Надо Знать

добавить знаний



Краеведение



План:


Введение

Краеведение - сбор, накопление и популяризация сведений о определенную территорию с разных точек зрения: географии, геологии, метеорологии, растительного и животного мира, населения, хозяйства, истории, культуры и т.д.. Есть также общественным движением.

Существует несколько определений этого термина, в частности географ Александр Барков считал, что краеведение - это комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и методами исследования, таких, ведущие к единой цели - научного и всестороннего познания края.

По определению географа Льва Берга: Краеведение - это малая география.

По определению, которое бытовало в 1930-х: Краеведение - общественное движение, объединяющее местное население активно участвует в социалистическом строительстве края на основе его всестороннего изучения.


1. Источники краеведения

Основными источниками краеведения являются:

  • краеведческая библиография - информация о литературе региона, которая вышла в прошлом или выходит сейчас. Ее задачей является выявление, учет и характеристика краеведческой литературы. Краеведческая библиография весьма разнообразна по виду изданий, по назначению и полнотой отбора литературы, по периодичности выпуска и периодом, охватываемой а также по тематике. Почти во всех областных, а также во многих городских и районных библиотеках, кроме общих каталогов, есть специальные каталоги краеведческой литературы;
  • картографические источники (архивы музеев, государственные архивы) - служат как источником информации, так и средством для демонстрации результатов, полученных другими способами;
  • устные источники - устное народное творчество : сказки, легенды, думы, песни, пословицы, поговорки и тому подобное. В устных источников можно отнести и беседы, в виде встреч с определенными людьми;
  • официальные источники - документальная наследие. Кроме того, архивы могут быть и в музеях (государственных, общественных, художественных, мемориальных, краеведческих) и библиотеках.
  • статистические источники;
  • наблюдения - обзор различных объектов и процессов;
  • печатные источники - учебники, справочники, энциклопедии, путеводители, карты, журналы, газеты и т.п.;
  • памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни края, развитием общества и государства, а также произведения материальной и духовной деятельности, которые имеют историческую, научную, художественную и иную культурную ценность.

2. Функции и методы исследования краеведения

В настоящее время отпочковываются три основные функции краеведения:

  1. Педагогическая - показывает краеведение как дидактический принцип, с помощью которого можно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, успешно получать знания о природе и жизнедеятельность человека, помогать формировать практические умения и навыки.
  2. Учебная - показывает краеведение как отдельный базовый курс элементарной школьной географии, с которого начинается изучение систематического курса географии в школе.
  3. Научная - показывает краеведение как структурную составляющую географической науки со всеми присущими ей методами исследования. Выступает как важный инструмент комплексного познания и преобразования определенной территории, фактически определяет его предмет и научные основы. Теория научного краеведения органически связана с теорией географической науки, прежде всего, с страноведением. Различие между ними состоит не в теории, а в масштабах территориального объекта исследования.

На всех этапах краеведческой деятельности применяют различные традиционные методы исследования, а именно:

  • литературный - отбор и анализ литературных источников, касающихся объекта изучения. Все литературные источники условно можно разделить на четыре категории: архивные материалы, книги (научно-популярные, научные монографии, энциклопедии, справочники и т.п.), статьи из периодической печати и работы научных конференций;
  • статистический - изучение количественных показателей в характеристике ряда краеведческих объектов и явлений. Существует несколько статистических методов: метод статистической оценки, метод статистической проверки гипотез, метод статистических испытаний и т.п.;
  • визуальный (наблюдения) - обобщение собственных наблюдений во время исследования краеведческого объекта. В процессе работы проводятся беседы с местными жителями, работниками органов государственной власти, специалистами хозяйства, культуры и образования, свидетелями событий, научными работниками и т.п.. Все интересные и памятные места желательно фотографировать или снимать видеокамерой;
  • картографический - один из самых распространенных методов исследования. Хотя он и известен с древних времен, но его следует относить к современным, если рассматривать как особую форму пространственного моделирования. Ведь карта - это логическая образно-знаковая модель территории, которая целенаправленно отображает объекты, явления, связи и взаимозависимости, принадлежащих к этой территории. Карта выступает и результатом достигнутого уровня знаний о территории, и инструментом познания, позволяющий подняться на более высокую ступень знаний;
  • анкетный - письменное или устное опроса местных краеведов или просто жителей населенного пункта, по определенной анкете или специально составленными вопросами, для сбора массового материала, чтобы установить определенные закономерности или явления. Может применяться как во время полевых, так и при стационарных форм краеведческой работы;
  • полевые исследования
  • описательный - метод, который используют при изучении размещения видов деятельности и расселения. В настоящее время широко применяется описательная статистика в виде наборов числовых данных, характеризующих ту или иную ситуацию.
  • экспедиционный - метод, созданный для активизации краеведческой работы.
  • Фотографирование - дает возможность зафиксировать интересные эпизоды и является важным документом проведенной работы. В последнее время широко используется и видеосъемка.

Кроме этих традиционных методов существуют и другие - новые (современные), к которым можа отнести следующие:

  • Географический - базовый краеведческий метод, который используется почти во всех региональных исследованиях. Этот метод является специфическим и формируется, по мнению Е. Б. Алаева, как "триединый" подход в исследовании, приводит соблюдение территориальности, комплексности, конкретности. Применение этого метода невозможно без одновременного использования картографического метода, который является, по сути, особой формой идеально пространственного моделирования.
  • Моделирование - общенаучный метод, применение которого позволяет изучать объект не непосредственно, а с помощью идеальной (воображаемой) или материальной модели.
  • Математические - группа научных методов, позволяющих изучать исследуемый объект с использованием математического аппарата. Основными из них являются статистический анализ, факторный анализ, кластерный анализ, регрессионный анализ и т.д..
  • Экономический - метод комплексного изучения экономических явлений и процессов в пределах выбранной территории, выявление взаимосвязи и взаимозависимости между экономическими показателями, которые характеризуют состояние развития туристической отрасли в крае, изучения хозяйственных явлений и процессов в динамике и т.п..
  • Социологический - метод комплексного изучения общественных явлений и процессов в пределах выбранной территории, потребительско-туристических предпочтений и рекреационных потребностей населения, его возрастной и социальной структуры и т.д..

С конца XX в. в краеведческих исследованиях возрастает роль и значение компьютерных технологий. Они позволяют обрабатывать огромные массивы данных в короткие сроки и с малыми затратами. Благодаря им можно широко применять на совершенно новой основе такие методы, как моделирование, математический, картографический и т.д..


3. Формы краеведения

Формы краеведения

В зависимости от целей и задач исследований существует три основных формы краеведения: государственное (научное), образовательное (школьное) и общественное (общественное).

Государственное краеведение - комплексное научное краеведческое исследование определенной территории страны государственными научными учреждениями (музеями, научно-исследовательскими учреждениями, государственными органами власти и т.д.).

Образовательное краеведение - система краеведческой образования в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений, которая проводится по разным направлениям: литературное, историческое, географическое, естественно-, этнографическое, фольклорное. Его суть заключается во всестороннем изучении, по учебно-воспитательной целью, своего края по разным источникам, преимущественно на основе предыдущих наблюдений.

Кроме того, образовательное краеведение делится на две формы:

  • Программное (Учебное) - задачи и содержание определяются учебной программой, и оно является обязательным для всех, кто учится в этом учебном заведении. Может быть урочной и внеурочной.
  • Непрограммную (Внеклассное) - содержание и задачи определяются учебно-воспитательным планом и не являются обязательными. Различают два основных направления внеклассной краеведческой работы: туризм и экспедиции.

Общественное краеведение - деятельность различных негосударственных общественных объединений, союзов, объединений и т.п., для организации краеведческих исследований, конференций, выставок и др.. С целью популяризации краеведения, в Украина оказывается всесторонняя поддержка энтузиастам и сторонникам общественного краеведческого движения.



См.. также


Наука Это незавершенная статья по науки.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам