Краснофигурные вазопись

Краснофигурные вазопись - один из самых известных стилей древнегреческой вазописи. Появился примерно в 530 г. до н.е. в Афинах и просуществовал до конца III ст.до н.е. За несколько десятилетий краснофигурные вазопись вытеснил господствующий к этому чернофигурным вазопись. Свое название краснофигурные стиль получил благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположном чернофигурным: фон - черный, фигуры - красные.

Кроме Аттики, главными центрами производства краснофигурные керамики были гончарные мастерские в Нижней Италии. Краснофигурные стиль переняли многие регионы Древней Греции. Значительный вклад в развитие этого стиля внесли вазописцы Этрурии.

Краснофигурные вазы с Аттики распространились по всей Греции и за ее пределами и долгое время занимали ведущее положение на рынке тонкой керамики. Лишь немногие гончарные мастерские могли сравниться по качеству, производительности и богатством творческих идей с вазописцем с Афины. До нашего времени сохранилось более 40 тысяч экземпляров и фрагментов краснофигурные ваз, созданных в Афинах, и более 20 000 - созданных в нижней Италии. Краснофигурные вазопись основательно исследован археологами. Установлена ​​принадлежность значительного количества объектов керамики конкретным группам вазописцем. Изображение на краснофигурные вазах являются важным источником информации для культурно-исторических исследований повседневной жизни, иконографии и мифологии Древней Греции.

Геракл борется против амазонок. Ранний чернофигурным стиль, тело женщины выполнена в белом цвете. Около 530 г. до н.е. Лувр. Париж

1. Технология изготовления

Эскиз на обломке горшка с Аттики

Фактически краснофигурные роспись - это чернофигурным вазопись наоборот. Перед обжигом на поверхность подсохшей вазы наносились контуры человеческих фигур и другие детали изображения. Необожженного глина в Аттике, например, была оранжево-красный оттенок. Набросок рисунка наносился легким штрихом каким-либо тупым инструментом, или намечался древесным углем, который исчезал после обжига. Далее контуры рисунка обводились кистью с шликером. На некоторых готовых вазах виден след наброска, особенно если конечный вариант отличался от первоначального замысла вазописцем. Основные контуры рисунка проводились шликером рельефной, выпуклой линией, вероятно, кистью из щетины. [1] Остальные линий и тонкие линии внутри изображения выполнялись разбавленным раствором шликера. Кроме двух основных цветов в изображениях встречаются и другие цвета - белый и красный. Четко выраженные рельефные линии требовались для того, чтобы довольно редкий шликер не создавал эффекта излишней матовости. В заключение, фон между фигурами внутри изображение покрывалось матово-серым шликером. Вазы проходили трехкратный обжиг, в результате которого шликер приобретал свой ​​характерный черный или темно-коричневый цвет. [2]

У нового стиля были явные преимущества, и, прежде всего, к ним следует отнести возможность детальной проработки изображения. В технике чернофигурным стиля линии внутри рисунка высекались по нанесенной краске, что не обеспечивало достаточной точности изображения. По сравнению с чернофигурным силуэтами, которые выглядят как тени, краснофигурные изображения стали динамичными и приблизились к жизни. Кроме того, красные фигуры отличались большей контрастностью на черном фоне. Появилась возможность изображать людей не только в профиль, но и анфас, со спины или в три четверти. Краснофигурная техника позволяла лучше передать глубину и пространство.

Однако стиль имел и недостатки. Привычное для чернофигурным стиля изображения женского тела с помощью белой краски стало невозможным. Поклонникам вазописи стало сложнее определять пол изображенного человека по одежде или прической, поскольку герои и боги изображались молодыми и безбородыми. На начальном этапе сложности представлял и расчет пропорций фигур. В чернофигурным вазописи линии контуров визуально входили изображенной фигуры. В краснофигурном вазописи контуры проводятся той же черной краской и фон вазы, поэтому контуры фигур становились частью фона и сливались с ним. Поэтому сначала фигуры на вазах, выполненных в новом стиле, получались довольно худыми. Другой проблемой были ограниченные возможности передачи пространственной глубины на черном фоне. Но преимущества краснофигурного стиля все-таки перевесили его недостатки.


2. Аттический вазопись

Чернофигурным вазопись появился в Коринфе в VII в.до н.е. и стал господствующим стилем в ареале расселения древних греков и даже далеко за его пределами. Кроме Коринфа возникли и другие центры производства. Сначала афинские гончарные мастерские копировали коринфский стиль. Со временем Афины и Коринф поменялись местами. Мастерство аттических вазописцем поднялась до невиданных доселе высот, достигнув вершины ко второй трети VI в.до н.е. Примерно к 530 г. до н.е. относится творчество известного представителя чернофигурным стиля вазописи - Эксекия. Течение V в.до н.е. тонкая уже краснофигурная керамика из Аттики была и дальше лидером на рынке. Керамические изделия из Аттики распространились по всей греческой метрополии и даже завозились в Этрурию. Популярность этой керамики привела к открытию в нижней Италии и Этрурии мастерских и "школ" аттического вазописи, которые однако получили известность исключительно в соответствующем регионе.


2.1. Истоки

Первые вазы в краснофигурном стиле появились около 530 г. до н.е. Считается, что эту технику изобрел вазописец Андокид. Сначала Андокид и другие сторонники нового стиля (например, Псиакс) расписывали вазы в двух стилях одновременно: на одной стороне вазы изображения выполнялось с черными, а на другой - с красными. Такие сосуды (например, в экспозиции Государственного античного собрания в Мюнхене), называются билингвами. По сравнению с чернофигурным стилю это был уже большой шаг вперед, однако фигуры на них выглядели скованно, а сюжеты редко сочетались между собой. На этих вазах еще можно отследить приемы, заимствованные из старого стиля, как, например, насечки контуров изображений или покрытия значительных участков красной краской. [3]


2.2. Вазописцы-пионеры

Кратер с изображением спортсмена при подготовке к соревнованиям в палестре. Приписывается вазописцем Ефрона. Ок. 510 - 500 до н.е. Античное собрание. Берлин

Первыми преимущества нового краснофигурного стиля оценили так называемые вазописцы-пионеры. Их творчество приходится на 520 - 500 годы до н.е. известные из них - Эфрон, Евфимид и Финты. Выделена на основе искусствоведческих исследований вазописна группа известна своими творческими экспериментами, открывающие возможности нового краснофигурного стиля. Так, человеческие фигуры они изображали в новых положениях - со спины и анфас, художники экспериментировали со сжатой перспективой и использовали динамичные композиции. Эфрон первым применил новый прием вазописцем - рельефную линию. Благодаря тому, что многие вазописцем-пионеров были одновременно и гончарами, появились новые формы керамических сосудов: псиктер и пелика. Вазописцы-пионеры предпочитали в керамике большой форме и работали с амфорами и кратерами большого размера. Несмотря на то, что вазописцем-пионеров не связывало любое реальное объединение, они общались между собой, влияя друг на друга, между ними существовало дружеское творческое соревнование, что стимулировало творческое развитие художников. Так на одной из ваз Евфимида хвастливо красуется надпись-граффити: "как никогда не умел Эфрон". Именно для вазописцем-пионеров было характерно наличие надписей на вазах. [3]

В новом краснофигурном стиле расписывались не только сосуды, но и чаши. Так, например, Ольтос и Эпиктет расписывали чаши- билингвы, в которых червнонофигурний роспись была на лицевой стороне.


2.3. Поздняя архаика

Фиала с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н.е. Лувр. Париж

Расцвет краснофигурного стиля - заслуга следующего за вазописцем-пионерами поколения художников поздней архаики (ок. 500 - 470 года до н.е.). В этот период недостатки чернофигурным вазописи стали очевидны, и он был полностью вытеснен новым стилем. На это время приходится творчество известных вазописцем: Берлинского вазописцем и Клеофрада, которые расписывали сосуды и Онесима, Дуриса, Макрона и Брига, которые расписывали чаши. Улучшается не только качество продукции, но и ее объем увеличивается вдвое. Афины становятся ведущим центром в производстве тонкой керамики в Средиземноморье, почти все региональные гончарные центры за пределами Аттики утратили свое значение. [4]

Успех аттической керамики обусловило великолепное владение местными вазописцем перспективой, обеспечившее большую естественность и подвижность в изображении человеческого тела. Для росписи почти не используется орнамент, сократилось количество изображаемых лиц, исчезли анатомические детали. Но вазопись нашел новые темы. Особой популярностью стали пользоваться сцены из мифа о Тесея. Вазописцы экспериментируют с новыми формами керамических сосудов: появляется Ноланского амфора, Лекиф, фиалы типа В и Динос. Вазописцы стали выбирать себе специализацию на определенных видах керамики.


2.4. Период ранней и зрелой классики

Амфора с изображением юноши, размахивающего мечом. Ок. 470 г. до н.е. Лувр. Париж

Особенностью ранньокласичного изображения людей был их низкий рост и отсутствие в изображениях динамики. Поэтому они производили серьезное и патетическое впечатление. Складки одежды на изображениях наоборот стали мягкими и пластическими. Произошли изменения и в типологии самих изображений. Во-первых, вазописцы стали часто изображать не только сами моменты событий, но и сцены, непосредственно предшествующие им. Во-вторых, в вазописи нашли отражение и другие новые достижения афинской демократии. Прослеживается влияние древнегреческой трагедии и древнегреческого настенной живописи, практически не сохранился. Вазописцем зрелой классики вдохновлял Парфенон и его скульптуры, в первую очередь отразилось в технике изображения одежды. Ниспадающие складки ткани выглядели на изображениях естественными, что придавало глубину изображению. Композиции изображений еще более упростились. Художники особенно ценили симметрию, гармонию и уравновешенность. Человеческие образы, ставшие снова стройнее, излучали внутреннее спокойствие. [4]

Самые вазописцы периода ранней и зрелой классики ( 480 - 425 года до н.е.) - Гермонакс и Вазописец Ахилла, которые продолжили художественные традиции Берлинского вазописцем. Сюда также относится Вазописец фиал, который был в учениках у вазописцем Ахилла. Появились новые художественные течения, например, "маньеристы", выдающимся представителем которых был Вазописец Пана. Другой художественное направление представляют Вазописец Ниобы, вазописцы Полигнот, Вазописец Клеофона и Вазописец Динос.


2.5. Период поздней классики

Гидрия работы Мидия : в верхнем фризе - похищение дочерей Левкиппа Диоскуры, в нижнем - Геракл в саду Гесперид и группа афинских героев. Ок. 420 - 400 г. до н.е. Британский музей. Лондон

В период поздней классики - начиная с последней четверти V в. до н. е. - в аттической вазописи возникли два противоположных течения. С одной стороны, появилось направление, близкое к "Роскошного стиля" в древнегреческой скульптуре, с другой, продолжали развиваться основные тенденции зрелой классики. Самым известным представителем "роскошного стиля" был вазописец Мидий. Характерным для его творчества было изображение прозрачного одежды и огромного количества складок на нем. Роспись отличался обилием декоративных элементов и дополнительных объектов. Использовались новые цвета, преимущественно белый и золотой, что оттеняли рельефные украшения, стало первой попыткой создания на вазах трехмерных изображений. Наблюдалась тенденция к ?смягчению? форм: отличительной чертой изображения мужского тела перестали быть исключительно мышцы.

В поисках сюжетов для своих изображений вазописцы реже обращаются к мифологии. Из мифологических персонажей на вазах встречаются лишь Дионис и Афродита. Популярным становится роспись сосудов сценами из частной жизни. На вазах преобладают сцены из жизни. Причина таких изменений в выборе сюжетов доподлинно неизвестна. Возможно, что таким образом на художников отразились ужасы Пелопоннесской войны. Искусствоведы также объясняют такие изменения потерей афинскими мастерами гончарства лидирующих позиций в Средиземноморье, в конце концов, тоже было вызвано последствиями войны. Афинские гончары стали работать для клиентов на территории Испании, у которых были другие вкусовые предпочтения и потребности. Однако некоторые вазописцы сохранили верность старому стилю. Вазописец Эретрии пытался соединить воедино оба художественные направления. Шедеврами поздней классики являются сосуды небольшого формата: лекифы, пиксид и ойнохои. В вазописцем также пользовались успехом и леканисы, оксибафоны и гидрии. [5]


2.6. Керченские вазы

Последние десятилетия краснофигурного вазописи в Аттике ознаменовались расцветом стиля керченских ваз. Этот стиль, существовавший с 370 года до н.е. по 330 год до н.е., получил свое название по месту обнаружения - Керчи - и объединил в себе роскошный и строгий стиле, однако с преобладанием элементов первого. Характерными чертами керченских ваз является перегруженность композиции большими, похожими на статуи, образами. Кроме обычных цветов росписи в Керчи использовались синяя и зеленая краски. Чтобы подчеркнуть объем и тени, наносился тонкий слой шликера. Иногда фигуры выполнялись в технике апликативного рельефа, то есть на вазу прикреплялись фигурные рельефы. Сократилось количество используемых в вазописи форм сосудов - чаще расписывали пелики, кубковые кратеры, лекифы, Скифос, гидрии и ойнохои. В сюжетах изображений преобладают сцены из жизни, а в мифологии прежнему лидируют Дионис, а также Ариадна и Геракл.

Последние украшены фигурным росписью вазы были созданы в Афинах не позднее 320 г. до н.е.


2.7. Вазописцы и их произведения

Подпись вазописцем Эпиктета на килику. Тондо с изображением сцены в палестре. Ок. 520 - 510 г. до н.е. Лувр

Афинские гончары проживали в квартале Керамикос. Здесь находились как крупные, так и небольшие гончарные мастерские. В 1852 году в Керамике на "улице Гермеса" была обнаружена мастерская так называемого Йенского вазописцем. Найденный в ней посуду хранятся в наше время [ Когда? ] в университетском собрании Университета им.Фридриха Шиллера в Иене. [6]

Благодаря подписям на вазах известны имена около сорока аттических вазописцем. Кроме имени художника на сосуде обычно написано дав.-гр. ἐγραψεν (?grapsen) - "нарисовал". К подписи гончара обычно добавлялось дав.-гр. ἐποίησεν (Epo?esen) - "сделал". Подписи гончаров встречаются почти вдвое чаще, чем подписи вазописцем. [7] Первые подписи датируются 580 годом до н.е. [8] Подписи на керамике с гордостью часто проставляли вазописцы-пионеры. [9]

Подпись гончара Амасиса на Ольпе. Ок. 550-530 лет до н. е. Лувр. Париж

Судя по количественным соотношением подписей гончаров и вазописцем, ремесло гончара пользовалось большим почетом и уважением. Статус древнегреческого вазописцем точно не установлено. Известно, что Эфрон и другие вазописцы были одновременно и гончарами, поэтому считается, что большинство вазописцем не были рабами. Однако имена некоторых художников указывают на то, что среди вазописцем были бывшие рабы метеки. Некоторые из сохранившихся имен невозможно интерпретировать однозначно. Так, подпись "Полигнот" ставили несколько вазописцем, которые, возможно, пытались достичь успеха за счет известного художника-монументалиста. Возможно, аналогично использовались и другие известные имена, как, например, Аристофан. Творчество некоторых вазописцем удалось проследить лишь в течение короткого периода времени - одного-двух десятилетий, но известны и художники, которые работали гораздо дольше: Дурис, Макрон, Гермонакс или Вазописец Ахилла. На основании имеющихся данных о том, что вазописцы стремились стать гончарами, и при отсутствии данных о том, что гончары брались за вазописни работы, считается, что карьера в гончарном деле начиналась с подмастерья, в обязанности которого входил роспись ваз, и заканчивалась гончаром. Такое разделение труда очевидно существовал в эпоху краснофигурного вазописи, в то время как в чернофигурным период многие мастера самостоятельно выполняли как гончарную, так и вазописну работу - ( Эксекий, Неарх и возможно Амасис). С ростом спроса на керамические товары изменился технологический процесс в гончарном деле, появилось разделение труда, и не всегда однозначный деление на гончаров и вазописцем стал нормой.

Роспись сосудов поручался преимущественно молодым подмастерьям. Исходя из этого можно сделать предположение о возможности ремесленных коллективов. Обычно в одной гончарной мастерской работало несколько вазописцем, поскольку работы одного гончара, относящиеся к одному и тому же периоду времени, расписаны разными вазописцем. Так на Ефрона работали, в частности, Онесим, Дурис, Антифон, Триптолем и Пистоксен. Возможно, вазописцы работали одновременно на несколько мастерских. Так вазописец чаш Ольтос расписывал керамику, изготовленную не менее чем шестью разными гончарами. [10]

Председатель эфиопа и женщины с надписью любимца

Современный взгляд на вазописцем как на художников и соответственно на их работы как на произведения искусства не соответствует античной реальности. Вазописцы как и гончары были ремесленниками, а результаты их труда - товаром. [11] Ремесленники имели образование, о чем свидетельствуют надписи на керамике. Однако встречаются и бессмысленные сочетания слов, что свидетельствует о том, что грамотой владели не все вазописцы. [12] Версия о принадлежности гончаров и вазописцем в элиту Аттики не нашла серьезных доказательств. [13] Большая часть вазописних работ выполнялась на псиктерах, кратерах, кальпидах, стамнос, киликах и канфара, предназначавшиеся для симпосиив. [14]

Тщательно расписная керамика была хорошим, но не самым ценимым столовой посудой у древних греков. Более ценился посуда из благородного металла. Однако керамические вазы не были дешевым товаром, особенно дорого стоили изделия большого размера. В 500 году до н.е. большая расписная сосуд стоила около одной драхмы, что составляло дневной заработок каменотеса. На основе многочисленных находок в захоронениях обнаружено, что нижние слои общества использовали в быту простую по оформлению керамику и еще чаще посуду из дерева.

Многочисленные находки краснофигурные керамики свидетельствуют о том, что сосуды, возможно, не самого высокого качества, использовались в повседневной жизни. Но большую часть продукции гончарных мастерских составляли сосуды для культовых ритуалов и захоронений. Производство высококачественной керамики было прибыльным делом. Так, обломки драгоценных священного подарка вазописцем Ефрона были найдены в Афинском акрополе.

Нельзя недооценивать роль экспорта афинской керамики в благосостоянии города. Многие гончарных мастерских ориентировались на экспорт продукции и выполняли те вещи, которые пользовались спросом в соответствующем регионе. Упадок аттического вазописи произошел именно тогда, когда этруски, основные потребители их продукции, попали под влияние со стороны римлян и греков из южной Италии. Другой причиной исчезновения украшенного росписью посуды стало изменение вкуса, наступившей с эпохой эллинизма. Подтверждением ориентированности вазописцем на экспорт является почти полное отсутствие на изображениях театральных сцен, поскольку покупатели керамики, принадлежащих к другим культурных кругов, как, например, этруски или жители Иберийского полуострова, не могли понять их смысл, и они не представляли для них интереса. Напротив, в вазописи Нижней Италии, не ориентированной на экспорт, вазы с изображением театральных сцен не редкость. [15]


3. Вазопись Нижней Италии

Нижняя (Южная) Италия (вместе с Сицилией) в вазописи - единственный регион, который как по своему художественному значению, так и по уровню научной изученности может сравниться с Аттикой. В отличие от аттических, итальянские вазописцы работали преимущественно на местные рынки. За пределами нижней Италии их работы встречаются редко. Первые гончарные мастерские в нижней Италии в середине V в. до н. е. открывали аттические гончары. Местные ремесленники быстро изучили технику гончарных и вазописних работ и вскоре преодолели тематическую и формальную зависимость от аттического вазописи. К концу столетия в Апулии появились так называемые "Роскошный" и "Строгий" стиле. Роскошный стиль проник и в вазописни школы континентальной Италии, однако не смогли достичь уровня апулийцив. [16]

В настоящее время насчитывается примерно 21 тысяч ваз и их фрагментов, изготовленных в нижней Италии. Из них около 11 тысяч составляют апулийские вазы, 4 тысячи - родом из Кампании, 2 тысячи сделано в Пестум, полторы тысячи - в Лукании и около одной тысячи - на Сицилии. [17]


3.1. Апулия

Скифос с изображением женской головы работы Вазописцем Армидейла. Ок. 340 г. до н.е. Берлинский музей. Берлин

Апулия занимала ведущие позиции в вазописи нижней Италии. Основной центр гончарного производства находился в Таренте. Краснофигурные вазы изготовлялись в Апулии в период с 430 по 300 года до н.е. В апулийских стиле принято выделять два направления: роскошный и строгий стиле вазописи. В строгом стиле обычно расписывались мелкие сосуды, исключение составляли лишь колоколообразные кратеры и кратеры-колонетты. На этих вазах редко встречается более четырех фигур. Изображение на вазах охватывают сцены на мифологические сюжеты, женские головы, батальные сцены и сцены прощания, а также фиасы - торжественные шествия Диониса. На обратной стороне "суровых" ваз часто встречаются характерные для вазописи нижней Италии изображение "юношей в накидках". Отличительной чертой этих выдержанных в строгом стиле ваз является практически полный отказ от использования дополнительных цветов. Самыми известными апулийские вазописцем считаются Вазописец Сизифа и Тарпорлийський вазописец. С середины IV в. до н. е. наблюдается сближение строгого стиля с роскошным. Самым ярким представителем этого периода является Варрезський вазописец. [18]

Вазописцы роскошного стиля предпочитали вазам большого размера: кратерам с волютами, амфоры, лутрофорам и гидрии. На большой поверхности такого сосуда иногда размещалось до 20 фигур, часто в нескольких регистрах. В вазописи роскошного стиля часто использовались дополнительные цвета, прежде всего оттенки красного, золотой и белый цвета. Начиная со второй половины IV в. до н. е. шейку и боковые части сосудов стали расписываться богатыми растительными орнаментами. В это же время вазописцы стали использовать возможности перспективы, прежде всего, для изображения зданий - дворцов ада и наискосив. С 360 года до н.е. такие архитектурные изображения часто встречаются в сценах, связанных с культом мертвых "наискових вазах". Этот стиль представляют Вазописец Илиуперса, Вазописец Дария и Балтиморский вазописец. Успех имели сцены на мифологические сюжеты: собрание богов, Амазономахия, Троянская война, Геракл и Беллерофонт. Однако среди них встречались и редкие мифологические изображения, которые рассматриваются специалистами как единые иконографические источники. Театральный сюжет типичен для апулийских мастеров и неизвестный в аттической вазописи. Нередко на апулийских вазах встречаются шутливые сцены (так называемые вазы с изображением флиака). Сцены из повседневной жизни и изображения атлетов были популярны лишь при становлении апулийские вазописи, после 370 года до н.е. они полностью исчезают из набора сюжетов апулийских вазописцем. [19]

Апулийские вазопись оказала большое влияние на другие центры гончарного производства. Считается, что некоторые вазописцы из Апулии переселились в другие города нижней Италии, и распространили там свой опыт. Кроме краснофигурные ваз Апулия славилась своими чернолакового сосудами с нанесенным сверху узором ( гнафиямы) и полихромными вазами (вазами с Каноса). [20]


3.2. Кампания

Медея убивает своих детей. Амфора работы Вазописцем Иксиона. Ок. 330 г. до н.е. Лувр. Париж

В Кампании краснофигурные стиль керамики распространился в V-IV веках до н. е. На сосуды из светло-коричневой кампанского глины наносился слой покрытия, набирал после обжига оттенки от розового до красного. Кампанского вазопици преимущественно производили керамику небольшого размера, а также гидрии и колоколообразные кратеры. В Кампании не встречаются такие типичные для Апулии сосуды - кратеры с волютами, кратеры-колонетты, лутрофоры, ритоны и несториды. Редкие в Кампании и пелики. Сюжетный репертуар кампанского вазописи также ограничен. На кампанийських вазах встречаются изображения молодых мужчин и женщин, сцены ФИАС, птиц и животных, но чаще всего - местных воинов и женщин. На обратной стороне кампанского сосуды также встречаются апулийские "юноши в накидках". Роль мифологических сюжетов и погребального культа невелика. Лишь к 340 г. до н.е. в апулийских вазописцем были заимствованы наискови сцены, орнаментальные элементы и полихромия. [21]

До массового появления в Кампании во второй четверти IV века до н. е. сицилийских гончаров, которые основали там многочисленные гончарные мастерские, была известна лишь мастерская группы вазописцем "Owl-Pillar"английского - "Совиный столбик"), деятельность которых относится к V веку до н. н.э. В кампанского вазописи выделяют три основных вазописни группы:

Первая группа представлена ​​мастерской Вазописцем Кассандры с Капуи, находившегося под влиянием сицилийских мастеров. За ним последовали мастерской Вазописцем Пэрриша, Лагеттського вазописцем и Кайванського вазописцем. Характерной чертой является большое количество изображений сатиров с тирсами, голов - преимущественно под ручками гидры, оловянные канты на одежде и использование дополнительных красок - белой, красной и желтой. Вероятно Лагеттський и Кайванский вазописцы позже переселились в Пестум. [22]

Группа вазописцем "AV" работала также в Капуе. В ней особо выделяется один из ее основателей - Вазописец белых лиц. Типичной чертой его работы является белый цвет в изображении женских лиц. Вазописцы этой группы специализировались на изображении сцен местной жизни, женщин и воинов. Многофигурные сцены встречаются редко, на лицевой и оборотной стороне ваз обычно изображается только по одному образу, иногда только голова. Одежда на изображениях выполнялся достаточно небрежно. [23]

В Кумах после 350 года до н.е. работал Бостонский вазописец СА и его коллеги и последователи. Вазописец СА считается выдающимся представителем этой вазописнои группы, а возможно, и вазописи Кампании в целом. Начиная с 330 года до н.е. наблюдается сильное влияние апулийских мастеров. Самыми популярными мотивами являются наискови и погребальные сцены, дионисийские сцены и изображения симпосиив. Типичные изображения украшенных женских головок. Вазописец СА работал в полихромной технике и иногда использовал довольно большое количество литопона для изображаемых объектов архитектуры и женских образов. Его последователи с трудом могли соответствовать его уровню, и упадок кампанского вазописи наступил около 300 года до н.е. [23]


3.3. Лукания

Изображение Гермеса, который преследует женщину, на колоколообразные кратере Вазописцем Долона. Ок. 390 - 380 лет до н.е. Лувр. Париж

Луканський вазопись возникла около 430 года до н.е. благодаря Вазописцем Пистиччи. Считается, что этот вазописец, который находился под влиянием аттических мастеров, работал в Пистиччи, где и была обнаружена часть его работ. В его последователей - Вазописцем Амика и Вазописцем циклопа мастерская находилась в Метапонте. Они первыми взялись за роспись керамических сосудов новой формы - несторид. На изображениях луканского вазописи часто встречаются мифологические и театральные сцены. Например, Вазописец Хоэфоры, названный по трагедии из трилогии "Орестея" Эсхила, изображал сцены из этой трагедии на многих своих сосудах. К тому времени начал сказываться влияние апулийские вазописи. Типичными становятся полихромия и растительные узоры. Наиболее значимыми представителями этого периода Вазописец Долон и Бруклинские-будапештский вазописец. В середине IV в. до н. е. наблюдается спад как в качестве, так и в тематическом разнообразии луканського вазописи. Последним известным вазописцем Лукании стал Вазописец приматам, который работал в стиле апулийские Вазописцем Ликурга. Луканський вазопись стремительно исчезает в последней четверти IV века до н. е. [24]


3.4. Пестум

Пестумского вазопись является самым поздним из возникших в нижней Италии стилей. Своим появлением около 360 года до н.е. он обязан сицилиец. Первая мастерская Пестума принадлежала Аст и Пифон. Это единственные вазописцы нижней Италии, чьи имена сохранились благодаря подписям на их работах. Они расписывали колоколообразные кратеры, амфоры, гидрии, лебес гамикос, леканиды, лекифы и кувшины. Реже они обращали внимание на пелики, кубковые кратеры и кратеры с волютами. Для их стиля характерна роспись боковых поверхностей сосудов пальметтами, орнамент с цветочными чашечками и зонтиками, получивший название "цветение Астея", оловянная отделки одежды и свободно разбросанные по спинам волос. Тела людей часто наклонены вперед или опирались на растения и камни. Использовались дополнительные цвета: белый, золотой, черный, пурпурный и различные оттенки красного. [25]

На керамике Пестума часто изображаются дионисийские сцены: фиасы и симпосии, сатиры и менады, силены и сцены флиакив. Встречаются многочисленные герои и боги с античных мифов: Геракл, Суд Париса, Орест, Электра, Афродита и Эрот, Аполлон, Афина и Гермес. На пестумского сосудах практически не встречаются сцены из повседневной жизни, зато есть много изображений животных. Творчество вазописцем Астея и Пифона имела длительное воздействие на пестумского вазопись. Об этом свидетельствуют работы их последователей, в частности прибывшего из Апулии вазописцем Афродиты. Около 330 года до н.е. появилась вторая мастерская, на начальном этапе копировала работы первой. Однако со временем работы ее мастеров стали отличаться высоким качеством и разнообразием сюжетов. В этом периоде ощущается влияние творчества Кайванського вазописцем из Кампании с его линейными контурами одежды и отсутствием контуров обводки в женских фигур. Упадок пестумского вазописи приходится на 300 Год до н.е. [25]


3.5. Сицилия

Сцена флиака на кратере вазописнои группы Лентини-Манфрия: раб в короткой тунике. Ок. 350 - 340 года до н.е. Лувр. Париж

Сицилийский вазопись в городах Гимера и Сиракузы берет свое начало на рубеже V-IV веков до н. е. и по стилю, тематике, декором и формой керамики был связан с аттической образцами. Сильнее всего ощущается влияние пизньокласичного вазописцем из Аттики Мидия. Во второй четверти IV века до н. е. много сицилийских мастеров керамики переселились в Кампанию и Пестум и основали там свои мастерские. Ограниченное производство керамики сохранилось лишь в Сиракузах. [26]

Типичный сицилийский стиль вазописи сложился около 340 г. до н.е. Здесь различают три вазописни группы. Первая, названная группой Лентини-Манфрия, работала в Сиракузах и Джели, вторая - чентурипська - у подножия Этны, а третья - на Липарских островах. Для сицилийского вазописи характерно использование дополнительных цветов, в частности, белого. В основном в сицилийском вазописи раннего периода преобладают керамические сосуды: кубковые кратеры и гидрии. Однако встречаются и маленькие бутыли, Лекану, лекифы и скифоидни пиксиды. Они украшены сценами из жизни, изображениями Эрота, женских головок и сцен флиака. Мифологические изображения встречаются довольно редко. Как и в других областях Италии, вазопись теряет свое значение на Сицилии до 300 года до н.е. [26]


4. Вазопись Этрурии и других регионов

В отличие от чернофигурным стиля, в краснофигурном вазописи практически не появилось значительных региональных направлений, школ или мастерских. В Греции гончарные мастерские существовали также в Беотии ( Вазописец Великого Афинского канфара), Халкидиках, Элиде, Эретрии, Коринфе и Лаконии.

В Этрурии, где проживала основная клиентура аттических вазописцем, местным гончарным мастерским удалось выйти за пределы регионального рынка. Имитация краснофигурного стиля началась здесь лишь в 490 году до н.е., через пятьдесят лет после его возникновения. Лишь к концу V века до н. е. в Этрурии появилась настоящая краснофигурная техника вазописи. В Этрурии найдены многочисленные свидетельства существования двух направлений этрусского вазописи: псевдо-краснофигурного и собственно краснофигурного. Гончары и вазописцы Этрурии работали не только на местный рынок, но и отправляли свою продукцию на продажу на Мальту, в Карфаген, Рим и на Лигурийское побережье.


4.1. Псевдо-краснофигурные вазопись

Сначала краснофигурная техника вазописи просто имитировалась. Как и на некоторых ранних аттических вазах сосуды полностью покрывались черной глянцевой глиной, а фигуры рисовали этажа красными и белыми оксидными минеральным красками. В отличие от собственно краснофигурные техники, красным рисунок на весе становился не от обжига не покрытых краской участков фона, а от краски. Внутренние линии рисунка по аналогии с чернофигурным стилем вазописи выполнялись насечками, а не красками. В этом стиле украшали свои работы вазописец Праксиаса и его коллеги по мастерской в Вульчи. Несмотря на хорошее знание вазописцем этой мастерской сюжетов греческой мифологии и иконографии их происхождения из Афин не доказано.

Псевдо-краснофигурные стиль задержался в Этрурии дольше, чем в Афинах. В этой технике вазописи специализировалось несколько гончарных мастерских IV века до н. е. при том, что в настоящее время собственно краснофигурные стиль уже широко распространился среди этрусских вазописцем. Достойны упоминания мастерской группы Сокра и группы Фантома. Более ранняя по времени группа Сокра расписывала свои чаши сюжетами не только с древнегреческой мифологии, но и этрусского содержания. Основу сюжетов группы Фантома составляют изображения людей в одежде в сочетании с растительными и пальмовыми узорами. В стиле обеих групп работали вазописцы в Черветери, Фалериях и Тарквинии. Группа Фантома просуществовала до начала III века до н. е. Популярность псевдо-краснофигурного стиля, как и краснофигурного вазописи в целом, упала с изменением вкусовых предпочтений покупателей керамики. [27]


4.2. Краснофигурные вазопись

Лишь в конце V века до н. е. собственно краснофигурная вазописна техника, при которой изображение только обводится краской, получает распространение в Этрурии. Первые мастерские местного значения, вероятно основали выходцы из Аттики, появляются в Вульчи и Фалериях. Однако в ранних краснофигурные вазах из Этрурии оказывается и влияние мастеров из нижней Италии. К IV веку до н. е. эти мастерские занимали ведущие позиции на рынке расписной керамики Этрурии. Вазы крупного и среднего формата - кратеры и кувшины - украшались изображениями на мифологические сюжеты. За один век керамика с фалеры сумела значительно обогнать по объему Вульчи. В Кьюзи и Орвьето возникли новые центры гончарного производства. Особой популярностью пользовались чаши для питья, расписаны на дионисийскую тематику вазописцем группы Тондо с Чиузи. Во второй половине века центр гончарного производства сместился в Вольтерра, прославившаяся своими кратерами особой формы с тщательно выполненным росписью.

Мифологические сюжеты исчезли из репертуара этрусских вазописцем во второй половине IV века до н. е. Их место заняли изображения женских головок и людей (но не более двух на изображении). Большое распространение получили орнаменты и цветочные мотивы. Большие композиции, как, например, Амазономахия, были скорее исключением. Керамика с Фалера теряет свое значение под давлением нового центра производства керамики в Черветери, ставший одним из основных центров краснофигурного вазописи в Этрурии. Здесь вазописною группой Торкопа изготавливались украшенные простыми узорами ойнохои, лекифы, чаши для питья, а группой Дженукилии - блюда небольшого размера. Согласно изменениям в художественных предпочтениях клиентов мастерские перешли на изготовление чернолакового ваз в конце IV века до н. е., что положило конец истории краснофигурного вазописи в Этрурии. [28]


5. Исследования и влияние

В настоящее время известно более 65 тысяч краснофигурные ваз и их фрагментов. [29] Интерес к античных ваз возник еще в Средние века. Ристори д'Ареццо посвятил им главу Capitolo de le vasa antiche в своей "Строении мира". Форму, цвет и изображения на глиняных вазах он считал совершенными. [30] В эпоху Ренессанса античные вазы, в том числе и расписные керамические сосуды, стали предметом коллекционирования. Известны случаи поставки древнегреческих ваз в Италию. Однако вплоть до конца барокко расписные вазы находились в тени других видов искусства, в частности, пластики. Исключением является изготовленная на заказ Николя-Клода Фабри где Пейреску книга с акварельными изображениями античных расписных ваз. В коллекции самого Пейреску, как и других коллекционеров, также были глиняные вазы. [31]

Начиная с эпохи классицизма коллекционирование древней керамики становится все популярнее. Так, коллекции ваз собирали Уильям Гамильтон и Джузеппе Валлетта. Обнаруженные в Италии вазы можно было купить за небольшие деньги, и поэтому даже частные лица могли позволить себе значительные коллекции. Вазы стали любимыми сувенирами, которые привозили с собой из популярных в то время среди дворян путешествий по Европе - гранд-туров. Об испытанных соблазна приобрести античные вазы во время своего путешествия в Италию повествует и Иоганн Вольфганг Гете. Если на античный оригинал не хватало средств, то можно было приобрести копию или гравюру с его изображением. Возникли даже мануфактуры, имитирующих античные вазы. В это время приобрел популярность Веджвуд, который, применяя технологию изготовления древнегреческих ваз, использовал античные мотивы в виде шаблонов на своем производстве. [32]

Начиная с 1760 лет до вазописи обратилась и археология, для которой вазы стали источником ценной информации о жизни в античные времена и иконографических и мифологических исследований. Вазопись заменил собой практически полностью утрачен монументальная живопись Древней Греции. В это время было опровергнуто распространенное мнение о том, что вазопись занимались исключительно этруски, хотя мода на античные вазы в то время и сохранила название all'etrusque. В исследованиях и имитации античных ваз соревновались между собой Англия и Франция. Краснофигурные стиль особенно ценил Винкельман. Орнаменты на античных вазах издавались в Англии в так называемых "книгах образцов" (pattern books).

Изображение на вазах оказали влияние и на развитие современной живописи. Линейный стиль вдохновлял таких художников, как Эдвард Берн-Джонс, Гюстав Моро и Густав Климт. Фердинанд Георг Вальдмюллер написал в 1840 году картину под названием "Натюрморт с серебряными сосудами и краснофигурные оксибафом ". Анри Матисс назвал один из своих произведений "Интерьер с этрусской вазой". Эстетическое воздействие древнегреческой вазописи сохраняется и до нашего времени. Считается, что бутылка "Кока-колы" своими изгибами обязана древнегреческому вазописи. [33]

Особый вклад в исследование росписи аттических ваз осуществил английский исследователь классики Джон Бизли. Бизли начал изучать вазы примерно от 1910 года, используя методологию историка искусства Джованни Морелли разработанную для изучения живописи. Он предположил, что каждый вазописец имел индивидуальные работы, которые всегда можно безошибочно идентифицировать. Чтобы сделать это, некоторые детали, такие, как лицо, пальцы, руки, ноги, колени, складки одежды и т.п., были сопоставлены. Бизли рассмотрел 65000 ваз и фрагментов (из которых 20000 были чернофигурным). В течение шести лет исследования, он смог приписать 17000 из них в отдельных художников. Где их имена остались неизвестными, он разработал систему условных имен. Бизли также объединил отдельных художников в группы, мастерские, школы и стили. Никакие другие археологи не имели такого определяющего влияния на целую подотрасль, который должен Бизли по изучению греческой вазописи. Значительная часть его анализа считается в силе и сегодня. Бизли опубликовал свои выводы из краснофигурного вазописи в 1925 и 1942 годах. Его первые исследования рассматривали материал только от 4 века до нашей эры. Для нового издания его работ, опубликованного в 1963 году, включены также поздний период, используя работы других ученых, таких как Карл Шефолд, который особенно изучал керченский стиль ваз. Известными учеными, которые продолжают изучение краснофигурного вазописи после Бизли есть Джон Бордман, Эрика Симон и Дитрих фон Ботмер. [34]

Для изучения юго-итальянского вазописи работы Артура Дейла Трендала имеют сходное значение, как работы Бизли для Аттики. Все ученые после Бизли, следуют его традициям и используют методологию. Изучение греческих ваз продолжается, не в последнюю очередь в связи с постоянным появлением новых материалов с археологических раскопок, незаконных раскопок и неизвестных частных коллекций.


Примечания

  1. Согласно другой теории использовалась полая игла с краской. См.. John Boardman: Rotfigurige Vasenmalerei. Die archaische Zeit с. 15
  2. John Boardman: Rotfigurige Vasenmalerei. Die archaische Zeit, стр. 13-15; John H. Oakley: Rotfigurige Vasenmalerei, в: DNP 10 (2001), колонка 1141
  3. а б John H. Oakley: Rotfigurige Vasenmalerei, в: DNP 10 (2001), колонка 1141
  4. а б Oakley: Rotfigurige Vasenmalerei, в: DNP 10 (2001), колонка 1142
  5. Oakley: Rotfigurige Vasenmalerei, в: DNP 10 (2001), колонка 1143
  6. Der Jenaer Maler, Reichert, Wiesbaden 1996, стр. 3
  7. Данные приведены для аттического фигурного вазописи в целом
  8. Древнейший известный подпись аттического гончара принадлежит гончару Софилосу
  9. Ingeborg Scheibler: Vasenmaler, в: DNP 12 / I, колонка. 1147f.
  10. Ingeborg Scheibler: Vasenmaler, in: DNP 12 / I, колонка 1147f.
  11. Boardman: Rotfigurige Vasenmalerei. Die klassische Zeit с. 253
  12. Ingeborg Scheibler: Vasenmaler, в: DNP 12 / I, колонка 1148
  13. Boardman: Schwarzfigurige Vasenmalerei, стр. 13; Martine Denoyelle: Euphronios. Vasenmaler und T?pfer, Berlin 1991, стр. 17
  14. см.. также: Alfred Sch?fer: Unterhaltung beim griechischen Symposion. Darbietungen, Spiele und Wettk?mpfe von homerischer bis in sp?tklassische Zeit, von Zabern, Mainz 1997
  15. Boardman: Rotfigurige Vasen aus Athen. Die Klassische Zeit, стр. 198-203
  16. Rolf Hurschmann: Unteritalische Vasenmalerei, в: DNP 12/1 (2002), колонка 1009-1011
  17. Hurschmann: Unteritalische Vasenmalerei, в: DNP 12/1 (2002), колонка 1010 и Trendall стр. 9. Данные несколько отличаются друг от другой. В более позднем исследовании Хуршманна указана 21 000 ваз (на тысячу ваз больше, чем в Тренделла, разница возникает за счет апулийских ваз), Хуршманн указывает только общие данные и данные, Апулии и Кампании, Тренделл указывает цифры более детально.
  18. Hurschmann: Apulische Vasen, в: DNP 1 (1996), колонка 922f.
  19. Hurschmann: Apulische Vasen, в: DNP 1 (1996), колонка 923
  20. Hurschmann в: DNP 1 (1996), колонка 923
  21. Hurschmann: Kampanische Vasenmalerei, в: DNP 6 (1998), колонка 227
  22. Hurschmann: ampanische Vasenmalerei ", в: DNP 6 (1998), колонка 227f
  23. а б Hurschmann: Kampanische Vasenmalerei, в: DNP 6 (1998), колонка 228
  24. Hurschmann: Lukanische Vasen, в: DNP 7 (1999), колонка 491
  25. а б Hurschmann: Paestanische Vasen, в: DNP 9 (2000), колонка 142
  26. а б Hurschmann: Sizilische Vasen, в: DNP 11 (2001), колонка 606
  27. Huberta Heres - Max Kunze (изд.): Die Welt der Etrusker, Arch?ologische Denkm?ler aus Museen der sozialistischen L?nder. Ausstellungskatalog Staatliche Museen zu Berlin, Hauptstadt der DDR - Altes Museum vom 04. Oktober bis 30. Dezember 1988. Berlin 1988, стр. 245-249
  28. Huberta Heres - Max Kunze (изд.): Die Welt der Etrusker, Arch?ologische Denkm?ler aus Museen der sozialistischen L?nder. Ausstellungskatalog Staatliche Museen zu Berlin, Hauptstadt der DDR - Altes Museum vom 04. Oktober bis 30. Dezember 1988. Berlin 1988, стр. 249-263
  29. <В DNP 15/3 (Zeitrechnung: I. Klassische Arch?ologie, колонка 1164) указывается 65 000 ваз, которые исследовал английский археолог Бизли. Из них следует вычесть 20 тысяч, выполненных по свидетельству Бордман в чернофигурным стиле (Boardman: Schwarzfigurige Vasen aus Athen, стр. 7) 21000 краснофигурные ваз происходят из нижней Италии. Сюда же относятся и сосуды из других регионов Греции
  30. Sabine Naumer: Vasen / Vasenmalerei, в DNP 15/3, колонка 946
  31. Sabine Naumer: Vasen / Vasenmalerei, в DNP 15/3, колонка 947-949
  32. Sabine Naumer: Vasen / Vasenmalerei, в DNP 15/3, колонка 949-950
  33. Sabine Naumer: Vasen / Vasenmalerei, в DNP 15/3, колонка 954
  34. Boardman: Schwarzfigurige Vasen aus Athen, p. 7f.

7. Источники и литература

  • написано по материалам статьи в немецкой Википедии
  • Горбунова К.С, Передольская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.
  • Максимова М. И. Античные фигурные вазы. М., 1916.
  • Передольская А. А. краснофигурный Аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1967.
  • John D. Beazley: Attic red-figure vase-painters. 2nd ed. Oxford 1963.
  • John Boardman: Rotfigurige Vasen aus Athen. Die archaische Zeit. Ein Handbuch, von Zabern, Mainz 1981 (= 4. Auflage 1994) (Kulturgeschichte der Antiken Welt, Band 4), ISBN 3-8053-0234-7
  • John Boardman: Rotfigurige Vasen aus Athen. Die klassische Zeit. Ein Handbuch. Mainz, Zabern 1991 (Kulturgeschichte der Antiken Welt, Band 48), ISBN 3-8053-1262-8.
  • Friederike Fless: Rotfigurige Keramik als Handelsware. Erwerb und Gebrauch attischer Vasen im mediterranen und pontischen Raum w?hrend des 4. Jhs. v.Chr., Leidorf, Rahden 2002 (Internationale Arch?ologie, Bd. 71) ISBN 3-89646-343-8
  • Luca Giuliani: Tragik, Trauer und Trost. Bildervasen f?r eine apulische Totenfeier. Berlin, Staatliche Museen zu Berlin - Preu?ischer Kulturbesitz 1995. ISBN 3-88609-325-9
  • Rolf Hurschmann: Apulische Vasen, in: DNP 1 (1996), Sp. 922 f.; Kampanische Vasenmalerei, in: DNP 6 (1998), Sp. 227 f.; Lukanische Vasen, in: DNP 7 (1999), Sp. 491; Paestanische Vasen, in: DNP 9 (2000), Sp. 142/43; Sizilische Vasen, in: DNP 11 (2001), Sp. 606; Unteritalische Vasenmalerei, in: DNP 12/1 (2002), Sp. 1009-1011
  • Thomas Mannack: Griechische Vasenmalerei. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 2002. (Auch Theiss, Stuttgart 2002 ISBN 3-8062-1743-2)
  • Sabine Naumer: Vasen / Vasenmalerei, in DNP 15/3, Sp. 946-958
  • John H. Oakley: Rotfigurige Vasenmalerei, in: DNP 10 (2001), Sp. 1141-43
  • Christoph Reusser: Vasen f?r Etrurien: Verbreitung und Funktionen attischer Keramik im Etrurien des 6. und 5. Jahrhunderts vor Christus. Z?rich 2002. ISBN 3-9050-8317-5
  • Ingeborg Scheibler: Griechische T?pferkunst. Herstellung, Handel und Gebrauch der antiken Tongef?e. 2., Neubearb. u. erw. Aufl., M?nchen 1995. ISBN 978-3-406-39307-5
  • Ingeborg Scheibler: Vasenmaler, in: DNP 12 / I (2002), Sp. 1147f.
  • Erika Simon, Max Hirmer: Die griechischen Vasen. 2., Durchgesehene Auflage. Hirmer, M?nchen 1981, ISBN 3-7774-3310-1.
  • Arthur Dale Trendall: Rotfigurige Vasen aus Unteritalien und Sizilien. Ein Handbuch. von Zabern, Mainz 1991 (Kulturgeschichte der Antiken Welt, Bd. 47), ISBN 3-8053-1111-7
п ? в ? р Керамика Древней Греции
Типология форм
Для погребальных и культовых обрядов: Гидрия ? Гуттус ? Калаф ? Кальпида ? Кернос ? Лекиф ? Лутрофор ? Фиала
Amphora olive-gathering BM B226 02.png
Стили вазописи
Гончары
Вазописцы
Изготовление
и некоторые вазы
Дополнительно
Выбранная статья