Надо Знать

добавить знаний



Кравчук Евгений Иосифович



о. д-р. Евгений Кравчук в ссылке, 1963 г.

Евгений Иосифович Кравчук (* 19 марта 1912, Большие Борки - ? 5 августа 1992, Тернополь) - многолетний узник сталинских лагерей, священник УГКЦ в подполье, доктор философии и богосл.наук. Родился в с. Большие Борки теперь Тернопольского района, Тернопольской области в семье греко-католического священника. Его дед о.Иван Гургаль а затем и отец о. Иосиф Кравчук, были священника церкви св.вмч.Параскевы Пятницы в Великих Борках. Жена - Мария (Ратич) Кравчук дочь известного Тернопольского священника. Степана Ратич.

Начальное образование получил в местной всеобщей школе и, окончив ее, учился в Тернопольской гимназии. Учась еще в стенах гимназии, мечтал поступить на учебу в Греко-Католическая Богословская Академия [1]. Здесь учился в 1937 года. В этом же году выезжает за границу для продолжения исследований в Берлинском и Пражском университетах. В Чехословакии и Германии работает в области философии, готовит докторскую диссертацию, защищает ее и получает ученую степень доктора философии.

В 1943 г. возвращается к Львова. В духовной академии, которая возобновила свою деятельность с началом немецкой оккупации Львова, читал лекции по истории украинской Церкви. Однако после восстановления советской власти в Галичине в др. пол. 1944, духовная академия второй раз была ликвидирована (впервые осенью 1939 года), студентов теологии разогнан, а все профессорско-преподавательский состав лишены работы. Освобожден Кравчук Евгений устроился на работу научным сотрудником в Львовский музей украинского искусства.

6 ноября 1948 г. арестован. Во время ареста было изъято религйну литературу, молитвенники, документы об образовании. С целью сломить его морально и физически допросы следователями проводились только в ночное время с небольшими перерывами. К нему применяли побои, бросали в карцер. Следователи требовали, чтобы он говорил о себе то, что им было нужно по делу. И Евгений Кравчук, чтобы не стать искалеченным, знивечиним, наговорил о себе то, кем никогда не был, никогда не делал. По окончании "следствия" дело рассматривал военный трибунал Прикарпатского военного округа. Пародия на суд длилась всего несколько минут. Приговор военного трибунала был суров. Он осудил Евгения Кравчука, как "Врага народа", "ярого буржуазного националиста", "шпиона иностранных разведок" к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества.

Однако, приговор не был исполнен, а заменено 25-летним заключением в лагерях усиленного режима, где после отбытия наказания, его ждало лишение гражданских прав и вечное поселение в отдаленных районах СССР. Наказание отбывал в Магадане, работал на добыче слюды. В 1956 г. суд признал его безосновательно осужденным и освободил из-под стражи в лагере. Выйдя на свободу уехал в Хабаровский край на станцию ​​Вяземская где находились жена и дети, которых туда было депортировано еще в 1950 г.

Недолго пришлось ему прожить на свободе. 4 ноября 1957 года, вновь арестован. Причиной послужило то, что митрополит Иосиф Слепой тайно передавал черновики своего очерка истории УГКЦ жене Евгения Кравчука на станцию ​​Вяземская Марии Кравчук. Она их тщательно переписывала и пересылала своей тетке Ратич Анне в Тернополь. Отсюда эта работа должна пересылаться за границу. При обыске нашли черновики, написаи увяьзненим галицким митрополитом Иосифом Слепым и листы переписанные от руки Марии. Однако, кагэбисты арестовали не Кравчук Марию, а ее супруга Евгения.

Советский суд вторично осудил, невинного Евгения Кравчука, на 10 лет тюремного заключения в лагерях усиленного режима. Наказание отбывал в концлагере в Мордовии где работал кузнецом.

В 1967 году после отбытия полного срока наказания возвращается в Тернополь где проживали жена и дети. В Тернополе власть ему категорически отказывает в прописке, как таковом дважды отбывал наказание по политическим статьям уголовного кодекса. Он был вынужден уехать в соседнюю область и прописаться в г. Золочеве на Львовщине. Здесь поступил на фабрику безалкогольных напитков простым рабочим.

В Золочеве через год был тайно рукоположен епископом подпольщиком Василием Величковским. С тех пор занимается пастырской работой. Ко времени легализации УГКЦ тайно крестил детей, отправлял богослужение, венчал, хоронил умерших, учил детей молитв и подготавливал их к первому Причастия, посвящал новостройки и предоставлял другие услуги мирянам. Неоднократно, будучи священником, тайно посещал Большие Борки.

Последние годы жизни проживал вместе с женой в Тернополе. Умер 05.08.1992 года, похоронен в Киеве.


Литература

  • Богдан Головин. Мученики исповедники украинские церкви ХХ века. М.: "Просвещение". 2000., - С. 135-138.
  • Мацелюх Р., Побер Б., Ханас В. "Великие Борки: Из глубины веков до наших дней." М.: "Лилея", 2005. - С. 191-192.
  • www.db.ichistory.org

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам