Космическая опера

"Космоопера" (или "космическая опера", англ. space opera ) - Один из жанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие произведений происходит в космическом пространстве и / или на других планетах (в Солнечной системе или за ее пределами) в условном (обычно экзотическом) антураже; персонажи подчеркнуто героические, а масштабы их деяний ограничены лишь фантазией авторов. Для космооперы характерен описание масштабных событий, как правило войн. Иногда именно эти события и является основой сюжета, иногда они являются лишь фоном сюжетной линии.


1. История жанра

В 1941 году американский писатель и критик Уилсон Таккер поименовал космооперою убогую псевдонаучную фантастику. Этим ярлыком Таккер четко противопоставил технологическую и социально-психологическую научную фантастику того времени - фантастике примитивной действия. Термин родился в Таккера по аналогии с "мыльной оперой" (мелодрамами для домохозяек) и "лошадиной оперой" (сериальными подростковыми вестернами).

В связи с тем, что Таккер предложил термин для явления, уже сложившееся на тот момент, невозможно однозначно установить "родоначальников" "космической оперы". Формально ими можно считать любых авторов, вклад которых в фантастику о космических путешествиях бесспорный. При этом термин "космическая опера" оказывается одинаково применимым к произведениям достаточно широкого жанрового диапазона - например, "марсианские" романы Берроуза из цикла о Джоне Картере, научно-фантастические "галактические" романы Е. Е. "Дока" Смита из циклов "Космический Жаворонок "и" Ленсмен "; романы Эдмонда Гамильтона о масштабных космические катастрофы, за которые его прозвали" Разрушителем миров "или" Спасителем миров "; космические вестерны, ставшие фирменным жанром журнала" Astounding "в первые годы его существования; газетные комиксы о Флеша Гордона и Бака Роджерса и сняты на их основе киносериала - и так далее. Наиболее ранним произведением, отвечал "канонам" жанра, можно считать роман Гаррета Севисса "Завоевание Марса" ( 1898).


1.1. 40-е годы ХХ в.

Первое Большое Век космической оперы - время формирования стереотипов и шаблонов жанра. Предвестник - конечно, марсианский цикл Эдгара Райса Берроуза. Но основателем космооперы считается американец Эдвард Элмер "Док" Смит с романом "Космический жаворонок" ( 1928), открывший серию о приключениях экипажа одноименного звездолета. Рассказы Эдмонда Гамильтона о Межзвездный патруль, цикл Джека Уильямсона о Космический легион - вот отправные точки классической космооперы, чей расцвет продолжался вплоть до 1950 -х.

Характерной особенностью "космической оперы" этого периода является сочетание футуристических и архаических элементов антуража - например, космические корабли и поединки на мечах, ядерные технологии и феодальная социальная структура и т.д.. Неприемлемо с точки зрения канонов "строгой" фантастики, такое свободное сочетание анахроничных реалий в то же время способствовало развитию художественной свободы в фантастике и впоследствии регулярно применялось даже наиболее значительными авторами фантастических произведений ( Урсула Ле Гуин, Джин Вулф, Сэмюэл Дилэни, Фрэнк Герберт), что со временем сделало жанр "космической оперы" гораздо респектабельным. В этот же период очевидные условности жанра язвительно спародировали в целом ряде произведений - в частности в романе Гарри Гаррисона "Билл - герой Галактики".

В классической космооперы этого периода есть ряд признаков. Действие обычно происходит в далеком будущем, когда человечество колонизировали Галактику. Есть несколько галактических империй, которые враждебно относятся друг к другу. Среди массы инопланетных рас много гуманоидов, практически идентичных людям. Почти все планеты пригодны для проживания человека. Авторы классического периода отрицают (сознательно или неведением) эффект замедления времени, основанный на теории относительности. Поэтому космос бороздят звездолеты с гипер-или субпросторовимы двигателями, позволяющие почти мгновенно перелетать от звезды к звезде. Возможна также наличие мижпросторових тоннелей. Научность писателей ранней космооперы интересовала мало. В центре их внимания - приключения, интриги и войны. Жители далеких миров по психологии и мотивацией поступков почти не отличались от современников. В общем, ранняя космическая опера - отражение тревожного мира в зеркале звездной фантастики.


1.2. 60-е - 70-е годы ХХ ст.

"Star Trek" - самый сериал в жанре космоопера

Однако с середины 60-х космооперою стали называть просто традиционную приключенческую НФ, действие которой происходило в космосе или на других планетах. Этот период - время расцвета и превращения жанра. Отличительная черта этого времени - соединение традиций классической космооперы с серьезной ?твердой? НФ.

Значительный вклад в превращение космооперы внесла Ли Бреккет, жена Эдмонда Гамильтона, взяв за основу марсианский цикл Берроуза и героическое фэнтези Р. Говарда.

В пятидесятых-шестидесятых на передний край космооперы выдвигаются такие яркие мастера, как Альфред Ван Вогт, Лайон Спрэг де Камп, Джеймс Шмиц, Мюррей Лейнстер, Джек Вэнс, Роберт Хайнлайн, Бим Пайпер, Гордон Диксон. А масштабные космические саги "Создание" Айзека Азимова и "Дюна" Фрэнка Герберта окончательно порвали со стереотипами классической космооперы.

Впрочем, решающее воздействие на отношение публики к космооперы предоставила не книга, а фильм - точнее, телесериал. Это был придуман Джином Роденберри "Звездный путь". Более того, "Star Trek" стал одним из фирменных брендов западной цивилизации.

С конца шестидесятых космоопера очень распространилась. На сцену выходят непохожие на предшественников и друг на друга Урсула Ле Гуин, Кордвайнер Смит, Ларри Нивен, Сэмюэл Дилэни, Брайан Олдисс, Джеймс Типтри-младший, Фредерик Пол.

В первой половине семидесятых захвата космооперою немного пошло на убыль. В умах и душах фанатов научной фантастики безраздельно царствует "новая волна". Ее апостолы Майкл Муркок и Джеймс Баллард объявляют космооперу хламом, который скорее нужно выбросить на свалку.

Появление "Звездных войн" Джорджа Лукаса ( 1977) вновь привлекает внимание читателей к этому жанру. Популярность жанра стремительно растет. В конце семидесятых успехом пользуются нестандартные космические приключения Джона Варли, Джорджа Мартина, Дэвида Брина, Грегори Бенфорда, Майка Резника.


1.3. 90-е годы и современность

С конца восьмидесятых до наших дней началась новая волна развития жанра. Главные черты современной космооперы - очередной качественный скачок в содержании произведений и их удивительная жанровое разнообразие.

Самые известные произведения жанра - циклы "Гиперион" Дэна Симмонса и "Культура" Иена Бэнкса, романы "Игра Эндер" и "Голос тех, кого нет" Орсона Скотта Карда. Массовой популярностью пользуются книги Вернор Виндж, Кэролайн Дж. Черри, Питера Гамильтона, Пола Маккоули, Дэвида Зинделла, Грега Бира, Стивена Дональдсона, Джона Барнса, Чарльза Шеффилда, Алистера Рейнольдса и др..

Обычной становится сплав космической оперы с Киберпанк, антиутопией, био-, эко-и пси- фантастикой, детективом, даже мистикой и фэнтези. Популярные романы, которые детально описывают стратегию и тактику вооруженных конфликтов (военная космоопера Дэвида Вебера и Джона Ринго). В авантюрно-психологической космоопери Лоис Буджолд и Джулии Чернеды особое внимание уделено внутреннему миру персонажей. Романтическая космоопера Кэтрин Азаро исследует любовные переживания героев. Монументальный космический эпос Джона Райта написан на грани фантастики и интеллектуальной прозы. Даже коммерческая космоопера отличается нелинейным сюжетом - например, "Стэн" Алана Коула и Криса Банч.


1.4. Советская космоопера

По традиции космооперою в советские времена называли примитивно-шаблонные фантастические боевики. Показательный высказывание известного советского критика и фантаста Георгия Гуревича, датированный 1969 год: "... в поисках сокровищ по планетам носились стаи авантюристов, подавляя и рубя толпы аборигенов, всяких десятиногих уродов с глазами, как у насекомых. За условностью, неправдоподобнистю и театральностью обстановки фантастика этого типа и получила ироническое наименование "космической оперы" ... Но, пошумившы, "космическая опера" сошла со сцены и сейчас доживает век в комиксах, став развлечением двенадцатилетних мальчиков. "Сейчас утверждение уважаемого критика вызывает лишь ироническую улыбку.

В СССР данный поджанр НФ появился еще в 20-е годы - "Аэлита" Алексея Толстого и "Горящие бездны" Николая Муханова (не причисляя несколько произведений написанных лично Циолковским в духе утопии). Затем "космическая опера" как направление возродилась в 1960-х годах. Первым после длительного перерыва советским произведением этого жанра можно считать эпическую трилогию Сергея Снегова "Люди как боги" (отдельное издание - 1970). Следующим заметным произведением, сознательно написанным в традициях "космической оперы", стала повесть Ольги Ларионовой "Чакра Кентавра" ( 1988).


1.5. Украинский космоопера

В украинской литературе жанр космооперы сих пор мало развит. Из известных произведений можно назвать "Пути титанов" Олеся Бердника

2. Космоопера в других жанрах культуры

Аниме "Crest of the Stars"

2.1. Космоопера в аниме

  • Макросс (超 時空 要塞 マクロス, Chojiku yosai Macross)
  • Легенда о героях Галактики (银河英雄伝説, Ginga Eiyu Densetsu)
  • "Seikai no Saga"
    • "Crest of the Stars"
    • "Banner of the Stars"
  • "Irresponsible Captain Tylor"
  • Космический линкор Ямато (宇宙 戦艦 ヤマト, Space Battleship Yamato) и другие аниме по мотивам манги Мацумото Лейдзи

2.2. Кино в жанре космоопера

2.3. Сериалы

2.4. Компьютерные игры