Надо Знать

добавить знаний



Костомаров Николай Иванович


Kostomarov2.jpg

План:


Введение

Костомаров Николай Иванович
Kostomarov2.jpg
Родился 16 мая, 1817
с. Юрасивкы Острогожского уезда Воронежской губернии
00050.5 0039.183 50 30 'с. ш. 39 11 'в. д. / 50.5 с. ш. 39.183333 в. д. (G) 50.5 , 39.183333
Умер 19 апреля, 1885
Петербург, Россия
Область научных интересов История
Заведение Киевский университет
Alma mater Харьковский университет
Ученое звание Адъюнкт-профессор

Николай Иванович Костомаров (* 16 (4) мая 1817, Юрасивкы Острогожского уезда Воронежской губернии на Подонье; 19 (7) апреля) 1885 г., Петербург) - выдающийся украинский и русский историк, поэт-романтик, мыслитель, общественный деятель.


1. Детство

Происхождение мальчика определяло некоторую двойственность его судьбе. Он появился на свет до вступления в брак местного помещика Ивана Петровича Костомарова с крепостной и по законам Российской империи стал крепостным своего собственного отца.

Отставной военный Иван Костомаров уже в преклонном возрасте выбрал себе в жены украинскую девушку Татьяну Петровну Мельникову и отправил ее в Москвы для обучения в частном пансионе - с намерением потом на ней жениться. Обвенчались родители Николая Костомарова в сентябре 1817 года, уже после рождения сына.

Внезапная смерть отца ( 14 июля 1828 г.) поставила его семью в тяжелое юридическое положение. Рожденный вне брака, Николай Костомаров как крепостной отца в наследство переходило теперь его ближайшим родственникам - Ровневим, которые были не прочь отвести душу, издеваясь над панычом.

Когда Ровневы предложили Татьяне Петровне за 14 тысяч десятин плодородной земли вдовьей долю - 50 тыс. рублей ассигнациями, а также свободу сыну, она согласилась без промедления.

Оставшись с очень скромными доходами, мать перевела Николая с московского пансиона (где он, только начав учиться, за блестящие способности получил прозвище фр. enfant miraculeux - Чудесная ребенок) в пансион в Воронеже, ближе к дому. Обучение в нем обходилось дешевле, но уровень преподавания был очень низким, и мальчик едва восседал скучные уроки, которые практически ничего ему не давали. За "шалости" он был отчислен из этого пансиона и перешел в Воронежскую гимназии. 1833 года Николай поступил в Харьковского университета на историко-филологический факультет.


2. Юность и обучение

В университете Николай Костомаров изучал древние и новые языка, интересовался античной историей, немецкой философией и новой французской литературой, учился играть на фортепиано, пробовал писать стихи. Сближение с кружком украинский романтиков Харьковского университета вскоре определило его увлечение преимущественно фольклором и казацким прошлым Украины.

В те годы в Харьковском университете вокруг профессора-слависта и литератора-романтика И. Срезневского сформировался кружок студентов, захваченных сбором образцов украинского народного песенного творчества. Они воспринимали фольклор как выражение народного духа, сами сочиняли стихи, баллады и лирические песни, обращаясь к народному творчеству.

Костомаров в университетские годы очень много читал. Перегрузка сказалось на его здоровье - еще по студенчеству значительно ухудшилось зрение.

В январе 1837 года Костомаров сдал экзамены по всем предметам, и 8 декабря 1837 года его утвердили в статусе кандидата.


3. Начало деятельности

После окончания университета Костомаров пошел на военную службу, был юнкером в Кинбурнская драгунском полка в Острогожске.

Начав разбирать богатый архив уездного суда, в котором хранилось делопроизводство бывшего казацкого полка со времени основания города, Костомаров стал историком полка. Его произведение по этому поводу не сохранилось, однако он сыграл большую роль в формировании его интересов как ученого.

Тогда же Костомаров убедился, что историю нужно изучать не только по летописями, но по народным творчеством. Для лучшего знакомства с жизнью народа он, по его же словам, начал Этнографические экскурсии с Харьков соседними селами и кабакам" .

Большое влияние в те годы оказали на Костомарова учения Иоганна Гердера, гегелевская философия, чешское славянофильство, европейская романтическая традиция (особенно творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана).

Прослушаны весной 1838 года в Московском университете лекции литературоведа Степана Шевырева укрепили в нем романтическое отношение к народности.

Уже в харьковский период жизни Костомаров стал склоняться к мысли о том, что среди славянских народов именно украинский принадлежит особая миссия в деле освобождения всех славян от имперского деспотизма и крепостного рабства. В стихах и поэмах тех лет он воспевает княжеские и казацкие времена Украина. Свои поэтические произведения Костомаров печатает в разных альманахах и выдает в виде сборников "Украинские баллады" ( 1838) и "Ветка" ( 1840) под псевдонимом "Иеремия Галка". Тогда же под влиянием творчества Шекспира создает историческую драму Савва Чалый ( 1838) и трагедию "Переяславская ночь" ( 1841).


4. Диссертации и преподавания

1840 года Костомаров сдал магистерские экзамены и приступил к подготовке диссертации, посвященной Брестской унии 1596 года. Но работа ("О причинах и характере унии в Западной России") не была защищена из-за правительственного запрета. Диссертация увидела свет в 1841 году отдельной книгой и получила широкую известность. Но это объективное исследование вызвало яростные протесты со стороны церковной власти, которая увидела в нем отход от официальной трактовки актуальной для Украины проблемы.

Вторая диссертация Николая Костомарова, подготовленный через полтора года, называлась "Об историческом значении русской народной поэзии", идеологических нареканий не вызвала и была успешно защищена 1844 года. Костомаров получил звание магистра и возможность сосредоточиться на научной и педагогической работы.

Темой его нового исследования стала история Богдана Хмельницкого. Желая быть ближе к местам соответствующих событий, Костомаров устроился учителем гимназии городка Ровно на Волыни. Но уже 1845 году он переехал в Киев, где стал работать старшим учителем гимназии, познакомился с авторитетным в то время ученым Михаилом Максимовичем.

Весной 1846 года ученый совет Киевского университета избрал Костомарова преподавателем русской истории, а с 1 августа - адъюнкт-профессором. С осени он начал читать лекции, вызывая живой интерес у студентов. С этого времени Костомаров углубился в масштабную работу по изучению истории Украины. Тогда же Костомаров сблизился с выдающимся киевским религиозным философом Петром Авсеньевим, который читал лекции по философии и психологии в Киевской духовной академии и Киевском университете. Его философско-психологические труды (в частности, в области этнопсихологии) произвели огромное впечатление на Костомарова.


5. Кирилло-Мефодиевского братства

Подробнее в статье Кирилло-Мефодиевского братства

Яркая фигура Костомарова привлекала многих молодых киевлян, в частности, Василия Белозерского, Николая Гулака, Пантелеймона Кулиша и Афанасия Марковича. В декабре 1845 - январе 1846 года они создали славянофильско-украинской Кирилло-Мефодиевского братства, к которому вскоре присоединился и Тарас Шевченко. Свою задачу братья видели в распространении передовых идей "славянской взаимности".

Большинство кирилло-мефодиевцев (в частности, Костомаров) были людьми глубоко религиозными, а народнический пафос носил у них характер почти религиозной веры. Но если Костомаров, Гулак и Белозерский были скорее славянофилами, чем украинофилами, то Кулиш и Шевченко составляли патриотически украинской крыло.

Программные документы Кирилло-мефодиевцев (прежде написана Костомаровым "Книга бытия украинского народа") отражают влияние документов польского освободительного движения, в частности "Книги народа польского и польского пилигримства" Адама Мицкевича ( 1832). Не меньшее влияние на историко-политическое мышление братьев произвела и "История русов".

Оформившись в идейном плане, кирилло-мефодиевцы намерены перейти к практической деятельности, пропагандируя свои убеждения среди населения. При этом Гулак, близкий к декабристского радикализма Павла Пестеля, не исключал применения насильственных методов борьбы, а Шевченко даже мечтал о народном восстания.

Но к практической деятельности братьев дело не дошло. Студент Петров, подслушав их разговоры и войдя к ним в доверие, в марте 1847 году написал донос попечителю Киевского учебного округа генерал-майору Траскин. Донос немедленно переправили в Петербург начальнику III отделения Его императорского величества собственной канцелярии графу Орлову. 17 марта Орлов сообщил о собрании наследнику престола Александру Николаевичу с просьбой разрешить аресты в Киеве.


6. Заключение

Киевский губернатор Иван Фундуклей с большим уважением относился к Костомарову. За несколько недель до этих событий он дал Николаю Ивановичу для отзыва и замечаний свою рукопись книги "Обзор Киева по древностей" (была напечатана 1847 года). Узнав о готовящемся аресте, Фундуклей пытался предупредить Костомарова об опасности. В отправленной из посыльным записке он просил Костомарова немедленно зайти к нему. Но историк, озабоченный предстоящей свадьбой с Ангелиной Крагельской, не нашел времени заехать к губернатору. В ночь на 30 марта 1847 года Костомарова под стражу и отправили в Петербург.

Костомаров находился в ужасном состоянии. В отчаянии он даже пытался уморить себя голодом в дороге. 7 апреля его доставили в Петербург, а 15-го состоялся первый допрос.

14 июня 1847 года Костомарову, который находился в Петропавловской крепости, было разрешено свидание с невестой Ангелиной Крагельской. Ученый боялся после суда связывать с Алиной свое, как он считал, пропащее жизни. Наконец их брак распался. Крагельская вышла замуж за другого мужчину и прожила с ним 19 лет.


7. Ссылка в Саратов

24 июня 1848 года, отбыв год в Петропавловской крепости, Костомаров был сослан в Саратов.

В Саратове его назначили на должность переводчика при губернском правлении. Поскольку переводить было нечего, губернатор поручил политическому ссыльному заведовать секретным отделом, в котором велись дела "раскольников".

В Саратове Костомаров снова "включился" в научную работу и завершил монографию Богдана Хмельницкого. Тогда же начал писать о быте в Московском государстве XVI - XVII веков. Для этой работы он, по привычке, уже не ограничивался имеющейся литературой, а отправлялся в этнографические поездки, собирая старинные песни и переводы и одновременно знакомясь с жизнью раскольников и других сектантов.

В "Саратовских губернских ведомостях" за 1853 год опубликовали первый вариант будущего крупного исследования Костомарова "Бунт Стенька Разин".


8. Освобождение

1856 года манифест царя Александра II освободил Костомарова от полицейского надзора. В 1857 -м он отправился за границу, побывал в Швеции, Германии, Швейцарии, Франции и Италии. В Праге встретился с патриархом чешского славянофильства Вацлавом Ганкой.


9. Преподавание в Санкт-Петербурге

1858 года Костомаров вернулся в Петербург и продолжил свои научные изыскания.

Узнав, что в Петербург вернулся Тарас Шевченко, Костомаров решил навестить товарища. Очень трогательно описана сцена их встречи в "Автобиографии" Костомарова:

"Мастерская Шевченко находилась рядом с академической церковью. Это была просторная и светлая комната, выходившая окнами в сад." Здравствуй, Тарас ", - сказал я, увидев его за работой в белом фартуке, с карандашом в руке. Шевченко вытаращил на меня глаза, но не мог узнать. Зря я, все еще не называя себя по имени, вспомнил ему обстоятельствах, ... должны были навести его на мысль о том, кто перед ним. "Вот же ты говорил, что увидимся и будем еще жить в Петербурге, - так и случилось! . Это были его слова, произнесенные в III отделении еще тогда, когда после очередных ставок ... мы возвращались к своим камерам. Но Шевченко и по тому не мог догадаться, раздумывая и разводя пальцами ... Наверное, я сильно изменился за одиннадцать лет разлуки с ним. Я наконец назвал себя. Шевченко сильно взволновался, заплакал и начал обнимать меня и целовать ".
Иеремия Галка (Костомаров). JPG
Николай Костомаров в старости

1859 года Костомаров принял приглашение занять кафедру русской истории Петербургского университета. Вступительная лекция в университете запомнилась ему больше всего: "Скопление публики было огромное, несколько государственных лиц посетили мою лекцию. По окончании чтения снялись громкие овации, а затем толпа молодых людей подхватила меня на руки и вынесла из университетского помещения к экипажу". Кто-то из современников точно подметил: "Лекции Костомарова звали на площадь!. Влияние ученого на петербургскую интеллигенцию было огромным. На каждой лекции - столпотворение, у себя дома по вторникам он собирал цвет русской культуры.

За годы заключения и ссылки взгляды Костомарова на историю существенно изменились. Он уже был далек от мистического преклонения перед народом, но, как и раньше, в отличие от большинства русских профессоров, не считал сутью исторического процесса государственной жизни. Он все критически смотрел на события и основных лиц как российской, так и украинской истории, что шло вразрез с общественными убеждениями тех лет.

Костомаров напряженно работал, разбирал и анализировал архивные материалы, многие публиковался в популярных тогда журналах "Современник", "Вестник Европы" и "Русское слово".

В Петербурге он встретился со старыми друзьями, Пантелеймоном Кулишом и Василием Белозерским. Вместе они создали и возглавили петербургскую Украинский "Общину", в идейном спектре которой Костомаров отстаивал либеральные взгляды, не разделяя политического радикализма Шевченко. Но на национальных позициях стоял непоколебимо, о чем свидетельствует его девиз, произнесенное 1860:

Пусть ни великороссы, ни поляки не называют своими земли, заселенные нашим народом!

В 1861 - 1862 гг Петербургские громадовцы, поддерживая тесные связи с аналогичными кружками в Украине, издавали журнал "Основа". В нем были напечатаны теоретические труды Костомарова "Мысли о федеративном начале в Древней Руси", "Две русские народности" и "Черты народной южнорусской истории".


10. Дальнейшая научная деятельность

В эти годы Николай Иванович поддерживал связи со многими либеральными и демократическими деятелями, переписывался с Александром Герценом и регулярно печатался в его альманахе "Колокол" ( Лондон). На страницах "Колокола" без цензурных ограничений Костомаров смог опубликовать острые историко-публицистические статьи "Правда москвичам о Руси" и "Правда полякам о Руси".

В обстановке поляризации общества, наступившей по крестьянской реформой 1861 года, Костомаров не желал присоединяться ни к революционному, ни к консервативному лагерей, оставаясь при своих либеральных убеждениях. Этим он настроил против себя оба лагеря. После вызванного студенческими волнениями 1861 закрытия Петербургского университета, несколько профессоров, среди них и Костомаров, организовали в здании Городской думы систематическое чтение лекций. Однако на "непослушных" о власти преподавателей посыпались притеснения, а затем и запрет на такого рода несанкционированные выступления.

В знак протеста Костомаров 1862 года подал в отставку и больше к преподавательской работе не возвращался. 1863 году он получил приглашение возглавить кафедру в Киевском университете, 1864 -го аналогичный вызов пришел из Харьков, а 1869 года его вновь пригласили в университет святого Владимира. Но российское правительство не позволил Костомарову возобновить преподавание.

Костомаров целиком сосредоточился на исследовательской работе. С 1863 г. он активно участвует в периодическом издании томов собрания документов по истории Украины и Беларуси XIV-XVII веков ("Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией").

Основными работами его жизни стали "Богдан Хмельницкий" (первое издание - 1857 г., третье, уже в 3 томах, - 1876 ​​г.), "Руина" ( 1879 - 1880), посвященная трагическим событиям, которые произошли после смерти Хмельницкого, "Мазепа" и "Мазепинцы ( 1882 - 1884), а также фундаментальный труд "Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей" ( 1874 - 1876 ​​), где представлены критические биографии основных героев древнерусской, украинской и русской истории. Собственно истории России, помимо упоминавшейся работы о восстании Степана Разина, посвященное "северорусских народоправства" ( 1863) и "смутное время Московского государства" ( 1866). Особый интерес представляет его научное исследование Последние годы Речи Посполитой" .

1873 года разведенные судьбой много лет назад Николай Костомаров и Алина Крагельская (мать троих детей) встретились вновь. 9 мая 1875 года они обвенчались и 10 лет, до самой смерти Костомарова, прожили вместе.


11. Последние годы жизни

"Историк Николай Иванович Костомаров в гробу", художник Илья Репин, 1885 г.

1872 года от напряженной работы в Костомарова стали сильно болеть глаза. Он говорил, что пропадает от бездействия. Именно тогда у него зародилась мысль надиктовать "Русскую историю ..." для популярного чтения.

Фатально повлияли на здоровье Костомарова два события. Осенью 1881 года его сбил ломовой извозчик. Последствия травмы ощущались очень долго. А 25 января 1882 г. погруженного в раздумья Костомарова снова сбил экипаж.

6 апреля 1885 года, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, здоровье ученого резко ухудшилось. Утром 7 апреля он скончался в своей квартире на Васильевском острове в Петербурге.

Похоронен 11 апреля 1885 года на Волковом кладбище в Петербурге.


12. Роль Николая Костомарова

Почтовая марка выпущена к 175 летию со дня рождения историка

Роль Костомарова в развитии украинской и российской историографии огромна. Он был первым ученым Восточной Европы, радикально изменил подход к работе историка, поставив во главу угла не описание событий и лиц, а историю народа в его социокультурной целостности и единства самых разных сфер жизни.

"Истинная любовь историка к своей Родине может проявляться только в строгом уважении к правде", - повторял Николай Иванович. Этим принципом он руководствовался всю жизнь.


13. Произведения

  • Книга бытия украинского народа
  • Богдан Хмельницкий
  • Руина
  • Мазепа
  • Мазепинцы
  • Бунт Стенька Разин
  • Автобиография
  • Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей
  • Северорусских народоправства
  • Смутное время Московского государства
  • Мысли о федеративном начале в Древней Руси
  • Две русские народности
  • Черты народной южнорусской истории
  • Правда москвичам о Руси
  • Правда полякам о Руси
  • Украинские баллады
  • Ветка
  • Савва Чалый
  • Переяславская ночь
  • Последние годы Речи Посполитой
  • Певец Митуса

Источники

  • 100 самых известных Украинских / Гнатюк Н. А., Громовенко Л. П., Ламонова О. В. и др.. 2-е издание. - Киев: Орфей, 2002. - 592 с. - Также: 100 самых украинский / Издание третье, виправmain figures ", российской, Available Online;
  • Dmytro Doroshenko, "A Survey of Ukrainian Historiography" Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciences in the US, V-VI, 4 (1957) ,132-57.
  • Thomas M. Prymak, Mykola Kostomarov: A Biography (Toronto: University of Toronto Press, 1996), ISBN 0-8020-0758-9.
  • Багалей Д.И. Костомаровские дни в городе Воронеже (27-28-го марта 1911 года). - Харьков, "Печатное Дело", 1911. - 12 с.
  • Багалей Д.И. История Слободской Украины. - Харьков: Основа, 1990. - 252 с.
  • Энциклопедия украиноведения. Словарная часть. Гл. ред. проф. д-р Владимир Кубийович. В 11 т. Т. 8 - Paris - New York, 1976. - 3200 с.
  • Ефремов С.А. История украинской литературы. - Киев: Femina, 1995. - 687с.
  • Костомаров Н.И. Закон Божий (Книга бытия украинского народа). - Киев: Лыбидь, 1991. - 40 с.
  • Яценко М. Прошлое прорастает в современность (Романтическая драматургия Николая Костомарова). / / Слово и время, 1992, № 5. - С. 3 - 8
  • Указатель авторов: Костомаров Н.И.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам