Надо Знать

добавить знаний



Консерватизм


DodgerBlue flag waving.svg

План:


Введение

DodgerBlue flag waving.svg

Консерватизм ( фр. conservatisme , От лат. conservo - "Охраняю", "сохраняю") - определение идейно-политических, идеологических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность к существующим и установленных социальных систем и норм "скептическое" восприятие идей равенства людей, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органического, максимально медленного развития.

Идеологически консерватизм противостоит как либерализма, так и социализма.

Впервые термин "консерватизм" употребил в 1891 году французский политик Франсуа-Рене де Шатобриан. В западной политике консерватизмом часто называют школу мышления, начатую Эдмундом Берком, Бональд и подобными мыслителями.

Мнения консервативных партий в мире очень разные. Основными консервативными политическими силами в своих странах считаются Либерально-демократическая партия Японии, Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Либеральная партия Австралии. Мировоззрение и политика всех этих партий сильно отличаются.


1. История западного консерватизма

Эдмунд Берк считается первым идеологом консерватизма

Во все времена существовали идеи, которые можно назвать консервативными, но только начиная с Просвещения и реакции на Французскую революцию 1789 года, консерватизм вырос в выразительный политическое направление. Хотя консерватизм можно проследить в глубь веков во времена английского Реформации, особенно к работам англиканского теолога Ричарда Гукера, именно полемические "Размышления о революции" Эдмунда Берка помогли консерватизма оформиться как способа мышления.

Эдмунд Берк поддерживал Американскую революцию, но выступал против Французская первая революции, считая ее слишком насильственной и хаотичной. Классическая консервативная позиция Берка настаивала на том, что в консерватизма нет идеологии в смысле утопической программы, плана преобразования общества. Такие взгляды Берка были ответом на идеал Просвещения о суспульство на основе абстрактной разумной модели. Он опередил критику модернизма, название которому дал в конце 19-го века нидерландский религиозный консерватор Абрахам Койпер.

Берк говорил, что у некоторых людей больше ума, чем у других, поэтому некоторые люди образуют лучшее правительство, чем другие. Правильное формирование правительства зависит не от абстракций, таких как рациональный ум, а от исторически обусловленного развития государства, развития на основе опыта и сохранение других важных общественных институтов, таких как семья и церковь. Он доказывал, что традиция базируется на мудрости многих поколений и прошла испытание временем, тогда как рациональный ум может быть маской, за которой скрываются предпочтения одного человека, а в лучшем случае представляет только неопробованные мудрость одного поколения.

Однако Берк писал, что государство, неспособно к изменениям, не способна и сохранения. Берк настаивал на том, что дальнейшие изменения будут скорее органическими, чем революционными. Попытка изменить сложную сеть человеческих взаимоотношений, которые составляют канву человеческого общества, ради доктрины или теории рискует наткнуться на железный закон "непроизвольных последствий".

На западный консерватизм повлияли также работы представителя контрпросвитництва Жозефа де Местра, который отстаивал восстановление наследственной монархии, считая ее громкости дорожной Богом институтом, и за авторитет Папы Римского. Он также защищал принцип иерархической власти, что его пыталась уничтожить революция. В 1819 году Местр опубликовал свое главное произведение "Du Pape" (О Папу). Книга разделена на четыре части. В первой он отстаивает мнение, что в делах церкви высшим авторитетом является папа и что главной характеристикой наивысшего авторитета является то, что его решения не должны пересматриваться. Поэтому папа безгрешен в своих поучениях, ибо именно через наставления реализуется его высокий авторитет. В других частях книги Местр рассматривает отношения папы и светской власти, проблемы цивилизации и благосостояния народов и схизматических церкви. Он говорит, что народы нуждаются в защите от несправедливости со стороны высшего других авторитета, и таким авторитетом должен быть папа, исторический спаситель и создатель европейской цивилизации.

Консерваторы выступают за право собственности. В экономических вопросах они обычно либералы, взгляды которых выходят из классического либерализма Адама Смита. Некоторые из консерваторов стремится к модифицированному свободного рынка, например к американской системе, ордолиберализму или национальной системы Фридриха Листа. Эти взгляды отличаются от строгого laissez-faire тем, что в них государству отводится роль поддерживать конкуренцию, одновременно защищая национальные интересы, национальное общество и идентичность.

Большинство консерваторов сильно поддерживают суверенитет своих государств, патриотически идентифицируясь со своими народами. Националистические сепаратистские движения могут быть одновременно радикальными и консервативными.


2. Формы консерватизма

2.1. Либеральный консерватизм

Либеральный консерватизм является вариантом консерватизма, который объединяет консервативные ценности и политику с определенным наклоном к либерализма. Сроки консерватизм и либерализм имели разные значения в разные времена и в разных странах, поэтому и либеральный консерватизм тоже имеет широкий спектр значений. Исторически этот термин использовали для обозначения представлений, которые сочетали экономический либерализм, который отвечал рыночному принципу laissez-faire, и классического консервативного стремления к сохранению традиций, уважения к власти и к религиозным ценностям. Это направление мысли противостоял классическому либерализму, который требовал свободы личности как в экономической, так и в социальной сферах.

Постепенно общая консервативная идеология приняла позицию экономических либералов, и срок либеральный консерватизм стал просто консерватизмом. Это справедливо для стран, в которых либеральная экономика является давней традицией, как например в США, а потому считается консервативной ценностью. В других странах, таких как Италия или Испания, в которых либеральные консерваторы были одной из основных политических сил, эти термины и консерватизм могут считаться синонимами.

Другое значение термина либеральный консерватизм развился в Европе. Это сочетание современных, менее традиционалистские, консервативных взглядов по социальным либерализмом. Такие взгляды возникли как оппозиция более коллективистским взглядам социализма. Часто такие взгляды включают консервативные идеи относительно экономики свободного рынка и веру в личную ответственность с либеральными социальными взглядами по правам человека, енвайроментализму и поддержкой благосостояния государства. Это философия шведского премьер-министра Фредрика Рейнфельдта. Эти взгляды часто называют социальным консерватизмом.


2.2. Консервативный либерализм

Консервативный либерализм является разновидностью либерализма, который объединяет поддержку либеральных ценностей и политики с определенным наклоном к консерватизму, т.е. составляет правое крыло либерального движения. Корни консервативного либерализма ведут начало еще со времен зарождения либерализма. В мировых политический класс в большинстве европейских стран состоял из консеративних либералов. Консервативный либерализм более положительный и менее радикальный вариант классического либерализма. События Первой мировой войны привели радикальные круги классического либерализма к умеренным, т.е. консервативных, взглядов.


2.3. Культурный консерватизм

Культурный консерватизм является мировоззрением, который придает большое значение сохранению культурного наследия нации или совокупности народов, например в случае западной культуры или китайской цивилизации. Культурные консерваторы пытаются приспособить к современной жизни нормы прошлого. Идеалы могут быть романтические, как например в антиметричного движения, который протестует против введения метрической системы мер. Они могут быть также институциональными, например отстаивание капитализма, видомкремлення церкви от государства или власть закона.

Сюда относится также социальный консерватизм, который выступает за сохранение некоторых моральных норм и обычаев. Кое-где в мире считается аморальным для женщины показывать слишком много обнаженного тела или лица, и так далее.

Культурные консерваторы обычно утверждают, что старые институты и старые порядки приспособились со временем в соответствующее и вошли в соответствующую культуру, а потому должны быть сохраненными. Утверждается также, что люди имеют право на собственные культурные нормы, свой язык и традиции.


2.4. Религиозный консерватизм

Религиозные консерваторы пытаются применить в политике идеологические учения, а порой и повлиять на законы. Религиозный консерватизм часто находится в конфликте с тем современным культурным средой, в котором живут верующие. Нередко религиозные консерваторы призывают к возврату к первоосновам и осуждают реалии современной жизни, видя в нем коррупции, греховность и ересь. Как пример можно привести радикальных реформаторов времен протестантской Реформации, реставрационализм 19-го века немало современных религиозных течений.


2.5. Другие типы консерватизма

Фискальный консерватизм выступает за осторожность в вопросах государственных расходов и государственного долга. Зеленым консерватизмом называют консервативные течения, которые включили в свою политическую палитру вопросы сохранения окружающей среды.

3. Консервативные движения в мире

3.1. Соединенное Королевство

Эдмунд Берк считается отцом консерватизма в англоязычном мире, однако он был Вигом, в то время как представителей Консервативной партии называют тори. Партия тори была партией крупных землевладельцев, которые отстаивали институцию монархии, англиканскую церковь, семью и частную собственность. В начале промышленной революции тори противились изменениям, которые, казалось подрывали основы выгодного для них строя. В новой индустриальной элите видели врагов общественного порядка. В 1846 году Роберт Пил сумел примирить новый индустриальный класс с землевладельцами-тори, склонив последних к поддержке отзыва зернового закона. Он создал новую политическую группу, которая ставила себе целью сохранение старого порядка, одновременно принимая основы политики laissez-faire и свободной торговли. Эта новая коалиция стала Корсервативною партией.

Бенджамин Дизраэли сформулировал идеологию новой партии. Как человек молодой, он увлекался романтизмом и медиавистикою и беспощадно критиковал индустриализм. В своих романах он описывал Англию разделенной на две нации, каждая из которых живет, не обращая внимания на другую. Как и Карл Маркс он предвидел возникновение враждебного институтам промышленного пролетариата. Выход он видел в возвращении к идеализированного в его произведениях корпоративного или органического общества, в котором каждый должен обязанности в отношении других людей или групп. Консерватизм "единой нации" до сих пор остается сильной традицией в британской политике. Немало социальных реформ, которые проводили консервативные правительства, имевших целью такой идеал.

Хотя Дизраэли номинально принадлежал к Консервативной партии, он симпатизировал некоторым требованиям чартистов и ратовал за союз между крупными землевладельцами и рабочими в борьбе против роста влияния среднего класса. Он участвовал в создании группы "Молодая Англия", которая пропагандировала идею использования богатыми своей власти для защиты бедных от эксплуатации. Преобразование Консервативной партии в современную массовую организацию ускорился с принятием Концепция демократии тори, которую приписывают Рэндольфу Черчиллю.

Коалиция между либералами и консерваторами во время Первой мировой войны и рост популярности Лейбористской партии привели к развалу либералов в 20-х годах 20-го века. В послевоенную эпоху консервативная партия часто шла на уступки по социальным требований левых сил. Отчасти эти уступки делались ради прагматической цели - получения и сохранения власти, отчасти уступки были обусловлены первоначальными успехами центрального планирования и государственной формы собственности, что привело к образованию определенного консенсуса между политическими партиями. Такая политика получила название батскелизму, поскольку кейнсианские программы консерватора Раба Батлера и лейбориста Хью Гейтскела были почти аналогичными.

Однако в 80-х, когда консерваторов возглавляла Маргарет Тэтчер, под влиянием Кейта Джозефа идеология британских консерваторов сильно изменилась, и они стали проводить политику более ориентированную на свободный рынок - проводилась приватизация государственных предприятий. У критиков даже возникал вопрос о том, политика Тэтчер совместима с традиционными консервативными взглядами, не склоняется она больше к радикальному классического либерализма. Тэтчер называли радикалом в консервативной партии, ее идеология ввжалася вызовом устоявшимся институтам и взглядам элиты.


См.. также

п о р Политические идеологии


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам