Надо Знать

добавить знаний



Красное и черное


StendhalRedandBlack04.jpg

План:


Введение

Красное и черное ( фр. Le Rouge et le Noir , 1830) - роман, написанный Стендалем в 1830 г. Иногда его еще называют хроникой XIX в. В романе раскрывается трагическая история Жюльена Сореля, "в душе которого идет борьба между естественным благородством и опасными привидениями честолюбия". Показывая жизнь героя, автор одновременно рисует три социальные слои французского общества после революции 1793 года: буржуазию, духовенство, дворянство.


1. Сюжет

Роман состоит из 3 эпизодов. Условно их можно разделить на 9 периоды, или действия.

1.1. Верьер

Верьер - заброшенное, безудержное, французское село Гунь-Гудунь. Его мэр - господин Реналь, владелец Гвоздевой фабрики - типичный портрет высокомерного дворянина, который всеми правдами и неправдами добыл себе место под солнцем и теперь вовсю сохраняет его. В Реналя есть женщина и трое детей.

Мэр городка конкурирует со своим давним соперником - богачом господином Вально, поэтому Реналь ему на зависть хочет нанять своим детям гувернера. Он слышит о Жюльена Сореля - сына плотника, который неплохо знает латынь. Мэр идет к его отцу и "выпускает его с поводка".

Жюльен - белая ворона среди других. Еще с детства он отличался от братьев хрупкостью телосложения, он приучился ненавидеть родителей, для него люди - это лягушки, которых надо отпустить обратно в болото. Его единственным спасением были книги, которые ему оставил отставной врач, часто брал Жюльена на целые дни изучать латынь и историю. Врач был страстным бонапартистом, поэтому неудивительно, что среди книг Жюльена, его любимым был "Мемориал Святой Елены". Жюльен жил мечтами о военной карьере, ему мерещились громкие кампании, успехи в мире ... но вдруг он заявил, что собирается стать священником. С того дня он всюду носил с собой Библию, которую, кстати, выучил наизусть.

Сорель попадает в дом господина де Реналь и быстро одерживает блестящую ручку. Молодой, двадцатилетний, с немного женскими чертами лица, он привлекает к себе внимание госпожи Реналь. Неудивительно, что честолюбивый Жюльен решает соблазнить ее. Наконец это ему удается. Госпожа Реналь, которая никогда до этого не любила, горячо отдается страсти. Его роман с женщиной мэра просачивается в город: начинают поступать анонимные письма.

В Жюльена есть его единственный друг - предприниматель Фуке, который торгует лесом. Он делает Жюльену предложение стать компаньоном, но тот отказывается.

Ему приходится оставить Верьер, он едет в Безансон, в семинарию.


1.2. Безансон

Жюльен приезжает в незнакомый город. Он уже не думает о оставлено любовь - впереди яркое будущее, целое новый город. Он вступает в семинарии, ректором которой является строгий янсенист аббат Пирар. Аббат видит "священный огонь" в юноше. Теперь он - семинарист.

Проходят долгие, адские месяцы. Жюльен - чужак для других, его блестящие успехи из всех наук только отдаляют его от других. Однако молодой семинарист и не желает дружбы - он видит лишь чудовищ, подхалимов. Он чувствует себя выше всех.

Сорель привязывается к своему духовнику, аббата Пирара. Он - единственный честный человек в семинарии, поэтому неудивительно, что другие пытаются свергнуть его с должности.

Аббат Пирар знаком с маркизом де Ла-молем по одной судебному делу. Они переписываются и со временем становятся друзьями. Маркиз предлагает Аббату хорошую приход у Париж. Аббат едет в город поговорить с господином де Ла-молем. Оказывается, поэтому требуется секретарь. Аббат предлагает на это место Жюльена. Маркиз соглашаются.

Но перед этим Сорелю надо увидеться со своей возлюбленной - госпожа Реналь. Он едет в Верьера, ночью пробирается в ее комнату. Г Реналь за прошедшие месяцы ударилась в религию. Любимая Жюльена, она убедила себя, что совершила страшный грех и теперь должна наказывать себя всю жизнь. Однако стоит только увидеть любимого и все долгие месяцы будто забыты - она ​​снова с уже большей страстью отдается любви. Жюльен убегает из дома под выстрелами ружья, чувствуя себя, как и его возлюбленная, счастливым человеком на свете.

И так случается, что, пробыв всего лишь 2 месяца (вместо трех лет), в семинарии, Жюльен направляется в Париж, города новых свершений, мечтаний и побед, города жизни, сердца Франции.


1.3. Париж

Жизнь Жюльена Сореля переворачивается вверх тормашками. Он - секретарь в одном из самых престижных домов Парижа. Бывший семинарист снова зарабатывает себе хорошую репутацию. Ему приходится каждый вечер сидеть на приемах в салоне маркиза. Однако светская жизнь, которое только и может протолкнуть его в высшей мир не влечет Жюльена, он выше этого.

Маркиз де Ла-Моль - чудаковатый дворянин с благородным сердцем. Он имеет немалое влияние в мире и в первую очередь это объясняется его чрезвычайной умом, а потом уже происхождению. Его недостаток в том, что он подчиняется своим прихотям. У него есть жена и двое детей: дочь и сын - граф Норбер, юноша девятнадцати лет, храбро воевал в Испании.

Со временем маркиз привязывается к своему секретарю. Жюльен справляется с работой отлично: дела маркиза в идеальном порядке. Господин де Ла-Моль, как оказывается, еще и причастен к новым революционеров. Маркиз доверяется Сорелю и берет его с собой на одно из заседаний. Жюльен выполняет с честью еще и некоторые опасные задания.

А тем временем бурно развивается новая любовь Жюльена - мадемуазель де Ла-Моль. Это любовь оказывается совсем не таким, как с госпожой Реналь. Сорель проходит через все круги ада, и наконец добивается настоящего страстной любви Матильды, дочери маркиза.

Конечно, брак такой высокородной дамы с буржуа, сыном плотника, невозможно, ведь ее отец планировал ее бракосочетание с господином де Круазенуа, герцогом. Матильда слушать об этом не хочет - смысл ее жизни теперь в любви Жюльена. Маркиз узнает все, он в отчаянии, но его любовь к дочери оказывается слишком сильным, и он дает свое согласие. Господин де Ла-Моль дарит влюбленным земли, ренту, назначает Сореля поручителем в гусарский полк... Матильда тем временем настаивает на женитьбе. Жюльен счастлив, он достиг цели.

Все рушится в один день. Господин де Ла-Моль получает письмо, где со всеми подробностями рассказывается о г Реналь и Жюльена. Маркиз едет из Франции, так и не дав согласия присутствовать при бракосочетании.

А Жюльен Сорель, почти потеряв рассудок, едет в Верьера, покупает пистолеты, и идет в церковь, где должна быть госпожа Реналь. Оказавшись рядом, он стреляет в нее. Здесь он теряет сознание, однако так и не узнает худшему (а может и лучшего для него) - госпожа Реналь не убита.


1.4. Тюрьма

Жюльену грозит смертная казнь, однако суд еще не состоялся. А пока он сидит в тюрьме в Верьере. Впоследствии его переводят в крепость Безансону. Там его навещают Матильда, Фуке. Они делают все для того, чтобы предотвратить смертной казни. Однако Жюльен уже приготовился к смерти и не собирается бежать или врать в суде. Только теперь он понимает, что единственная любовь в его жизни - это госпожа Реналь, которую он убил. Жульен очень страдает от того, что убил "святого человека". Но оказывается, что это не так - его любимая жива. Госпожа Реналь посещает его и прощает ему его безрассудный поступок. Они снова счастливы, и ничего больше им не надо.

Проходит суд, на котором, несмотря на обещания, Жюльена приговаривают к смерти, через гильйотинування. Госпожа Реналь заставляет его подать апелляцию, однако она не помогает. Последние дни Жюльен проводит в каземате вместе с любимой.

Он умирает в солнечный день, спокойно и с честью. Мадемуазель де Ла-Моль, вроде Королевы Маргариты, забирает голову казненного любимого и собственноручно закапывает ее.

А госпожа де Реналь умирает через три дня после казни, обнимая своих детей.


2. Фабула произведения

Главной идеей, после событий Бурбонской реставрации, есть лицемерие. Эта проблема вечной - необходимость вести себя так или иначе, чтобы получить место в мире. Потребность играть какую-то роль. Кульминацией лицемерия становятся, мягко говоря, ненормальные отношения Жюльена и Матильды - Жюльен, осознавая, что делает, заставлял себя не показывать любовь; так он и заставлял его показывать. В конечном итоге это так подействовало на его сердце, что стало ясно - где правда, любовь, а где лицемерие, его амбиции.


3. Некоторые факты

  • Несмотря на то, что в обращении к читателям Стендаль пишет, что этот роман написан в 1827 году, это не соответствует действительности. В романе упоминаются события 1829 и первой половины 1839 лет.
  • Непосредственным источником романа был процесс над Антуаном Берте (Antoine Berthet).
  • Многие сцены написаны под собственным впечатлениям - например, гвоздевая фабрика. Некоторые любовные сцены - собственный опыт писателя.
  • К каждому разделу книги является эпиграф. Однако большинство из них подписаны фальшивыми именами (кроме Шекспира, Байрона и некоторых древних поэтов). Все остальное придумал сам Стендаль. Эпиграфы определяют характер раздела, его проблематику.
  • Доподлинно неизвестно, почему Стендаль выбрал именно такое название романа.
  • Были сделаны четыре экранизации романа:
    • 1) Французская (1954)
    • 2) Советская (1976)
    • 3) Английский (в форме мини-сериала) (1993)
    • 4) Американская ( арт-хаус) (1999)

Источники

  • Английский википедия
  • Красное и черное: Хроника XIX века; Роман / пер с фр. С.Боброва, М.Богословской. - М.: Рад.шк., 1989.-400с.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам