Кочосон

Кочосон ( корр. 고조선 , кит. 古 朝鲜 - "Древний Чосон", "древняя Корея") - первое корейское прото-государственное образование. По легенде, оно было основано в 2333 году до н. е. Тангуна на берегах рек Ляо и Тхедон и занимало территорию севера Корейского полуострова и юга Маньчжурии до своего падения в 108 году до н.е.

Эпоха Кочосону делится на периоды названы по именам монархов, правивших в начале каждого периода - Чосон Тангуна, Чосон вимана и Чосон Киджи. Хотя ентична и политическая монолитность этого социокультурного образования относится многими мировыми учеными под сомнение, Кочосон рассматривается корейскими исследователями как древнейшая корейский государство, развивалась эволюционно.


1. Этническая проблема

Жители древнего Чосона принадлежали к тунгусской языковой семьи, которая примыкает к алтайских языков. Носители этих языков занимали территорию Маньчжурии, Восточного Китай, к северу от реки Янцзы, и Корейского полуострова. Кочосон находился как раз в нижней Маньчжурии и на севере Корейского полуострова.

В китайских источниках жители Кочосону и всех земель к востоку от него обозначались сочетанием иероглифов 东夷 (дуньи, "восточные варвары", дословно "люди с луками на Востоке") и не имело конкретного этнического наватаження. Однако современные корейские исследователи однозначно называют жителей Кочосона как корейцами или прото-корейцами.


2. Географическое положение

Согласно результатам этимологических и археологических исследований древних поселений и стоянок на территории Кочосону, его исторический центр размещают или в районе современного Пхеньян, или в районе реки Ляо, к северу от современной границы между КНДР и КНР. Большинство ученых придерживаются мнения, что Кочосон как социо-культурная общность возник на берегах рек Ляо и Тхедон, на юго-востоке современной Маньчжурии. С 4 столитя до н. е., благодаря агрессии китайского государства Янь, центр Кочосону было перенесено в район современного Пхеньяна. [1] [2]


3. Легенда об основании

Чхонджу (Небесное озеро) на горе Пэктусан, где по преданию с небес спустился отец Тангуна

Основателем Кочосону, а согласно официальной корейской историографии и Кореи, является легендарный Тангун. Первые упоминания об учреждении древней корейской государства появляются в " Самгук Юса ", корейской хронике 13 века. Подобные сведения можно найти и в хрониках "Чеван Унги".

По легедою, в повелителя Неба Хванина (환인, 桓 因, имя, также появляется в индийских буддистских текстах) сын Хванун, пожелавший жить на Земле среди людей. Отец дал ему на это свое разрешение. Хванун спустился на гору Пэктусан с тремя тысячами помощников и основал город Синси (신시,神市, "божественное город" или "город богов"). Вместе с министрами облаков, дождя и ветра, он разработал нормы права и нравственные законы, и научил людей различным ремеслам, медицине и сельскому хозяйству.

В то же время в пещере жил тигр и медведица, которые день и ночь молились Хвануну о предоставлении им человеческого облика. Услышав их молитвы, Хванун дал им двадцать зубчиков чеснока и пучок чернобыльник, приказав есть только эту еду и держаться вдали от солнечного света в течение ста дней. Тигр вскоре сдался и покинул пещеру, а медведица осталась и за 21 день превратилась в женщину.

Женщина-медведица нем (웅녀,熊女) была очень благодарна Хвануну и постоянно делала ему подношения. Однако вскоре она загрустила без мужа. Во сандаловым деревом она снова начала молиться богам чтобы получить ребенка. Хванун услышал ее молитвы, взял ее в жены и, вскоре, она родила мальчика - Вангома Тангуна (단군 왕검,檀君王俭).

Тангун взошел на трон в 50-й год после начала правления мифического китайского императора Яо. Он перенес столицу в город Асадаль на горе Пегак (или Кунхоль). За 1500 лет, в год Кимьо, царь Ву династии Чжоу подарил одну из своих владений Эти Цзи (не путать с исторической личностью Эти-цзи) Чосон, и Тангун перенес столицу в Чанданген. Наконец, в возрасте 1908 годов, он вернулся в Асадалю и превратился в бога гор.

Согласно "Тонгук Тхоннам" (1485), Кочосон был основан в 2333 году до н. е. Хочв дата основания отличается в различных исторических источниках, все они связывают ее с царствованием мифического китайского императора Яо (диапазон дат: 2357 до Н. Э. - 2256 до н. н.э.). В " Самгук Юса "отмечается, что Тангун сел на трон на 50-й год после коронации Яо," Седжона Силлок "- что на первый, а" Тонгук Тхонг "- что на 25-й.


3.1. Спор относительно китайской династии

Теории захвата китайскими военачальниками трона Кочосона и основание в нем китайской династии отрицаются корейскими учеными, однако китайские записи 3 века до н. е. (когда Китай и Кочосон находились в состоянии войны) свидетельствуют о том, что Киджи, учитель и дядя последнего короля династии Инь (殷, также известной как династия Шань), захватил в 1100 году до н. е. трон Кочосону. Этот период отрезок истории Кочосона называется Чосон Киджи (интервал между Чосон Тангуна и Чосон вимана), однако в корейской историографии этот термин используется редко.


4. Культура

Находки уникальных гончарных изделий королевства Кочосон, раскрашенных и доработанных инструментами, датируются 2000 годом до Н. Э. Люди того времени занимались сельским хозяйством, собираясь в родовые кланы. На всем полуострове находят прямоугольные хижины и обширные погребальные комплексы, в которых присутствуют различные предметы, такие как бронзовые зеркала и оружие. Существуют также археологические доказательства существования в тот период времени небольших окруженных крепостными стенами городищ. [1] [2]


4.1. Керамика Мумун

В течение периода Мумун (1500-300 до н. Н.э.), простые грубые керамические изделия замещаются искусными предметами с гребенчатой ​​орнаментом ймовитно пришли с Сибири и Маньчжурии. Такие керамические изделия обычно имели толще стенки и большее разнообразие форм. [3] Этот период известен также как корейский бронзовый век, однако бронзовые предметы в то время сравнительно редки и встречаются не во всех регионах полуострова.


4.2. Выращивание риса

Около 1200-900 лет до Н. Э. в Корею из Китая пришло культивирования риса. Кроме него, древние корейцы выращивали и другие сельскохозяйственные культуры, такие как ячмень, а также занимались животноводством. [4]

4.3. Бронзовые орудия

Бронзовые кинжалы Кочосона в форме мандолины

Начало Бронзового века на Корейском полуострове обычно датируется 1-м тысячелетием до Н. Э., в диапазоне 15-8 века до Н. Э. Несмотря на то, что корейская культура бронзового века происходит от китайской бронзовой культуруры Ляонин, она имела уникальные элементы, особенно в области изготовления ритуальных предметов. [5]

До 7 века до Н. Э. культура бронзового века, на которую повлияли культуры Китай, Сибири и кочевого степи, процветала в Кочосони. Корейский бронза содержала больше цинка, чем бронза соседних стран. Бронзовые артефакты, найденные в усыпальницах, включают в основном различные типы мечей, копий, кинжалов, колоколов и зеркал, которые украшались затейливым геометрическим орнаментом. [6] [7]


4.4. Захоронение

Распространение кинжалов указывает на вероятный район влияния Кочосону

Около 900 года до н. е. погребальные обряды набирают осложненных форм, что отражало эволюцию религиозных представлений в социуме древнего Чосона. Часто встречаются дольменоподибни каменные комплексы, которые служили местом для захоронения. Такие гробницы служили усыпальницами для элиты общества. В них находят бронзовое оружие, керамику и другие предметы быта. [8] [9]


5. Социальная организация

Кочосон впервые встречается в китайских исторических записях 7 века до н. е. Согласно этим источникам, он был расположен возле Похайскои бухты и торговал с китайской государством Ки (齐). В это время Кочосон рассматривается как отдельная страна, однако археологических доказательств наличия государственной организации у ее жителей почти нет. [10] [11]

6. Монархия

До 4 века до н. е. государства с развитым административно-политическим аппаратом обычно имели форму городов-государств. Поселение Кочосону были подобны этих городов-государств. [12] Корейские историки считают, что они составляли определенную социально-политическую и культурную общность, позволяет определять Кочосон как "федеративное государство".

Предполагают, что с 4 века до н. е., одновременно с правителями китайского государства Янь (燕), правители Кочосону стали называть себя королями-ванами (王). [13] Их войска, вооруженные бронзовым оружием, смогли расширить владения королевства к бассейну реки Ляодун. [14]

Около 300 года до н. е. Кочосон потерял обширные территории на западе после войны с Янь. Примерно в то же время столица Кочосона перемещается в район современного Пхеньян [15].

Ряд ученых считают наличие конфликта доказательством существования государственной организации у древних корейцев. [16]. Однако, поскольку эти доказательства являются опосредованными, а письменных свидетельств, которые бы доказывали существование в этом регионе именно государственного образования нет, большинство ученых рассматривают Кочосон не как королевство, а племенной союз прото-государственного типа. Кочосон был, прежде всего, культурной общностью, доказывающие многочисленные археологические находки. Вопрос же его политической и этнической принадлежности остаются без ответа, поскольку письменные источники по этому поводу молчат.


6.1. Культура железного века

Около 4 века до н. е. политическое образование Чингук захватило южную часть Корейского полуострова. Об этом вождества известно немного. Вероятнее всего, оно было предшественником конфедерации Самхан. Около 300 года до н. е. в Корею из Китая проникли технологии обработки железа. Оно производилось ц южной части полуострова во 2 веке до н. е. Согласно китайским источникам, железо из нижней части долины Накдонгу ценилось везде на полуострове и даже в Японии. [17]


7. Виман

Выходец из китайского государства Янь, Виман поступил на службу в Кочосони как воевода. Он узурпировал трон в 194 году до н. е., свалив короля Чуна. В 109 году до н. е. Вуди, китайский император династии Хань, начал масштабное завоевание Кочосону, пересекая реку Ляо. За год Кочосон пал, а на его территориях - в южной Маньчжурии и северной части Корейского полуострова - возникли четыре китайских округа: Лолан или Луолань (乐浪, кор. Наннан), Сюаньту (玄 菟, кор. Хьондо), Ченьфань (真 番, кор. Чинбон), и Линтунь (临 屯, кор. Имдун).


8. Ранние три корейских царства

На руинах Кочосона возникло несколько небольших государств: Когуре, Пуйо, Окчо, и Тонье. За несколько десятилетий три китайские округа были уничтожены местными жителями. Последний из них, Лолан, продержался до 313 года, когда он был завоеван государством Когуре. Правитель Чун основал в южной части Корейского полуострова вождества Чин (Чингук), которая затем развилась в конфедерацию Самхан, предвестника государств Пэкче и Силла. Впоследствии, Когуре, Пэкче и Силла станут тремя королевствами, которые начнут борьбу за объединение Корейского полуострова с 4 века.


См.. также

Примечания

  1. 고조선 - Daum 백과 사전 - enc.daum.net/dic100/viewContents.do? & m = all & articleID = b01g4157b
  2. Korea, 1000 bc-1 ad - www.metmuseum.org/toah/ht/04/eak/ht04eak.htm

10. Источники и Литература

  • Рубль В.А. История средневекового Востока: Курс лекций: Учеб. пособие. - Киев: Лыбидь, 1997. - 464с
  • Рубль В.А. История средневекового Востока. Тематическая хрестоматия. - Киев: Лыбидь, 2000. - 624с.
  • Пак М. Н. История Кореи. в 2 т., Москва, 1960.