Надо Знать

добавить знаний



Контрапункт



Контрапункт, (от лат. punctum contra punctum - Точка против точки, то есть нота против ноты) - одновременное сочетание нескольких мелодических линий. В истории музыки термин "контрапункт" добавляется в специальном смысле к стилю, возникшего в 14 веке и пришел на смену т.н. дискант 13 века. В широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Срок "Полифония" во многом синонимический термина "контрапункт", им тоже часто характеризуются музыкальные произведения, написанные с применением контрапункта.

Первый расцвет контрапунктическими стиля приходится на 16 века. Вершиной его считаются хоровые произведения Палестрины (ок. 1525-1594), хотя и в Палестрины и даже раньше можно усмотреть (принимая во внимания т.н. ноты, проходящих) элементы гармоничного письма. При компоновке в контрапунктическими стиле перед композитором возникает проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмично и чтобы каждая из них имела при этом свою мелодическую выразительность. Таким образом, если каждый голос интересный мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, - в отличие от сольного голоса в гомофонного стиле, доминирует среди других.

Второй вершиной искусства контрапункта считается инструментальная и хоровая творчество Баха. Контрапункт Баха опирается на развитую гармоничную систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармоничный остов контрапункта особенно заметен в партии "фигурованого баса" (basso continuo), которая на органе или на клавире.


Контрапункт в 20 веке

П.Хиндемит пришел к выводу, что контрапункт в предыдущие три с половиной столетия оказался очень тесно связанным с гармоничной основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. "Линеарного контрапункт" Хиндемита в определенном смысле являются возвратом к допалестринивського стиля, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современный. По мнению Хиндемита, дисонантне, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии - в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории, однако, противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе дисонантнои гармонии. Следовательно, слушателей восприятия так или иначе оказывается привязанным к гармоничной основы.


Виды контрапункта

Учение о контрапункт является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660-1741), трудности композиции и сочетание независимых методических линий преодолеваются на пяти этапах.

  • Первый - "нота против ноты" (лат. punctum contra punctum): здесь ритм "добавленного голоса" (противопоставление) идентичен ритма основного голоса (cantus firmus). Species1.png
  • Второй этап заключается в написании двух нот протискладення на одну ноту Кантус;

Species2.png

  • Третий этап - в написании четырех нот на одну ноту Кантус.

Species3.png

  • На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержание)

Species4.png

  • На пятом этапе произведение становится свободным.

Species5.png

В т.н. строгом контрапункте попытка составлять по нормам 16 века часто сочетается с применением старых церковных ладов. Свободный контрапункт основывается в большей степени на закономерностях мажоро-минора, чем церковных ладов и, в отличие от строгого, может содержать модуляции, большее количество проходных диссонирующих нот, отличается развитой гармоничной основой.


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам