Надо Знать

добавить знаний



Константин Великий


Rome-Capitole-StatueConstantin.jpg

План:


Введение

Константин I, Константин Великий, Флавий Валерий Аурели Константинус, также Святой Константин ( лат. Flavius ​​Valerius Aurelius Constantinus ) (* 27 февраля 272 - 22 мая 337) - римский император, первый христианин на троне, а также православный святой, именуемый равноапостольным. [1] Его мать Елена также канонизирована православная праздника.

Будучи язычником, в 312 перед битвой со своим соперником Максентием, правителем Италии, имел видение креста ("Под этим знаком победишь"). Он велел своим воинам нарисовать монограммы Христа на своих щитах и одержал победу. Своим Миланским эдиктом ( 313) позволил исповедание христианства в целом империи. Победив всех своих соперников, стал единственным правителем и по политическим соображениям перенес столицу империи в Византия, позже названного Константинополем.


1. Родители

Константин родился в Мезии в городе Несс (современный Ниш в Сербии) 27 февраля около 272 года (точный год рождения не установлен). Отцом его был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашенный цезарем, а матерью - Елена, происходила из простой семьи и была дочерью трактирщика. Историк Евтропий утверждает, что Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию ​​пришлось расстаться с ней и жениться на падчерице императора Максимиана Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а потом и сына.


2. Получение

285 года император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей, согласно которой при власти находились не один, а сразу 4 правители, двое из которых назывались Августами (старшими императорами), а двое других Цезарями (младшими). Предполагалось, что через 20 лет правления Августа отрекутся от власти в пользу Цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников.

В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана, при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году, августы выбрали себе преемников. Одним из них и стал отец Константина, Констанций, который был тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из самых жестоких гонителей христиан. В 305 году, через 20 лет после установления тетрарха, оба августы подали в отставку, а Констанций I Хлор и Галерий стали полноправными правителями империи (первый на западе, а вторая на востоке).

Получив власть, Констанций был уже очень слабое здоровье, и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Почувствовав приближение смерти, Констанций пожелал видеть своего сына Константина, который находился в этот момент, практически на правах заложника, в столице восточного Августа Никомедии. Галерий не желал отпускать Константина к отцу, потому что боялся, что воины объявят его Августом, что не входило в планы императора. Он хотел подчинить себе всю империю, поставив на место Констанция своего ставленника Флавия Севера.

Статуя Константину И в Йорке, северная Англия

Тайно во время отсутствия Галерия, Константин сбежал из плена и отправился к своему отцу в город Йорк, что в Великобритании, который перед смертью успел передать ему власть над западом. Галерея пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин еще очень молод, он признал его только цезарем. Августом он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчиненного в отношении Флавия Севера, но на самом деле это было не так. В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли легионы, лично преданные ему, население провинции поддерживало его, благодаря мягкой и справедливой политике его отца. Флавий Север не имел такой прочной основы.


2.1. Восстание Максенция

306 года в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций, сын Максимиана, пришел к власти. Константин охотно пошел на соглашение с ним, пытаясь использовать его для уничтожения Флавия Севера. Пытаясь подавить восстание, Север осадил Рим, но взять его не смог и отступил в хорошо укрепленную Равенну. Максимиан, вернувшийся к власти после провозглашения сына цезарем, пошел на хитрость. Он убедил Севера, что среди его приближенных против него заключено заговор, и если он сдастся на милость Максимиану, ему сохранят жизнь. Когда Север сдался, его привезли в Рим и заставили покончить с собой. После его гибели сам император Галерий пытался подавить восстание. Он вторгся в Италии, но ничего не смог причинить неприступная твердыня Рима и Равенны. 308 года вместо Севера он объявил августом Запада империи Лициния, который реально контролировал лишь балканские провинции. В этом же году цезарь Максимиан Даза объявил себя августом, и Галерий был вынужден предоставить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом, 308 года империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых подчинялся другому.


2.2. Заговор Максимиана

Вскоре Максимиан Геркул, что не желал делить власть с сыном, покинул Рим и отправился в Арелат (современный Арль в Франции) до Константина, который приходился ему зятем. В 310 году Максимиан, живший на положении частного лица в Арелат, распустил слухи о его смерти и захватил власть. Но большая часть армии осталась верна Константину, который в этот момент был в походе против франков. Вскоре услышав о восстании, он быстро вернулся. Максимиан бежал в Массилии, но местные жители открыли ворота войскам Константина. Император сохранил Максимиану жизни, однако, потеряв надежду на обладание властью, он наложил на себя руки. По другой версии он был казнен Константином. После смерти Максимиана его имя было стерто со всех надписей, а изображения уничтожены.


2.3. Война с Максенцием

Фреска "Битва у Мульвийського моста", Джулио Романо, Апостольский дворец

В 312 году теперь уже Константин двинул свои войска против Максенция, чья власть в то время выродилась в жестокую тиранию. Порочная и пустой, он докучал народ непосильными налогами, доходы от которых он тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. В нескольких сражениях Константин разгромил силы Максенция, который в этот момент давал в Риме игры в честь своего дня рождения. Наконец, когда войска Константина стояли у самого города Рима, он встретился с противником вблизи Мульвийского моста, но войска того бегство, а сам он поддавшись страху бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. 28 октября 312 года Константин торжественно вступил в Рим. В честь этой победы в столице была поставлена ​​грандиозная арка Константина. Впрочем, в империи оставалось еще двое августа. Это были Максимин Даза и Лициний - ставленники Галерия (сам он к тому времени уже умер).


2.4. Война с Лицинием

313 года Максимиан II Дая был побежден Лицинием, который присоединил его владения к своим. Таким образом он стал правителем большей части империи, включавшей в себя всю Азию, Египет и Балканские провинции, Константину же оставались Галлия, Италия, Африка и Испания. В 314 году войска обоих августа встретились. Лициний потерпел поражение и по мирному договору отдавал победителю Паннонию, Далмацию, Дакию, Македонию и Грецию. Однако через 10 лет в 324 году их войска опять сошлись, и в решительный битве близ города Адрианополь в Фракии Константин опять одержал победу. Лициний бежал в хорошо укрепленной Никомедии. Константин предложил ему отречься от власти в обмен на сохранение жизни. Лициний согласился. 18 сентября 324 года Константин был официально объявлен единым правителем империи. Лициния выслали в Салоники, где тайно убили.


3. Правление Константина

3.1. Административная политика

Став полновластным правителем империи, Константин продолжил политику Диоклетиана по закреплению свободных земледельцев за их землей, при этом сильно возросли налоги, потому что государству нужны были средства на восстановление империи после почти 20 лет гражданских войн. Также Константин развил бурную строительную деятельность, что также потребовало дополнительных расходов. Государство было разделено Константином на 4 округа: Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые делились на более мелкие административные единицы - епархии. Он также основал государственный совет при императоре - консисторий. За Константина продолжилась дальнейшая варваризация армии.


3.2. Политика в сфере религии

Византийская мозаика с изображением Константина в Соборе святой Софии, Константинополь

В начале своего правления Константин, как и все императоры, был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Аполлона, ему, якобы, даже было видение бога солнца. Однако уже через 2 года во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос, который приказал начертать на щитах и знаменах своего войска буквы РХ, на следующий день Константин увидел в небе обрести креста. После победы над Лицинием в 313 году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания, издав Миланский эдикт. Сам Константин принял крещение лишь перед смертью, [2] что не мешало ему вмешиваться в тонкие религиозные споры, например, на Первый Никейском соборе 325 года, он решительно поддержал кафолистив против ариан. По всей империи возводились церкви. Иногда для их возведения разбирались старые языческие храмы.


3.3. Денежная реформа

После безудержной инфляции в третьем веке, связанной с производством бумажных денег для оплаты государственных расходов, Диоклетиан пытался восстановить надежное чеканки серебряных и золотых монет. Константин оставил эту консервативную денежно-кредитную политику, предпочитая вместо этого сконцентрироваться на чеканке большого количества хороших стандартных золотых монет - солидус, из сплава золота, серебра чтобы обеспечить возможность сохранения фидуциарной чеканки наряду с золотым стандартом. Анонимный автор может современник в Трактате о военном деле Где Ребус Белликис постановил, что в результате этой денежно-кредитной политики, раскол между классами расширился: богатые имели немалую выгоду от стабильной покупательной способности на золотую монету, а бедные были постоянно унижены. Позже такие императоры, как Юлиан Отступник попытался чеканить монеты из меди.

Денежно-кредитная политика Константина была тесно связана с его религиозными верованиями, в том плане, что увеличение чеканки было связано с мерами, о конфискации - принятые после 331 и в 336 - все золото, серебряные и бронзовые статуи из языческих храмов, которые были объявлены как имперская собственности и, как денежные средства. Два имперских комисарии для каждой провинции получили задание собрать эти статуи и переплавить их для немедленного чеканки - за исключением из общего числа бронзовых статуй, которые были использованы в качестве общественных памятников для обустройства новой столицы в Константинополь.


3.4. Возведение Константинополя

До 4 века город Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности внешнего вторжения правитель должен был находится ближе к границам империи. С этой точки зрения расположения столицы было неудобным. Поэтому, начиная с Диоклетиана, императоры имели свои резиденции в городах, более подходящим стратегическим целям обороны государства. Такими городами были Трир в Германии, Никомедия в Малой Азии, Аквилея и Милан в Северной Италии.

Константин не был исключением из этого правила. Первый раз он посетил Рим после победы над Максенцием, впоследствии побывав там только два раза. Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужило древнее греческое город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора. Старый город был расширен и окружен неприступными крепостными стенами. В нем был зводений ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры. Строительство началось в 324 году и через 6 лет 11 мая 330 года Константин официально перенес столицу Римской империи в Византий и назвал его Новым Римом ( греч. Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma ), Однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем - то есть городом Константина.


3.5. Казни Криспа и Фаусты

В начале лета 326 года сына Константина Криспа (Флавий Юлий Крисп) схватили и казнили по приказу отца-императора. Причины этого неизвестны до конца. Вероятно, это произошло из-за клеветы мачехи Криспа Фаусты, которая пыталась расчистить дорогу к трона своим сыновьям, она обвинила Криспа в том, что он пытался ее изнасиловать, и подкупила нескольких сенаторов, чтобы они подтвердили это. Однако уже через месяц после казни сына Константин, видимо, раскрыв обман жены, велел запереть ее в бане, где она задохнулась от жара.


4. Последние годы

Языческие составители исторические хроники отмечали, что несомненный успех, сопровождавший Константина во всех его делах, наконец самый лучший образом повлиял на него. Став фактически властелином мира, Константин окружил себя азиатской пышностью и стал, по свидетельству Евтропия, неслыханным транжирой. Он одевался и вел себя как восточный деспот : носил крашеные фальшивые волосы, длинные, пестрые шелковые одежды, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерельями и браслетами. Если раньше Константин не терпел клеветников и доносчиков, то теперь стал таким подозрительным, что в особом эдикте поощрил их обещанием наград и отличий. [3]

Фреска Крещение Константина, Жанфреско Пенни

Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 года больной император отправился в Еленополис для пользования ваннами. Почувствовав себя хуже, он велел перевезти себя в Никомедии и здесь на смертном одре Константина крестил в христианстве арианский епископ Евсевий Никомедийского. [4] Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордан, но по воле Божьей принимает его здесь ( Евсевий : "Жизнь Константина", 4, 62).

Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337-340) получил Великобританию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337-361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337-350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 году к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое распределение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала защитить престол от новых претендентов. [5] Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор, пока (до 350) не остался один император, Констанций II.


5. Итоги правления Константина

По формулировке Эдурад Гиббона, влияние этого императора как в свое время, так и на последующие исторические этапы был огромным и многогранным. Он начал проводить новую политику, построил новую столицу и поддержал новую религию. Он снова поднял величие римского имени и внушил страх соседям. Современники называли его восстановителем государства, а многие даже считали, что он, вслед за Ромулом, основал ее вторично [6].

После трех веков гонений христианство, за Миланским эдиктом, сначала получило разрешение на свободное развитие и распространение, а позже стало Официальное религией империи. Православная церковь канонизировала императора Константина и именует его равноапостольным (памяти святого - 21 мая) [7], однако в католической церкви Константин никогда не был причислен к лику святых [8].

Константин основал Собор Святого Петра в Риме. Этому событию посвящена конная статуя Константина работы Бернини, установленная на Королевских лестнице в Ватикане. Сцены из его жизни изображена Рафаэлем в зале Константина в Ватикане, а Рубенс совершил двенадцать эскизов из жизни Константина для гобеленов [9].

Фреска 13 века, изображающая Константина Великого, папу Сильвестра I и момент передачи "Дара", церковь Санти Куаттро Коронат в Риме

6. Дар Константина

"Константиновым даром" именовалась грамота, якобы выданная императором Константином Великим папе Сильвестру, в которой император объявлял, что передает папе Римскому власть над всей западной частью Римской империи, а сам решил уехать в Константинополь. Эта грамота в действительности было сфабриковано в папской курии около середины 8 века для обоснования светской власти пап, только возникла, и особенно их притязаний на верховенство над мирской властью на Западе. Первые сомнения в подлинности документа возникли еще в Средние. Окончательно доказал факт фальсификации итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении "О даре Константина" ( 1440), опубликованном 1517 года [10].


7. "История" Джеффри Монмутского

Благодаря славе Константина I и его провозглашению императором на территории Римской Британии, поздние брить считали Константина за царя своего собственного народа. В 12 веке Генрих Гантингдонський включил в свою "Historia Anglorum" главу о том, что Константинова мать Елены действительно была британкой, дочерью Короля Коула Колчестерського [11]. Джеффри Монмутский расширил эту историю в своей высоко беллетризированной "Historia Regum Britanniae", а также привел перечень всех королей Британии от их троянских корней до англо-саксонского вторжения [12]. Согласно показаниям Джеффри Монмутского, Коул был королем бриттов, когда Констанций, тогдашний сенатор, приехал в Британию. Опасаясь римляне, Коул придерживался римского права до тех пор, пока сохранял свое царство. Однако он умер всего через месяц, и Констанций сам вступил на престол, женившись на дочери Коула Елены. У них родился сын Константин, который и стал преемником своего отца, то есть королем Великобритании, прежде чем стать римским императором.

Исторически такая серия событий крайне маловероятно. Констанций уже оставил Елену времени, когда отправился в Британию [13]. Кроме того одно из более ранних источников не подтверждает то, что Елена родилась в Британии, не говоря о том, что она была принцессой. Источники истории, изложенной Джефри Монмутский, неизвестны, хотя, возможно, они составляют упущенную агиографии Елены [12].


Примечания

  1. Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена - days.pravoslavie.ru/Life/life1116.htm
  2. Сократ Схоластик. Церковная история. Книга I, гл. 39.
  3. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия - slovari.yandex.ru/dict/monarchs_antiquity/article/rim/rim-216.htm? text = Константин I Великий & stpar3 = 1.4
  4. Император Константин Великий и Миланский эдикту - lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/posnov/history3/102.html
  5. Энциклопедия "Кругосвет" - slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/e/e9/1000654.htm? text = Константин I Великий & stpar3 = 1.1
  6. Эдуард Гиббон ​​: 18
  7. Святые Константин и Елена в истории христианства - varnamonastery.bg / rusvke.html
  8. Дополнительно к является тот теме - Несостоятельность протестантской критики личности св. Константина Великого - kds.eparhia.ru/bibliot/konfer1/diakov /
  9. Cловарь-справочник по Древней Греции, Рима и мифологии - www.slovopedia.com/16/202/1608976.html
  10. "О подложносты Константинова дара" и самый "Константинов дар" - history.hanover.edu / texts / vallatc.html (Англ.)
  11. Henry of Huntingdon, Historia Anglorum, Book I, ch. 37.
  12. а б Greenway Historia Anglorum: The History of the English People. - Oxford University Press, 1996. ISBN 0198222246.
  13. Barnes, Constantine and Eusebius, 3; Elliott, Christianity of Constantine, 20; Lenski, "Reign of Constantine" (CC), 59-60; Odahl, 47, 299; Pohlsander, Emperor Constantine, 14.

8.1. античные источники

  • Афанасий Александрийский. Apologia conta Arianos (Защита от Арриан) ок. 349.
  • Аврелий Виктор, Liber de Блesaribus (Книга цезарей) ок. 361.
  • Евсевий Кесарийский. Historia Ecclesiastiбл (Церковная история) ок. 300.
  • Флавий Евтропий, Breviarium ab Urbe Condita (Краткая история от основания города) ок. 369.
  • Фест, Breviarium Festi (Краткая история Феста) ок. 370.
  • Иероним, Chronicon (Хроникон) ок. 380.
  • Иордан, De origine actibusque Getarum [Готика] (Происхождение и деяния готов) ок. 551.
  • Лактанций, Liber De Mortibus Persecutorum (Книга о смерти преследователей) ок. 313-15.
  • Либаний, Orationes (Оратории) ок. 362-65.
  • Орозий, Historiarum Adversum Paganos Libri VII (Семь книг истории против паганства) ок. 417.
  • XII латинский панегирик 289, 291, 297, 298, 307, 310, 311, 313 и 321.
  • Филосторгий, Historia Ecclesiastiбл (Церковная история) ок. 433.
  • Праксагора Афинский, Historia (История [Константина Великого]) ок. 337. [Фрагменты]
  • Сократ Схоластик, Historia Ecclesiastiбл (Церковная история) ок. 443.
  • Созомен, Historia Ecclesiastiбл (Церковная история) ок. 445.
  • Феодориты Кирський, Historia Ecclesiastiбл (Церковная история) ок. 448.
  • Зосим, ​​Historia Nova (Новая история) ок. 500.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам