Костел и монастырь бернардинцев (Львов)

Гравюра комплекса Карла Ауэра. 1830-1840-е годы XIX в.
Показать комплекса бернардинцев с Ратуши

Комплекс монастыря и костела бернардинцев (бернардинский монастырь) - историко-архитектурный памятник, находящийся в Львове на площади Соборной, 3-А.

Помещение монастыря теперь принадлежит Центральному государственному историческому архиву во Львове, а храм святого Андрея Первозванного передан Украинской греко-католической церкви. Храм обслуживают священники Василианского Ордена.


1. Оборонный монастырь

На месте современной постройки деревянный монастырь был построен еще в XV веке. Упоминание о первой деревянную, Бернардинской церкви находим в 1460 году. Деньги на начало строительства пожертвовал львовский староста Анджей Одровонж со Спровы. Также финансировали строительство Ежи Мнишек, Станислав Жолкевский и Ян Замойский.

Монастырь бернардинцев долгое время был внешним форпостом системы укреплений Львова. Выполнять эту оборонительную функцию ему позволяли собственные системы укреплений и, в случае необходимости, он защищал фланговым огнем восточные границы города. В этой системе городских фортификаций, в которую он входил, был расположен между Галицкой воротами и Королевским бастионом. На сегодняшнее время сохранилась только восточная стена укреплений и Глинянская башня - со стороны площади Мытной. В 1618 году в башне пробили ворота, но по соображениям безопасности города их заложили в 1620 г. Восстановили проход только в XX веке.

В 1600 - 1630-х годах вместе с устройством костела св. Андрея, встали и кельи монастыря. Его возводили к северу от костела. Старая же деревянная церковь, осталась на юге. Монастырь окружили каменными стенами с бойницами и башней. К ним пристроены хозяйственные постройки - кузница, конюшня и другие. Вокруг монастыря когда-то также находился кладбище. В частности, в 1484 году был похоронен святого Яна из Дукли.

Под стенами монастыря со стороны улице Валовой в 2000-х годах возник так называемый "Бернарденгарден" - сад бернардинцев. В нем, и на территории улицы, "Музей Идей" и другие организации проводят художественные акции. Самыми известными мероприятиями являются летний "Кинолев" и зимне-весенне-осенний "Львов - столица ремесел". Сам "Музей идей" поселился в части подвалов монастыря, где теперь проводит различные выставки и презентации.

27 декабря 2007 года, в помещении одной из келий найдено фрески ориентировочно конца XVII - начале XVIII веков. По заключению специалистов, фрески имеют иконографические и историческую ценность. Сама келья является единственной известной на территории Западной Украины келлии с росписью. [1] В январе 2008 года начались подготовительные работы по восстановлению фрески. Предполагается несколько этапов работ - расчистка, реставрацию, законсервування и тогда до экспонирования росписи. [2]

2012 года проведен международный конкурс проектов реконструкции двор монастыря. На рассмотрение жюри поступили 160 проектов. Победу одержал проект венгерских архитекторов Петера Сабо, Евы Дери-Папп, Андраша Газдага, Тамаша Карачоного. В течение 3 недель проекты экспонируются на площади Рынок, 10. [3]


1.1. Архив

Вход в архив и часть сооружения

1784 года Австрийская власть основала в кельях монастыря "Архив городских и земских актов города Львова". Архив содержит документы периода Галицко-Волынского княжества, фонды центральных учреждений и организаций старопольского периода ( XIV - XVII в.), австро-венгерского ( 1772 - 1918) и русского ( 1914 - 1915) господство в Галиции, Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики ( 1917 - 1918), Польше межвоенного периода ( 1918 - 1939), а также небольшие группы документов советского периода (1939-1941) и немецкой оккупации (1941-1944).

Древнейшие документы архива представлены коллекцией пергаментных грамот 1176 - 1800 лет. Среди этих пергаментных документов - межгосударственные соглашения (в частности, Брестская уния 1596), папские буллы, привилегии королей, князей, воевод и старост, которые были предоставлены городам, селам, церкви, костелы, монастыри, синагогам и цехам, а также поместные соглашения. В коллекции находятся и грамоты, касающиеся Франции, Италии, Молдовы, Валахии, Германии, Венгрии и других государств - всего тринадцатью языками.

Современный Центральный государственный исторический архив во Львове является одним из крупнейших архивов Центрально-Восточной Европы и крупнейшим в Украина. [4]


2. Костел святого Андрея

Церковь св. Андрея и колокольня (справа) ночью
Щит-фронтон костела
Интерьер храма. Современный вид

Костел-базилика в стиле итальянского (с примесями немецкого) ренессанса сводили с 1600 по 1630-е годы на месте ее деревянного предшественника из XV века. Автором плана строительства является монах Бернард Авелидес (Авеллид). Архитектором был итальянец Павел Римлянин. В фасаде костела четко прослеживается его творческий почерк - привычный для него ренессанс. Костел построен из тесаного камня [5] в виде трехнефный базилики с удлиненными хорами и граненой апсидой. Длина храма 57,5 ​​м, а высота 22 м.

Однако Павлу Римлянину не удалось довести до конца строительство - он умер в 1618 году. Говорят, что польскому королю Сигизмунду ИИИ, что осматривал строительство, замысел Павла Римлянина показался слишком скромным. Поэтому ученик и преемник выдающегося архитектора швейцарец Амвросий Благосклонный строил сооружение иначе. Ему принадлежит щит-фронтон усложненной и причудливой формы. Саму сооружение Амвросий Благосклонный строил в стиле немецко-нидерландского маньеризма.

Третий ярус надстраивал Андреас Бемер, Вроцлавский скульптор и архитектор. Скорее всего, ему же принадлежит и 38-метровая башня костела. На ней в 1753 году был установлен часы с боем, для которого мастер Андрей Франк отлив специального колокола. Силуэт башни порезанный, сложный, характерно барочный, изящный и очень гармоничный.

Колокольня, находящийся вдоль костела, возвели только в 1734 году, однако скромность и простота этой двухэтажной, квадратной в плане, сооружения с шатровым навесом роднят ее с ренессансной архитектурой. Долгое время на колокольне висел колокол, отлитый в Львове 1588 года. В 1917 году его перенесли в Музея имени Яна III [6], чем спасли от переплавки для военных нужд Австро-Венгрии в Первой мировой войне.

Первая Служба Божья состоялась в 1611 году - 13 декабря, в день святого Андрея. Благодаря этому храм и получил свое название.

На фасаде можно увидеть статуи святых Ордена бернардинцев, а в нишах второго яруса - скульптурные изображения Божьей и апостолов Петра и Павла.

Интерьер храма был расписан в 1738 - 1740 годах Бенедиктом Мазуркевичем - монахом - Бернардино, который учился в Болонье у итальянского художника Джузеппе Карло Педретти. Сохранились семнадцать деревянных алтарей, выполненных в 1630 - 1640-х годах мастерами из Ярослава Фомой Гуддера и Конрадом Кутшенрайтером. Восстановленные в начале ХХ века резные скамьи во пресвитера выполнил в 1640 - 1644 годах мастер Павел из Быдгоще.

Пол храма сначала была из тесаного камня, а 1738 года переделанная на мрамор. Металлические двери выполнены в лучших традициях XVII века украинское кузнецами. Костел имеет орган в 1700 труб и 32 регистра, который был создан в XVIII веке мастером Каспарини с лужицких немцев.

Костел святого Андрея имел большой почет в шляхты. Военные походы на всегда начинались богослужением в костеле с освящением оружия. Так, например, и в 1604 году, когда Лжедмитрий I начал со Львова поход на Москву. Перед этим походом Лжедмитрий I принял в храме брак с Марией Мнишек.

При проведении реставрационных работ 1976 - 1977 лет была отреставрирована и полностью открыта стена монастыря вместе с Глинянской башней и воротами со стороны площади Мытной. "Культурные наслоения" подняли город выше и при реставрации пришлось стену откапывать, так как нижний слой из крупных серых камней был в земле. На протяжении стены сделали канал - имитацию крепостного рва, который летом время заполняется водой. Тогда же открыли ворота на Глинянского башни, заложенной еще в середине XVII века. Сейчас к ним ведет одно из ответвлений перехода.

В 1960-х годах напротив входа в башню стояли часы, сделанный из цветов, показывал достаточно точно, как на свою специфическое строение, время.

В сентябре-ноябре 2008 года состоялся ремонт площади перед церковью - было положено новые, широкие плиты. Также площадь огорожена столбиками, в дальнейшем сделает невозможным парковки перед храмом.


3. Криница

Криница

Криница сооружена 1620 года и расположен справа от главного входа в костел, или южнее сооружения в целом, в глубине двора. С этим колодцем связано несколько легенд и преданий.

Ротонда над колодцем, построенная 1761 года, выполнена в виде открытой арочной беседки, увенчанной куполом со скульптурой. В куполе сохранилась роспись на тему чудес святого Яна из Дукли. Сама достопримечательность была реставрирована в 1970-х годах.


4. Колонна

Современный вид колонны

В 1648 году в честь Яна из Дукли и в память о осаду войсками Хмельницкого поставили деревянную колонну. В 1736 году по проекту Михаила Северина Жевуского был сооружен столб, который сохранился до наших дней. Сделал колонну Томас Гуттер или Фабиан Фесингер. Ранее на колонне стояла скульптура святого - св. Ян стоял на коленях с руками, сложенными в молитве. Поскольку скульптура исчезла без вести после 1944 года, теперь колонну венчает декоративная ваза.

В самом костеле сейчас содержится часовня с надгробием св. Яна из Дукли, а в приделе - его образ, возникший здесь "от высокого религиозного чувства графини Софии Фредро" , матери митрополита Андрея Шептицкого.

В конце 2010 года началась реставрация колонны, которую приостановили из-за наступления морозов.


5. Освещение

Вид со стороны улицы Лычаковской

В начале января 2008 года, между Рождеством и Новым годом, элементы фасада церкви и боковая стена начали подсвечиваться разноцветным светом - красного, синего, белого, желтого и зеленого цвета, поочередно менялось. За несколько дней светился, однако "статически", уже весь фасад, включая скульптуры святых на первом уровне, Божьей матери и апостолов Петра и Павла на втором, а также центральный витраж. Еще через некоторое время подсветили колодец и ротонду, 17 января было подсвечена колокольня, а 18 - башню.

Работы проводились львовским представительством группы компаний "фьюжн" средствами меценатов, а на освещение храма использовали более 150 лампочек. Стоимость работ составила 750 тысяч гривен. Презентация освещения состоялась 24 января 2008 года. [7] С тех пор комплекс подсвечивается с наступлением темноты и до самого утра.


6. Эпитафии, цитаты

На стене храма вырезан рельеф с воином, который стоит на коленях и молится. Под изображением - надпись латинском : "Здесь лежит благородный Станислав с Вижиць Вижицкий, хорунжий киевский, вавельницький, тимбаркивський староста, полковник святой королевского величества, когда отважный воин, ныне смрад и червь. Прожил 66 лет. Отошел года Божьего 1680 5 день месяца июня" .

В интерьере храма сохранились несколько образов с историями о чудесных оздоровления. Каждая из них комментируемая латыни:

  • "Доченька светлой госпожа Балабановой, Старостин Теребовельский, утонув в реке и перестав дышать, выплыла и силой молитвы ожила. 1551" ;
  • "Агнесса, жена львовского гражданина, известного Матфея Стемберка, освобождается от эпилепсии";
  • "Сыну белзкого гражданина, Матия Спунофф Георгию, который через лихорадку онемел, возвращается здоровье и дар речи ";
  • "Габриэль, сын великого Вольфганга Бернарда Вольборнетта, львовского райцы, проболев, в течение двух лет, выздоровел. 1505" ;
  • "Вдова Анна, львовянка, болезни имея избыточную челюсть и помутневшего глаз, исцеляется. 1506" .

Цитаты богословов (их держат в руках ангелы):

  • "Кто раскаянием искупил грехи, получит вечный удел ангельского счастья. Св. Августин в "Монологах";
  • "Но поскольку Господь терпелив, покаемся в этом и слезно просим его прощение. Иудифи 8,14";
  • "Делайте плоды, достойные покаяния. Евангелие от Луки 3,8 ";
  • "Пусть вас не отпугивает от раскаяния суровость расплаты, ведь чем больше было грехов, тем больше милосердия будет [к вам]. Св. Бернар";
  • "Итак покайтесь и обратитесь, чтобы он смилостивился грехи ваши. Деяния апостолов 3,19 ";
  • "Хвали и хвалу повторяй, потому тончайшими засовами и несокрушимыми замками запертые ворота. Ни один враг не входит ни один друг не получается. Св. Бернар".

7. Легенды и интересные

Бернардины в лучах заходящего солнца
"Бернарденгарден". Художественная акция "Выставка тающих скульптур"
Фото башни монастыря и разобранных укреплений. Вид со стороны современной площади Мытной Начало ХХ в.
  • В течение 1650 - 1945 лет комплекс был расположен, варьируя в различных языках, на площади Бернардинской. [8]
  • С места, где в 1484 году похоронили святого Яна из Дукли, за год ударило целебный источник. Это было расценено как чудо, св. Яна перезахоронили, а на месте источника выкопали колодец.
  • При строительстве в начале XVII в. старый костел не выносила, а новый строили над ним, сводя будто шатер. Старый костел разобрали только после того, как завершили строительство.
  • 1641 года во Львове произошло необычное событие - уголовный суд обвинил в богохульстве монаха Альберта Вироземського, который, заключив с дьяволом сделку, отдал ему свою душу вместе с телом. В материалах судебного дела говорилось, что это "самый позорный человеческий поступок за всю историю города". Началось все с того, что Вироземський, намереваясь стать монахом, похитил у настоятеля монастыря печать и подделал документ, якобы он священником ордена и может давать брак, исповедовать, причащать и крестить детей. Фальшивый священнослужитель начал ездить по селам вокруг Львова, править службы и, конечно, зарабатывать себе деньги. Когда мошенника разоблачили, он сразу убежал из монастыря, но монахам-Бернардино удалось схватить и посадить в монастырской подземелья. Лавничий суд должен приговорить его к смертной казни. Желание жить в Альберта было настолько сильным, что он решил заключить цирограф, есть контракт с дьяволом о продаже души. Контракт был написан на стене тюремной камеры кровью : "Я своей кровью ставлю подпись и поддаюсь под власть князя Люцифера. Взамен за это прошу двадцать лет жизни, после чего он имеет право взять меня с душой и телом. Согласно этому контракту отрекаюсь Бога и Божьей и отдаюсь во власть всем дьяволам обязуюсь служить им и их прославлять, а они должны мне давать все, что я нуждаюсь. Прошу освободить меня из тюрьмы этой ночью. Этот контракт подписываю с Вегликом, который вынесет меня из тюрьмы ". Впоследствии на одном из судебных заседаний Вироземський подробно описал этого таинственного Веглика, посредника нечистым который выглядел молодым привлекательного парня и приходил к нему прямо сквозь стену камеры. Вироземського осмотрели и зафиксировали на его пальцы утра, с которой тот вытачивал кровь принадлежности. После длительного изучения этого дела суд признал Альберта Вироземського виновным в подделке документов и богохульстве. Приговор был однозначен - сожжение, следовательно надежду грешника на дьявола оказались напрасными. [9]
  • Согласно одной из легенд 1648 года, во время осады Львова войсками Богдана Хмельницкого, группа украинского сговорилась открыть гетману ворота города. Об этом узнали монахи. Заговорщики пригласили на в монастырь. Во время застолья их по одному начали вызывать во двор. Там подводили к колодцу и предлагали заглянуть в нее. Когда человек наклонялась, ее били топором по голове и бросали в колодец (позже рассказывали, что она была завалена трупами до самого верха). У тех, кто еще сидел за столом, закралось подозрение. Они вышли во двор и стали свидетелями ужасной расправы. Выхода не было, пришлось спасаться бегством - через городские стены в лагерь казаков. Всего легенда довольно сомнительна, особенно учитывая то, что колодец считалась священной [10]
  • Во время осады города войсками Богдана Хмельницкого в 1648 году святой Ян из Дукли своим появлением в небе спас город от захвата казаками.
  • В экспозиции архива представлена ​​так называемая "грамоту Дракулы" , написанную кровью.
  • Часы на башне всегда спешил на пять минут. Это сделано в память о монахе, который увидел с башни турок, что подкрадывались к городу и уже были почти под стенами. Не имея времени бежать и кого-то предупреждать, монах перевел часы вперед - ко времени закрытия городских ворот. Таким образом город был спасен.
  • Говорят, что в колодце во дворе монахи бернардины топили детей, которые рождались от их связей с монахинями клариски, чей монастырь расположен буквально напротив за каких-нибудь двести метров. Считалось, что их встречи были возможны благодаря подземному ходу, вырытом монахами между двумя монастырями. Этот якобы "подземный переход" обнаружили в XIX веке. На самом же деле правда значительно проще. В 1672 году Львов обступила турецкая армия. Нападающие начали копать галерею под стену монастыря со стороны площади, почти от монастыря кларисок. Но вдруг началась страшная буря, которая завалила подкоп вместе с людьми, которые в нем были. Об этом впоследствии забыли, но в конце XIX века, когда прокладывали трамвайную линию, обнаружили заваленный подкоп. В то время во всей Европе шла ожесточенная антиклерикальная борьба, потому подкоп немедленно объявили подземным ходом, который соединял монастыри бернардинцев и кларисок и который, конечно, монахи и монашки отрыли не из благочестивой целью. Остатки этого подкопа были использованы при строительстве подземного перехода на площади Мытной (рукав перехода с площади к воротам монастыря бернардинцев), однако и сейчас туристам часто рассказывают эту легенду.

8. Галерея


Примечания

  1. zaxid.net - www.zaxid.net/newsua/2007/12/27/125538/ - В бывшем монастыре бернардинцев во Львове обнаружен уникальный стенопись.
  2. Гал-info - galinfo.com.ua/news/society/35856.html - Во львовском монастыре бернардинцев начали подготовительные работы по восстановлению стенописи.
  3. Деркач М. Бернардинский дворик перестраивать венгерские архитекторы / / Высокий замок. - 29 октября 2012 года. - № 201 (4825). - С. 6.
  4. Исторический архив Львова - www.archives.gov.ua/Archives/index.php?ca04.
  5. На добычу этого камня король Сигизмунд ИИИ выдал специальное разрешение в 1602 году.
  6. Современный Львовский исторический музей.
  7. zaxid.net - www.zaxid.net/newsua/2008/1/25/90033/ - Во Львове "подсветили" комплекс бернардинцев
  8. Мельник Б.В. Справочник переименований улиц и площадей Львова. XIII - XX века. - М.: Мир, 2001. - 128 с., Укр., Лат., Пол. и нем. языка.
  9. Козицкий А., Белостоцкий С. Уголовный мир старого Львова. - М.: Афиша, 2001. - 230 с.
  10. http://zaxid.net/blogs/showBlog.do?istorichni_brehni&objectId=1266519 - zaxid.net / blogs / showBlog.do? istorichni_brehni & objectId = 1266519

10. Источники и литература

  • Козицкий А., Белостоцкий С. Уголовный мир старого Львова. - М.: Афиша, 2001. - 230 с.
  • Лиле И. М., Лиле-Откович С. М. Прогулка по Львову. Путеводитель. - М.: Балтия Друк, 2005. - 224 с.: Ил.
  • Мельник Б.В. улицам старинного Львова. - Изд. 2-е, с изменениями. - М.: Мир, 2002. - 272 с.: Ил.
  • Мельник Б.В. Справочник переименований улиц и площадей Львова. XIII - XX века. - М.: Мир, 2001. - 128 с.
  • Островский Г. С. Львов, Изд. Второй, переработать. и доп. Л., "Искусство", 1975. - 208 с.
  • Alexander Strojny. Lw?w - miasto wschodu и zachodu. - Krak?w: Bezdroża, 2001.
  • Роман Балук. Фоторепортаж с часов башни бернардинцев - afishalviv.net / news / ua / godinnik-na-vezhi-monastirya-bernardiniv /