Константин Ольшанский (корабль)

U-402 "Константин Ольшанский"
U402-olshanski-b.jpg
"Константин Ольшанский" на учениях.
Основная информация
Тип Большой десантный корабль
Государство флага Украина Украина
Порт приписки Севастополь
Принадлежность ВМС ВС Украины
Верфь "Stocznia Polnocna", Гданьск,
Польша Польша
Спущен на воду 1985
Современный статус в боевом составе флота
Параметры
Тоннаж стандартная - 3526 т, нормальная - 3779 т, полная - 4016 т.
Длина 112,59 м
Ширина 15 м
Высота 12 м
Осадка 3,7 м
Технические данные
Силовая установка два дизеля 16ZV/40/48
Винты 2 винта фиксированного шага
Мощность одного двигателя 10 500 л.с.
Скорость Полный ход 18 узлов
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 97 чел.
Вооружение
Артиллерия 2 x АК-725,
АК-176,
2 x АК-630М,
Торпедно-минное вооружение до 90 мин
Ракетное вооружение 2 x МС-73 "Гроза"
Зенитное вооружение 4 x ПЗРК "Стрела-2"

Константин Ольшанский - большой десантный корабль проекта 775. ( англ. Ropucha по классификации НАТО). "Константин Ольшанский" является многопалубные, плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубак и развитой кормовой надстройкой.

Назван в честь Героя Советского Союза, командира отряда 68 десантников, освобождавших Николаев от немецких войск в ходе Второй мировой войны - Константина Ольшанского.


1. Особенности проекта

По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным назначением большого десантного корабля является прием с оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной техники и пехотных подразделений техники, транспортировки их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна через открытый носовой устройство, а также приема из воды, транспортировку морем и спуска на воду плавающей техники через открытый носовой или кормовой устройство. Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов.

Кроме того, десантный корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования.

Как правило, корабли проекта 775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.

ОГК может принять различные варианты загрузки: 150 человек и 10 танков типа Т-55 с экипажем 40 человек, 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем 36 человек; подразделение в составе 3 танков типа Т-55 с экипажем 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых машин типа 2П27, 4 автомобилей ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника ГАЗ-69. Личный состав десанта - 147 человек.

Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях и океанах без ограничений состояния моря и ветра.


1.1. Энергетическая установка

Энергетическая установка состоит из двух дизелей типа 16ZV/40/48, расположенных побортно. Мощность одного двигателя - 9600 л.с. (по другим данным - 10 500 л.с.) при 500 оборотах в минуту коленчатого вала, которые работают на два весельные винты. ГЭУ размещена ешелонно в двух бортовых отсеках. Некоторые из кораблей оборудованы двумя вспомогательными двигательно-рулевыми колонками (ДРКК). Корабельная электростанция состоит из трех дизель-генераторов типа 6АL25/30 GD-800-50-03, мощность каждого составляет 940 л.с., или 500 кВт при 750 оборотах в минуту.


1.2. Вооружение

Реактивное вооружение состоит из реактивной системы залпового огня ( РСЗО) МС-73 "Гроза". Комплекс состоит из двух 40-ствольных 122-мм пусковых установок. Максимальная дальность стрельбы - 21 км, интервал востока реактивных снарядов - 0,5 сек. Данная РСЗО, с момента принятия ее на вооружение и до, не имеет мировых аналогов и является эффективным оружием при подавлении береговых укреплений и уничтожении живой силы противника.

Артиллерийское вооружение включает две спаренные 57-мм артиллерийские установки АК-725 с дистанционным наведением. АК-725 предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей. Артустановка АК-725 входит в состав артиллерийского комплекса АК-725-МР-103. Управление механизмами наведения дистанционное от системы приборов управления стрельбой малокалиберной зенитной артиллерии ПУС МЗА МР-103. В 1962 г. АК-725 была принята на вооружение. Заводское наименование ЗИФ-72. Скорострельность - 120 выстрелов в минуту. Питание: непрерывное ленточное. Масса патрона - 6,61 кг. Количество патронов в ленте на ствол - 550 шт. Угол вертикального наведения от -10 грд до +85 грд. Угол горизонтального наведения ? 85 дек. Ствол лейнований. Охлаждение ствола непрерывное, водяное, с пропуском забортной воды между оболочкой ствола с Лейнер. Масса артустановки - 14 500 кг. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора от визирной колонки К-103. Обслуживающий расчет - 2 матросы, которые находятся при стрельбе вне установки. Для стрельбы используется штатный выстрел осколочно-трассирующими снарядами (предназначен для стрельбы по воздушным, надводным и береговым небронированных целях). Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК пр. 775.II был установлен артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/76, в состав которого входят одна артустановка АК-176, две артустановки АК-630М и одна система управления стрельбой.


1.3. Радиотехническое вооружение

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных целей МР-302, двумя навигационными РЛС МР-212/201 и средствами радиосвязи. Предусмотрена установка пассивных систем радиоэлектронной борьбы. РЛС МР-302 предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей на расстоянии до 100 километров и выдачу целеуказания АРЛС МР-103. НРЛС МР-212/201 предназначена для обнаружения надводных и низьколетючих целей на расстоянии до 64 миль.


2. История проекта

Головной корабль СДК-47 (строительный № 1) пр. 775 был построен на верфи "Stocznia Polnocna" ("Северная верфь", где начальником был инженер Б. Стандура) в Польши в 1974 году.

Первая серия кораблей, состояла из 12 СДК, была закончена в 1978 году. На западе эти корабли окрестили как "Ropucha I" - так в английской транскрипции произносится слово "лягушка".

Вторая серия из 16 СДК (пр. 775.II или "Ropucha II") была закончена в 1992 году Корабли второй серии отличались другими РЛС общего обнаружения, а с третьего корабля и другими артустановками (одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух 57-мм АК-572).

Строительство проекта 775 велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один корабль пр. 775 не вошел в состав ВМФ государств-союзников по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском океане.


3. История использования

"Константин Ольшанский" был построен 1985 года на судоверфи "Северная верфь" ( пол. Stoczna P?łnocna ) В Гданьске, Польша.

С 1985 по 1996 года корабль входил в состав Черноморского флота и выполнял свойственные данному классу кораблей задачи: учебные высадки десанта, боевые службы в Средиземном море.

Но в конце 1993 - начале 1994 гг "Константин Ольшанский" и ряд других кораблей Черноморского флота Российской Федерации участвовали в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта. По словам корабельного фельдшера ВДК "Константин Ольшанский" старшего мичмана Владимира Корпана, во время эвакуации на борту корабля находилось более 4 тысяч беженцев, среди которых большое количество имела огнестрельные ранения и находилась в критическом состоянии.

Однажды, во время проведения эвакуационной миссии, отряд кораблей в составе больших десантных кораблей "Константин Ольшанский" и ОГК-69 (пр. 1171) подверглись нападению со стороны нескольких вооруженных катеров абхазских военизированных формирований. Командир "Ольшанского" принял решение лечь на боевой курс и применить оружие, но малый десантный корабль на воздушной подушке МДК-123 ( пр. 1232.2 "Зубр"), который пришел на помощь, отогнал нападавших, при этом потопил один из вражеских катеров, применив скорострельных артиллерийскую установку АК-630М.

22 марта 2011 года корабль отправился в Ливии, чтобы эвакуировать граждан Украины из страны, где происходило восстание, там он взял на борт 193 пассажира, из которых 85 граждан Украины и 108 граждан из 14 стран мира и 4 апреля отправился обратно в Мальту, где было высажено 79 граждан, после этого, с гражданами Украины и СНГ отправился в Севастополь, куда прибыл 11 апреля. [1] [2] [3]


4. Командиры ВДК "Константин Ольшанский" ВМСУ


См.. также

Примечания