Это статья о известный разновидность боя быков, распространенный в Испании, а также регионах, имеющих с ней тесные культурные и исторические связи. Общая информация о бое быков содержится в статье Бой быков.
Тореро с плащом-Капо

Коррида ( исп. corrida de toros, tauromaquia, toreo ) - Самая распространенная форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикуется также и в некоторых других странах. Коррида состоит в выполнении определенной последовательности фигур с быком особой породы, обычно завершаются смертью быка.


1. Срок

Здесь и далее рассматривается испанский вариант пешей корриды ( конная коррида описывается отдельно) со взрослым быком (см. также новильяда). Поскольку в Украинскому языку слово "коррида" может фактически обозначать любую разновидность противоборства с быком, также смотри статью Бой быков для осмотра других форм боя быков и тавромахии, существующих как в Испании, так и за ее пределами (общее понятие "тавромахии" может означать как собственно корриду, так и все другие зрелища включают борьбу с быком, а в Испании в это понятие также включают селекцию и выращивание быков).

Само слово "коррида" (corrida) образовано от глагола correr, главное значение которого "бежать" (однако "бег" - carrera). У этого глагола есть и другие значения, в частности, correr una suerte - потерпеть (какую-нибудь) судьбу. Поэтому очень приблизительно значение словосочетания corrida de toros можно перевести как "обработка быков", "прогон быков". Испанцы в обиходе часто называют корриду просто toros, то есть "быки"


2. Происхождение и историческое развитие

Игры с быком (роспись дворца в Кноссе)

История корриды, скорее всего, восходит к бронзового века, к иберов, населявших Пиренейский полуостров и считали быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным. Подобные церемонии существовали и в других средиземноморских народов, в частности, у древних греков.

Известно, что в Средние века к битвам с быком имели страсть Карл Великий, Альфонсо X Кастильский, Сид Кампеадор. До конца XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородных особ. С быком сражается кабальеро, рыцарь на лошади. Те, кто еще недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле боя, снова могли испытать себя на арене. В XVI веке без корриды не обходилась уже большинство крупных праздников. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в частности особенно важны аутодафе, а в дни празднований коронаций короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период естетизуеться и превращается в элемент культуры.

Коррида в Сан-Себастьяне ( Страна Басков, Испания, открытка кон. XIX в.

Пешая коррида появляется в начале XVIII века. Причиной изменения обычая, вероятно, неприязнь короля- француза Филиппа V к этой испанской традиции, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имели своих лошадей (или боялись рисковать ими). Место рождения современной корриды - Андалусия. В последующие сто лет появляются первые известные тореро, разработавшие ритуалы и приемы современной тавромахии, - Хоакин Родригес "Костильярес", Хосе Дельгадо Герра "Пепе-Ильо", Педро Ромеро Мартинес. Бой быков быстро развивается на протяжении XIX века, а его "Золотым временем? считаются 1910 - 1920 -е годы, когда выступают Хуан Бельмонте (считается лучшим тореро всех времен и отцом современного стиля тавромахии), Хосе Гомес "Гальито" (он же "Хоселито"), Рафаэль Гонсалес "Мачакито". После гражданской войны 1936-1939 годов, когда появляются новые выдающиеся матадоры (Манолете и др.), популярность корриды быстро растет во всем мире, хотя сейчас у нее много противников, особенно среди защитников прав животных.


3. Боевой бык

Бык на корриде с бандерильи
Основная статья: Боевой бык

В корриде участвуют быки особой породы, близкие к тура. Различается много характеристик боевых быков, особо ценится их соответствие одному из семи идеальных образцов ("каст"). Быки выращиваются на особых фермах, ганадериях (ganader?as), и перед боем в загривок быка втыкается маленький цветной вымпел, по которому можно определить происхождение быка. Также об этом можно узнать по клеймом и с плаката, который часто показывается перед выходом быка.

В корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Иногда регламентируется масса быка (не менее 450 кг).

Иногда встречаются случаи мошенничества - быку подпиливают рога ("пидголюють"), чтобы он не мог правильно рассчитать свой ​​удар. В ходе боя это, однако, может сыграть как в пользу тореро, так и против него. В конной корриде подпиливания быку рогов с целью обеспечения безопасности лошади является законной практикой. Также известны случаи, когда быка умышленно ослабляют с помощью различных препаратов и другими средствами. Это, несомненно, противоречит духу тавромахии.

В символическом плане бык, преимущественно черный, может быть интерпретирован как олицетворение смерти, что придает поединку ритуальный характер. Вместе с тем, этика корриды требует от тореро относиться к быку как к другу, проявляя должное уважение к его силы и храбрости. Это один из парадоксов, окружающих зрелище.


4. Арены для боя быков

Арена в Малаге

Сначала коррида проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной формы (типичный пример - Пласа Майор в Мадриде). С формированием канонов корриды в 18 веке, с тем, чтобы бык не забивался в угол, начали сооружаться круглые площади (первая - Ла Маестранса в Севилье в 1733 году). В течение следующей сотни лет круглые арены (plazas de toros) были возведены во всех крупных городах Испании. По своему строению арена напоминает римский циркНемые корриды и проводятся в древнеримском амфитеатре) с расположенными амфитеатром местами для зрителей, круглой ареной с песочным покрытием, которая отделена от амфитеатра барьером высотой около 140 см, и служебными помещениями (загоны для быков, конюшня, медпункт и другие).

Поскольку солнце обычно светит на одну сторону арены, эта сторона называется "Sol" ("солнце") и места там стоят дешевле. Сторона, находящаяся в тени, называется "Sombra" ("тень"). Во время корриды существуют места, из которых солнце исчезает, а также места, где оно может появиться. Билеты на эти места могут продаваться под названием "Sol в Sombra" ("солнце и тень") по цене, меньшей, чем "Sombra", но дороже, чем в "Sol". Самая арена для боя быков в мире - это Plaza Monumental в Мехико (55 000 мест).

В Испании арены делятся на 3 категории. Первая категория - площади в Мадриде (Лас Вентас), Севилье, Барселоне, Валенсии, Бильбао, Сарагосе, Сан-Себастьяне и Кордове. Вторая категория - арены в столицах провинций, а также некоторые другие, получившие эту категорию в силу традиции (например Аранхуэс). Третья - все остальные (всего около 400 арен). В то время, когда не проводятся бои быков, арены могут использоваться для проведения концертов и других зрелищ.


5. Порядок корриды

5.1. Время проведения корриды

Обычно корриды происходят в ходе "Фери" (буквально - ярмарка). Фери обычно проводятся в большинстве испанских городов, чтобы отметить определенные религиозные праздники и обычно при этом проходят один или несколько боев быков. Некоторые Фери, такие как Фери Святого Фермина в Памплоне, проводятся в определенные дни, другие же, такие как апрельская Фери в Севилье, зависят от того, на какой день придется религиозный праздник, в случае с Севильей - Пасха. В Мадриде и Севилье обычно коррида проводится еженедельно на протяжении всего сезона, а в Барселоне они проводятся каждое воскресенье июля и августа. Однако, эти бои редко привлекают лучших матадоров, поскольку они предпочитают выступать в Фери. Ниже идет список основных испанских Фери, которые обычно продолжаются не менее недели, и в настоящее время проводится минимум одна коррида в день. Большинство Фери начинаются и / или доходят до своей кульминации в воскресенье, некоторые даты могут слегка меняться. Плакаты могут появляться за две - три недели перед началом Фери. Нижеследующий список не является исчерпывающим, поскольку ведущие матадоры могут выступать и на мелких Фери, не говоря уже о зарубежных гастролях.

  • Кастельон (La Magdalena - или за неделю, или в тот же неделю, или через неделю после Las Fallas)
  • Валенсия (Fallas - с 10 по 19 марта)
  • Севилья (Апрельская Фери - воскресение после Пасхи, две недели)
  • Херес-де-ла-Фронтера (Feria del Caballo - где-то в мае зависимости от Пасхи)
  • Мадрид (San Isidro - с 1 по 30 мая)
  • Кордова (с 19 по 27 мая)
  • Гранада (Corpus Christi - первая неделя июня)
  • Аликанте (San Juan - неделя, на которую приходится 24 июня)
  • Бадахос (San Juan - неделя, на которую приходится 24 июня)
  • Бургос (с 26 по 29 июня)
  • Альхесирас (с 27 июня по 1 июля)
  • Памплона (San Fermin - с 6 по 14 июля)
  • Сантандер (San Jaime - неделя, на которую приходится 25 июля)
  • Валенсия (San Jaime - неделя, на которую приходится 25 июля)
  • Уэльва (Colombinas - с 1 по 5 августа)
  • Витория (Virgen Blanca - с 4 по 8 августа)
  • Малага (с 14 по 25 августа)
  • Альмерия (Virgen del Mar - с 25 по 31 августа)
  • Бильбао (Semana Grande - с 19 по 26 августа)
  • Мурсия (с 11 по 20 сентября)
  • Альбасете (с 9 по 16 сентября)
  • Саламанка (с 12 по 22 сентября)
  • Вальядолид (San Mateo - неделя, на которую приходится 26 сентября)
  • Логроньо (San Mateo - неделя, на которую приходится 26 сентября)
  • Сарагоса (El Pilar - неделя, на которую приходится 12 октября)
  • Хаэн (последняя неделя октября)

В Мадриде, Севилье и Валенсии проводятся "мини-Ферри" по 3 дня каждая, чтобы отметить окончание сезона в конце октября.

Обычно в бою быков участвуют по три матадора или новильеро (разница новильеро от матадоров заключается в том, что они убивают не взрослых быков, а "новильос" - быков от 2 до 4 лет возраста), которые убивают по двух быков каждый. Старший из них идет в списке первым и сражается с первым и четвертым быками. Средний идет вторым и сражается с вторым и пятым быками, а самый молодой появляется в списке последним и сражается с третьим и шестым быками. Старшинство матадоров определяется по дате, когда они прошли церемонию посвящения в матадоры (tomar la alternativa). Старшинство новильеро определяется по дате, когда они впервые приняли участие в новильяди с пикадоров (novillada con picadores). Если в корриде участвуют только два матадора или новильеро, то это называется "рука об руку" (mano а mano), и каждый из них выступает с тремя быками. Изредка матадор или новильеро выступают одиночку (en solitario / ?nica espada) и сражаются с шестью быками.

Коррида делится на три части (терции, tercios), две из которых включают "испытания" (suertes, буквально - успех, судьба, вариант, иногда каждую из фаз корриды тоже называют suerte). О начале каждой секции сообщает звук трубы.


5.2. До выхода быка

Шествие участников корриды

Афиши корриды содержат стандартную формулировку: зрелище состоится такого-то числа, "если тому не помешает погода, с разрешения властей и под ее управлением". Председатель (или президент, presidente) - мэр города или другой представитель гражданской власти (коррида в Испании контролируется МВД). Он подает сигналы на начало каждой фазы корриды и распоряжается о награждении матадора.

В день боя быков, обычно в полдень, представители матадоров или новильеро посещают загон арены, чтобы решить, кто с которыми быками выступать. Иногда быков группируют так, чтобы легкий бык попал в пару с самым, а бык с длинными рогами попал в пару с быком, у которого они короткими. Номера быков пишутся на листках бумаги и кладутся в шляпу. Затем представители вытягивают по бумажке каждый, определяя, с которыми быками выступать их наниматели. После "sorteo" (жеребьевки) следует разделение быков (apartado) в индивидуальные загоны, где они остаются до боя.

Коррида начинается (обычно - в пять вечера) с шествия участников (el pase?llo), целью которого является представить себя голове корриды и публике. В шествия существует свой порядок, размещающий участников в следующей последовательности:

В первом ряду располагаются матадоры, слева - старший (по опыту), справа - следующий, и в центре - самый молодой (неофит).

Вдоль матадоров едут альгвасила (официальные лица) на лошадях.

Во втором ряду идут трое подчиненных (помощников) самого старшего из матадоров.

В третьем - трое подчиненных среднего.

В четвертом - молодого.

В пятом ряду следуют два пикадора старшего из матадоров.

В шестом - среднего.

В седьмом - младшего.

Закрывают ходу рабочие арены.


5.3. Первая терция

Иначе называется "Терция пик" (tercio de varas). Начинается с того, что из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро с плащами.

5.3.1. Испытания плаща (КАПО)

Капоте - это большой плащ, розовый с одной стороны (который показывают быку) и желтый (иногда синий), - с другой. Он может быть прорезиненный для придания жесткости. Капоте используют как матадор, так и подчиненные для встречи быка при его выходе на арену. Используется Капоте как в артистических приемах, так и непосредственно в поединке. Через его вес, он должен приниматься обеими руками. Бой с Капоте, что особенно ценится в Латинской Америке, применяется матадором в первых двух терциям и его квадрильи протяжении всей корриды, чтобы "бежать на быка, останавливать, фиксировать". Основными фигурами бою с Капоте являются:

  • La Ver?nica - название этому приему дал образ Вероники, держащей в руках плащаницу, на которой отразился лик Христа. Он является базовым в бою с Капоте, а также популярным при "встрече" быка. Тореро, держа Капоте обеими руками, навлекает на себя быка, выставляет вперед Капоте и отводит назад противоположную ногу. Таким образом, он заставляет быка атаковать. После окончания выдвигается нога, которая была сзади, - тореро оказывается в позиции для очередной Вероники.
  • La media Ver?nica (полу-Вероника) - вариант Вероники, в котором тореро, едва обгоняя "рогатого", подбирает Капоте стороны, заставляя обойти вокруг него. Это один из способов завершить серию Вероник.
  • Largas (длинные) - приемы, когда тореро отпускает Капоте с одной руки. Существует много вариантов.
  • Gaonera - прием, осуществляется с Капоте за спиной: одна рука на талии, а другая вытянута, и "ведет" быка.
  • Chicuelina - фигура, изобретенная Маэстро Чикуело, является одним из самых распространенных ходов. Тореро принимает быка так же как в Веронике, но когда бык засовывает голову в плащ, матадор возвращается в противоположную быка сторону.
  • Porta Gayola - встречая быка при выходе из загона, тореро становится на колени. Это очень опасный прием.
  • Faroles - тореро проносит Капоте над своей головой и разворачивает корпус так, чтобы оказаться лицом к быку после окончания фигуры.

5.3.2. Выход пикадора

Пикадор

Два пикадоры на коне, один за одним, специальным копьем наносят удары в загривок быка, чтобы ослабить мышцы его шеи и убедиться в его реакции на боль. Это также снижает агрессивность атаки и дает возможность сравнить силы быка и матадора. Исторически эта конная часть корриды была важнейшей, поскольку происходила непосредственно от древней аристократической забавы с быком.

На арене нарисованы два белых круга. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка во время первой терции. В то же время тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападет на пикадора. Развитие данного эпизода делится на три этапа: cita, encuentro, salida (встреча, соревнования, выход). Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади.

  • Cita - сначала привлекается внимание быка для того, чтобы он атаковал коня. Артистизм состоит в том, чтобы взять копье как можно ближе к острию и к тому, как бык столкнется с защитным покрывалом коня, попытаться остановить его с помощью скольжения копья вдоль руки.
  • Encuentro - пикадор метит острием и выполняет "наказание" (castigo). Рана дает выйти крови в районе холки. Реакция на "наказание" позволяет распознать степень ярости быка. Если он кроткий, то обычно убегает. Принадлежит атаковать коня три раза.
  • Salida - когда бык получил удар острием, ему обязательно нужно дать выход. После этого тореро проверяют состояние быка и решают, нужно ли ему еще раз встретиться с лошадью.

Бык наносит жестокие удары рогами в бок лошади. С 19 века лошадей стали защищать особой сбруей, которая смягчает удары. Однако травмы лошадей частые, а иногда быку удается перевернуть коня. На всех аренах есть ветеринарный пункт для лошадей.


5.4. Вторая терция

Бандерильеро

Известная как "терция бандерилий" (tercio de banderillas). Целью является "наказание" быка и измерение его ярости, не отнимая у него сил. Участники стремятся "оживить" или "развеселить" быка. Поэтому бандерильи, короткие украшенные копья, которые остаются в теле животного, также называют "Забавник". К 19 века их втыкали по одной в любой момент корриды, но затем их начали помещать попарно три раза.

Выполнение этой части корриды поручается помощникам (их также называют бандерильеро), хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод. В каждой квадрильи есть три бандерильеро, обычно двое из них подходят к быку в общей сложности три раза с парой бандерилий. Таким образом каждый из бандерильеро до конца корриды делает два подхода. Существует множество приемов работы с бандерильямы. Основные из них:

  • Al Cuarteo - один из самых частых существующих сейчас приемов. Бык становится на полосе пикадоров, а человек - напротив него. Когда бык срывается с места, бандерильеро выходит ему навстречу, описывая полукруг, доходя до соединения - момент, когда должна втыкаться пара бандерилий.
  • Al Quiebro - человек становится напротив быка (на окраине или в центре арены), провоцирует быка атаковать и ждет его, держа ноги вместе. Чуть раньше до подхода быка она выставляет ногу и наклоняет тело в ту сторону, куда хочет провести быка, и, когда тот склоняется бандерильеро принимает свою первоначальную позу и втыкает бандерильи.
  • De Frente - одна из разновидностей Al Cuarteo, в которой бандерильеро идет навстречу быку, стремясь пройти минимальное расстояние.
  • De Dentro а Fuera - бандерильеро наносит удар изнутри, то есть проходя между оградой арены и быком. Этот прием достаточно опасен.

5.5. Третья терция

Последняя терция (терция смерти) включает подготовку быка к смерти с помощью мулета и его убийства шпагой. Хотя все эпизоды боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно в этом "номере" обычаи более укорененные.

Смерть первого быка каждого матадора должна, также, быть посвящена голове (президенту) корриды (остатки церемоний этикета, "пропитывают" бои быков). В момент получения орудий убийства тореро, держа мулету и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, идет к человеку, которому он собирается посвятить свою "работу". Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, он произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо. Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим - дном вверх; поэтому иногда тореро переворачивают ее, если она упала дном вверх. Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распространенный обычай. Особенно красочными были те, в которых тореро отдавались собственной изобретательности, творчество которой часто оказывалась небрежной и необработанной.


5.5.1. Испытания мулета

Тореро с мулета

Маэстро, с помощью мулета (небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной около 50 см), достигает наибольшего сближения с быком, используя ушлые и чувствительные приемы. Основные ходы мулета (всего их существует достаточно много):

  • El Natural - мулета берется без шпаги в левую руку, затем тореро выискивает расстояние с быком, выбрасывает вперед мулету, и, когда бык срывается с места, выбрасывает ногу для того, чтобы разбить прямолинейное движение быка. Дается свободный ход руке, чтобы бык продвинулся дальше, заканчивая низом. Обычно за этой фигурой следует pase de pecho (два этих приемы - "джентльменский набор" матадора, обязательная программа с мулету).
  • El Derechazo - используется та же техника, что и в предыдущем приеме, но мулета вместе со шпагой в правой руке.
  • Pase De Pecho - после двух предыдущих ходов бык полностью проходит под низко опущенной мулета или остается рядом, причем тореро должен стоять на месте. Прием прорабатывается в противоположном направлении, чем первые два, в зависимости от того, какой рукой он проводится. Эта фигура считается наиболее важным из всех, за ней оценивается мастерство матадора.
  • Trinchera - осуществляется справа налево, сокращая атаку быка посредством проведения мулета низом, с целью подчинить и сосредоточить быка.

5.5.2. Решающий удар

Матадор убивает быка
смерть быка

После проведения артистической работы с быком, когда он утомлен и обессилен, наступает решающий момент - смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрильи. Сейчас это делает исключительно матадор (отсюда его название, означающее "тот, кто убивает").

Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро дается первое предупреждение. Через 3 минуты дается второе предупреждение. Если через 2 минуты бык жив, то его отводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро.

Убивают животное, всегда стоя лицом к ней, при этом стараются вонзить шпагу в отверстие между передними ребрами, чтобы попасть в сердце и вызвать как можно более быструю и безболезненную смерть. Существуют различные способы осуществления этого:

  • Recibiendo - это примитивная форма убийства быка. Когда у быка есть силы, чтобы сделать бросок, матадор становится на благоприятной расстояния по прямой линии с правым углом быка, чуть согнутой мулета и правой рукой с шпагой, приставив к груди, локоть на высоте плеча. Бык сам приходит к тореро.
  • Volapi? - это способ убить обессиленного быка, стоит на месте. Тореро бежит по направлению к животному, держа мулету низом в левой руке, заставляя быка склонить голову. В этот момент правой рукой вонзает шпагу. Один из самых распространенных способов убийства.
  • Al Encuentro - с места срываются и бык, и тореро, встречаясь посредине пути. Этот момент может быть реализован двумя способами, в зависимости от того, где находится тореро после нанесения удара шпагой - Suerte Natural, когда матадор остается между барьером арены и быком, или Suerte Contraria, когда бык остается между барьером и матадором.

Если тореро не удается свалить быка шпагой, он использует меч с крестовиной у конца лезвия (descabello), чтобы повредить спинной хребет быка (это происходит довольно часто). Как только бык упадет, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (puntilla), чтобы не доставлять животному лишних мучений. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего она передается мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом продается.


6. Жертвы

За 19-20 века в Испании во время боев погибли 63 матадоры, в частности известные Пепе-Ильо, Хосе Гомес Ортега по прозвищу Хоселито ( 1895 - 1920) и Манолете (Мануэль Родригес, 1917 - 1947, всего он получил за карьеру 30 раненых), а также 350 бандерильеро, пикадоров, помощников и церемониймейстер. В мадридской арены Лас-Вентас воздвигнуты памятники погибшим матадора, а также открывателю пенициллина Александру Флемингу от благодарных тореро (после введения антибиотиков смертность резко сократилась). Ранения, в частности серьезные, весьма часты. Чаще всего ранения наносятся в бедро, пах, мошонку, брюшную полость, реже - в грудную клетку и шею.

С другой стороны, в Испании, Франции и Португалии ежегодно проводится порядка 6 тыс. коррид и новильяд, на которых погибает соответственно около 30 тыс. быков. Также большой травматизм среди лошадей пикадоров, которые еще в начале XX века считались заранее обреченными на смерть.


7. Награды быка и тореро

Иногда, если бык проявляет особую смелость и публика просит об этом президента арены, то после того, как быка убьют, его тушу провозят ареной по кругу (vuelta), и зрители ему аплодируют. Если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, то он может дарить быку "прощение". В этом случае убийство быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Обычно бык после этого становится племенным (semental). Однако бык убил матадора, подлежит смерти в любом случае.

Матадору, который показал выдающееся искусство, присуждаются трофеи. Они идут в следующей очередности: с согласия публики матадор может сделать круг почета по арене. Если большая часть публики просит президента, обычно размахивая белыми платками, он присуждает одно ухо (una oreja). Если и публика, и президент, считают выступление отличным, он может присудить два уха (dos orejas). Если он считает выступление выдающимся, он может присудить два уха и хвост (dos orejas в rabo), которые также называются "высшими наградами" (los m?ximos trofeos). Трофеи срезаются с мертвого быка и отдаются матадору или новильеро, который затем осуществляет один или несколько кругов почета по арене. Если он получил хотя бы два уха в течение всего боя быков, он заслуживает право быть вынесенным с арены на плечах публики (salida en hombros).

С другой стороны, публика может высказать и неодобрение в форме молчания, свиста и выбрасывания на арену подушек, на которых зрители сидят на каменных или бетонных ярусах арены. Впрочем, выброс на арену подушек может означать только невоспитанность некоторых зрителей.


8. Место корриды в культуре

Гравюра Ф.Гойи из цикла "тавромахии"

Коррида считается одним из воплощений испанского национального духа. Другое название корриды - "национальный праздник" (la fiesta nacional). Бык вообще (особенно - его характерное изображение в виде силуэта, известное по рекламе бренда "Осборн", установленной вдоль автодорог страны) рассматривается как один из символов страны и даже неформально помещается на флаг Испании вместо герба.

В драматургии 16-17 веков, в частности в Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, часто фигурирует раненый герой или герой, только что победил быка.

Тавромахии и тесно связанная с ней тема смерти занимает большое место в творчестве испанских художников (множество работ Гойя - проводятся даже особые "корриды в стиле Гойя" Пикассо), писателей, поэтов ( Лорка), кинематографистов ( Альмодовар и другие). Сюжет корриды также встречается в произведениях французов Мериме, Бизе, Э. Мане. Американец Эрнест Гемингуей был ценителем и поклонником корриды и написал исследование о ней "Смерть в полдень". В настоящее время [ Когда? ] коррида активно используется в образах, создаваемых в рамках поп-культуры.

Коррида (или другое зрелище с участием быков) - обязательный элемент программы любых городских и даже многих сельских праздников. В каждом городе существует несколько клубов любителей корриды (по-испански - "pe?a taurina"), имеющих свою униформу и любительский оркестр (который выступает на корриде, играя традиционный пасодобль - жанр, сформировавшийся благодаря корриде).

Вместе с тем, в целом зрелище постепенно теряет популярность. Молодые, более европеизированные испанцы воспринимают его как приманку для туристов (в курортных областях туристы действительно составляют большинство посетителей арен) и предпочитают "более цивилизованным" формам досуга. Для них коррида скорее не неотъемлемая часть национальной культуры, а международный бренд Испании, подразумевает "горячую кровь" и "дикий нрав", что, конечно же, не соответствует образу современной европейской страны.


9. Борьба защитников животных за запрет корриды

Активисты-противники боев быков проводят различные акции перед крупными фериями в Испании, а также противостоят (иногда удачно) организации корриды за пределами традиционного ареала ее распространения. Особенно известны выступления организации "Люди за этическое отношение к животным" (ПЕТА).

В Испании коррида больше не проводится на Канарских островах (хотя бои петухов, являющихся частью местных традиций, там продолжаются). В 2005 году Барселона была объявлена ​​"городом, свободным от корриды" ( каталонские националисты приветствовали этот шаг, выступая одновременно за сохранение каталонских национальных забегов с участием быков), однако силы закона это заявление не получила (вследствие того, что вопрос корриды относятся к ведению центрального правительства) и корриды в Барселоне по-прежнему проводятся регулярно.

К победам защитников прав животных можно отнести замену настоящих быков на деревянные муляжи в ходе народной забавы "Огненные быки" (см. ниже). Однако это продиктовано скорее требованиями безопасности зрителей и участников действа. Также запрещены некоторые жестокие народные формы тавромахии, не относящиеся непосредственно к корриде.


9.1. Аргументы против корриды

С точки зрения ее противников, коррида - варварский пережиток Средневековья, жестокое убийство животного на потеху кровей толпы. Никакой практической пользы от зрелища нет, оно только разжигает животные инстинкты. Не может идти речи о честном поединке - бык заранее поставлен в невыгодные условия и обречен на смерть. Испанские противники корриды также аргументируют свою позицию тем, что бой быков несовместим с имиджем Испании как развитой цивилизованной страны (которым испанцы очень дорожат). Они стремятся показать корриду как элемент ретроградной реакции, используя как доказательство популярность и расцвет "национального праздника" в годы режима Франко.


9.2. Аргументы за корриду

С точки зрения ее сторонников, коррида - не только неотъемлемая часть испанского культурного наследия и национальной идентичности, но и красивое искусство, вроде балета (словарь Королевской Академии наук Испании определяет тавромахии как искусство). Зрители приходят смотреть не на муки быка, а на мастерство и храбрость тореро. Страдания быка не превосходят того, испытывающих много домашних животных, однако бык, в отличие от них, погибает с достоинством и в случае проявления исключительной смелости может быть прощен и остаться в живых.

Конечно, опытный тореро, знающий привычки быка, имеет над ним преимущество. Однако это животное настолько опасна, что непрофессионал против нее не выстоит, да и матадоры регулярно получают опасные ранения (смертельные случаи ранее были распространены, но сейчас очень редки благодаря достижениям медицины). Только коррида помогла сохранить боевого быка как уникальную породу, ближайшую к древнему тура.


10. Другие формы корриды и подобных зрелищ

Кроме пешей и конной корриды со взрослыми и молодыми быками, в Испании есть и другие популярные зрелища с участием быков: прогон быков (в различных вариантах, в том числе по городу - это называется энсьерро и часто является "предисловием" к корриде, например в Памплоне, при этом желающие могут бежать перед быками), "огненные быки" (к быку, сейчас обычно муляжа, прикрепляются фейерверки и петарды, и он преследует празднующих), "ченных" ( демонстрация приемов, иногда акробатических, непрофессионалами без оружия, проводятся национальные конкурсы). Также существует комическая коррида (например, "пожарник-тореро") с участием клоунов и карликов, обычно без убийства быка.


11. Коррида за пределами Испании

Римский амфитеатр в Ними, что используется как арена для боя быков

11.1. Франция

На юге Франции, в Провансе и Лангедока широко распространена коррида по испанским правилам (главные арены - Нем и Арль). Кроме этого, существуют традиционные народные формы тавромахии, подобные испанских: в Камарго после забега быков (энсьерро) проводятся конкурсы raseteurs (аналогичные испанским "ченных"), в которых raseteurs, не причиняя травм самому животному, стремятся сорвать с его рогов кокарды и ленты специальным инструментом. Чем дольше они находятся на рогах быка, тем больше их стоимость.

Другая разновидность французской тавромахии - course landaise с коровами, где одни участники придерживают корову, а другие перепрыгивают через нее (правила зависят от местности).


11.2. Латинская Америка

Среди стран Латинской Америки коррида по испанским канонам распространена в Мексике (арена в Мехико - не только крупнейшая в мире, но и одна из самых престижных, на одном уровне с испанскими аренами первой категории), Колумбии, Перу, Эквадоре Венесуэле, Панаме и Боливии. На Кубе проводятся отдельные корриды иностранных мастеров, но к собственно кубинских традиций тавромахии не относится. В Бразилии проводится "торада" португальского образца.

В латиноамериканских странах расположено несколько "ганадерий" (фермы, где выращиваются боевые быки), там проходят важные Фери (главные - в Мехико (Мексика), Кито (Эквадор), Манисалес, Кали (Колумбия), Мериде, Сан-Кристобале (Венесуэла) Лиме (Перу)). Эти страны, особенно Мексика, является родиной многих выдающихся тореро.

В ряде случаев обычаи корриды в Латинской Америке несколько отличаются от испанских. Например, в Мексике матадор делает "круг почета" по арене в направлении, противоположном тому, в котором это делается в Испании. В целом тавромахии менее укоренена в Новом Свете, чем на Пиренейском полуострове, и иногда воспринимается как наследие европейских завоевателей.


11.3. Португалия

Кабалейры
Основная статья: Торада

Португальский вариация боя с быком, так называемая "торада" (tourada), значительно отличается от испанского. С 17 века на ней не убивают быка (однако коррида испанского типа с убийством животного может проводиться в приграничных с Испанией областях). Хотя в торади часто участвуют и пешие матадоры (которые проводят с быком те же действия, что и в Испании, за исключением его убийства), классический португальский бой быков включает конную часть (главный участник - всадник-Кабалейры) и часть, в которой восемь невооруженных "форкадос" (слово имеет два перевода - "вилы" и "разбойник") усмиряют и уводят быка.


11.4. Другие страны

Бои быков по португальскому образцу и без причинения травм животному регулярно проводятся в Калифорнии. В таких странах, как Филиппины, КНР и некоторых других (например Армения), время от времени проводятся бои быков с участием иностранных тореро. Хотя во многих странах действуют клубы любителей корриды, большинство зрителей неспособна надлежащим образом оценить работу матадора и его квадрильи, в связи с чем проведение коррид в странах, не имеющих традиций тавромахии, не всегда оправдано.