Надо Знать

добавить знаний



Конфуцианство



План:


Введение

Конфуцианский храм в Цюйфу

Конфуцианство - китайский нравственно - философская школа, основа китайского образа жизни, принцип организации общества, основателем которой был китайский философ Кунфу-цзы, известный в Западе как Конфуций, живший в 551-479 годах до н. е. Опираясь на древние традиции, Конфуций разработал концепцию идеального человека, которому присущи гуманность, чувство долга, уважение к старшим, любовь к людей, скромность, справедливость, сдержанность и т.п.. Проповедуя идеальные отношения между людьми, в семьи и в государству, Конфуций выступал за четкое иерархическое распределение обязанностей между членами общества. Конфуцианство считало основой социального устройства нравственное самосовершенствование индивида и соблюдение норм этикета, провозглашало власть правителя священной, а целью государственного управления - интересы народа.

Конфуцианство имеет некоторые черты, общие с религией - культ предков, ритуалы, жертвоприношения.

Со II в. до н. н.э. и до XX в. конфуцианство было официальной государственной идеологией Китай. Сейчас позиции конфуцианства несколько ослабли под давлением европейских философских идей. В разное время конфуцианство распространялось в Японии, Вьетнаме, Корее.


1. Предпосылки возникновения

Конфуцианство сложилось в период осевой эпохи, когда осуществлялся переход от мифологического к философскому мировоззрения. Философское мировоззрение развивается в условиях, когда индивиду разрешается иметь собственную, личное мнение, что не свойственно китайскому менталитету. Однако, в то время происходил процесс замены мелких государственных объединений, централизованным государством. Этот период известен в истории Китая, как борьба царств. Именно в это время сложились основные философские системы древнего Китая: даосизм, легизм, моизм и конфуцианство, которые в основном интересовались вопросами этики и управления государством. В отличие от античной философии китайские мудрецы гораздо меньше интересовались вопросами онтологии и гносеологии.

Учение Конфуция опирался на традиционную китайскую культуру и на патриархальную религию китайцев. Оно отражало прежде всего взгляды слои государственных чиновников, литераторов, историков. В Китае его называли "школой служащих". В результате войны между царствами аристократия была отстранена от управления государством. Эту функцию выполняли в основном чиновники, для которых было характерно отождествление своих интересов с государственными.

Конфуцианство провозглашало приоритет морали над правом и сначала не получило всеобщей популярности, в отличие от легизма. Однако, начиная с утверждения в Китае династии Цинь, оно было провозглашено государственной идеологией и оставалось им на протяжении многочисленных веков вплоть до начала XX века.


2. Основные принципы

Конфуцианство является сложным комплексом философских, этических, религиозных взглядов, особым образом жизни, основу которого составляет солидарность. Сердцевину его образует своеобразное понимание нравственной природы человека, ее взаимосвязей в семье, обществе, государстве.

Сначала конфуцианство заявило о себе как этико-философское учение, а его создатель видел себя учителем мудрости, задача которого заключалась в комментировании высказываний древних мудрецов. Всего конфуцианство было направлено на стабилизацию китайского общества, которому мешали различные междоусобицы и смуты. Это побудило Конфуция, обратившись к древним национальных верований, традиций, культов, переосмыслить их согласно тогдашних общественно-политических, духовных обстоятельств.


2.1. Культ Неба

Прежде всего он концентрируется на двух древнекитайских культах - культе Неба и культе предков. Небо конфуцианство рассматривает и как часть природы, и как высшее ду-ховного силу. Даром Неба является нравственные качества человека, с которым она должна жить в согласии, предусматривающий подчинение Небу. Признание конфуцианством необходимости поклонения Наивысшей сущности, Высшем правителю, Небу является важнейшим основанием того, чтобы считать его религией.


2.2. Благородный человек

Мир, по Конфуцию, является упорядоченным, гармоничным, вечным началом. Задача человека состоит в том, чтобы найти свое место в этой вечной гармонии. А это возможно лишь в результате постоянного стремления к совершенству, гармоничных отношений с Космосом, подражание идеалам. Таким идеалом для человечества является "мудрец", "благородный человек", цзюньцзы, которой присущи осведомленность, обязательность, чувство меры, законопослушность, самовимогливисть, подчинение своих помыслов и действий велению Неба, мыслям мудрецов и великих людей. Именно мудрецу доверять большие дела.

На противоположном полюсе конфуцианство рассматривает простолюдина (сяожэнь), помыслы которого направлены на то, как бы выгоднее приспособиться в жизни. Сяожэнь неуважительно относится к великих людей, игнорирует слова мудрых, придирчивый к другим и нетребователен к себе. Большие дела доверять ему нельзя. Если качества благородного человека могут улучшаться благодаря самосовершенствованию, то простолюдина может побудить к усовершенствованию только страх перед наказанием.


2.3. Человеколюбие

Центральным этическим понятием конфуцианства было учение о жень - человеколюбие. По мнению Конфуция, каждая человек способен найти в себе этические правила собственной жизни. В отношениях с ближними главным должно быть стремление не делать никому того, чего не хочется, чтобы поступили тебе.

Истинность такого нравственного требования Конфуций обосновывает не ссылкой на Бога или волю Божию, а соображениями полезности для суспильсва. Китайской культуре не свойствен разделение морали на божественную и человеческую. Благо - это то, что большинство людей считает благом.

В основе всех дел должен быть принцип справедливости. Даже если человек стремится занять желанное для себя место, где бы то ни было - в семье, обществе, на государственной службе, она должна стараться быть достойным его. Для этого нужно совершенствовать свой характер, что требует очищения сердца, мыслей, расширение знаний.

Важнейшим критерием человеческого величия является взаимоуважение дома, усердие на работе, правдивость в отношениях с окружающими. Особенно важна любовь и уважение к власти, родителей. Семью конфуцианство считает основой политической и социальной структуры общества. Даже обладатель государства должен поступать, как отец в семье. Интересы семьи конфуцианство возвышает над интересами человека.

Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного человека цзюньцзы - этот уровень не зависит от социального статуса, а достигается путем воспитания в себе высоких качеств.

Конфуций предложил идею мирного сосуществования. В основе его идеального государства было положено понятие патернализма. Патернализм - философское течение, представители которой утверждали, что управляющий должен заботиться о своих подчиненных, как отец заботится о своих детях. Для того, чтобы правитель стал отцом для подчиненных, он должен иметь высокую мораль образованности.


2.4. Ритуалы

В учении Конфуция важное место занимает понятие ли, что можно перевести как ритуал, правило, церемониал. Конфуцианство требует неукоснительного соблюдения ли, без которого невозможна государство. Без ли нет различия между небом и землей, между правителями и подчиненными, верхами и низами, летними и юными. В свою очередь Ли определяется устоявшимися обычаями и традициями. Таким образом, конфуцианство по своему характеру консервативен, патриархальный мировоззрение.

Конфуцианство считает, что добровольное соблюдение человеком ритуалов гораздо эффективнее воспитывает в ней принципы достойного поведения, чем внешний относительно человека закон, опирающийся на наказания.


3. Конфуцианство после смерти Конфуция

Конфуцианство распространялось с помощью школы, которую открыл Конфуций. После гибели Конфуция начинается упадок конфуцианства и дальнейший раскол на 8 течений.

См.. также

Источники



Религия Это незавершенная статья религии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам