См.. также

Примечания

  1. Zhong - www.uh.edu/engines/epi1676.htm
  2. "Колоколы принесе ис Кыева, другие ту солье" - www.pyatkov.ru/cb/cb_main.htm
  3. http://www.kolokola.ru/index.shtml?teknologi - www.kolokola.ru/index.shtml?teknologi
  4. http://www.kolokola.ru/index.shtml?pravosl_zvon - www.kolokola.ru/index.shtml?pravosl_zvon
  5. http://pravoslav.at.tut.by/vhram/zvon.html - pravoslav.at.tut.by/vhram/zvon.html
  6. http://www.pagan.ru/k/kolokzwon0.php - www.pagan.ru/k/kolokzwon0.php
  7. На Полтавщині - міжнародний фестиваль церковного дзвону - www.unian.net/ukr/news/news-452342.html

Джерела



п о р Ударні музичні інструменти
Определенной высоты звука
Мембранофоны
литавры рототом тенеровий барабан (*)
Деревянные идиофоны
ксилофон маримба скрабалай (*) дрова (*) балафоны (*)
Металлические идиофоны
Колокола
оркестровые колокола звон дотаку бянджун (*) рында (*) Фурина (*)
Другие
колокольчики металлофон (*) челеста вибрафон флексатон кротали (*) ганг (*) бонанг (*) карильон стальной барабан (*) Чаймс (*)
Неопределенной высоты звука
Мембранофоны
Барабаны
Бубны
дойра пандейру (*) канджира (*) дангира (*) боран
Деревянные идиофоны
Металлические идиофоны
Тарелки
гонг крэш (*) гай-гет (*) райд (*) сплеш (*) чайная (*) тала (*) сажать (*) кимвал Чинг (*)
Другие
треугольник бубончикы тронка Агого (*) стиральная доска (*)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам