Надо Знать

добавить знаний



Космология



План:


Введение

Представления древних вавилонцев о Вселенной
Представления древних египтян о Вселенной
Представления древних индийцев о Вселенной
Представления древних греков о Вселенной

Космология ( греч. κοσμολογία от греч. κόσμος - "Вселенная" и греч. λογια - "Учение") - учение о Вселенная в целом и о месте человечества в нем. Несмотря на давность самого учения, термин "космология" был впервые введен философом Кристианом Вольфом ( нем. Christian Wolff ) Только в 1730 году - и в настоящее время используется в физике, философии, Эзотеризм и религии.


1. Освещение космологических воззрений в украинской философии

Украинская школа философии опирается на советскую школу, хотя состояние гуманитарных наук в СССР был не на высшем уровне. Это объяснялось несимметричным отношением советской верхушки в естественных и гуманитарных наук, не в пользу других. В результате гуманитарные науки стали заложниками политической пропаганды, основанной на взглядах вождей революции Владимира Ленина, Карла Маркса и Фридриха Энгельса, выполняя при этом чисто пассивную роль и не имея достаточных условий для самостоятельного развития.

Распад СССР сопровождался социальными потрясениями - и кардинально повлиял на состояние гуманитарных наук в уже независимой Украине. Как прямое следствие, освещение большого ряда новейших исследований в области философии и связанной с ней терминологии, которые до сих пор развивались в странах Европы и Америки, в украинской философии конца 20-го и начала 21-го столетий остался неудовлетворительным. Как пример можно привести ощутимый недостаток внимания к космологических воззрений в религии, метафизике и эзотеризм, - как и вообще к этим отраслям. В этот период украинской философии, практически вся новейшая космология была сведена к достижениям физической космологии, что и отражено в философских словарях эпохи.


2. Прикладные направления

В настоящее время различают четыре основных учения о Вселенной, которые различаются между собой способами и методами получения знаний :

  • Частью мировоззренческой философии является метафизическая космология, которая предусматривает использование человеческого сознания для формирования интуитивно выводов о природе Вселенной, человека и Бога и / или их взаимосвязей между собой основанных на расширенные некоторого набора предположений заимствованных из духовного опыта и / или наблюдений.
  • Космология является важным истоком веры в религии и мифологии, которые пытаются объяснить бытие и природу действительности. В некоторых случаях, представление о создании ( космогония) и разрушения ( эсхатология) Вселенной играют центральную роль в формировании структуры религиозной космологии, целью которой является понять роль человеческого общества во Вселенной.
  • На противоречии между религией и философией возникла эзотерическая космология - отличная от религиозной космологии меньшей зависимостью от традиций и уверенностью в интеллекте а не вере, и отличной от метафизической космологии в ее акценте на духовности как базовом понятии.

2.1. Физическая космология

Физическая космология - подразделение астрономии, исследующий физическое происхождение Вселенной и ее природу в самых масштабах. На раннем этапе своего развития, физическая космология была тем, что сейчас известно как исследование небосклона и небесная механика. Греческие философы Аристарх Самосский, Аристотель и Птолемей предложили различные космологические теории [1]. В частности геоцентрическая система Птолемея, которая изначально была построена на космологической модели Аристотеля, а затем приобрела самостоятельное значение, долгое время служила для расчета и объяснение видимых движений светил на небосклоне. Впоследствии, Николай Коперник предложил значительно более простую для расчетов и мысленного воспроизведения гелиоцентрическую модель солнечной системы [2], которая в то время утотожнювалась с моделью Вселенной. Иоганн Кеплер, операючись на наблюдение Тихо Браге [3], совершил качественный матиматичний описание этой модели [4]. Наряду с этим Галилей доказал ее правильность на основе собственных наблюдений и научных методов исследований, которые сам тогда впервые сформолював [5]. Работы Галилея начали противостояние стремительно растущей физической космологии, которая в то время была зародышем науки, с религиозной космологией расширенной за счет космологических воззрений Аристотеля что к движению светил на небосклоне [6]. Следствием такого противостояния стал пересмотр сторонниками религиозной космологии некоторых ее категорических утверждений и выводов сделанных на основе учений Аристотеля, в то время как физическая космология нашла свое продолжение в работах Исаака Ньютона [7], который совершил создания этой модели формулировкой законов механики [8] и вивиденням закона тяготения [9]. После открытия зрение и отождествление их с Солнцем, а также после открытия нашей Галактики и большого количества других галактик в самых участках пространства доступных наблюдениям, модель Солнечной системы утратила значение модели Вселенной. Создание новой модели Вселенной было начато из гипотезы о распространенности законов механики и всех других законов природы, открытых в Солнечной системе, на все участки пространства и тела в нем. Базой такой гипотезе служили выводы теории Ньютона о распространенности законов механики на все тела Солнечной системы. Распространенность законов механики и некоторых других законов природы (в частности законов квантовой механики, которую можно считать пигрунтям химии, законов термодинамики, электромагнетизма и т.д.) на удаленные объекты космоса с развитием Наблюдательного астрономии неоднократно проверялась и подтверждалась в явной и неявной форме в работах многочисленных астрономов.

Ощутимый толчок в направлении развития физическая космология получила после создания специальной и общей теории относительности Альбертом Эйнштейном [10]. В специальной теории относительности нашли свое математическое отражение революционные в то время изменения во взглядах на пространство и время, которые естественно возникли при попытках объяснить независимость скорости света от движения наблюдателя относительно источника, установленную в экспериментах Хука и Физо и, более точно, в эксперименте Майкельсона-Морли. Согласно этим взглядам, пространство и время не являются абсолютными, независимыми друг от друга, а зависят от движения наблюдателей которые их измеряют. Следующим важным этапом для развития физической космологии стала гипотеза Эйнштейна о связи геометрических характеристик пространства-времени и энергетических характеристик материи - энергии и импульса. Эта гипотеза явно или неявно лежит в основе всех созданных в наше время теорий гравитационного поля, среди которых пальму первенства и ведущее место по применению занимает общая теория относительности Эйнштейна, построенная на основе римановой геометрии четырехмерного пространства-времени ( пространство Минковского). Фридман нашел решения уравнений общей теории относительности Эйнштейна для однородного и изотропного распределения вещества во Вселенной, соответствует реальному распределению вещества в крупнейших доступных для наблюдения масштабах, и показал, что Вселенная не является стационарным - средняя плотность изменяется со временем. Эдвин Хаббл подтвердил такую ​​нестационарность установив зависимость между смещением спектров далеких галактик (вследствие эффекта Доплера) и расстоянием до них. Впоследствии, рядом ученых, в частности американским физиком из Украины Георгием Гамовым, был предложен сценарий горячей Вселенной - феноменологический описание его развития. Этот сценарий был неожиданно подтвержден открытием реликтового излучения, оставшегося от горячей эпохи. Существование такого излучения было предсказано Георгием Гамовым.

После создания инфляционной модели Аланом Гутом, стало возможным объяснить механизм Большого Взрыва и некоторые характеристики Вселенной, среди которых - зависимость усредненной по всем пространстве амплитуды неоднородностей плотности от их масштаба. Кульминацией развития физической космологии, стало открытие неоднородного распределения температуры остаточного излучения по угловым координатам в спутниковое эксперименте COBE и, более точно, в эксперименте WMAP. Наличие таких неоднородностей предусматривалась созданной теорией. На сегодняшний момент космология достаточно успешно объясняет развитие Вселенной с момента Большого Взрыва до сегодняшних дней, количественно описывать все его характеристики, и является наукой стремительно развивается.


2.2. Метафизическая космология

В философии и метафизике, космология имеет дело с Вселенной, который, по определению, охватывает весь пространство, время и все явления. Исторически, космология имела достаточно широкие границы, и в большинстве случаев была основана на религии. Древние греки не делали различия между таким его применением и их модели космоса. Однако, в современном применении метафизическая космология занимается проблемами Вселенной, которые лежат вне возможностей науки (физической космологии). Отличие метафизической космологии от религиозной космологии заключается в том, что первая приближается к этим вопросам используя философские методы (такие как диалектика и т.д.). Современная метафизическая космология пытается решить такие вопросы, как:

  • Каково происхождение Вселенной? Какова его первопричина? Его существование необходимо? (См. монизм, пантеизм, еманатионизм и креационизм);
  • Какие окончательные материальные компоненты Вселенной? (См. механизм, динамизм, гиломорфизм, атомизм)
  • Какова конечная причина для существования Вселенной? Вселенная имеет цель? (См. теология)

2.3. Религиозная космология

Большинство религиозных миров основаны на вере, которая объясняет происхождение Вселенной и жизни. Часто они основаны на библейских учениях и имеют вид догматической веры, однако в некоторых случаях могут быть расширены с помощью философских и метафизических аргументов. В некоторых верах, Вселенная создан действием Бог-бога/богив, который / которые также ответственный / и за создание человечества (см. креационизм). В большинстве случаев, религиозная космология также предусматривает конец Вселенной путем отдельного божьей действия или после начального божьего помысла.

  • И Христианство и Иудаизм полагаются на рассказы Пророков как на библейскую основу религиозной космологии. и Тзимтзум (Tzimtzum).
  • Ислам возлагается на изучение Корана как основного источника для объяснения религиозной космологии. См.. Исламская космология и The Quran and Cosmology.
  • Некоторые сторонники Буддизма, Индуизма) и Джайнизма считают, что Вселенная проходит через бесконечные циклы создания и разрушения, при этом каждый цикл длится триллионов лет (например, в индуизме цикл длится 331 триллионов лет, что составляет продолжительность жизни Брамы), и имеет многочисленные подциклы местного создания и разрушения (в индуизме, как пример, день Брамы длится 4.32 миллиарды лет). Ведическое (индусское) видение мира базируется на истинном божественном принципе самопроектирования как божественном слове, а 'рождения' Вселенной произошло от монистического Hiranyagarbha или Золотой Матки.
  • Сложная смесь родных Ведику богов, духов и демонов, надставлених над божествами индуизма и буддизма, их верованиями и традициями, является ключом к шри-ланкийской космологии.

Некоторые религии воспринимают открытия сделаны в рамках физической космологии, особенно большой взрыв. Так, римская католическая церковь рассматривает это как философскую предложение первопричины. Другие пытались использовать методологию науки, чтобы защитить взгляды собственных религиозных космологов, такие как интеллектуальный намерение или креационистскую космологию.


2.4. Эзотерическая космология

Большинство эзотерических и оккультных учений содержат довольно сложную космологию. Они составляют карту Вселенной и состояний существования и сознания согласно мировоззренческих взглядов этой специфической доктрины. Эта космология покрывает множество проблем, которые рассматриваются в религиозной и философской космология, в частности такие как происхождение, цель и судьбу Вселенной и сознания и природе существования. Поэтому достаточно трудно отличить где конец религии или философии и начало эзотеризма и / или оккультизма.

Общие темы, к которым обращаются в эзотерической космологии - эманация, запутанность, эволюция, эпигенезиса, грани существования, иерархия божественного существования, космические циклы (такие как космический год, Юга), йогические или духовные дисциплины, и ссылки на измененные состояния сознания.

Примеры эзотерической космологии можно найти в частности в: Гностицизм, Книга Урантия, Тантра (включая Кашмир Шайвизм), Каббала, Суфизм, Сурат шабда Йога, Теософия, Антропософия, Четвертый Путь, Рассекречивание космо-концепций, Бог говорит, и тому подобное.



Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам