Надо Знать

добавить знаний



Конвой судов



План:


Введение

Конвой торговых судов под прикрытием с воздуха осуществляет переход морем у Кейптауна. Вторая мировая война
Основные конвойные маршруты через Атлантику в течение 1941

Конвой судов или Конвой морской - специальное формирование из торговых, вспомогательных судов и кораблей охраны, создаваемое для безопасного перехода судов морем. Формируется на время перехода транспортов от исходного пункта до пункта назначения.


1. История и основы конвоирования

Конвой судов применялись с давних времен для защиты торгового судоходства от нападения пиратских и каперских кораблей. Во время войны конвоирования становилось нормой судоходства и в ряде стран введено в законодательном порядке. Например, в Англии в 1798 был издан "Конвойный акт", обязывающий торговые суда плавать в военное время под охраной кораблей.

С появлением подводных лодок и авиации конвои судов стал основным способом защиты транспортов в военное время. В 1-ю мировую войну англичанам удалось снизить потери своего торгового флота от активно действующих против этого подводных лодок Императорских ВМС Германии, главным образом благодаря введению системы конвоев. В огромных масштабах, чем когда-либо в прошлом, осуществлялся переход транспортов в составе конвоев судов в годы 2-й мировой войны Так, в ноябре 1941 транспортные суда с войсками, вооружением, боеприпасами, продовольствием под охраной кораблей Черноморского флота совершили 178 рейсов в Севастополь , эвакуировали оттуда более 26 тыс. чел. и вывезли 25,6 тыс. т грузов.

Для защиты советского судоходства от нападения немецких кораблей и авиации действовала система конвоев судов в Белом, Баренцевом и Карском морях в 1941-44. В Атлантическом океане и прилегающих к нему морях с 1939 по 1945 проведено 2200 океанских и 7700 прибрежных конвоев судов с общей численностью судов 75 тыс. и 173 тыс. соответственно.

По количеству судов, входивших в состав конвоев они делились:

  • на сверхбольшие - более 100,
  • крупные - от 30 до 100,
  • средние - от 10 до 30 и
  • малые - до 10 судов;

в зависимости от скорости хода:

  • на быстроходные - более 15 узлов (28 км / ч) и
  • тихоходные-менее 15 узлов. Обычно на каждые 2-3 транспорта в малых и 7-10 транспортов в больших конвоях выделялся один корабль охраны. Для усиления системы обороны конвоя от подводных лодок и авиации в США, Великобритании и других странах было начато строительство специальных конвойных кораблей: фрегатов, корветов, эскортных миноносцев и авианосцев.

В условиях современной войны наибольшую угрозу для конвоев судов могут представлять подводные лодке с ракетным и торпедным вооружением, особенно атомные подводные лодке, а также авиация. Поэтому охрана конвоя организуется с учетом степени этих угроз.

Типичный походный ордер (порядок) конвоя судов включает: а) несколько кильватерных колонн транспортных судов до 5-6 единиц в каждой колонне. При этом главные суда образуют строй фронта. Как правило, ширина фронта ордера в 2-3 раза превышает длину самой колонны. Дистанция между судами в колонне составляет 3-4 кабельтовых (1 кабельтов = 185,2 м), а интервал между колоннами - 5 кабельтовых. При угрозе применения противником ядерного оружия эти расстояния увеличиваются до 10 кабельтовых и более;

б) непосредственная противолодочная корабельная охрана, состоящая из эсминцев и других кораблей, расположенных вокруг судов, охраняемых на расстоянии 20-30 кабельтовых. Количество кораблей назначается из расчета создания сплошной зоны гидроакустического наблюдения;

в) ближняя противолодочная и противовоздушная охрана, включающий эсминцы и фрегаты, в том числе оснащенные системами ЗКРЗ (зенитной управляемого ракетного оружия), расположенной в непосредственной охраной в 20-30 милях (1 миля = 1852 м) от охраны судов;

г) дальняя противолодочная охрана в составе авианосной многоцелевой группы (АБГ) или корабельных поисково-ударных групп (КПУГ), которые направляются на расстоянии в 40-50 миль впереди судов, которые охраняются. Названные группы выдвигаются на те направления, где существует наибольшая угроза нападения подводных лодок противника. В 100-200 милях впереди но курсу конвоя может предшествовать авианосная многоцелевая группа, а также осуществляться противолодочное патрулирование самолетами палубной авиации. Общая зона активного противолодочного наблюдения вокруг конвоя простирается на 100 миль и более.

Система конвоев с хорошо организованной противолодочной обороны и ПВО остается основным способом защиты транспортов в военное время на переходе морем. Вместе с тем она имеет существенные недостатки: скорость движения конвоя ограничена скоростью наиболее тихоходного судна; значит, потери времени на ожидание завершения погрузки всех судов конвоя приводят к снижению коэффициента полезного использования торговых судов; сосредоточение в конвоя большого количества судов создает возможность для нанесения им больших потерь ракетно-ядерным оружием.


См.. также

Источники

  • Советская военная энциклопедия "К-22"-линейный / / = (Советская военная энциклопедия) / Маршал Советского Союза Н. В. Огарков - председатель. - М.: Воениздат, 1979. - Т. 4. - С. 299-300. - ISBN 00101-236 (Рус.)

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам