Надо Знать

добавить знаний



Королев Сергей Павлович


Sergey Korolyov.jpg

План:


Введение

Королев (Королев) Сергей Павлович (30 декабря 1906 ( 12 января 1907), Житомир - 14 января 1966) - советский ученый в области ракетостроения и космонавтики, конструктор.

Академик АН СССР1958). Конструктор первых искусственных спутников Земли и космических кораблей. Семь лет ( 1939 - 1945) отбыл в ГУЛАГе, где вместе с другими учеными был вынужден заниматься разработкой баллистических и геофизических ракет. После освобождения возглавил советскую ракетную программу. Под его руководством запущен первый межконтинентальную баллистическую ракету, первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос и выход человека в космос.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Памятник П. Королеву в Житомире

Родился 12 января 1907 года в Житомире в семье преподавателя русской словесности в гимназии Павла Яковлевича Королева, который происходил из Беларуси и дочери украинского купца Марии Николаевны. [1] Их супружеская жизнь не сложилась, и с трех лет мальчик жил у бабушки и деда, Марии Матвеевны и Николая Яковлевича Москаленко, в Нежине ( Черниговская обл.). Мать училась на Киевских высших женских курсах и работала там в канцелярии, в свободное время наведываясь к Сереже. Впоследствии курсы и ее перевели в Саратов. От отца мальчика прочь оградили. Попытки Павла Яковлевича отстоять свои права через суд закончились "разрешением" предоставлять сыну материальную помощь. И никаких контактов! Друзей-ровесников Сергей не имел, жизнь его шла обыденно, однообразно и скучно. Рано научившись читать и писать, он открыл для себя арифметику. Давалась она ему очень легко. "Он имел исключительную память, - вспоминала потом иметь, - хорошо учился: упорно, настойчиво, без принуждения. Он легко запоминал. Вокруг у соседей не было малышей, он не знал шума и суеты детской группы. Играя сам, невольно должен проявлять инициативу, изобретательность, учился мыслить самостоятельно. Силу воли закаляли неудачи. Плакать не годилось ".
1914 г. Москаленки с внуком переезжают в Киев.

В октябре 1916 -го родители Сергея официально расторгли брак, а через месяц мать выходит замуж за Григория Баланина, инженера-электрика, который вскоре получил назначение в Одессы. Здесь Сергей идет в первый класс Третьей гимназии. Обучение для детей учителей - как исключение - бесплатное, чем немедленно воспользовалась Мария Николаевна, потребовав от бывшего мужа соответствующей справки, которую тот немедленно послал. Человек интеллигентный, для которой любовь к сыну была выше семейные дрязги, Павел Яковлевич всегда старался помочь при любой возможности. Учиться в гимназии, однако, Сергею не пришлось. Наступили смутные времена - революция. На улицах неспокойно, стрельба, гимназию закрыли. Какой выход? Видимо, учиться самостоятельно. Так и решили. Отчим, имея два диплома инженера по электрическим машинам (полученные один в Германии, второй - в Киевском политехническом институте), был пасынку за наставника. Григорий Михайлович записал Сергея в модельного кружка портового клуба, впоследствии мальчик загорелся мечтой построить планер. Но не мешало позаботиться и о получении официального образования.


1.2. Образование

Тогда так было принято: каждый, кто заканчивает среднее учебное заведение, должен иметь рабочий специальность. В 1922 г., составив экстерном все экзамены, Сергей поступает в Предвыпускные класс Первой одесской стройпрофшколе. Но его стихия - авиация. Это больше, чем юношеская мечта, это призвание. И Сергей становится членом только что организованного Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК), заканчивая сначала курсы пропагандистов, а впоследствии - теории и практики проектирования летательных аппаратов. Знание планеризма он черпал преимущественно из книг. Только в оригинале, на немецком, которым свободно владел не без помощи отчима, прочитал их десятка три.

В июле 1924 г. Президиум Одесского отделения ОАВУК утверждает проект планера семнадцатилетнего конструктора - технические расчеты, двенадцать листов чертежей пояснительная записка. В августе проект безмоторного самолета К-5 признан достойным воплощения и направлена ​​в Центральную спортивную секцию в Харькове, тогдашней столице Украина. Параллельно Сергей заканчивает стройпрофшколе и получает свидетельство о среднем образовании, где сказано, что он "составил зачеты по политграмоты, русского, украинского и немецкого языков, математики, сопротивления материалов, физики, гигиены труда, истории культуры, чертежи, практических работ в мастерских" и , кроме того, получил специальность каменщика и черепичника.

С осени 1924 -го Сергей Королев - студент механического факультета Киевского политехнического института, что привлек его прежде славным профессорско-преподавательским составом, наличием планерного кружка и тем, что в его стенах учился Игорь Сикорский. В анкете, которая сохранилась, в графе "национальность" написал - украинская [2]. На факультете планировалось начать подготовку авиационных инженеров. Все складывалось хорошо, за одним исключением: для тех, кто не засвидетельствовал свое пролетарское происхождение, обучение было платным. Студенты работали, где только представлялась возможность, ведь лекции начинались в 16-часов. "Просыпаюсь рано, - писал Сергей матери, - часов в пять. Бегу в редакцию, забираю газеты, а потом мчусь на Соломенку, разношу. Так вот и зарабатываю восемь карбованцев".

В конце лета 1926 г. ректор В.Боброва признал, что его попытки открыть при механическом факультете авиационное отделение оказались напрасными. И посоветовал желающим получить эту специальность перевестись в Москву - в Высшее техническое училище или Военно-воздушную академию. С.Королев не колебался - выбрал аэромеханический факультет МВТУ им.Н.Баумана (впоследствии этот факультет выделился в самостоятельный авиа-институт). Специальность - самолетостроение.

Для дипломной работы он утвердил двухместный самолет собственной конструкции. Научным руководителем согласился быть А. Туполев. После защиты проект самолета Королева "СК-4" перешел в производственную стадию. Сергей днюет и ночует в цеху - до завершения работ. За штурвал "СК-4" в первом полете сел летчик-испытатель Д.Кошиць, пассажиром был конструктор - С.Королев. Испытания прошли успешно, только при посадке повреждено шасси.


1.3. Карьера

Годы учебы в МВТУ Королев совмещал с работой на заводах авиационной промышленности. Из простого техника он быстро вырос до инженера-конструктора, испытателя первых новых крылатых машин.

Он стремится к совершенству, всепоглощающего самопознания, опыта в различных сферах, связанных с небом, полетами. Еще больше уплотнив график своей занятости, без отрыва, как говорится от выполнения основных обязанностей, за 1928 - 1930 гг он заканчивает школу планеристов и пилотов-мастеров длительного полета, получив свидетельство за № 12, а также диплом летчика.

Korolyov in cockpit.jpg

Осенью 1929 г. на VI всесоюзных планерных соревнованиях в Крыму впервые было заявлено и продемонстрировано планер конструкции двух Сергеев, Королева и Ильюшина, названный ими в честь места проведения полетов "Коктебель". Испытал планер К.Арцеулов. 15 октября поднимет "Коктебель" в небо и сам Королев.

Почему планеры? Наверное, потому что на заре воздухоплавания, строя свои винтокрылые машины, конструкторы пытались подражать птиц, их свободное, почти без движений крыльев, полет над землей. Развитие авиации любой страны прошел через планеробудування. В октябре 1930 -го, Королев выступает с новым своим детищем - планером "СК-3" Красная звезда ". Конструктор лично готовился к рекордному полету, но его свалил тиф. Автора заменил начальник летной части соревнований, испытатель В.Степанчонок. Во время полета на расстоянии ста метров от земли планер "СК-3" стремительно сошел вверх и выполнил петлю Нестерова, потому набрал высоту и повторил его дважды. В мире еще никому не удалось сконструировать такой безмоторник, на котором можно было выполнить "мертвую петлю".

Тиф вызвал осложнения, и консилиум врачей настоял на трепанации черепа.

Январь 1931 -го - жестокий приговор: инвалидность. Страшная головная боль. Но, страдая, Сергей Павлович все же берется изучать труд "Реактивный самолет" К. Циолковского, идеями которого озаботился в студенческие годы. Он делает чертежи, расчеты, и самоотречения, погруженность в дело жизни, преданность призванию помогают выздороветь. Встав на ноги, Королев возвращается в авиапромышленность, а свободное время проводит среди энтузиастов кружка Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), захваченных мечтами о межзвездных экспедиции.

5 октября 1931 г. на аэродроме Осоавиахима состоялась встреча Королева с Ф.Цандером. Фридрих Артурович, один из первых изобретателей реактивных двигателей, воспылал предложению Сергея Павловича переоборудовать бесхвостый планер "БИЧ-8" на ракетоплан. Это теперь каждый школьник знает, что за короткими пометками "Как", "Ил", "Ан", "Ту" стоят фамилии знаменитых генеральных конструкторов - Яковлев, Ильюшин, Антонов, Туполев. А тогда ... От планера - к самолету,. От самолета - до космических аппаратов, так шел развитие авиации и космонавтики. Планеры Б.Черановського, что удивляли всех необычностью форм и эксплуатационными характеристиками, пилоты ласково называли "безхвостикамы". Кто бы мог представить, что "безхвостик" послужит прообразом космических кораблей! "Мы, молодые конструкторы (чего греха таить), как к странности относились к работе Сергея Павловича с ракетными двигателями, - признался впоследствии авиаконструктор, академик А.Антонов. - Нам, планеристов, которые мечтали об очень маленькие, очень экономичные двигатели для наших планеров , казалось ужасным ставить на планер прожорливый реактивный двигатель, способный работать считанные секунды. Разве могли мы тогда предположить, во что выльются эти работы через десятилетия? ".

Между тем Королев практически убедился, что винтовая авиация исчерпала себя. В этом вопросе он согласен с К. Циолковским : "За эрой аэропланов винтовых должна поступить эра аэропланов реактивных, или аэропланов стратосферы". На авиацию ждали кардинальные изменения. Начало им положили новаторы. В 1931 г. в Москве и Ленинграде создаются Группы изучения ракетного движения (ГИРД) при Тсоавиахими. В них вошли пионеры ракетостроения и космонавтики - Ф.Цандер, М.Тихонравов, Ю.Победоносцев и др.. Они работали на общественных началах. Увлеченный перспективами летательных аппаратов нового типа, Королев так упорно подключается к работе "безплатникив", что в июле 1932 г. его назначают начальником ГИРД (в 25 лет!), Правда, тоже на общественных началах.

Основным местом работы остается ЦАГИ, Центральный аэрогидродинамический институт им. М. Е. Жуковского. Вот когда раскрывается огромный организаторский талант Королева. Его группе предоставляют помещения - заброшенный подвал на Садово-Спасской улице, 19 (дом сегодня украшает мемориальная доска). На площади всего в 650 квадратных метров располагаются 26 подразделов - проектные, производственные, исследовательские, испытательные, в частности механический, слесарно-сборочный, сварочный цеха, стендовый и монтажный залы и т.п.. Королев пробивает финансирование, а с августа 1932 г. - додаткову підтримку Управління РСЧА для позапланових матеріальних витрат: "Купівля друкарської машинки у приватної особи здійснена з дозволу начальника Авіапрому ОХА. Закупівля трансформатора (600 крб.), парового котла (2000 крб.) і повітряного компресора була здійснена тому, що на території ГВРР не було промислової енергії. Майстерні працювали від освітлювальної енергії, що неприпустимо. ГВРР працює в підвалі без будь-якого опалення. При дров'яних і електричних печах температура падала до О". В таких умовах, лише на ентузіазмі, з людськими втратами (1933 р. помирає Ф.Цандер) було створено й випробувано перші радянські ракети на гібридному (в серпні) й рідинному (в жовтні 1933) пальному.

Для розширення досліджень зусиль однієї лабораторії було замало. 2 сентября 1933 р. у Москві на базі МосГВРР і газодинамічної лабораторі (ГДЛ) було сформовано Реактивний науково-дослідний інститут (РНДІ)д Корольова призначають заступником начальника, начальником - І.Клеймьонова, керівника ГДЛ. Згодом Сергій Павлович очолить провідний відділ крилатих ракет, а 1937 г. стане начальником групи ракетних апаратів.


1.4. ГУЛАГ

27 червня 1938 р. у біографії Корольова - чорний день. Арешт. 27 вересня - закрите судове засідання. І вирок: десять років виправно-трудових таборів із позбавленням прав на п'ять років та конфіскацією майна. Місце покарання - Колима.

За полегшення його долі боролась сім'я, клопотали відомі всій державі льотчики В.Гризодубова, М.Громов, авіаконструктор А.Туполєв. Останній, до речі, сам перебував за тюремними ґратами у стінах ЦКБ-29, створеного Народним комісаріатом внутрішніх справ. Разом із А.Туполєвим у Москві на вулиці Радіо, в переобладнаному під в'язницю будинку ЦАГІ, працювали конструктори та інженери В.Петляков, В.М'ясищев, Р.Бартіні.

Корольов не здавався. Він звертається до верховної прокуратури, особисто до Й.Сталіна з проханням переглянути його справу. 2 березня 1940 р. Сергія Павловича етапують до Москви й запроторюють до Бутирської в'язниці. Чотири місяці нестерпного очікування в надії на краще - і 10 липня 1940-го особлива нарада при НКВС під головуванням Л.Берії визначає йому термін? вісім років тих самих виправно-трудових таборів!

Два роки з десяти він уже відбув, залишалося вісім. Усе звелось до попереднього!

13 липня Корольов удруге звертається до Сталіна. Він пише: "Метою і мрією мого життя було створення вперше в СРСР такої потужної зброї, як реактивні літаки. Я можу довести мою невинність і хочу працювати далі над ракетними літаками для оборони СРСР".

Його рішучість і наполегливість перемогли. У вересні 1940 р. так звані запобіжні заходи покарання замінили відбуванням терміну в ЦКБ-29, яким керував "зек" А.Туполєв. Корольов був на межі повного фізичного виснаження.

У роки війни в тому самому ранзі в'язнів вони разом із А.Туполєвим працюють над створенням літака "Ту-2". Довідавшись, що в Казані є схожа "шарашка" (так називали секретні науково-дослідні або проектні інститути, де під контролем органів держбезпеки працювали вчені та інженери, зазвичай "вороги народу"), де розробляють реактивні двигуни, Корольов клопочеться про переведення. В цьому йому допомагає В. Глушко, один із фундаторів рідинного ракетного двигунобудування, який відбував термін в Особливому технічному бюро (0КБ) відомства Берії. Сергія Павловича під конвоєм привозять до Казані. Почалась робота над реактивним двигуном для пікіруючого бомбардувальника Петлякова - "Пе-2". Працює він, як завжди, енергійно, самовіддано, талановито. Визнання масштабу його особистості і внеску в оборону держави спонукають уряд і відповідні органи переглянути міру покарання.

27 июля 1944 Президиум Верховного Совета СССР принимает решение о досрочном освобождении Королева из-под ареста и снимает с него судимость. 15 августа он получает паспорт. Но Вторая мировая война продолжается, и вчерашним "зэкам" нельзя просто разъехаться по домам. Сергей Павлович продолжает работать в КБ, одновременно атакуя Наркомат авиационной промышленности письмами о необходимости разработки и строительства твердотопливных баллистических и крылатых ракет дальнего радиуса действия. Аргументы впечатляют и учитываются-в сентябре 1945-го Королева отправляют в Германию в составе комиссии по изучению немецкой трофейной техники, прежде ракетной. Комиссия устанавливает, что ракетные полигоны разбомблено, всю документацию (десятки вагонов!), Оборудование, конструкторов и инженеров во главе с Вернером фон Брауном вывезены в США. Это дало серьезный толчок для развития американской ракетной техники. Именно под руководством В. фон Брауна в США было создано ракеты "Редстоун", "Юпитер", ракеты-носители типа "Сатурн" и др..


1.5. Главный конструктор

1946 Королева назначают главным конструктором баллистических ракет и начальником отдела НИИ-88. Десять лет работы, творческих мук, радостных свершений и взлетов, впрочем, мало кому известных. На все наложен гриф "совершенно секретно". Это была действительно государственная тайна чрезвычайной важности и значения.

Первый искусственный спутник Земли
Possible PDM signal labeled as Sputnik by NASA.ogg
Сигнал спутника

От августа 1956 Королев - руководитель и главный конструктор крупнейшего в стране ракетного центра, ему подчиняется деятельность многих НИИ и КБ. Его научные и технические идеи требовали размаха, мощной материально-технической базы. Научные достижения ученого, воплощенные в металле, сначала поражали, а затем захватывали планету.

27 августа 1957 осуществлен запуск сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой ​​баллистической ракеты. Человечество аплодирует сообщению о выводе 4 октября того же года первого в истории искусственного спутника Земли. Каждый запуск - эпохальное достижение. Апогей ученого - 12 апреля 1961 г. Первый космический полет на корабле "Восток" Юрия Гагарина. Перед стартом Сергей Павлович внешне спокойно и даже сухо инструктировал его: "Юрий Алексеевич! Итак, я хочу вам просто напомнить, что после минутной готовности пройдет минуток шесть, прежде чем начнется полет. Поэтому вы не волнуйтесь". Деловое, четкое наставление, будто ни малейших эмоций. Но сколько труда, волнений, бессонных ночей за этим хладнокровием! 12 октября 1964 выведен на орбиту первый многоместный корабль серии "Восход" с экипажем на борту.

18 марта 1966 Член околоземной экспедиции корабля "Восход-2" О.Леонов впервые в истории выходит из корабля в открытое космическое пространство.

Почтовая марка издана в 1966 году
Памятник Сергею Павловичу Королеву в городе Байконур

Под руководством главного конструктора Королева созданы первые космические аппараты серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", некоторые спутники серии "Космос", а также проект космического корабля "Союз". Он не ограничивал своей деятельности ракетоносителями и космическими аппаратами. После старта второго спутника Сергей Павлович сказал: "Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском искусственных спутников, и дорога к звездам открыта". Для практического подтверждения этого тезиса и превращения ее в рабочую формулу ученый продолжал разрабатывать принципиально новые конструкции космических кораблей.

И так - до последнего своего дня. 14 января 1966 Сергей Королев, не дожив до 60 лет, умер. Прах его погребен в Москве, в кремлевской стене.

Когда Королев был репрессирован, он неоднократно переносил пытки, можно считать и умер в результате полученных травм. Его так били в НКВД, сломали челюсти. Через много лет, когда 59-летнему Королеву делали небольшую операцию и нужно было ввести через рот кислородный шланг, чтобы восстановить работу сердца, то сделать этого не смогли через поврежденные челюсти. Сердце остановилось. [3]. Делал эту операцию министр здравоохранения СССР Петровский ... [4]

Академик В.Котельников так охарактеризовал роль главного конструктора: "Если Константин Циолковский был основателем теории космического полета, то Сергей Королев заложил основу практической космонавтики".


2. Музей космонавтики имени Сергея Павловича Королева

В 1970 году в Житомире был открыт мемориальный дом-музей академика Сергея Павловича Королева. А в 1987 году - Музей космонавтики имени Сергея Павловича Королева.


3. Интересные

Любимой песней Сергея Королева была песня "Дивлюсь я на небо да и мысль думаю: почему я не сокол, почему не летаю? .." Эта песня стала одной из побуждений, которые привели будущего основоположника практической мировой космонавтики к заинтересованности космосом. Когда Королев запустил ракету с первым украинским космонавтом Павлом Поповичем, тот запел из космоса для главного конструктора его любимую песню "Дивлюсь я на небо ..."

Примечания

  1. http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/golovanov/korolev/nach.html
  2. "ЧУДО РОССИИ". СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ
  3. Журнал "Бизнес" № 44 29,10.2007, с. 91
  4. Интервью дочери Натальи Королевой. Газ. Факты, 14 января 2011 г., с. 6.

Ссылки


4. СМИ о С. П. Королева


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам