Консервативная революция

"Консервативная революция" ( нем. Konservative Revolution ) - Спорный понятие, введенное 1950 швейцарским журналистом и публицистом Армином Молер (Armin Mohler) [1] для объединения группы идеологических течений, возникших развивалась после окончания Первой мировой войны в эпоху Веймарской республики. Объединяющими чертами для различных идей и их проводников были - этнический антилиберализм, антидемократия и возражения общественного равенства.


1. Представители

Наиболее известные представители консервативно-революционной идеологии Эдгар Юлиус Юнг, Артур Меллер ван ден Брук, Эрнст Юнгер, Фридрих Юнгер, Вернер Зомбарт, Штефан Георге, Карл Шмитт, Оттмар Шпанн, Освальд Шпенглер, Эрнст Никиш, Ганс Фрайер, итальянский традиционалист Юлиус Эвола и основоположник фундаментальной онтологии Мартин Хайдеггер [2].

Идеи, исповедовались представителями консервативно-революционного движения, как правило, рассматриваются в контексте развития т.н. "Идеологий Третьего Пути" (или "Третьей позиции?) [2], что противопоставляет себя как марксизма, так и либерализма.

Мыслители, что относили себя к консервативно-революционного лагеря, были сторонниками "нового" консерватизма и национализма, что специфически немецкий, прусскую природу. Подобно другим консервативных движений того периода, они искали способ противодействия коммунистическому движению, который набирал силу, при этом некоторые из консервативных революционеров были сторонниками "консервативного социализма" [3].


2. Развитие течения

Выход 1918 труда Освальда Шпенглера "Сумерки Европы" заложил краеугольный камень в формирование, обобщение и распространение новой парадигмы критики либерально-демократического капиталистического мироустройства, позже обозначенной термином "консервативная революция".

Феномен консервативной революции, получив развития в философских кругах Германии 1920-х годов, стал итогом общей критики модерна в его философских, культурных, религиозных, политических, социальных, экономических и других аспектах, задекларировав возвращения путем общей парадигмальной революции к истокам идеократический иерархического мира традиции. К основополагающим теоретиков течения консервативной революции прямо или косвенно относят широкий спектр авторов: Артур Меллер ван ден Брука, Освальда Шпенглера, Эрнста Никиша, Эдгара Юнга, Карла Шмитта, Эрнста и Фридриха Юнгера, Юлиуса Эволу, Армина Молер и др..


3. Черты консервативной революции

Характерной чертой теории и методологии Консервативной Революции становится полный пересмотр всех базовых категорий Модерн, в том числе понятийно-терминологического аппарата. Философия движения предполагает концептуальное изменение толкования термина "революция", подчеркивая его этимологическом происхождении от латинского субстантивы "re-volvere" - "возвращение к собственному утечки, исходной точки". Мифа рационального Будущего противопоставляется миф идеального прошлом: "... для победы над современным миром именно из источников следует черпать" революционную "и обновляя силу" [4].

Главными тезисами Консервативной Революции становятся антиисторизм, антирационализм, антикапитализм, антилиберальнисть, в противовес чему как высшие и самодостаточные ценности утверждаются принципы идеализма, элитизма, авторитаризма и трансцендентности : "От" фундаментального консерватизма "" консервативниз революционеров "отличала открытость по динамике, проекта, стремление к будущему ... От классического социализма и материализма - акцент, поставленный на духовности, традиции, иерархии, любовь к прошлому" [5].

Практически идеологи консервативной революции, противопоставив себя как демолиберализму, коммунизма, так и "старым" консерваторам, осуществляют основополагающую изменение акцентов между категориями формы и содержания: признавая и интегрируя отдельные формы модерна, консервативные революционеры манифестируют их подчинения и инструментальную роль в восстановлении Традиции. Консервативная Революция, по словам Гуго фон Гофманшталя, выступает "консервативной по содержанию, революционной по форме", а парадоксальная формула Жака Бержье и Луи повели "Рене Генон плюс танковые дивизии" [6]. определяет новые подходы к реставрации старого мира.

Акцентируя первоочередное значимость внутренней сущности, итальянский философ-традиционалист Юлиус Эвола в своей работе "Люди и руины" подвергает критике как подрывные силы современного мира, так и искусственную консервацию устаревших общественных форм: "Для настоящего революционного консерватора вопрос состоит в сохранении верности принципам, а не тем учреждениям и институтам прошлого, которые являются лишь частичными формами выражения этих принципов ... " [4]. Таким образом в формате консервативной революции было обосновано совершенно новую, препостмодерну модель современности, интегрированной в парадигмальное измерение традиции, получило синонимических определений "третьей позиции" и "третьего пути".

Объем фундаментальных концепций, просмотренных философией Консервативной Революции, достигает не только Просвещения, но и Ренессанса и Реформации. По своей сути, Консервативная Революция выдвигает тезис ресакрализации как политики, так и всех сфер человеческого бытия, возвращение сакрального в центр человеческого микрокосма, с чем связаны теории Мартина Хайдеггера и Мирчи Элиаде, которых традиционно рассматривают в контексте консервативно-революционной философии.

Вместе [диалектический подход] к определению сущности и целей Консервативной Революции, ее обращенность к метафизическим основаниям, недогматичность и гибкое видение современных форм дают этажный повод исследователям из либерально-демократического лагеря ставить под сомнение существование Третьей Позиции как целостной идейно-философского течения: "... аксиомы , которые разработал Молер, далекие от такого подхода: они делают невозможным развитие конкретных позиций по актуальным политическим, социальных и экономических вопросов, а предлагают лишь шаткие образы ... " [5].


4. Развитие течения

После 1945 дискурс Консервативной Революции расширяется, и позже в него включают теоретические наработки как "новых правых" (национально-культурный аспект), так и "новых левых" (социально-экономический аспект). Параллельно с философией собственно Консервативной Революции с контекстом ее проблематики следует также связать некоторые фрагментарные течения критики современного мира: ариософию ( Г.Вирт, К.Вилигут), неоязычество (Г. фон Лист, Г. фон Либенфельс) расиализм (А. де Гобино, Г.Чемберлен, Г.Гюнтер) евразийство (К.Гаусгофер, Н.Устрялов), аристократический индивидуализм Ф.Ницше.


Примечания

  1. Штефан Бройер: "Консервативная революция" - критика одного мифа. - Нем.: Stefan Breuer: Die "Konservative Revolution" - Kritik eines Mythos ". In: Politische Vierteljahresschrift, Jahrgang 31, 1990, Heft 4.
  2. а б Дугин А.Г. Консервативная Революция. Краткая история идеологий Третьего Пути / / Элементы. - (1991 г.) (№ 1).
  3. Griffen, Roger (ed). 1995. "The Legal Basis of the Total State" - by Carl Schmitt. Fascism. New York: Oxford University Press. Pp. 109.
  4. а б Эвола Ю. Люди и руины. - Москва: АСТ, 2007.
  5. а б Дугин А Философия политики. - Москва: Арктогея, 2004. , С. 350
  6. Повель Л., Бержье Ж. Утро магов. - Москва: Вече, 2005. , С. 292

6. Историография

  • Alter, Peter, 1985 Nationalismus, Frankfurt.
  • Boehm, Max Hildebert, 1932 Das eigenst?ndige Volk, G?ttingen.
  • Boehm, Max Hildebert, 1933 Der B?rger im Kreuzfeuer, G?ttingen.
  • Freyer, Hans, 1925: Der Staat, Leipzig.
  • Freyer, Hans, 1931 Revolution von rechts, Jena.
  • Freyer, Hans, 1933 Herrschaft und Planung, Hamburg.
  • Fried Ferdinand, 1931 Das Ende des Kapitalismus, Jena.
  • Fritzsche, Klaus, 1976 Politische Romantik und Gegenrevolution. Fluchtwege aus der Krise der b?rgerlichen Gesellschaft: Das Beispiel des'Tat'-Kreises, Frankfurt.
  • Gerstenberger, Heide, 1969: Der revolution?re Konservatismus, Berlin.
  • Giere, Walter, 1967: Das politische Denken Hans Freyers in den Jahren der Zwischenkriegszeit (1918-1939), Phil. Diss. Freiburg.
  • Goeldel, Denis, 1954: Moeller van den Bruck (1876-1925) - Un nationaliste contre la revolution. Contribution a l'etude de la 'Revolution conservatrice' et du conservatisme allemand du XXe siecle, Frankfurt.
  • Hietala, Marjatia, 1975: Der neue Nationalismus in der Publizistik Ernst J?ngers und des Kreises um ihn, 1920-1933, Helsinki.
  • Holzbach, Heidrun, 1981: Das 'System Hugenberg'. Die Organisation b?rgerlicher Sammlungspolitik vor dem Aufstieg der NSDAP, Stuttgart.
  • Jenschke, Bernhard, 1971: Zur Kritik der konservativ-revolution?ren Ideologie in der Weimarer Republik. Weltanschauung und Politik bei Edgar Julius Jung, M?nchen.
  • J?nger, Ernst, 1926: Vorwort zu Friedrich Georg J?nger: Aufmarsch des Nationalismw, hrg. von Ernst J?nger, Berlin, VII-XIII.
  • J?nger, Ernst, 1932 Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt, Hamburg.
  • J?nger, Ernst, 1980 Der Kampf als inneres Erlebnis, in: Ernst J?nger, S?mtliche Werke Bd. 7, Stuttgart, 9-103 (zuerst 1922).
  • Jung, Edgar Julius, 31930: Die Herrschaft der Minderwertigen, Berlin.
  • Jung, Edgar Julius, 1933 Sinndeutung der deutschen Revolution, Oldenburg.
  • Kabermann, Friedrich, 1973 Widerstand und Entscheidung eines deutschen Revolution?rs. Leben und Denken von Ernst Niekisch, K?ln.
  • Kondylis, Panajotis, 1985 Konservativismus. Geschichtlicher Gehalt und Untergang, Stuttgart.
  • Levi-Strauss, Claude, 1968: Das wilde Denken, Frankfurt.
  • Moeller van den Bruck, Arthur, 1932 Das Recht der jungen Wlker, hrsg. von Hans Schwarz, Berlin,
  • Moeller van den Bruck, Arthur, 31938: Das dritte Reich, Hamburg (zuerst 1923).
  • Mohler, Armin, 31989: Die Konserva?ve Revolution in Deutschland 1918-1932,2 Bde., Darmstadt (zuerst 1961).
  • Muller, Jerry Z., 1987 The Other God that Failed. Hans Freyer and the Deradicalization of German Conservatism, Princeton NJ
  • Neumann, Volker, 1980 Der Staat im B?rgerkrieg, Frankfurt / New York.
  • Niekisch, Ernst, 1930 Die Entscheidung, Berlin.
  • Nietzsche, Friedrich, 1966: Werke in drei B?nden, hrsg. von Karl Schlechra, M?nchen.
  • Petzold, Joachim, 1978 Wegbereiter des deutschen Faschismus. Die Jungkonservativen in der Weimarer Republik, K?ln.
  • Pr?mm, Karl, 1974: Die Literatur des Soldatischen Nationalismus der 20er Jahre, 2 Bde., Kronberg / Ts.
  • Quaritsch, Helmut (Hrsg.), 1988 Complexio Oppositorum. Uber Carl Schmitt Berlin.
  • Sauermann, Ulrich, 1984 Die Zeitschrift "Widerstand 'und ihr Kreis. Phil. Diss. Augsburg.
  • Schieder, Wolfgang, 1989 Carl Schmitt und Italien, in: Vierteljahreshefte f?r Zeitgeschichte 37, 1-21.
  • Schildt, Axel, 1981: Milit?rdiktatur mit Massenbasis? Die Ouerfrontkonzeption der Reichswehrf?hrung unter General v. Schleicher am Ende der Weimarer Republik, Frankfurt / New York.
  • * Schmitt, Carl, 1940: Positionen und Begriffe im Kampf mit Weimar-Genf-Versailles 1923-1939, Hamburg.
  • Schmitt, Carl, 1941: V?lkerrechtliche Gro?raumordnung mit Interventionsverbot f?r fremde M?chte, Berlin / Leipzig / Wien.
  • Schmitt, Carl, 1969: Die geistesgeschichtliche Lage des heutigen Parlamentarismus, Berlin (zuerst 1923).
  • Schmitt, Carl, 1969a: Der H?ter der Verfassung, Berlin (zuerst 1931).
  • Schmitt, Carl, 1970: Verfassungslehre, Berlin (zuerst 1928).
  • Schmitt, Carl, 1973 Verfassungsrechtliche Aufs?tze, Berlin.
  • Schwarz, Hans-Peter, 1962: Der konservative Anarchist. Politik und Zeitkri?k Ernst J?ngers, Freiburg.
  • Sontheimer, Kurt, 1968: Antidemokratisches Denken in der Weimarer Republik, M?nchen.
  • Spengler, Oswald, 1924: Preu?entum und Sozialismus, M?nchen (zuerst 1919).
  • Spengler, Oswald, 1932 Politische Schriften, M?nchen.
  • Spengler, Oswald, 1932a: Der Mensch und die Technik, M?nchen.
  • Spengler, Oswald, 1933 Jahre der Entscheidung, M?nchen.
  • Spengler, Oswald, 1973 Der Untergang des Abendlandes, M?nchen (zuerst 1918/1972).
  • Stapel, Wilhelm, 1932 Der christliche Staatsmann. Eine Theologie des Nationalismus, Hamburg.
  • Stern, Fritz, 1986 Kulturpessimismus als politische Gefahr, M?nchen.
  • Stupperich, Amrei, 1982 Volksgemeinschaft oder Arbeitersolidarit?t. Studien zur Deutschnationalen Volkspartei (1918-1933), G?ttingen / Z?rich.
  • Tat, Die. Unabh?ngige Monatsschrift f?r Politik und Kultur, Jena. Bd. 21 (1929-1930); 22 (1930-1931) 23 (1931-1932), 24 (1932-1933).
  • ?ner, Elfriede,; 981: Jugendbewegung und Soziologie. Wissenschaftssoziologische Skizzen zu Hans Freyers Werk und
  • Wissenschaftsgemeinschaft bis 1933 in: K?lner Zeitschrift f?r Soziologie und Sozialpsychologie, Sonderheft 23 131-159.
  • Wendt, Bernd-J?rgen, 1987 Gro?deutschland. Au?enpolitik und Kriegsvorbereitung des Hitler-Regimes, M?nchen.
  • Stefan Breuer in: Politische Vierteljahresschrift 31. Jg. 1990 Heft 4 S. 585-607.