Надо Знать

добавить знаний



Конституция Бельгии



План:


Введение

Конституция Бельгии ( нидерл. De Belgische Grondwet , нем. die Verfassung Belgiens , фр. la Constitution Belge )

Разработана специальной комиссией, назначенной временным правительством, принята национальным конгрессом 7 февраля 1831 года (действует в редакции 1994 года). Первая и единственная конституция страны была связана с победой бельгийской революции 1830 года, в результате которой была провозглашена независимость страны от Нидерландов.

Состоит из девяти частей (в целом 198 статей). Предусматривает сложную структуру деления страны на субъекты по языковому принципу на три сообщества (французское, фламандское и немецкоязычное) и четыре языковые регионы (французский, голландский, немецкий и двуязычный франко-голландский столичный регион в Брюсселе). Дополнительно страна делится на Валлонский, Фламандский и Брюссельский регионы. Члены парламента также разделяются на языковые группы - французскую и голландскую. В совет министров должны входить равное число членов, говорящих на каждом из этих языков. Вместе с тем документ провозглашает свободу употребления всех используемых в стране языков и не называет одну из них государственным.

Конституционный контроль осуществляет Конституционный суд. Поправки принимаются парламентским большинством в 2/3 голосов. За 176 лет существования в конституцию были внесены многочисленные изменения. Так, в 1993 году в результате конституционной реформы страна была преобразована из унитарного государства в федерацию.

В основу конституционного строя государства был положен принцип разделения властей, а в стране установилась парламентская монархия. Данная конституция действует до сих пор, хотя и подвергалась много раз дополнению.

Конституция закрепляет основные права и свободы граждан. Конституция гарантирует: равенство перед законом, индивидуальную свободу, защиту идеологических и философских меньшинств, право на судебную защиту, защиту от произвольного преследования, право на неприкосновенность жилища, свободу отправления культов, право на уважение частной и семейной жизни. Конституция запрещает наказания конфискацией имущества.

По форме правления Бельгия - конституционная наследственная монархия. "Без согласия парламента король не имеет права назначить себе преемника в случае отсутствия мужского потомства. Конституция 1831 года провозглашает принцип разделения властей, причем законодательная власть осуществляется королем и парламентом, исполнительная - Королем и правительством, судебная - судами.


1. Права граждан

В государстве не существует никаких сословных различий. Бельгийцы равны перед законом, только они допускаются к гражданским и военным должностям. Согласно ч.2 "о бельгийцев и их права" Конституции в Бельгии гарантируются следующие основные права и свободы граждан:

  • Пользование правами и свободами, признанными за бельгийцами, должно быть обеспечено без дискриминации;
  • Личная свобода;
  • Никто не может быть лишен против своей воли судебной защиты, установленного ему законом;
  • Никакое наказание не может быть ни установлено, ни применено иначе как на основании закона;
  • Жилье неприкосновенное;
  • Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения;
  • Пресса свободна цензура никогда не может быть установлена: не допускается требование залога от писателей, издателей или печатников;
  • Бельгийцы имеют право собираться мирно и без оружия, соблюдая законодательство;
  • Бельгийцы имеют право на объединение;
  • Каждый имеет право обращаться к публичным властям с петициями, подписанными одним или несколькими лицами;
  • Тайна переписки неприкосновенна;
  • Образование свободна
  • Каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, в это понятие включаются следующие права:
    1. право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности в рамках общей политики занятости, направленной помимо прочего на обеспечение достаточно стабильного и по возможности высокого уровня занятости, право на справедливые условия труда и вознаграждение, а также право на информацию, консультацию и коллективные переговоры;
    2. право на социальное страхование, здравоохранение, социальную медицинскую и юридическую помощь;
    3. право на достойное жилье;
    4. право на здоровую окружающую среду;
    5. право на культурное и социальное процветание.
  • Каждый имеет право на уважение частной и семейной жизни.

В отличие от ряда конституций других стран в Конституции Бельгии не установлены и не предусмотрены обязанности для подданных страны.

Бельгийское подданство приобретается, сохраняется и утрачивается на основании предписаний, устанавливаемых гражданским законодательством (ст. 8). Закон о гражданстве, который имеет, несомненно, конституционное значение, сочетает в себе как элементы признания принципа "Права почвы", так и "Права крови".

Натурализация осуществляется федеральной законодательной властью. Закон о натурализации (май 2000 года) говорит, что ребенок иностранных родителей, родилась в Бельгии, может обратиться за бельгийским гражданством, начиная с возраста 18 лет, если они проживали в Бельгии после его рождения.

Люди, прожившие в Бельгии, как минимум, 7 лет и имели официальный резидентный статус, также могут обратиться за гражданством. Кроме того, новый закон вводит в действие новые упрощенные и ускоренные процедуры натурализации. От кандидата требуется просто заявить о своем желании получить гражданство Бельгии в местной коммуне. Для тех, кто не попадает под действие вышеописанного порядка (например, иностранцы, работающие в Бельгии), также упрощен обращения за гражданством. Кандидат может обратиться за гражданством после трех лет пребывания в стране. Соответствующий бланк может быть получен в коммуне по месту жительства. Для беженцев натурализация возможна после двух лет пребывания в стране.


2. Государственная власть

Король является главой государства. Согласно Конституции он осуществляет законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия Король делит с Парламентом, в отношении которого он обладает значительными правами: утверждает и промульговуе законы, принятые парламентом, может распустить его, созвать чрезвычайную сессию, отсрочить заседание палат (но не более чем на 1 месяц), имеет право оставить у власти правительство , не пользуется доверием парламента и назначить новые выборы. Отношения Короля с исполнительной властью строятся следующим образом. Король назначает и утверждает министров, но никто его акт не имеет силы без контрассигнации (подписи) соответствующего министра, который несет за него ответственность. Персона Короля неприкосновенна (ст.88 Конституции). Он обладает полномочиями в сфере международных отношений: заключает договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, является главнокомандующим вооруженными силами.

Парламент Бельгии - двухпалатный представительный орган. В Палате представителей в начале 2000 года было 150 депутатов, избираемых на 4 года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. В составе Сената - 71 человек, из которых 1 - наследник престола, 40 избираются прямыми выборами (25 во Фландрии и 15 в Валлонии), по 10 человек - из состава Фламандской совета и совета Французского сообщества, 1 - из совета немецкоязычного сообщества и соответственно по 6 и 4 новых члена кооптировали сенаторы-фламандцы и сенаторы-франкофоны. Термін повноважень Сенату також 4 роки. Відповідно до реформи 1921 року право бути вибраним в Сенат було обмежене низкою умов (зокрема майновим цензом), які не потрібні при виборах в Палату представників. Тим самим як би підкреслювалася особлива роль Сенату. Проте обидві палати равноправни, їхні специфічні права незначні. Поправка, прийнята в 1970 році, передбачає створення в кожній з палат французької і фламандської лінгвістичних груп, щоб запобігти порушенню прав осіб, що відносяться до різних мовних співтовариств.

Щорічно обидві палати збираються на сесії, які тривають не менше 40 днів в році. Засідання палат проводяться роздільно, але в деяких випадках (наприклад, ухвалення присяги Короля) вони збираються на спільні засідання. У палатах створюються комітети, які грають важливу роль в законодавчій діяльності Парламенту. Через них, зокрема, проходять всі законопроекти. Правом законодавчої ініціативи володіють всі депутати Парламенту і Уряд. Проте процедура ухвалення законів свідчить про пріоритет урядових законопроектів. Тоді як урядовий законопроект відразу ж після його представлення ставиться на обговорення палат, законопроект, внесений парламентарієм, ще до розгляду депутатами може бути відхилений головою палати, якщо він вирішить, що даний білль не заслуговує уваги. У 1980 році було встановлено, що закони, що стосуються національних і мовних проблем, можуть бути поставлені на голосування тільки за наявності "спеціальної більшості" (присутність більшості членів в кожній лінгвістичній групі). Законопроект вважається прийнятим, якщо за нього проголосує не менше 2/3 "спеціальної більшості".

Крім основної функції - ухвалення законів Парламент володіє низкою інших повноважень: затверджує бюджет, торгові угоди або угоди, які накладають на державу якісь зобов'язання, щорічно вирішує питання про чисельність збройних сил, надає натуралізацію, призначає членів Верховного суду. Без згоди Парламенту Король не може призначити собі наступника за відсутності чоловічого потомства, не може стати главою іншої держави. Що стосується контрольних функцій Парламенту, то, по суті, вони вичерпуються інтерпеляціями (запитами) і питаннями.

У Конституції немає визначення Уряду, хоча спеціальний розділ присвячений міністрам. Вони діють під керівництвом Прем'єр-міністра, і утворюють Раду міністрів - Уряд Бельгії. Стаття 96 Конституції встановлює, що його члени призначаються і звільняються Королем, проте Король повинен утворити такий Уряд, який користувався б довірою Парламенту. Відповідно до ст.99 при формуванні уряду враховується національний принцип: число міністрів представників валлонів і фламандців має бути рівним. Відразу ж після утворення Уряду на розгляд найвищого законодавчого органу вноситься урядова програма (декларація). Якщо програму не схвалює хоч би одна палата, а Уряд не отримує вотуму довіри, він змушений піти у відставку.

Полномочия Правительства законодательно урегулированы в самых общих чертах. Достаточно широкими правами обладает Премьер-министр, хотя в Конституции ничего о нем не сказано. Его полномочия закреплены в ряде нормативных актов (в частности, в Королевском указе 1939 года о создании службы общего управления и Регентский указ 1946 года). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Совета министров, организует работу его заседаний (сам определяет повестку, высказывает мысли, которые ложатся в основу принимаемых решений). Он является связующим звеном между Королем и исполнительными органами, регулярно информирует Короля об основных проблемах, стоящих перед государством, выступает от имени Правительства в Парламенте, выражает правительственную программу и несет за нее ответственность, к нему направляются интерпелляции.

Решение Правительства выходят в форме королевских указов или министерских декретов. Кроме того, в определенных случаях Правительство осуществляет законодательные функции, делегированные ему парламентом.

Государственный совет - правовой орган, который решает вопросы о соответствии Конституции законопроектов, представляемых на рассмотрение Парламента. Членов Совета назначает Король пожизненно из лиц, имеющих звание доктора права и не менее 10 лет выполняли судебные функции или преподавали право в университете. Государственный совет состоит из 2 секций - законодательной и административной. Законодательная секция по требованию парламента и Правительства дает заключения о законности проектов нормативных актов, административная - о признании недействительными актов различных управленческих органов и разбирает административные споры, выступая как кассационная инстанция.


3. Судебная власть

Высшее звено бельгийской судебной системы,, подвергшейся основательной реформе в 1967 - Кассационный суд (Брюссель). Он состоит из 25 судей во главе с первым председателем, они рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на приговоры и решения любых судов, но только по вопросам права, а не факта. Его решения выносятся всегда только по конкретным делам, но оказывают существенное влияние на судебную практику в целом. В стране есть 5 апелляционных судов (в Антверпене, Брюсселе, Генте, Льеже и Монсе), которые рассматривают жалобы на решения трибуналов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также на решения коммерческого трибунала, и 5 апелляционных судов по трудовым спорам (в тех же городах), которые рассматривают жалобы на решения соответствующих трибуналов (в Бельгии, как и в ряде других стран, термин "трибунал" нередко используется для обозначения судебных органов с ограниченной компетенцией или низших инстанций). В каждой из 9 провинций Бельгии раз в квартал собираются сессии суда присяжных, который рассматривает дела о серьезнейших преступлениях. Он состоит из 3 профессиональных судей и 12 присяжных заседателей. Приговоры суда присяжных не могут быть обжалованы в апелляционной инстанции, и только Кассационный суд вправе отменить их.

Основное звено бельгийской судебной системы - трибуналы первой инстанции, по трудовым спорам и коммерческие. Эти трибуналы функционируют в каждом из 26 судебных округов. Трибуналы первой инстанции состоят из 1 или 3 профессиональных судей и рассматривают основную массу гражданских дел, а также уголовные дела по всем преступлениям, за которые могут быть назначены более 7 суток ареста, за исключением отнесенных к компетенции суда присяжных (при рассмотрении уголовных дел они называются " исправительными трибуналами "). Они рассматривают также жалобы на постановления мировых судей по гражданским и уголовным делам.

Трибуналы по трудовым спорам состоят из одного профессионального судьи и представителей (по одному) от предпринимателей и наемных работников. Они рассматривают конфликты, связанные с увольнением, споры о компенсации по поводу несчастных случаев на производстве, о пенсионном обеспечении и т.п..

В состав каждого коммерческого трибунала входят вместе с профессиональным судьей по 2 представителя деловых кругов - торговцев, предпринимателей и т.д.. Они рассматривают дела по первой инстанции, главным образом споры, возникающие в сфере торговых отношений, а также жалобы на соответствующие решения мировых судей.

Низовое звено системы - мировые суды, в которых судьи единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях, споры по гражданским и торговым делам с небольшой суммой иска, а также некоторые споры неимущественного характера (семейные и т.п.). При рассмотрении гражданских дел обязательна предварительная процедура, цель которой - примирение сторон. Есть также суды по делам несовершеннолетних.

В начале 1980-х гг в системе бельгийских судебных учреждений появился Арбитражный суд. Он рассматривал жалобы на нарушения прав "нации и гражданина" и мог признавать недействительными - через противоречие Конституции и правам человека - законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления. В 1988 он был преобразован в Конституционный суд. В законе, который определил его компетенцию, подчеркивается, что он контролирует соблюдение конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств.

Согласно поправкам в Конституцию от 20 ноября 1998 в Бельгии установлена ​​Высший совет правосудия, состоящий из равного числа магистратов судейского корпуса и прокуратуры, с одной стороны, и представителей гражданского общества, назначаемых Сенатом, - с другой. Этот орган самоуправления судейским сообществом выдвигает кандидатов для назначения на должности судей и прокуроров (производится монархом), отвечает за подготовку судей и прокуроров, готовит предложения по организации и деятельности судебной системы, осуществляет общий надзор за функционированием последней. Судьи назначаются пожизненно. Они уходят в отставку по достижении установленного законом возраста.

Прокуратура функционирует под эгидой Министерства юстиции. При Кассационном суде действуют первый генеральный прокурор и несколько его помощников - генеральных адвокатов, которые дают заключения по правовым вопросам. В апелляционных судах, а также в апелляционных судах по трудовым спорам выступают генеральные прокуроры, генеральные аудиторы, генеральные адвокаты и другие чиновники; в трибуналах первой инстанции и коммерческих трибуналах - королевские прокуроры или их заместители, которые поддерживают обвинение по уголовным делам или дают заключения по некоторым категорий гражданских дел (развод, банкротства и т.д.). В трибуналах по трудовым спорам как представители прокуратуры выступают аудиторы по трудовым спорам или их заместители.

Правовой статус адвокатов определяется Судебным кодексом 1967 Согласно ему функции адвоката может выполнять лишь тот, кто является бельгийским подданным или гражданином одной из стран ЕС, имеет диплом доктора права, принес присягу и зачислен решением совета "Орден адвокатов" в состав адвокатской корпорации или в список стажеров. Как правило, для получения правомочий адвоката необходимо 3-годичную стажировку. В Кассационном суде могут выступать по гражданским делам лишь адвокаты, назначенные королем в "Орден адвокатов при Кассационном суде" по рекомендации этого суда и министра юстиции из опытных адвокатов с 10-летним стажем.

Высшим органом финансового контроля является Счетная палата, члены которой назначаются Палатой представителей. На Счетную палату возложена обязанность по рассмотрению и упорядочиванию счетов общего управления и всех тех, кто подотчетен государственному казначейству. Она следит за соблюдением бюджетной дисциплины, осуществляет общий контроль за операциями, связанными с установлением и взиманием налогов, утверждает счета различных государственных административных органов и обязана собирать с этой целью любые сведения и необходимые отчетные документы. Общий государственный финансовый отчет предоставляется Палате представителей с замечаниями Счетной палаты.


4. Территориальное устройство

Согласно ст.1 Конституции Бельгия по форме государственно-территориального устройства является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов. Сообщества строятся по культурно-лингвистическим принципом, а регионы - по языково-территориальному. Бельгия включает 3 сообщества: Французское, Фламандское и Немецкоязычное и 4 региона: Валлонский, Фламандский, Брюссельский (двуязычный) и Немецкоязычный. Переход от унитарного к федеративному устройству в Бельгии состоялся 1 января 1989 года в связи с многолетним конфликтом между двумя основными национальностями - фламандцами и франкоговорящими валлонами.

В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы. Одновременно регионы Бельгии в административно-территориальном отношении делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии).

Каждая коммуна Королевства является частью одного из лингвистических регионов. Границы четырех лингвистических регионов могут быть изменены или уточнены только законом, принятым большинством голосов в каждой лингвистической группе каждой из палат, при условии, что присутствует большинство каждой группы и общее число поданных голосов в обеих лингвистических группах достигает двух третей принявших участие в голосовании.

Валлонский регион включает следующие провинции: Брабант, Эно, Льеж, Люксембург и Намюр. Фламандский регион включает следующие провинции: Анвер, Фламандский Брабант, Западная Фламандии, Восточная Фламандии и Лимбург. В случае необходимости на основании закона территория может быть разделена на большее число провинций.

Закон может изъять некоторые территории, границы которых он устанавливает, из провинциального деления, подчинить их непосредственно федеральной исполнительной власти и определить для них особый статус.


5. Тексты


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам