Надо Знать

добавить знаний



Крестовые походы



План:


Введение

Крестовые походы - военно-религиозные походы западно-европейского рыцарства и гражданских лиц в страны Ближнего Востока под лозунгом борьбы за освобождение Гроба Господня и Святой Земли от "неверных". В них принимали участие феодалы, мещане, крестьяне, купцы, даже дети.

Осада Антиохии крестоносцами. Французская миниатюра 15 в.

В течение почти двух столетий, начиная с 1096 в 1291, европейские христиане совершали походы в Святой Земли, где воевали за Гроб Господень. Благословлял их на сражения Папа Римский.


1. Исторические обстоятельства

1.1. Ситуация на Ближнем Востоке

Святая Земля важна для Христианства том, что она является местом рождения Иисуса Христа, его деятельности, распятия, смерти и Воскресение; христиане считают Мессия или Спасителем. В конце 4-го столетия император Константин Великий основывает Византийскую империю и Святая Земля становится главным христианской. [1] [2]

Мусульмане появились на Святой Земле после завоевания арабами Сирии в 7 ст .. Армии мусульман все больше усиливали давление на Византийскую империю. Еще одним обстоятельством, повлиявшим на отношение Запада произошло в 1009 г., когда халиф Фатимидов аль-Хаким би-Амр Аллах приказал разрушить Храм Гроба Господня. В 1039 г. его преемник после получения крупной суммы позволил византийцам восстановить ее. . [3] Паломников пускали Святой Земли до и после отстройки храма, но иногда их захватывали и некоторых священников убивали. Мусульманские завоеватели со временем поняли, что Иерусалим богатеет золота паломников, после этого факты преследования прекратились. [4] Однако, репутация Сельджуков сильно пострадала и в Европе распространялись ненависть к ним. [5]


1.2. Ситуация в Западной Европе

Рисунок 15 ст .. Папа Урбан II в Клермонтский собора читает прповидь о необходимости возвращения Святой Земли

Истоки Крестовых походов достигают событий раннего Средневековье в Западной Европе и в ухудшении положения Византийской империи на востоке, что породило новую волну византийско-сельджукских войн. Падение Империи Карлонгив в конце 9-го века. и стабилизации границ в Европе после христианизации викингов, мадьяр и славян способствовали появлению большого количества вооруженных воинов, которые убивали друг друга и терроризировали местное население. Церковь старалась сдерживать насилие, иногда это удавалось, но тренированные воины равно искали выход для своей агрессии.

В 1063 г. Александр II (папа) благословил христиан на отвоевание Испании, а также гарантировал тем кто погибнет отпущение всех грехов. Просьбами византийских императоров, которым угрожали сельджуки начали интересоваться. Просьба приходило от императора Михаила VII Папе Римскому Григорий VII в 1074 г и в 1095 г. от императора Алексей I Комнин Папе Римскому Урбану II.

Еще 1074 года - папа Григорий VII выступил с призывом начать на востоке войну против сельджуков. Он даже собирался лично возглавить войско и отправиться с ним за море, однако, втянувшись в изнурительную борьбу за инвеституру с императором Священной Римской империи Генрихом IV, не успел осуществить свои грандиозные планы.

Средньвовична картина: Петр Пустынник ведет рыцарей, солдат и женщин в Иерусалим во время первого крестового похода

1095 года - на Клермонском соборе римский папа Урбан II в призывал воинов-христиан совершать поход в Святую Землю, чтобы отвоевать Гроб Господень и защитить паломников и освободить Палестину.


1.3. Крестьяне-паломники

Первый эшелон крестоносцев составили крестьяне и бедные горожане. Призыв Папы нашел в них довольно горячий отклик. С криками "Deus vuet" (лат. "Господня воля") тысячи крестоносцев отправились в длительный поход на Восток. Первыми двинулись на Иерусалим толпы плохо вооруженных простолюдинов под руководством Петра Амьенского (по прозвищу Отшельник) и Вальтера малоимущих (Вальтер Голяк).

Испытав на пути потери, 1096 года они добрались Константинополя и погибли в первом же бою под Анатолией.


2. Крестовые походы

2.1. Первый крестовый поход

Впервые к походу на Церковном соборе в Клермоне 1095 года призвал Папа Римский Урбан II.

Весной 1096 года, не дождавшись рыцарей, в поход отправились отряды крестьян Франции, Германии и Италии. Они были плохо вооружены и недосвеченные в военном деле. В первом же бою под Киевом Никейского султаната их армию уничтожили турки. Только десятая часть спаслась бегством.

Весной 1097 года в столице Византии сосредоточились отряды рыцарей-крестоносцев. Главную роль в Первом крестовом походе играли феодалы Южной Франции - граф Раймонд Тулузский, граф Роберт Фландрский, сын нормандского герцога Вильгельма (завоевателя Англии) Роберт, епископ Адемар. В походе также участвовали граф Готфрид Бульонский - герцог Нижней Лотарингии, его братья Болдуин и Евстафий, граф Гуго Вермандуасский - сын французского короля Генриха I и граф Боэмунд Тарентский.

Готфрид Бульонский, французский рыцарь, председатель первого крестового похода и основатель Иерусалимского королевства.

Рыцари под руководством опытного норманны Боэмунда Тарентского собрались осенью 1097 года и в следующем году захватили Никею, Эдессу, а позже Киликию и Иерусалим ( 1099). Они основали Иерусалимское королевство, а также Антиохийское княжество, Эдесское и Триполийське графства. Кроме того, здесь были организованы монашеско-рыцарские ордена иоаннитов, тамплиеров и Тевтонский орден.


2.2. Осада Иерусалим

Евреи и мусульмане сражались вместе, чтобы защитить город от франков. Однако их оборона оказалась неудачной и 15 июня 1099 года крестоносцы проникли в город. Они продовжужавалы убийства еврейских и мусульманских жителей, выживших поджигали мечети и разрушали город. [6]. Отстраненность, видчуженнисть и страх, что испытывали франки на чужбине, объясняет их жестокость, включая каннибализм, который был зафиксирован во время осады Марата в 1098 году. [7] В результате Первого крестового похода были созданы многочисленные малые государства крестоносцев, среди которых выделялось Иерусалимское королевство. В этом королевстве примерно 120,000 франков (преимущественно франкоязычных западных христиан) руководили 350,000 мусульман, евреев и местных христиан восточного обряда, которые остались после арабского оккупации 638 года.

Крестоносцы также пытались взять под контроль Тир, но были побеждены мусульманами. Жители Тиру попросили Захир аль-Дин атабек, правителя Дамаск, помощи в защите своего города от франков с обещанием сдать город ему. Когда франки были побеждены, жители Тиру не сдали город, а Захир аль-Дин коротко сказал:

То, что я сделал, я сделал ради Бога и мусульман, а не из-за желания золота и королевства. [8]

После взятия Иерусалима крестоносцы создали четыре государства: Иерусалимское королевство, княжество Антиохию, Графство Триполи и Графство Эдесса. Сначала мусульмане не представляли угрозы для государств крестоносцев через внутренние конфликты, но впоследствии они объединились вокруг Имад аль-Дин Зенги.Вин начал с увлечения Эдессы в 1144 году. Это было первое город, покоренные крестоносцами, и первый город, отвоеван мусульманами. Это заставило Папу Римского объявить Второй крестовый поход.


2.3. Второй крестовый поход

Используя идеи священной войны против неверных ( "Джихада"), мосульских эмир Имад ад-Дин Зенги в 1137 г. разгромил войска графства Триполи и начал угрожать захватом приграничных государств королевства, в частности Эдесское графства. Его тогдашний правитель - Жослен И де Куртенэ (1118-1131) не имел достаточно войск, чтобы защитить свои земли и город. Проведя разведку, в 1144 г. Зенги начал осаду Эдессы. Осада города продолжалась 28 дней и Эдесса была захвачена 25 декабря 1144 года Антиохийский князь Раймунд де Пуатье (1099-1149) не только отказался помочь в беде своему соседу, но под разными предлогами задерживал отряды, которые шли на помощь Жослен.

Успех джихада представлял угрозу существованию всех государств крестоносцев. После смерти своего отца Зенги Махмуд Нур ад-Дин (Нуреддин) (1146-1179) объединил враждующих сирийских эмиров на борьбу против крестоносцев, также используя лозунги джихада.


2.4. Третий крестовый поход

Ближний Восток в 1190.

В марте 1190 войска Фридриха I Барбаросса переправились в Азию, двинулись на юго-восток и, после страшных потерь, пробились через всю Малую Азию, но неожиданно после перехода через Тавр император утонул в реке Салеф. Часть его войска разошлась, многие погибли, других герцог Швабии Фридрих VI привел в Антиохию, а затем в Акры. В январе 1191 он умер от моровой язвы. Весной прибыли французский король Филипп II Август, английский король ( Ричард I Львиное Сердце) и герцог Леопольд Австрийский. По дороге Ричард I Львиное Сердце победил императора Кипра, Исаака Комнина, который вынужден был сдаться. Его заточили в сирийский замок, где держали почти до самой смерти, а Кипр попал под власть крестоносцев. Осада Акры шла плохо из-за раздора между французским и английским королями, а также между Ги де Лузиньян и маркграфом Конрад Монферратский, который заявил после смерти жены Ги претензии на иерусалимскую корону и женился на Изабелле Иерусалимской, сестре и наследнице умершего Сибиллы. Только 12 июля 1191 Акра сдалась после почти двухлетней осады. Конрад и Ги примирились уже после взятия Акры, первый был признан наследником Ги и получил Тир, Бейрут и Сидон. Вскоре после этого отправился на родину Филипп II с частью французских рыцарей, но Гуго Бургундский, Генрих Шампанский и многие другие знатные крестоносцев остались в Сирии. После взятия Акры крестоносцы действовали вяло и не решились решительно напасть на Иерусалим, хотя и делали слабые попытки. Наконец, в сентября 1192 г. было заключено перемирие с Саладином Иерусалим остался во власти мусульман, христианам было разрешено посещать святой город. После этого Ричард отплыл в Европу.

Обстоятельством, несколько облегчила положение крестоносцев, была смерть Саладина в марте 1193, раздел его владений между его многочисленными сыновьями стало источником междоусобиц среди мусульман. Вскоре выдвинулся брат Саладина, Аль-Малик, который завоевал Египет, южную Сирию, Месопотамию и принял титул султана. После неудачи третьего крестового похода в Святую Землю стал собираться император Генрих VI, принявший крест в мае 1195, но он умер в сентябре 1197. Некоторые отряды крестоносцев, отправившихся ранее, все же прибыли в Акру. Чуть раньше императора умер Генрих Шампанский, который был женат на вдове Конрада Монферратский и поэтому носил иерусалимскую корону. Королем избран был теперь Амори II (брат Ги де Лузиньяна), женившийся на вдове Генриха. Между тем военные действия в Сирии шли неудачно, значительная часть крестоносцев вернулась на родину. В это время немецкое госпитальное братство св. Марии, основан во время 3 - го крестового похода, был преобразован в тевтонский духовно-рыцарский орден.

В 1187 г. султан Саладин (Салах ад Дин) разбил крестоносцев и захватил Иерусалим. Отражать святой город в третьем походе отправились со своими войсками король Франции Филипп II Август, король Германии Фридрих I Барбаросса и король Англии Ричард I Львиное Сердце.

Саладин и Ричард подписали мирное соглашение по разделу Святой Земли включая Иерусалим. Крестоносцы основали Второе Королевство со столицей в Аккре (сейчас Акко). Однако фактически единственным успехом похода было завоевание Кипра, который впоследствии был продан тамплиерам.


2.5. Четвертый крестовый поход

Крестоносцы штурмуют Константинополь ( Эжен Делакруа, 1840). Самой событием Четвертого крестового похода стало ограбление православного Константинополь

Четвертый крестовый поход был организован не против турок-мусульман, а против православной Византийской империи. Результатом четвертого похода ( 1202 - 1204) были узурпация власти императора в Константинополе и основания Латинской империи. В начале XIII в. стало ясно, что решающее значение для судьбы Святой Земли имеет Египет, султан которого постоянно угрожал владениям крестоносцев. Папа Иннокентий III начал готовиться к новому крестовому походу, однако в Египет крестоносцы так и не дошли.

Чтобы попасть в Египет, руководители похода обратились к Венеции, которая имела лучший флот, с просьбой переправить их войска. Дож Энрико Дандоло - председатель Венецианской республики - согласился перевезти крестоносцев за крупную сумму - 85 тыс. марок серебром. В июне 1202 p., Когда корабли были уже готовы, на острове Лидо собралась только треть крестоносцев. Руководители похода смогли собрать лишь часть необходимой суммы. Тогда дож предложил отложить плату при условии, что крестоносцы помогут ему уничтожить торгового соперника - город Задар на восточном побережье Адриатического моря. Несмотря на запрет папы воевать против христиан, руководители похода согласились. В ноябре 1202 г. они захватили и ограбили Задар. Иннокентий III отлучил Венецию и крестоносцев от церкви, но, желая уничтожить египтян, пообещал снять отлучение, если поход состоится.

Однако дож Венеции уговорил крестоносцев на поход против еще одного своего соперника-христианского Константинополь. Поводом к войне стало желание сына императора Исаака II Ангела отобрать у дяди Алексея престол, который он захватил, ослепив брата. Императорский сын пообещал за это щедрое вознаграждение, крайне необходимую крестоносцам, - 200 тыс. марок серебром.

Летом 1203 г. крестоносцы начали осаду Константинополя. Вскоре они захватили город и вернули престол Исааку II. Далее предстояло рассчитаться с "освободителями", но в императорской казне не нашлось такого количества денег. Когда их начали силой взимать с населения, вспыхнуло восстание, в результате которого новым императором провозгласили врага крестоносцев Алексея Дуку. Он попытался защитить город от "освободителей". Крестоносцы начали новый штурм Константинополя, 13 апреля взяли город и варварски его ограбили, убив тысячи жителей.

После победы крестоносцы разделили между собой земли империи. Латиняне (так называли крестоносцев византийцы) основали на развалинах империи свои владения, которые на Западе называли Латинской Романии, а историки впоследствии назвали Латинской империей. О продолжении похода, конечно, уже не шла.


2.6. Остальные походы

В 1212 году отдельно был организован поход детей, как безгрешные имели отвоевать Иерусалим. В Палестину из Франции и Германии отправились в целом около 50 000 детей. Поход закончился позором. Дети частично не выдержали трудностей похода, а частично были проданы в рабство.

Произошло еще четыре крестовые походы - все неудачные ( 1217 - 1221, 1228 - 1229, 1248 - 1254, 1270). А 1291 Палестина была завоевана султаном Египта.

На Первому и Второму Лионском соборе по инициативе Папы Римского активно обсуждался вопрос организации Девятого крестового похода против монголо-татар. На I Лионском соборе присутствовал митрополит Киевский (Архиепископ Русском) Петр Акерович, который рассказал о татарское нашествие и призвал европейских князей в организации похода. По решению Собора в Киев и Золотой орды было отправлено посольство Плано Карпини.

На втором Лионском соборе был вновь поднят вопрос об организации крестового похода против монголо-татар. Однако разговоры о Девятого крестового похода, несмотря на все усилия папы Григория X, не воплотились в жизнь. Поход предполагалось осуществить против Золотой Орды в союзе с ильханидом Абаком, представитель которого на соборе в знак серьезности намерений хана принял крещение.


2.7. Итоги и значение крестовых походов

Крестовые походы как военные экспедиции с целью освобождения Святой Земли потерпели крах. Они вызвали значительные людские потери как среди населения стран Востока, так и среди самих участников. Во время походов было уничтожено много памятников культуры, библиотек, дворцов. В результате Четвертого Крестового похода было разрушено Константинополь - центр восточной христианской культуры. Крестовые походы привели к ухудшению отношений между Европой и странами Востока, христианским и исламским мирами.

Однако эпоха крестовых походов для Европы не прошла бесследно. Значительно оживилась торговля на Средиземном море. Особенно заметное преимущество получили итальянские города-государства - Венеция, Генуя, Пиза, к которым перешла первенство в торговле со странами Востока. Византия, как торговый соперник итальянских городов-государств, после Четвертого Крестового похода перестала им быть.

Крестовые походы способствовали ознакомлению европейцев с новыми рильницькимы растениями и началу их выращивания в Европе. Именно тогда попали в Европу рис, гречка, лимоны, абрикосы, арбузы. Крестоносцы познакомились с производством сахара, шелковых тканей и стеклянных зеркал, заимствовали с Востока голубиную почту и ветряки. Знакомство с Востоком повлияло и на быт европейцев. Рыцари усвоили восточные манеры, придворную вежливость, начали следить за своим телом и лицом. Именно с тех пор на Западе привыкли мыть руки перед едой, принимать ванны и мыться в горячих банях. В рыцарских замках появилась новая увлекательная игра-шахматы.

В Западной Европе усилилось тяготение к изысканных блюд, сладких вин, пряностей. В моду вошли красивая одежда, предметы восточного быта, одеяла, редкие вещи, ценное оружие. Чтобы покупать все это, нужны были средства, и феодалы стали чаще требовать от зависимых крестьян платить им налоги деньгами, а не давать продуктами, как раньше. Поэтому в Европе оживилась торговля, разрушалось старое натуральное хозяйство.


См.. также

Примечания

  1. Shaye ID Cohen. "Legitimization Under Constantine" - www.pbs.org / wgbh / pages / frontline / shows / religion / why / legitimization.html. PBS . http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/religion/why/legitimization.html - www.pbs.org / wgbh / pages / frontline / shows / religion / why / legitimization.html . Проверено 2007-08-11 .
  2. " HISTORY: Foreign Domination - www.mfa.gov.il / MFA / Facts About Israel/History/HISTORY- Foreign Domination.htm "
  3. Denys Pringle "Architecture in Latin East" in The Oxford History of the Crusades ed. Jonathan Riley-Smith (New York: Oxford University Press, 1999) 157
  4. Madden, p. 5
  5. Madden, p. 8
  6. Trumpbour, John. "Crusades". In The Oxford Encyclopedia of the Islamic World. , Edited by John L. Esposito. Oxford Islamic Studies Online, http://www.oxfordislamicstudies.com/article - www.oxfordislamicstudies.com / article (accessed February 17, 2008).
  7. "Les Croisades, origines et consequences", p.62, Claude Lebedel, ISBN 2-7373-4136-1
  8. The Damascus Chronicle of the Crusades, Extracted and translated from the chronicle of Ibn Al-Qalanisi, translated by HAR Gibb (London: Luzac & Co., 1932).

Источники

  • Atwood, Christopher P. (2004). The Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire. Facts on File, Inc. ISBN 0-8160-4671-9.
  • Carl Erdmann The Origin of the Idea of Crusade, trans. MW Baldwin & Walter Goffart, in English (Princeton, 1977). Original work in German, Die Enstehung des Kreuzzugsgedanken, Forschungen zur Kirchen-und Geistesgeschichte 6 (Stuttgart, 1935).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам