Надо Знать

добавить знаний



Константинопольская православная церковь


Собор Святой Софии в Стамбуле. Бывшая резиденция Константинопольского Патриарха, ныне музей.

План:


Введение

Константинопольская Православная Церковь (также: Константинопольский Патриархат, греч. Οικουμενικό Πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως или Oikoumenik Patriarkheo Kōnstantinoupleōs ) - В мировом православном обществе церковь и юрисдикция "первого по чести", первого из предстоятелей 14-ти независимых (автокефальных) поместных церквей. Через свое первенство иногда использует название Вселенский Патриархат.


1. Определение

Сам Патриарх Варфоломей определяет полномочия Константинопольского архиерея так:

"У нас есть привилегия быть старшим братом в мировой православной церкви. Константинопольский патриарх представляет в мире Православие, является его выразителем и несет за него историческую, каноническую и теологическую ответственность. Прерогативой Вселенского патриарха является координация работы мирового православие, включая созыв соборов, а также поддержка межцерковных и межконфессиональных диалогов, у него есть право арбитра в церковных делах - это право (канон 28) было предоставлено Константинопольскому архиепископу в 451 году на "IV Вселенском соборе".



2. История церкви

Один из Отцов Церкви - Константинопольский епископ св. Григорий Богослов (год смерти - 389), немало способствовал становлению Константинопольской церкви, опровержению ереси арианства и формулированию учения Церкви о Троичного Бога и Боговоплощении. Другим выдающимся деятелем церкви был Константинопольский епископ был св. Иоанн Златоуст (год смерти - 407). Из семи Вселенских Соборов Церкви три собирались в Константинополе. Это Соборы второй (381), пятый (553) и шестой (680/681). Кроме того, в Константинополе собирался так называемый "пятый-шестой" или "Трульский" Собор (691), сыгравший немалую роль в формировании канонической традиции Православной Церкви.


Впоследствии, все более возрастали противоречия между восточной и западной частями Римской империи и, соответственно, Восточной и Западной Церквами, центрами которых были соответственно Константинополь и Рим. Рим все больше претендовал на гегемонию в христианском мире.

Результатом этой враждебности стало то, что, когда с Запада начали отправляться крестовые походы с целью освобождения Святых Земель от мусульманского господства, по дороге они разоряли города и храмы восточных христиан, воспринимая их уже не как братьев, а как врагов. Наконец крестоносцами в 1204 году был захвачен Константинополь, ставший столицей Латинской империи. На кафедру православных Константинопольских Патриархов был посажен латинский патриарх. Такое положение продолжалось до 1261 года, когда Константинополь был отвоеван императором Михаилом VIII Палеологом (год смерти - 1282).

Наиболее выдающимся деятелем этого периода был Константинопольский патриарх св. Фотий (ум. ок. 891 года), которого в Греции называют "Великим". Фотий был одним из самых ученых людей своего времени. Он одним из первых противостоял изменениям в церковной традиции, которые стали появляться на Западе. Эти изменения касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. Св. Фотий сделал подробный анализ и опровержение латинского учения о том, что Дух Святой якобы исходит как от Отца, так и от Сына (так называемое учение о Filioque). Также с именем Фотия связано начало миссии среди славян, осуществлявшейся братьями свв. Кириллом (ум. 869) и Мефодием (ум. 884). Таким образом, именно Константинопольской Церкви большая часть славянского мира обязана своим обращением в христианство.


3. Святой и Священный Синод

Двуглавый орел (при входе в Вселенского патриархата) - символ Константинопольской патриархии и Византийской империи

Кроме патриарха действительными членами Синода являются такие митрополиты :

  • Каллиника Листрийський
  • Иеремия Швейцарский
  • Константин Дерконський
  • Герман Теодорополиський
  • Хризостом Симийський
  • Мефодий Бостонский
  • Иоанн Пергамонский
  • Ириней Лампийський, Сивритийський и Сфакийський
  • Мелитон Филадельфийский
  • Сотирий Корейский

4. Политика Турции в отношении Вселенского Патриархата

В стамбульском квартале Фанар есть церковь Георгия Победоносца - это кафедральный храм архиепископа Константинополя-Нового Рима, Вселенского патриарха Варфоломея I, первого по чести православного патриарха в православном мире. Для турецких властей патриарх по-простому: Димитриос Архондонис, гражданин Турции, 1940 -го года, - для них невозможна и упоминание о Константинополь: не хотят слышать о вселенском статусе "греческого", как его здесь зовут, патриарха. Иронии судьбы именно то, что Первый Православный престол не имеет ни богословской школы, ни не является юридическим лицом. В европейских столицах об этом хорошо знают - и ждут изменение политики Анкары.

Как гражданин мусульманской Турции, у Патриарха есть опыт диалога как между двумя религиями, так и между двумя культурами. Такой опыт дал ему возможность сделать значительный вклад, в частности, в урегулировании военных конфликтов на территории бывшей Югославии.

Константинопольский патриарх Варфоломей (Деметриос Архонтонис)

5. Патриарх Варфоломей: архиепископ Константинополя-Нового Рима

Патриарх Варфоломей (Деметриос Архонтонис) родился в 1940 году в селе Агиои Теодоро - на острове Имврос ( Турция). Его отец владел там парикмахерской и кафе. Склонен к наукам юноша учился в Константинополе, затем в известной богословской школе Халки, после окончания которой стал диаконом под именем Варфоломей. Затем диакон Варфоломей служил в турецкой армии, а в 1963 году продолжил обучение в Папском Восточном институте Григорианского римского университета. Темой его диссертации было каноническое право Православной Церкви. Этим обучения будущего Патриарха не закончилось - в высших учебных заведениях Швейцарии и Мюних он продолжает специализироваться в области церковного законодательства. Патриарх владеет пятью иностранными языками, кроме, конечно, греческой и турецкой. Написал и издал много печатных работ.

Вернувшись из Западной Европы в Константинополь, Варфоломей был назначен на должность помощника декана Теологической школы в Халки, где вскоре был рукоположен в священника (1969 год). Через шесть месяцев Вселенский патриарх Атенагор (тот самый патриарх, который вместе с римским папой Павлом VI снял взаимные анафемы 1054 года) повысил молодого священника в чин архимандрита Патриаршей часовни св. Андрея. Патриарх Димитриос, который следовал Атенагор, сделал Варфоломея директором Патриаршей канцелярии. А в 1973 году в жизни 33-летнего архимандрита произошло выдающееся событие - он стал епископом Константинопольской архиепископии, получив за время сан митрополита Халкидонского.

В течение 19 лет митрополит Варфоломей был ближайшим помощником и единомышленником патриарха Димитриоса, а после его смерти, в 1991 году стал Архиепископом Константинополя, Нового Рима и Вселенским патриархом (полный титул Константинопольских патриархов).

По избрании новый Патриарх совершил ряд зарубежных визитов, встречаясь с влиятельными политическими деятелями многих стран, выступая на сессиях ЮНЕСКО, Европейского парламента и т.п. Везде и последовательно Патриарх выступает за религиозную свободу и права человека. Сам он, несмотря на высокий сан, человек простой и приятный в общении, имеет привычку очень внимательно выслушивать посетителей.

За последнее десятилетие Патриарх Варфоломей посетил почти все поместные православные церкви, а также много других религиозных объединений, прилагая немало усилий для улучшения отношений между общинами католиков, мусульман, иудеев и православных во всем мире. Варфоломей известен в Европе как "Зеленый патриарх", потому что стал первым среди религиозных лидеров защитником окружающей среды. Он постоянно организовывает международные семинары, где обсуждаются направления мобилизации всех возможных средств для достижения гармонии между человечеством и природой.


6. Архиепископства и архиепархии в составе Константинопольской Патриархии


7. Митрополии


8. Автономные церкви в составе Константинопольской Патриархии


8.1. Другие субъекты

  • Гора Афон
  • Белорусская Рада Православных Церквей Северной Америки

9. Украинской митрополии Константинопольского патриархата

После крещения Руси в 988 г. св. равноапостольным князем Владимиром, согласно всем церковным правилам и канонам, под главенством Константинопольского Вселенского патриархата возникла Киевская митрополия. После распада Киево-Русского государства на отдельные княжества и монголо-татарского нашествия Киевские митрополиты (которые в большинстве своем были греками чужестранцами) перенесли свою кафедру сначала в Владимира на Клязьме, а затем в Москву. При этом они сохранили за собой титул митрополитов. Виной не столько "опустошение" Киева ордами хана Батыя, сколько те льготы, которые давали церкви азиатские завоеватели, и стремление сопротивляться укреплению Галицкого княжества (с его европейской ориентации) и образованию Киево-Галицкой митрополии, которая реально имела все основания превратиться в духовный центр тогдашней Руси-Украины.

Отметим, что православные украинской и белорусы в составе Великого княжества Литовского освободились от монгольского господства уже в 14 в., В то время как Московское княжество находилось в "союзе" с ордынцами к концу 15 в., унаследовав от них деспотически-самодержавницький устройстве власти. Находясь в составе Литовского государства, украинской возобновили свою древнюю Киевскую митрополию. Но и московские иерархи продолжали называть себя "Киевским" митрополитами, фактически никакого отношения к Киеву не имея.

Скориставшись складною ситуацією, в якій опинився Константинополь під ударами турок-осман, 15 грудня 1448 р., Москва позбавила сану канонічно поставленого митрополита Ісидора і самочинно, без згоди Вселенського патріарха, оголосила про свою церковну автокефалію, обравши свого власного митролита з титулом Московського. Цей вчинок пояснили буцім-то відпадінням греків від справжнього православ'я в унію з католицьким Римом, яка була проголошена на Ферраро-Флорентійському соборі 1438 - 1439 рр. За це самочинство Константинопольський патріархат наклав на Московську церкву відлучення, яке не скасоване й досьогодні. Відомо, що Флорентійська унія проіснувала лише 10 років і була скасована, і в Константинопольській церкві знов було відновлено православ'я.

До Константинопольського патріархату у різні часи відносились:


10. Вселенські Патріархи в Україні

Патріарх Константинопольський Єремія II (Транос) (15301595) - патріарх у 15721579, 15801584, 15891595). Протягом 15871589 двічі відвідав Україну. Перебуваючи на українських землях, провів ряд реформ: надав широкі права братствам, а Львівському Успенському братству надав право ставропігії (грудень 1586); зобов'язав митрополитів щорічно скликати церковні собори; призначив київським митрополитом М. Рогозу та патріаршим екзархом луцького єпископа К. Терлецького.

У 1589 здійснив подорож до Москви за "милостинею". Поставив, за вказівкою царя Бориса, першого "Патріарха Московського і всієї Русі" Іова.

Патріарх Константинопольський Афанасій (Петеларій), (15971654), патріарх у 1634 та 1652, Царгородський святитель, Лубенський чудотворець.

8 жовтня 1652 року назавжди покинув Константинополь, відвідав молдавського господаря Василя Лупу, гетьмана Богдана Хмельницького в Чигирині; 22 квітня 1653 року був прийнятий в Москві царем Олексієм Михайловичем.

Умовив царя, в союзі з Україною (Запорізьким військом) та Молдовою розпочати війну з турками, після розгрому яких цар повинен був зайняти престол ромейських імператорів, а Московський Патріарх - уселенську кафедру. В кінці грудня 1653 року виїхав з Москви до Молдавії, щоб прибути в Миколаївський монастир в Галаце. По дорозі гостив у Богдана Хмельницького.

У лютому 1654 року залишився в Мгарському монастирі (Лубенський район, Полтавська область), занедужав, і в середу на седмиці Фоминій, 5 квітня, помер. Був похований сидячим на троні під амвоном Преображенського храму Мгарського монастиря.

Зараз нетлінні мощі святого Афанасія зберігаються в Благовіщенському соборі міста Харкова.

Патріарх Константинопольський Серафим II (Анін) (патріарх у 17571761), похований у Мгарському монастирі (Полтавська область).

Серафим був обраний патріархом у 1757 році. Після позбавлення патріаршого престолу перебував на Афоні, а з 1776 року - в Російській імперії.

Патріарх Константинопольський Димитрій I (у миру Дімітріос Пападопулос (1914 - 1991) був 296-им Вселенським Патріархом Константинополя з 16 липня 1972 до смерті 2 жовтня 1991.

Провів переговори з папою римським Іваном Павлом II у Стамбулі 30 листопада 1979 р., а потім у Ватикані 7 грудня 1987 р.

В 1987 году, на пороге юбилея 1000-летия Крещения Pyci по приглашению Московской Патриархiи, прибыл с визитом в СССР. 24 августа приехал из Ленинграда во Львов. Высокого гостя сопровождали архипастыри Русской Православной Церкви: Владимир, архиепископ Псковский i Порховський и Макарий, архиепископ Ивано-Франковский i Коломыйский.

Во Львове Святейший Патриарх i его спутники посетили Успенскую церковь, в которой 400 лет назад (1587) был Константинопольский Патриарх Iеремия II. 26 августа отбыл из Львова в Тбилисi.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I (Деметриос Архонтонис, нар. 2 ноября 1940), с 1991 года Константинопольского патриарх, архиеписькоп Константинополя - Нового Рима.

Первый визит Патриарха Константинополя - Нового Рима в Украину состоялся 24 сентября 1997 года. Это произошло в Одессе. В местный порт вошло греческое судно "Елефериос Венизелос", на борту которого находились Вселенский Патриарх Варфоломей I и участники симпозиума Экология, религия и окружающая среда".

Второй визит состоялся в Киев, по случаю празднования 1020-летия крещения Киевской Руси, 25 - 27 июля 2008 года. Вселенского патриарха Варфоломея I в аэропорту "Борисполь" встретили президент Украины Виктор Ющенко и глава Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Владимир (Сабодан).


11. Позиция по украинскому вопросу

Трон Константинопольского патриарха

Константинопольский Патриархат не имеет единой позиции относительно украинского вопроса, существует лишь несколько групп, имеющих различные точки зрения.

Константинопольский Патриархат считает своей канонической территорией территорию Киевской Митрополии в пределах до 1686 г., т.е. менее, Украина и Беларусь,. Константинопольский Патриархат признает каноническую территорию Московского Патриархата (Русской Православной Церкви) только в пределах 1686 г., т.е. до присоединения к нему Киевской митрополии, а также о том, что именно это присоединение было осуществлено "без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой", т.е. Константинопольского Патриархата, в юрисдикции которого Киевская митрополия в то время находилась .

Константинопольский патриархат дважды своим соборным решением осудил подчинение Московской церкви Киевской митрополии как неканоническое. 1688 года константинопольского патриарха Дионисия лишили патриаршей кафедры собором архиереев, которые увидели в действиях патриарха симонии - продажа за деньги "духовных подаренной" (Дионисий получил 120 соболей и двести золотых за протиканоничне уступки самой митрополии Константинопольского патриархата). 1924 вселенский Патриарх Григорий VII издал томос (декрет) по случаю признания автокефалии епархий древней Киевской митрополии, которые после Первой мировой войны оказались в составе польского государства.


См.. также

Вселенские патриархи новейших времен


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам