Надо Знать

добавить знаний



Концерт (жанр)



Концерт (от лат. concerto - Соревнуюсь) - произведение, в основе которого лежит принцип противопоставления звучания отдельных групп исполнителей, или исполнительного коллектива и солиста.

Хоровые концерты

Первые упоминания о жанре датируются началом 16 века; наиболее ранняя из известных публикаций концертов - багатохорни "Concerti" A. и Дж. Габриели (1587) с характерными для венецианской школы пространственными эффектами. Вокальный концерт не имел четких отличий от мотета, мессы и др.. видов композиции. Другая разновидность концерта, который рассчитан на малый вокальный состав в сопровождении basso continuo, был создан Л. Виаданы. Традиции концертирования - взаимодействия хоровых масс - были продолжены в вокальной музыке Г. Шютца, С. Шейдт, И. Г. Шейна, А. Хаммершмидт, Баха дргуих. С начала 17 века жанр хорового концерта широко использовался в украинских (с конца 17 века также в русском) православной музыке - многоголосом партесного пения. Выдающиеся шедевры в жанре хорового концерта 18 века принадлежат украинским мастерам - М. С. Березовскому, Д. С. Бортнянский, А. Веделю.


Инструментальные концерты

Принцип концертирования режиме диалога солистов в инструментально музыке определился в трио-сонате и распространился на другие инструментальные составы (concerti da chiesa, concerti da camera). У А. Страделла впервые явно наметилось расхождение между группой, концертирует (concertino) и всем составом ( concerto grosso), в дальнейшем название "concerto grosso" распространилось на все произведение.

3-частную структуру концертов (соотношение частей: быстро - медленно - быстро) установил А. Вивальди, которые стали ориентиром для работ Баха и Г. Ф. Генделя, определивших развитие фортепианного концерта. Гендель создал также органный концерт. В развитии классического концерта значительную роль сыграли произведения сыновей Баха, композиторов Мангеймский школы.

Классическая структура концерта окончательно утвердилась в творчестве композиторов венской классической школы ( Й. Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена). Концертный цикл 2-й половины 18 - начала 19 вв., Как правило, включал 3 части (без менуэта или скерцо, типичных для сонатно-симфонического цикла). Для 1-й части концерта, как правило сонатного allegro, характерна двойная экспозиция (оркестра и солиста). Части концерта имеют каденции солиста.

В 19 веке появились одночастные ( Ф. Лист) и 4-частные ( И. Брамс) концерты. В процессе эволюции концерта, существенной была его взаимодействие с симфонией, в результате которой возник тип концертной симфонии. В 20 веке к жанру концертов обращались известные композиторы - М. Равель, Б. Барток, И. Ф. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн, В. Лютославский из украинских композиторов - Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, И. Карабиц, М. Скорик.

Получил также распространение жанр концерта для оркестра ( Б. Барток, В. Лютославский, И. Карабиц).


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам