Надо Знать

добавить знаний



Конструктивизм



Конструктивизм (от лат. constructio - Построение) - авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, художественном конструировании, литературе (см. Конструктивизм в литературе), фотографии, оформительские на декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - начале 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

В архитектуре конструктивизм отстаивает рациональную целесообразность, экономичность, лаконизм в средствах выражения. Стремясь объединить художественную творчество с производством, Конструктивизм отвергает практически не мотивированный декоративность, схематизирует язык искусства. В изобразительном искусстве и литературе сторонники конструктивизма придавали большое значение техницизма, искусственным конструктивным формам, абстракциям подобное.


Конструктивизм в СССР

В СССР конструктивизм возник сразу после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства. Идея нового направления заключалась в отказе от искусства ради искусства и подчинение его производству.

Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло.

Наибольшее влияние на становление конструктивизма сделало "производственное искусство", призвал "сознательно творить полезные вещи" и культивировать образ новой гармоничного человека, который пользуется удобными вещами и живет в благоустроенном городе. "Производственное искусство" не стало более концепцией, однако, срок конструктивизм был произнесен именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова "конструкция", "конструктивный", "конструирование пространства").

На формирование конструктивизма повлияли также футуризм (культ будущего и дискриминация прошлого вместе с этим), супрематизм (лишенные изобразительного смысла комбинации геометрических очертаний), кубизм (подчеркнуто геометризируемые условные формы), пуризм (стремление к первозданной чистоте и отсутствии заимствований) и другие новаторские течения 1910-х годов.

В 1922 году в свет вышла книга Алексея Гана "Конструктивизм", где впервые был официально отмечен одноименный срок. В книге делался акцент на индустриальной составляющей культуры новой России.

Проект Наркомтяжпром, братья Веснины, 1934

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных, которые начали свой творческий путь в эпоху модерна. Впервые Веснины громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Представленный ими проект выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего вида эстетическим идеалам современности, но и имел в виду использование новейших строительных материалов и конструкций.

Еще одним известным проектом Весниных стало здание московского отделения газеты "Ленинградская правда" на Страстной площади. На участке площадью 36 кв. метров архитекторы разместили 6-этажный дом, включающий в себя не только офис и редакционные помещения, а газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений). Веснины пришли к осознанию лаконичной пролетарской эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был теоретик архитектуры первой половины XX века Моисей Гинзбург. Вместе они организовали Объединение современных архитекторов ( рус. Объединение Современных архитекторов , ОСА), в который вошли ведущие конструктивисты того времени. Общество пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.

Основной теоретической концепцией зрелого конструктивизма (1926-1928 гг) стал функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов путем создания их рационального плана и оборудования. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции соответствует рациональная объемно-планировочная структура (форма соответствует функции). Функциональный метод был направлен против стилизаторского отношение к конструктивизму - превращение его из метода в стиль, в внешнее подражание, без постижения сути. В частности, за несоблюдение функционального метода критике подвергся Григорий Бархин, автор проекта здания "Известий".

В эти же годы происходит захват конструктивистов идеями известного французского архитектора, художника и дизайнера Ле Корбюзье, который неоднократно приезжал в Россию и общался и сотрудничал с членами ОСА: братьями Пантелеймоном и Ильей голосовыми, Михаилом барщи, Владимир Владимиров. По проекту француза на ул. Кирова (ныне Мясницкая) было построено здание Центросоюза (впоследствии здесь разместился Госкомстат).

Особой фигурой в истории конструктивизма считается ученик Александра Веснина - Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, который начал свой творческий путь с ученика иконописца. Ле Корбюзье называл молодого архитектора "поэтом и надеждой русского конструктивизма", однако утопические, устремленные в будущее проекты Леонидова не нашли практического применения.

Наряду с представителями других архитектурных течений, конструктивисты вели поиски новых приемов планировки населенных мест и принципов расселения, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т.п.).

Известными московскими постройками в стиле конструктивизма являются: "Дом на набережной" (1927-1931 гг Арх. Борис Иофан, ул. Серафимовича, д. 2), Клуб им. Русакова (1927-1929 гг Арх. Константин Мельников, ул. Стромынка, д. 6), Дом культуры им. Зуева (1928-1928 гг Арх. Илья Голосов, ул. Лесная, д. 18), здание Наркомзема (1929-1933 гг, Арх. Алексей Щусев, ул. Садовая-Спасская, д. 11/1), Комбинат газеты "Правда" (1931-1937, арх. Пантелеймон Голосов, ул. Правды, д. 24), Дом Госторга (1927 г., арх. Борис Великовский, ул. Мясницкой, д. 47), здание Центросоюза (1929-1936 , арх. Ле Корбюзье, ул. Мясницкой, д. 39), Дом "Известий" (1925-1927 гг, арх. Григорий и Михаил Бархин, Тверская ул., д. 18), здание Кожсиндиката (1927 г. , арх. Голубев, Чистопрудный б-р, д. 12А), Московский планетарий (1928-1929 гг, арх. Михаил Барщ и Михаил Синявский, ул. Садово-Кудринская, д. 5), Дом Наркомфина (1932, арх. Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, Новинский б-р., д. 25).

Силовая станция текстильной фабрики "Красное Знамя", Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге фрагменты конструктивистской застройки есть в районе проспекта стачек, на тракторной улице в районе фабрики "Красное Знамя" (Петроградская сторона). Ленинградский конструктивизм создавался усилиями архитекторов Александра Гегелло, Николая Демкова, Евгения Левинсона, Александра Никольского, Якова Чернихова, Игоря Явейна.

здание Госпрома в Харькове

В Харькове ярким представителем стиля конструктивизм есть здание Госпрома (ныне - Дом украинской промышленности), построенного в 1925-1928 гг на площади Дзержинского (ныне площадь Свободы) по проекту ленинградских архитекторов Сергея Серафимова, Самуила Кравца и Марка Фельгер при участии инженера Павла Роттерта.

В Минске известным памятником конструктивизма Дом правительства, построенный в 1934-1939 гг на площади Ленина (ныне Майдан Незалежности) по проекту архитектора Иосифа Лангбарда.

По мнению исследователей, в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок, среди которых объявление квартиры "материальной формой мелкобуржуазной идеологии", схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучет природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом как буржуазные. На смену романтично-утопическом, строгому и революционному аскетизму пришел сталинский неоклассицизм.

Конструктивисты оказались в опале. Многие из них оказались забыты или репрессированы.

По мнению некоторых ученых, в СССР в 1932-1936 гг имел место "переходный стиль", названный условно постконструктивизм".

  • Клуб имени Зуева.JPG
  • Динамо Главный вход.jpg
  • Belarus-Minsk-Independence Square-1.jpg
  • Мироносицкая 78.JPG
  • Гараж Госплана.JPG
  • Rusakov club1.JPG
  • Melnikov House photo by Arssenev.jpg
  • Melnikov & his wife.jpg
  • Клуб Буревестник.jpg
  • Клуб Буревестник.JPG
  • Kauchuk club moscow architect melnikov.jpg
  • Sukharev-Market-Office-by-Melnikov.jpg
  • Melnikov garage intourist 1200px wide.jpg
  • Horseshoe Garage by Melnikov and Shukhov RAF2808.jpg
  • Melnikov Colors Svoboda Club Moscow.jpg
  • Melnikov Svoboda Club Moscow.jpg
  • Melnikov Stairs Svoboda Club Moscow.jpg
  • Moskow melnikow house1.jpg
  • Moscow golosov.jpg

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам