Надо Знать

добавить знаний



Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры



План:


Введение

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения ( англ. The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora , CITES, украинского сокращение СИТЕС) - международный межправительственный договор, подписанный в результате резолюции Международного союза охраны природы (IUCN), одобренного на собрании организации в 1963 году.


1. Дата и место принятия

3 марта 1973 года, г. Вашингтон, округ Колумбия ( США)

2. Дата вступления в силу

1 июля 1975 года

3. Дата ратификации / присоединения для Украины

14 мая 1999 года

4. Дата вступления в силу для Украины

29 марта 2000 года

5. Стороны конвенции (по состоянию на 1 сентября 2008 года)

173 стороны: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Афганистан, Багамские острова, Бангладеш, Барбадос, Белиз, Бельгия, Бенин, Беларусь, Болгария, Боливия, Ботсвана, Бразилия, Бруней, Буркина Фасо, Бурунди, Бутан, Вьетнам, Вануату, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эль-Сальвадор, Эритрея, Эстония, Эфиопия, Египет, Йемен, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Иордания, Кабо-Верде, Казахстан, Камбоджа, Камерун, Канада, Катар, Кения, Киргизия, Китай, Кипр, Колумбия, Коморские острова, Конго (Демократическая Республика) Конго (Республика), Корея (Республика), Коста-Рика, Кот-д'Ивуар, Куба, Кувейт, Лаос, Латвия, Лесото, Литва, Либерия, Ливия, Лихтенштейн, Люксембург, Мьянма, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Македония (Бывшая Югославская Республика) Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдова, Монако, Монголия, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Германия, Новая Зеландия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Палау, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Южноафриканская Республика, Польша, Португалия, Российская Федерация, Руанда, Румыния, Самоа, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипе, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сейшельские острова, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Сирия, Сингапур, Словакия, Словения, Соломоновы острова, Сомали, Судан, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Венгрия, Узбекистан, Украина, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Центральноафриканская Республика, Чад, Чешская Республика, Чили, Черногория, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Ямайка, Япония.


6. Поправки, протоколы

  • Боннская поправка, 1979 год
  • Габоронська поправка, 1983 год

7. Органы, в действующих в рамках международно-правового акта

  • Конференция сторон
  • Секретариат
  • Постоянный комитет
  • Комитет по вопросам животных
  • Комитет по вопросам растений

8. Цель Конвенции

Цель Конвенции состоит в том, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создает угрозы их выживанию; договор предоставляет различные степени защиты для более чем 33 000 видов животных и растений. Преамбула Конвенции:

Государства домовлюються

  • признавая, что дикая фауна и флора в їх численних прекрасних і різноманітних формах є незамінною частиною природних систем Землі, які повинні охоронятися для нинішнього покоління і для майбутніх
  • усвідомлюючи цінність дикої фауни і флори, що все збільшується, з погляду естетики, науки, культури, відпочинку і економіки
  • визнаючи, що народи і держави є і повинні бути якнайкращими хранителями їх власних дикої фауни і флори
  • признавая к тому же, что международное сотрудничество является необходимым для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле: будучи убеждены в необходимости принятия надлежащих мер в этих целях, согласились о нижеследующем:

С момента подписания конвенции в 1975 году ни один вид, находящийся под ее защитой, не вымер через торговлю [1] [2].


9. Подробности и детали работы

Конвенция СИТЕS является одним из крупнейших договоров по охране дикой природы. Участие в нем добровольное. Хотя соблюдение положений конвенции обязательно для всех государств (сторон), подписавших ее, специальных национальных законов для этого не требуется, однако для эффективного выполнения на национальном уровне необходимо соответствующее внутреннее законодательство. Договор скорее обеспечивает рамки, уважаются каждой стороной, и на основании которых каждая сторона строит свое собственное законодательство. Часто бывает, что внутреннее законодательство стороны не учитывает положения конвенции или учитывает, но ограничено, штрафами, несоизмеримыми с тяжестью преступления [3]. Состоянию на 2002, 50% стран, подписавших положения конвенции, не хватает как минимум одного из четырех главных требований конвенции [4] :

  • создание управления по соблюдению этих положений;
  • законодательного запрета торговли редкими животными;
  • установление системы штрафов за такую ​​торговлю;
  • возможности конфискации запрещенного товара.

Текст Конвенции был подписан 3 марта 1973 года в Вашингтоне, округ Колумбия, США во время встречи представителей 80 стран. В дальнейшем он был открыт для подписания до 31 декабря 1974 года. Конвенция вступила в силу после ратификации ее 10-м государством. К 2003 года все государства, подписавшие конвенцию, были названы ее сторонами. По состоянию на сентябрь 2008 года, участниками договора считаются 173 государства.

Украина стала участницей Конвенции 29 марта 2000 года [5], унаследовав это участие от СССР, который присоединился к конвенции в 1976 году.

Финансирование деятельности Секретариата и Конференций Сторон происходит из доверительного фонда, который пополняется за счет ежегодных взносов сторон. Деньги фонда не могут использоваться сторонами для улучшения выполнения Конвенции. На эти цели, а также на внешнюю деятельность Секретариата (обучение, специальные программы и т. д.) финансирование должно идти из внешних источников (часто от неправительственных организаций) [4].

Хотя договор сам по себе не предусматривает арбитража или судебного разбирательства в случае несоблюдения, за 30 лет деятельности Секретариат выработал некоторые механизмы борьбы с нарушениями сторон. В случае нарушения договора какой-либо стороной, Секретариат в первую очередь уведомляет другие стороны. Далее предполагаемом нарушителю дается время для апелляции или предлагается техническая помощь для предупреждения дальнейших нарушений. Иными действиями (не предусмотренными самой конвенцией, но утвержденными резолюциями Конференции Сторон) против нарушителя могут быть применены:

  • принудительное подтверждение Секретариатом каких-либо пропусков;
  • прекращения сотрудничества со стороны Секретариата;
  • формальное предупреждение;
  • визит Секретариата с целью проверки способности соблюдения положений;
  • рекомендации всем сторонам о прекращении сотрудничества с нарушителем.

Согласно статьям XI Конвенции, Секретариат не реже чем раз в два года проводить сессии Конференции Сторон. На Конференциях рассматриваются: вопросы выполнения сторонами положений договора и прогресс в восстановлении популяций видов, финансовые документы, касающиеся бюджета Конвенции, предложения о внесении поправок в Приложения, доклады и рекомендации по улучшению работы Конвенции. По условиям погоджння Сторон, к конференциям могут быть допущены специализированные агентства ООН, международные и местные природоохранные организации.

Последнее совещание Конференции Сторон СИТЕС прошла в г. Доха (Катар) с 13 по 25 марта 2010 года. На ней, согласно правилам Конвенции, было рассмотрено около 40 новых предложений по ограничению или запрета торговли некоторыми видами растений, животных, в том числе и рыб.


10. Борьба с незаконной торговлей

По информации секретариата СИТЕС, незаконная торговля видами животных, находящихся под угрозой уничтожения, является прибыльным бизнесом. Согласно официальной статистике, объем мирового незаконного торгового оборота редкими видами животных, находящихся под угрозой исчезновения, составляет более 6 млрд. долларов в год. Уголовное торговля животными находится по доходам на втором месте после торговли наркотиками и оружием, причем с каждым годом количество редких животных, в том числе птиц, перевозимых контрабандно через границу, неуклонно растет.

Главными поставщиками на мировой нелегальный рынок "живого товара", редких растений и их частей являются:

В 1989 году Секретариат СИТЕС принял решение о запрете убивать слонов и торговать слоновой костью, которая является одной из самых прибыльных сфер черного рынка во многих африканских и азиатских государствах. Однако в 1997 года, признав, что некоторым африканским странам удалось добиться оздоровления этой популяции, он позволил Ботсване, Намибии и Зимбабве продать Японии 50 тонн слоновой кости. В 2002 году были одобрены новые квоты на эту продукцию из Ботсваны, Намибии и ЮАР, однако эти страны по техническим причинам не смогли ими воспользоваться.


11. Приложения

Секретариат СИТЕС работает над установлением контроля над международной торговлей определенными видами. Условия конвенции требуют, чтобы все импорт, экспорт, реэкспорт и интродукция из моря определенных видов животных и растений проводился на основании разрешений и сертификатов. Каждая сторона договора обязана назначить государственный орган (административный орган), который осуществляет контроль за системой лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочный давать экспертную оценку эффективности торговли обозначенными видами. Список регулируемых видов составляется на Конференции Сторон, созывается не реже чем раз в два года (в июне 2007 года Конференция Сторон состоялась в Гааге).

Примерно 5 000 видов и 28 000 видов растений находятся под охраной Конвенции против чрезмерной эксплуатации через международную торговлю. Вымирающие виды сгруппированы в Приложениях по степени угрозы их исчезновения и мерами, принимаемых по их торговли. Некоторые виды могут находиться сразу в нескольких приложениях, т.е. один и тот же вид на одной территории может быть в Приложении I, а на остальной территории в Приложении II. Некоторые эксперты оспаривают это положение как рискованное, поскольку в этом случае виды с защищенными территории могут реэкспортировать через территорию с менее жесткими требованиями. Например, Саванный африканский слон (Loxodonta africana) обозначен в Приложении I во всех популяциях кроме популяций Ботсваны, Намибии, ЮАР и Зимбабве. В перечисленных странах этот слон обозначен в Приложении II. Перечисление всех популяций одного вида предотвратит возможное "отмыванию" этих животных, однако сильнее ограничит торговлю видами дикой природы в регионах с лучшими методами управления.


11.1. Приложение I - около 800 видов

Приложение I включает все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать неблагоприятное воздействие на их существование. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться с тем, чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. Среди видов этого списка, в частности, горилла (Gorilla gorilla), виды рода шимпанзе (Pan spp.), тигр (Panthera tigris), индийский лев (Panthera leo persica), леопард (Panthera pardus), ягуар (Panthera onca), индийский слон (Elephas maximus), некоторые популяции саванного африканского слона (Loxodonta africana), дюгонь (Dugong dugon), ламантины (Trichechidae) и все виды носорогов, за исключением некоторых подвидов Южной Африки [6].


11.2. Приложение II - около 32 500 видов

Приложение включает все виды, которые сейчас хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов строго не регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием, а также другие виды, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов из первого списка мог быть установлен эффективный контроль [6].

11.3. Приложение III - около 300 видов

Приложение III включает все виды, которые по определению любой Стороны подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон в контроле за торговлей [6].

12. Имплементация на национальном уровне

Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2000 года № 1822 "О мерах по обеспечению выполнения международных обязательств Украины в связи с ее присоединением к Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения" утвержден ряд организационно-институциональных мер по имплементации указанной Конвенции. В частности, определены административные органы Украины по вопросам выполнения требований Конвенции. Ими являются:

  • Министерство охраны окружающей природной среды Украины относительно видов дикой фауны и флоры, которые являются объектами регулирования Конвенции (за исключением осетровых видов рыб и произведенной из них продукции), с правом выдачи соответствующих разрешений и сертификатов.
  • Государственный комитет рыбного хозяйства Украины относительно осетровых видов рыб и произведенной из них продукции с правом выдачи соответствующих разрешений и сертификатов.

Также предусмотрено требование об осуществлении экспорта-импорта образцов видов дикой фауны и флоры (включая транзит и реэкспорт) только по разрешениям и сертификатам, которые выдаются административными органами Украины по вопросам выполнения требований Конвенции.

16 апреля 2002 года Приказом № 147/110 Министерством экологии и природных ресурсов Украины и Министерством аграрной политики Украины утверждены Правила выдачи разрешений и сертификатов на ввоз в Украину и вывоз за ее пределы образцов видов дикой фауны и флоры, которые являются объектами регулирования Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Правила определяют порядок выдачи разрешений и сертификатов на ввоз в Украину и вывоз за ее пределы образцов дикой фауны и флоры, которые являются объектами регулирования Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Разрешения и сертификаты на ввоз в Украину и вывоз за ее пределы образцов дикой фауны и флоры, которые являются объектами регулирования Конвенции, специальными документами, которые выдаются Административным органом Украины по вопросам выполнения требований Конвенции и удостоверяющие право юридических и физических лиц на перемещение образцов через таможенную границу Украины.

25 июля 2007 года Постановлением № 953 Кабинета Министров Украины утвержден Порядок выдачи разрешений на импорт и экспорт образцов видов дикой фауны и флоры, сертификатов на передвижные выставки, реэкспорт и интродукцию из моря указанных образцов, которые являются объектами регулирования Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Порядок определяет процедуру выдачи:

  • разрешений на импорт, экспорт образцов видов дикой фауны и флоры, которые являются объектами регулирования Конвенции. Разрешения выдаются на импорт или экспорт образцов, включенных в Приложение l Конвенции, а также на экспорт образцов, виды которых включены в Приложения ll и lll Конвенции;
  • сертификатов на передвижные выставки, реэкспорт или интродукцию из моря образцов дикой фауны и флоры, которые являются объектами регулирования Конвенции. Сертификаты выдаются на реэкспорт или интродукцию из моря образцов, которые являются объектами регулирования Конвенции. Сертификаты на передвижную выставку выдаются для многократного перемещения через таможенную границу Украины образцов, которые являются частью цирка или передвижной выставки и объектом настоящей Конвенции.

Порядком предусмотрено и срочный характер как разрешений, так и сертификатов. Например, срок действия разрешений и сертификатов для образцов, которые являются частью цирка или передвижной выставки - 12 месяцев (при условии, что осуществляется одноразовая импорт или экспорт, а также в случае реэкспорта образца).

Приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 31 марта 2008 года № 165 О введении временного ограничения на специальное использование китообразных Черного и Азовского морей запрещено специальное использование (изъятие из природной среды существования) с любой целью, кроме случаев сбора останков погибших дельфинов с научно-исследовательской целью, сроком на три года видов китообразных, занесенных в Красную книгу Украины : белобочки (Delphius delphis) афалины (Tursiops truncatus) азовки (Phocoena phocoena).

Государственный контроль за перемещением через границу объектов дикой фауны и флоры, в том числе образцов CITES, регулируется Положением об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен, утвержденным Приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 8 сентября 1999 года № 204.


Примечания

  1. Hutton and Dickinson 2000 Endangered Species Threatened Convention: The Past, Present and Future of CITES. Africa Resources Trust, London.
  2. Stiles 2004 The Ivory Trade and Elephant Conservation Environmental Conservation 31 (4) 309-321.
  3. Zimmerman 2003 The Black Market for Wildlife: Combatting Transnational Organized Crime in the Illegal Wildlife Trade Vanderbilt Journal of Transnational Law 36 1657
  4. а б Reeve 2000 Policing International Trade in Endangered Species: the CITES Treaty and Compliance Earthscan: London
  5. "Торговля дикими видами, детали и тексты украинского законодательства" - www.biodiv-ukr.iatp.org.ua/information8/cites.html. Сохранение многообразия . http://www.biodiv-ukr.iatp.org.ua/information8/cites.html - www.biodiv-ukr.iatp.org.ua/information8/cites.html .
  6. а б в "Текст приложений I, II и III" - www.cites.org / eng / app / appendices.shtml . http://www.cites.org/eng/app/appendices.shtml - www.cites.org / eng / app / appendices.shtml .

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам