Надо Знать

добавить знаний



Кремлевский часы



План:


Введение

куранты Московского Кремля

Кремлевские куранты - часы, которые установлены на Спасской башне Московского Кремля.


1. Старые часы

На существование часов еще в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трех воротах Кремля, у Спасских, Тайницкой и Троицких, находившихся на службе часовщики. В 1613 - 1614 годах упоминается часовщик еще при Никольских воротах. В Фроловский ворот в 1614 году часовщиком был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старый боевой часы были проданы на вес Спасском Ярославскому монастырю. Вместо него в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея российскими кузнецами-часовщиками Ждановым, его сыном Шумило Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорел и был восстановлен Галовея. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов он "играл музыку", а также отмерил время дневной и ночной, обозначенный буквами и цифрами. Циферблат назывался указательное словесное круг, узнатний круг. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрытые золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укрепленный неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделен на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной продолжительностью дня в летнее время.

В 1705 году по указу Петра I в Кремле был установлен новый часы. Приобретенный Петром I в Голландии, он был доставлен из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы установил часовщик Екимов Хорошо (Garnault). В 1737 он пострадал от огня и восстановлен был только в 1767 году. С 1770 часы играл немецкий мелодию " О, мой милый Августин ". Часы вновь пострадал от пожара 1812 года.


2. Современные часы

Механизм кремлевского часов, конец XIX века

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 годах на российском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутеноп, компания которых была известна установкой башенных часов на куполе Большого Кремлевского дворца. Братья Бутеноп взялись за работу в декабре 1850 г. Ими были созданы новые часы, с использованием некоторых старых деталей и всех наработок часового дела того времени. Старый дубовый корпус заменен на литой, чугунный. Мастера заменили колеса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большой влажности. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Харрисона. Бутеноп установил также новые железные циферблаты, выходящие на четыре стороны, с новыми стрелками, цифрами и делениями. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные разделы были покрыты красным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были завершены в марте 1852 года. Иван Толстой, который был придворным часовщиком, доложил, что "механизм указанного часов переделан вновь с должной четкостью и за правильным ходом и верностью заслуживает полного одобрения".

Колокольня Спасской башни, конец XIX века

Знаменитая мелодия церковного звона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известна во всем мире, специально не складывалась: она обусловлена ​​исключительно самой конструкцией колокольни Спасской башни. Выполнение курантами определенной мелодии положили на игральный вал, который представляет собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии из Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя.

Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для выполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать известных для москвичей мелодий. Николай I приказал оставить две, "чтобы часовые куранты разыгрывали утром - Преображенский марш Петровских времен, употребляется для тихого шага, а вечером - молитву" Коль славен наш Господь в Сионе ", которую обычно играли музыканты, если обе пьесы можно будет приспособить механизму часовой музыки ". С этого времени куранты исполняли в 12-й и 6-й часам "Марш Преображенского Полка", а в 3-й и 9-й часам гимн "Как славен наш Господь в Сионе" Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Сначала на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи "Боже, Царя храни!", Однако Николай I этого сделать не позволил, заявив, что "куранты могут играть любые песни, кроме гимна". В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания "Братья Бутеноп" продолжала поддерживать часовой механизм.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм их вращения. Часы остановился почти на год. В 1918 году по указанию В. И. Ленина ("Надо, чтобы эти часы заговорил на нашем языке") кремлевские куранты было решено восстановить. Сначала большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, пригласили 240 000 золотом. После этого власти обратились к слесаря ​​Николая Беренса, работавший в Кремле. Беренс знал устройство курантов, поскольку был сыном мастера из компании "Братья Бутеноп", принимавший участие в их реконструкции. Было изготовлено новый маятник весом 32 килограмма, вместо утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным; отремонтировано механизм вращения стрелок, заложено пробоину в циферблате. До июля 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренс не разбирался в музыкальном устройстве Спасского часов. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в костюмах колоколов, и соответственно пожелания Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стал выполнять в 12-часов "Интернационал", в 24-часов - "Вы жертвою пали ...". В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади. В 1932 году был проведен ремонт внешнего вида часов. Был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, на что ушло 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только "Интернационал". Специальная комиссия признала звучание музыкального механизма курантов неудовлетворительным.

Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом еще в 1850 году предупреждали принимать Бутеноп: "провода, с помощью которых должны приводиться в движение молотки колоколов, будучи слишком длинными - качаются, а зимой, от воздействия морозов, сокращаются, от чего выражение музыкальных звуков бывает не чистым и неправильным". Вследствие искажения мелодии уже в 1938 году куранты замолчали, став отражать своим перезвоном и боем часов и четверти часов. В 1941 году специально для исполнения Интернационала смонтировали электромеханический привод, впоследствии демонтирован. В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на выполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Большая реставрация курантов и всего механизма часов с его остановкой на 100 дней была проведена в 1974 году. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 года работает система автоматической смазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов не реставрировался.

В 1991 году Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлевских курантов, однако выяснилось, что для выполнения гимна СССР не хватает трех колоколов. К этой задачи вернулись в 1995 году. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить "Патриотическую песню" М. И. Глинки. В 1996 году во время инаугурации Б. М. Ельцина куранты после традиционного звона и отражения часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на колокольне Спасской башни осталось всего 10 колоколов. При отсутствии нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна, в дополнение к колоколам установили металлические била. В полдень и в полночь, в 6-и утра и 6-и вечера куранты стали исполнять "Патриотическая песня", а в 3-й и 9-й часам утра и вечера - мелодию хора "Славься" из оперы "Жизнь за царя" (Иван Сусанин) также М. И. Глинки. Последнюю большую реставрацию провели в 1999 году. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры вновь позолотили. Обновили исторический вид верхних ярусов. К концу года осуществили и последнее настройки боя курантов. Вместо "Патриотической песни" куранты стали выполнять гимн Российской Федерации, официально утвержден в 2000 году.


Литература

  • Семьи Ivan Zabelin "Жизнь русских царей в XVI и XVII вв." Издатель Транзиткнига. Москва. 2005 (по часам, p. 90-94) ISBN 5-9578-2773-8

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам